Вы на странице: ГлавнаяМедитация

Парамаханса Йогананда

"Автобиография йога"




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
1. Родители и ранние годы жизни.
2. Смерть матери и мистический амулет.
3. Святой с двумя телами (свами Пранабананда).
4. Неудавшийся побег в Гималаи.
5. "Благоухающий святой" показывает чудеса.
6. Свами Тигр.
7. Левитирующий святой (Наджендра Нат Бхадури).
8. Великий ученый Индии Джагдиш Чандра Бос.
9. Блаженный приверженец и его космический роман (учитель Махасая).
10. Я встречаю своего учителя Шри Юктешвара.
11. Двое мальчишек без гроша в Бриндабане.
12. Годы в доме учителя.
13. Неспящий святой (Рам Гопал Музумдар).
14. Опыт космического сознания.
15. Похищение цветной капусты.
16. Как мы перехитрили звёзды.
17. Шаши и три сапфира.
18. Магометанин-чудодей (Афзал Хан).
19. Учитель, находясь в Калькутте, является в Серампуре.
20. Мы не посещаем Кашмир.
21. Мы посещаем Кашмир.
22. Сердце каменного изваяния.
23. Я получаю университетскую степень.
24. Я становлюсь монахом Ордена Свами.
25. Брат Ананта и сестра Налини.
26. Учение крия-йоги.
27. Создание школы йоги в Ранчи.
28. Каши, вновь рождённый и найденный.
29. Рабиндранат Тагор и я сравниваем школы.
30. Закон чудес.
31. Беседа со святой матерью (Каши Мони Лахири).
32. Рама, воскресший из мертвых.
33. Бабаджи – современный йог, равный Христу.
34. Материализация дворца в Гималаях.
35. Христоподобная жизнь Лахири Махасайя.
36. Интерес Бабаджи к Западу.
37. Я еду в Америку.
38. Лютер Бербанк – святой средь роз.
39. Тереза Ньюмен – католичка-стигматка.
40. Я возвращаюсь в Индию.
41. Идиллия в Южной Индии.
42. Последние дни с учителем.
43. Воскресение Шри Юктешвара.
44. С Махатмой Ганди в Вардха.
45. Бенгальская "Мать, проникнутая блаженством" (Анандамайи Ма).
46. Женщина-йог, которая ничего не ест (Гири Бала).
47. Я возвращаюсь на Запад.
48. Энсинитас в Калифорнии.
49. Годы 1940 – 1951.
Иллюстрации


Глава 28

Каши, вновь рождённый и найденный


   - Не заходите, пожалуйста, в воду. Давайте зачерпнем ее ведрами и помоемся.

   С этими словами я обратился к юным ученикам Ранчи, сопровождавшим меня в тринадцатикилометровой экскурсии к соседнему холму. Озеро перед нами было привлекательно, но во мне возникла неприязнь к нему. Окружавшая группа последовала моему примеру и погрузила в озеро ведра, но несколько ребятишек поддались соблазну прохладной воды. Едва они прыгнули в нее, как вокруг них уже извивались большие водяные змеи. Какие поднялись крики и всплески! С какой комичной живостью было покинуто озеро!

   Достигнув цели путешествия, мы наслаждались завтраком на природе. Я сидел под деревом окруженный учениками. Заметив мое вдохновенное настроение, они забросали меня вопросами.

   - Скажите, пожалуйста, – спросил один юноша, – всегда ли я пребуду с вами на пути отречения?

   - О нет, – ответил я, – тебя насильно заберут домой, а позже ты женишься.

   - Меня увезут домой только в случае моей смерти, – горячо запротестовал он, не поверив. (Но через несколько месяцев его родители прибыли в школу, чтобы забрать его, невзирая на полное слез сопротивление. Спусти несколько лет он женился.)

   После того, как я ответил на множество вопросов, ко мне обратился мальчик по имени Каши. Ему было двенадцать лет, он был блестящий, всеми любимый ученик.

   - Господин, – спросил он, – а какой будет моя судьба?

   - Ты скоро умрешь, – ответ вырвался из уст с непреодолимой силой.

   Это неожиданное открытие потрясло и глубоко опечалило меня и всех присутствующих. Молча обозвав себя жутким ребенком, я отказался отвечать на дальнейшие вопросы.

   По возвращении в школу Каши пришел в мою комнату.

   - Если я умру, не найдете ли вы меня, когда я буду рожден вновь и не направите ли снова на духовный путь? – рыдал он.

   Я вынужден был отказаться от этой трудной оккультной ответственности. Но Каши несколько недель упорно осаждал меня. Видя, что он расстроен до предела, я наконец утешил его.

   - Да, – пообещал я. – Если поможет Небесный Отец, я постараюсь найти тебя.

   В летние каникулы я отправился в краткосрочную поездку. Сожалея, что не могу взять с собой Каши, я позвал его перед дорогой в свою комнату и тщательно наказал ему оставаться в духовных вибрациях школы, невзирая ни на какие уговоры. Я как-то чувствовал, что если он не поедет домой, надвигающееся бедствие пройдет стороной.

   Едва я уехал, как в Ранчи прибыл отец Каши. Пятнадцать дней он пытался сломить волю сына, убеждая, что если Каши поедет в Калькутту всего на четыре дня повидаться с матерью, то потом сможет вернуться. Каши упорно отказывался. Наконец отец заявил, что заберет мальчика насильно с помощью полиции. Эта угроза обеспокоила Каши, не желавшего быть причиной какой бы то ни было неприятности для школы. У него не оставалось никакого иного выхода, кроме поездки.

   Несколькими днями позже, вернувшись в Ранчи и узнав, что Каши увезли, я тут же сел в поезд на Калькутту. Там я нанял кеб, запряженный лошадью. Когда экипаж проехал Ховрский мост через Ганг, к своему изумлению, я встретил отца Каши и прочих родственников в траурных одеждах. Крикнув возничему, чтобы он остановился, я соскочил и свирепо взглянул на несчастного отца.

   - Господин убийца! – воскликнул я довольно безрассудно. – Вы убили моего мальчика!

   Отец уже понял, что совершил ошибку, насильно доставив Каши в Калькутту. В те несколько дней, что мальчик пробыл там, он поел зараженной пищи, заболел холерой и умер.

   Моя любовь к Каши и обещание найти его после смерти днем и ночью преследовали меня. Где бы я ни был, лицо его вырисовывалось передо мной. Я искал его, как давным-давно разыскивал утраченную мать.

   Чувствуя, что поскольку Бог дал мне способность разума, я должен воспользоваться им и до предела напрячь силы для того, чтобы открыть тонкие законы, благодаря которым я смогу узнать астральное нахождение мальчика. Я понимал, что он был душой, вибрирующей неосуществившимися желаниями, – световой массой в астральных сферах, плавающей где-то среди миллионов светящихся душ. Как мне настроиться на него среди такого множества вибраций световых масс других душ?

   Пользуясь секретной йоговской техникой, я передал свою любовь душе Каши через внутренний "микрофон", расположенный в центре духовного ока1. С антенной из поднятых кистей и пальцев я часто поворачивался в разных направлениях, пытаясь определить место, в котором он вновь родился в зародыше, и надеясь получить ответ в настроенное концентрацией радио моего сердца. Я интуитивно чувствовал, что Каши скоро вернется на Землю и что, если я буду беспрестанно передавать призыв, его душа ответит. Я знал, что легчайший импульс, посланный Каши, почувствуется в моих пальцах, кистях и других частях рук, позвоночнике и нервах.

Потерянный и вновь найденный Каши.
Потерянный и вновь найденный Каши

   С неослабевающим рвением в течение почти шести месяцев после смерти Каши я неизменно практиковал этот йоговский метод. Однажды утром, гуляя с несколькими друзьями по переполненной народом Бамбазарской части Калькутты, подняв руки на обычный манер, я впервые получил ответ, с внутренним трепетом обнаружив электрические импульсы, тонкой струйкой текущие по пальцам и ладоням. Эти токи переводились в одну непрерывную мысль из глубокого укромного места: "Я Каши, идите ко мне!"

   Мысль эта сделалась почти слышимой, когда я сосредоточился на сердечном радио. Вновь и вновь слышимый мною призывный шепот Каши имел характерный, слегка хрипловатый тембр2. Схватив за руку Прокаш Даса, одного из моих спутников, я радостно сказал ему:

   - Кажется, я определил местонахождение Каши!

   Я стал вертеться вокруг, к явному веселью друзей и толпы прохожих. Электрические импульсы покалывали в пальцах лишь тогда, когда я обращался лицом к соседней улочке, удачно именуемой Змеиной, и пропадали, когда я поворачивался в других направлениях.

   - А, – воскликнул я, – душа Каши, должно быть, живет в чреве какой-нибудь матери, проживающей здесь.

   Я и спутники подошли ближе к улочке Змеиной, вибрации в поднятых руках становились сильнее и отчетливее. Меня как магнитом тянуло на правую сторону. Достигнув входа в один дом, я был поражен, чувствуя, что ток пронизывает меня буквально насквозь. Постучав в дверь в состоянии сильного возбуждения, я затаил дыхание, чувствуя, что настал счастливый конец долгим, трудным и довольно необычным поискам.

   Дверь открыл слуга, сказав, что хозяин дома. Спустившись со второго этажа по лестнице, хозяин вопросительно улыбнулся мне. Я и не знал, как выразить вопрос, уместный и неуместный в одно и то же время.

   - Скажите, пожалуйста, не ждете ли вы с женой ребенка месяцев примерно шесть?3 – Да, это так. – Видя, что я свами, отреченный, одетый в традиционные одежды оранжевого цвета, он вежливо добавил: – Скажите, пожалуйста, откуда вы знаете об этом?

   Когда изумленный человек услышал историю о Каши и об обещании, данном ему мною, он поверил в рассказ.

   - У вас родится ребенок мужского пола красивого сложения, – сказал я, – с открытым лицом и вихром на лбу. Он будет весьма предрасположен к духовному. – Я определенно чувствовал, что ожидаемый ребенок будет похож на Каши.

   Позже я навестил ребенка, родители которого дали ему старое имя Каши. Даже в младенчестве он был поразительно похож внешне на дорогого ученика в Ранчи. Ребенок немедленно обнаружил ко мне привязанность, прошлое проснулось с удвоенной силой.

   Несколько лет спустя, когда я был в Америке, мальчик-подросток написал мне письмо. Он заявлял о глубоком стремлении следовать йоговскому пути. Я направил его к одному гималайскому учителю, принявшему в ученики вновь рожденного Каши.


    1. Воля, излучаемая из межбровного центра, известна йогам как передатчик мысли. Когда чувство спокойно сосредоточено на сердце, оно действует и как мысленное радио способное получать вести от других, находящихся далеко или близко. При телепатии слабые вибрации мысли одного человека передаются через тонкие вибрации астрального эфира, а затем через более грубый земной эфир, создавая электрические волны, преобразующиеся в вибрации мысли в уме другого лица.

   2. Всякая душа в своем чистом состоянии всеведуща. Душа Каши помнила все характерные черты мальчика Каши и для того, чтобы я узнал его, имитировала хрипловатый голос Каши.

   3. Хотя многие люди после физической смерти от пятисот до тысячи лет остаются в астральном мире, не существует неизменных правил относительно продолжительности времени между воплощениями (см. главу 43). Предназначенный человеку период времени в физическом или астральном воплощении кармически предопределен.

   Смерть и обычный сон – "маленькая смерть" – это необходимость, временно освобождающая здравый смысл непросвещенного человека от помех. Так как важной частью человека является душа, во сне и в смерти он получает определенные, возрождающие к жизни напоминания о своей бестелесности.

   Уравновешивающий закон кармы, как изложено в индуистских Писаниях, – это закон действия и противодействия, причины и следствия, сеяния и сбора урожая. В процессе естественной добродетельности (рита) каждый человек мыслями и действиями становится творцом судьбы. Какие бы всеобщие энергии он мудро или не мудро ни приводил в движение, как неумолимо завершающийся круг, они должны вернуться к нему в их начальной точке. "Мир похож на математическое уравнение, которое, как его ни верти, уравновесится. Каждый секрет раскрывается, каждое преступление наказывается, каждая добродетель вознаграждается, каждый проступок компенсируется". – Эмерсон, Компенсация. Карма как закон справедливости объясняется неровностями в жизни и служит для освобождения человеческого ума от чувства обиды на Бога и людей (См. сноску в гл. 16).


Глава 29