Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

"Стремитесь к единству, чистоте и божественности"

Новый год, 1.1.2003

Интеллект, образование, плодовитая ученость,
Победа в словесных битвах,
Одержание победы над неприятелем в ожесточённой борьбе,
Владение огромными царствами,
Обильная раздача коров и золота,
Подсчёт бесчисленных звёзд, от которого слепнут глаза,
Подсчёт всех бесчисленных божьих тварей,
Достижение мистических сил
И вступление на лунный грунт -
Всё это возможно для человека, обладающего силой,
Но обуздание побуждений тела,
Поворот зрения внутрь -
Настолько трудно достичь этого видения
И угомонить свой ум.

(стих на телугу)

Искусный язык соблазнит даже богиню богатства,
Ласковый язык уговорит семью и друзей,
Именно язык свяжет вашу жизнь узлом,
Злобный язык заслужит себе мгновенную смерть.

(стих на санскрите)

Воплощения Любви!

Имея столь священную способность как речь, человек не умеет использовать её подобающим образом. Никакая другая форма жизни, кроме человеческой, не имеет могущественного интеллекта и способности к внутреннему миру. В этом мире каждый объект имеет пять аспектов, а именно, Сат, Чит, Ананда, Рупа и Нама (бытиё, осознание, блаженство, форма и имя). Бытиё, осознание, блаженство – это три основных атрибута каждого человека. Они истинны и вечны. Имя и форма временны. Иллюзия перманентности имени и формы заставляет человека растрачивать впустую свою драгоценную жизнь.

В этом мире есть два типа интеллектуалов. Первый тип – это учёные, полностью материалистические по своему мировоззрению. Они держат в своей голове только физические и мирские цели и достижения. Их зачаровывает внешнее проявление гигантского дерева с его многочисленными ветвями и сучьями, но они не интересуются тем, чтобы искать его "корни". Ведантисты (философы) – это второй тип интеллектуалов, которые не заворожены внешнем проявлением дерева, а испытывают благоговейный восторг в самих поисках "корней". Люди, мирские по своей природе, растрачивают своё время, орошая "ветви", в то время как Ведантисты поливают "корни" и потом наслаждаются "плодами".

Как-то однажды Асуры (демоны) и Девы (полубоги) пахтали океан молока, надеясь добыть божественную амброзию (Амриту). Они использовали гору Мантару в качестве мутовки. Но в начале им пришлось вытерпеть появление из океана смертельного яда. Демоны были разочарованы и обескуражены, увидев, что вместо амруты из океана появился яд. Они хотели прекратить взбивание. Но полубоги упорно продолжали со всем мужеством и решимостью. Их неослабные усилия принесли богатые награды в виде богини богатства Лакшми Деви, Ираваты (божественного белого слона), Кальпатару (коровы, исполняющей желания) и в конечном итоге самой божественной амброзии. Подобным же образом человек должен взбивать свой ум и пытаться постичь свою настоящую идентичность. Его не должны отпугивать препятствия, преграждающие его путь.

Сат-Чит-Ананда - это сама природа человека. Но человек забыл саму свою природу и растрачивает свою жизнь в пустых поисках ускользающих наслаждений. Он не способен постичь ценности его собственной природы, Сат-Чит-Ананды. Когда он осознает её ценность и ощутит её, он сможет достичь возвышенного положения. Фактически он станет самим Богом. Человек сможет выполнить любую могущественную задачу, когда он осознает свою божественную природу. Силы, скрытой в человеке, нет больше нигде. Каждый человек наделён тремя главными атрибутами Сат-Чит-Ананды. Но, запутавшись в сети заблуждения, человек считает, что "имя и форма" реальны, игнорируя свои врождённые качества Сат-Чит-Ананды. Прежде всего, человек должен осознать свою собственную врождённую божественную природу. Но человек не прикладывает усилий в этом направлении. Он стал рабом своих чувств, и растрачивает своё время на тривиальные вещи. Поэтому понять свою врождённую человеческую природу и потом воплощать её на практике – это первичный долг человека.

Ценность и значение человеческой жизни за пределами любых оценок. Ваша жизнь будет спасена, только когда вы будете воплощать человеческие ценности на практике. Человек – это искра Божественности. Вот почему Господь Кришна сказал в Бхагавад Гите: "Мамаивамшо Дживалоке Дживабхутах Санатана" (вечная Атма во всех существах – это частицы Моего Бытия). Фактически Антарвани (внутренний голос) постоянно напоминает человеку о его божественной природе. Но человек не прикладывает усилий, чтобы услышать свой внутренний голос. Он стремится к физическим и эфемерным вещам, забывая свою собственную божественную природу и отдаляя себя тем самым от окончательной цели в жизни. Имена и формы недолговечны, как мыльные пузыри. Его вводят в заблуждение имена и формы и он теряет драгоценную жемчужину божественности. Человек наделён бесконечной божественной силой. Раскалённый кусок железа можно использовать лучше, чем огонь. Тело можно сравнить с куском железа, а божественность с огнём. Человек должен поэтому понять эту истину и правильно использовать своё тело.

Воплощения Любви!

Накануне Нового года люди полны надежд и ожиданий. На самом деле к каждому моменту вы должны относиться как к началу Нового года. Имена и формы не имеют ценности без вечных добродетелей. Человек страдает от различных заболеваний, внутренних и внешних. Доктор может вылечит внешние болезни. Но для всех внутренних болезней единственным лекарством является Атмическое чувство. Вы должны стараться понять принцип Атмы. Атма – синоним Брахмы, который ничто иное как Чайтанья, пронизывающая каждого человека. У человека есть имя и внешний облик, но у Чайтаньи нет формы. Та Чайтанья, которая присутствует в человеческом теле, называется совестью. Всеохватывающая Чайтанья называется сознанием. Когда индивидуум понимает принцип единства в множественности, то "совесть" трансформируется в "сознание". Человека вводят в заблуждения причуды мира. Он придаёт важность Новому году, который столь скоротечен. На самом деле он должен придавать важность неизменяемому "времени" и сделать его святым, правильно его используя.

В этом мире с нами навсегда остаётся только истина и добродетель. Их ценности невозможно представить в количественной форме. Поэтому мы должны стремиться развивать в нас истину и добродетель. Мы не должны гоняться за именем и славой. К примеру, не нужно пребывать в таком заблуждении, что это мы обеспечиваем город Ченнаи водами Телугу Ганги. Воду никто никому не даёт. Это дар природы для всех. Каждый получает свою долю в зависимости от своих заслуг. Деятельность человека получает желаемый результат, только если кала, карма, карана и картавья (время, действие, причина и долг) находятся в гармонии друг с другом. Поэтому нужно искренне стараться и ждать подходящего времени. Когда действие приведёт к желаемому результату, вы должны использовать его в соответствии со временем и обстоятельствами.

Мальчики (бывшие студенты Свами) делают много хорошего. Они ездят по деревням и доставляют людям счастье своим служением и пением бхаджанов. Они должны делать всё это в духе любви. Нет ничего превыше любви. Вы должны наполнить свою жизнь бескорыстной любовью.

Воплощения Любви!

Служения и пения Бхаджанов ещё не достаточно. Вы должны отказаться от того чувства, что вы служите другим людям. Это очень важно. Когда вы служите другим, тем самым вы служите самому себе. Вы должны относиться ко всем как к самому себе. На самом деле другие – это не другие, а Бог. Поэтому служение человечеству – это служение Богу. Всё служение направлено на то, чтобы воспитать в вас это чувство. Вы должны погрузиться в область служения с бескорыстным чувством. Только тогда это будет настоящим служением. Всякое другое служение является мирским и преходящим.

Студенты!

Вы заблуждаетесь, если думаете, что служите другим. Вы должны избавиться от такого чувства. Только тогда ваше служение станет служением в истинном смысле этого слова. Служение не означает всего лишь помогать другим. Любить всех и служить всем – это самый быстрый путь к Богу. Ваше служение должно быть пронизано духом любви. Без позитивного аспекта любви всё ваше служение становится негативным по своей природе.

Все люди подобны лампочкам, а любовь подобна главному выключателю. Если повернуть главный выключатель, то все люди начнут излучать свет и счастье для всех. Вы наоборот его выключаете, а пытаетесь наслаждаться счастьем. Это невозможно. Хри + Дая (сострадание) = Хридая (сердце). Ваше сердце должно наполниться состраданием. Вся ваша деятельность должна быть пронизана любовью. Нет силы превыше любви. Наши древние мудрецы и духовные искатели жили в глухих лесах среди диких зверей. У них не было никакого оружия, но, тем не менее, они могли передвигаться повсюду без малейшего страха. Что было источником их мужества? Они владели одним единственным оружием - любовью, которая защищала их от диких зверей.

Древняя культура Бхарата божественна, драгоценна, чудесна и полна блаженства. Но вы не стараетесь понять её величия. Фактически вы умаляете столь священную культуру. Вас вводят в заблуждения различия, основанные на кастах и культурах. На самом деле есть только одна каста – каста человечества. Настоящей религией является любовь, исходящая от сердца. Всё человечество – одна семья. Все – братья и сёстры. Весь мир – один дворец. Невозможно будет описать в словах то счастье, которое вы испытаете, когда в вас разовьётся подобная широта чувств. Поэтому старайтесь увидеть божественность в человечности.

Творение Бога – это чудо и таинство. В небе бесчисленное количество звёзд. Свет от некоторых из них ещё должен достичь земли, несмотря на то, что свет распространяется со скоростью в сотни тысяч миль секунду. В таком случае вы можете представить себе, на каком расстоянии находятся земля и звёзды. Если творение само по себе столь бесконечный и неописуемый феномен, то каким могущественным должен быть его творец!

"Истории Господа – самые чудесные и священные во всех трёх мирах. Они подобны серпам, стригущим ползучие растения мирской зависимости." (поэма на телугу) Истории Бога невозможно пересказать в словах. Человек воображает и описывает Его, основываясь на своих собственных оценках. На самом деле Бог за пределами всяких определений.

В этом мире есть различного вида опыт (Прамана). Это прямой опыт (Пратьякша Прамана), опыт, основанный на умозаключении (Анумана Прамана), опыт, основанный на двойственности (Двайта Прамана) и опыт, основанный на недвойственности (Адвайта Прамана). Бог за пределами всего этого опыта, поэтому Он называется Апрамея (неизмеримый и неопределимый). Бог присутствует в сердце каждого человека со всеми своими божественными силами. Красоту и величие Бога невозможно описать в словах. Он прославляется как "Хираньягарбхая Намаха" (Слава имеющему золотое чрево). Хиранья означает золото. Оно присутствует в вашем сердце. Золото пронизывает всё Его тело, точно так же как экстракт потреблённой пищи распространяется по всему телу. Поэтому Он – самый привлекательный. Он – первичная основа всех существ. Всё происходит согласно Его воле. Его называю Праджапати, поскольку Он – творец всех существ. Его называют Дакшинамурти, поскольку Он – самый умный. Подобным образом, Бог имеет бесчисленные имена. Человек приписывает Богу различные имена и облики, основываясь на своём ограниченном понимании, и поклоняется Ему. Ниргунам, Ниранджанам, Санатана Никетанам, Нитья, Суддха, Буддха, Мукта, Нирмала Сварупинам (Бог вне атрибутов, чистый, финальное прибежище, вечный, безупречный, просветлённый, освобождённый и олицетворение святости). Зачем человек считает себя столь маленьким и слабым, тогда как в нём присутствует подобный божественный принцип? Вы должны избавиться от подобного чувства неполноценности. Нет существа, превыше человека. Фактически, божественность имманентна всему человечеству. Но, к сожалению, вы считаете столь святое человеческое воплощение тривиальным. О чём вы думаете, тем и становитесь. Эти мелочные мысли – следствие вашей узколобости.

Когда вы видите дым над холмом, это указывает на то, что там есть огонь. Когда вы видите огонь непосредственно, это называется прямой опыт (Пратьякша Прамана). Если вы видите только дым, а не огонь, вы делаете предположение, что нет дыма без огня. Это опыт, основанный на умозаключении (Анумана Прамана). Иногда это туман, а не дым, поэтому на самом деле огня может и не быть. Следовательно, опыт, основанный на умозаключении, может привести к возникновению сомнений.

Любовь – это единственный прямой опыт (Пратьякша Прамана) божественности в человеческом существе. Когда возникает вопрос: где Бог? – сразу же появляется ответ: Бог – это любовь, любовь – это Бог. Точно так же истина – это Бог. Нет ничего превыше истины. Истина является всеохватывающей. Страны могут быть разные, но истина одна и та же. Нет ничего вроде американской истины, японской истины, немецкой истины и т.д. Делать подобные различия – это привычка узколобых людей. Мы не узколобые и мы не люди низкого сорта. Мы – воплощения бесконечности. Человек должен постоянно напоминать себе, что он – воплощение Истины, воплощение Любви, воплощение Блаженства и т.д. Человек имеет бесконечные способности, для того чтобы развивать духовные мысли и производить духовные поиски. Но понимает ли он самого себя?

Возьмите, к примеру, горсть морского песка на тарелке. Учёные тут же начнут описывать, что это песок из такой-то и такой-то страны, основываясь на цвете и плотности песка. Но Ведантисты не думают подобным образом вообще. Они скажут, что это творение Бога и Майя Бога. Тем самым, есть огромная разница между восприятием учёных и мудрецов. Наука подобна полукругу. Она начинается в одном места, а заканчивается в другом. Но духовность зарождается и заканчивается в одном и том же месте. Это полный круг. Это сама Божественность. Вот почему сказано:

Пурнамадах Пурнамидам Пурнат Пурнамудачьяте
Пурнасья Пурнамадая Пурнамева Авашьяте

(То – полнота, это – полнота. Когда полнота вычитается из полноты, то остаётся опять полнота).

Подобная божественность, воплощающая тотальность, неотъемлемо присуща каждому человеку. Но, к сожалению, человек не прикладывает никаких усилий, чтобы осознать божественность внутри него. Кто смотрит за ним, пока он спит? Каким образом тело функционирует совершенным образом даже без его ведома? Никто не знает. Для всего: творения, хранения и обеспечения средствами к существованию – ответственен Бог. Подобная божественная сила скрыта в каждом человеке. Несмотря на это человек испытывает депрессию во времена трудностей и восторг во времена радости. Но не это является целью его жизни. Его настоящая цель – поддерживать совершенное состояние невозмутимости во все времена и не вовлекаться в "радости и печали". Наслаждение – передышка между двумя страданиями. Поэтому не нужно бегать за удовольствиями. Всё внутри нас. Вы сами воплощение блаженства.

Воплощения Любви!

Будьте всегда счастливы и полны блаженства, поскольку блаженство – ваша истинная природа. Не нужно куда-то отправляться в поисках блаженства. Блаженство происходит из Атмы. Как только вы его захотите, сразу же получите. Счастье – это единение с Богом. Поэтому всегда пребывайте в обществе Бога. Когда вы в обществе с Богом, счастье будет ходить за вами как ваш раб. Сегодня человек ищет счастье и процессе того он становится рабом счастья. Это неправильно. На самом деле счастье должно стать вашим рабом, поскольку это вы – воплощение Божественной Атмы. Поверите вы или нет, Я всегда в блаженстве. Вы тоже можете испытать подобное состояние блаженства. Не нужно бродить в поисках счастья. Вместо этого счастье должно бегать за вами, куда бы вы ни направились.

Хануман был великим героем в Рамаяне. Он был мужественным, могущественным и непобедимым. Он имел характер и душевный покой. Он всегда был счастлив и восторжен, повторяя божественное имя Рамы. Вы тоже должны развивать подобные благородные качества. Прежде всего, вы должны стать человеком в истинном смысле. Только после этого вы заслужите право считаться принадлежащим к человеческому роду.

Воплощения Любви!

Вы получаете образование высокого стандарта. Вы читаете различные великие книги. Приобретаете власть. Но всё это эфемерно и хрупко. Поэтому зафиксируйте свой ум на божественной силе, которая наполнит ваше сердце блаженством. Чем больше вы размышляете о божественности, тем сильнее и сильнее ваше блаженство будет приумножаться. Если эти бесконечные божественные силы внутри вас, зачем вы поддаётесь трудностям?

Сегодня здесь собрались наши бывшие студенты. Они выполняют различного рода служение во многих уголках страны и даже за границей. От такой деятельности они получают огромный восторг. С Моей точки зрения они должны ограничить себя своей собственной областью и помогать обществу по мере возможностей. Нет необходимости и это даже не хорошо, если они вовлекают в своё служение других людей, что превращает эту деятельность в бизнес. Насколько это возможно, они должны реализовывать подобную деятельность в своих деревнях и доставлять деревенским жителям счастье. В сельской местности огромная потребность в помощи. Несколько десятков лет назад некоторые люди предлагали Мне переехать в большие города, такие как Майсор, и обещали построить Мне большой дворец. Но Мне не нужны дворцы. Я должен оставаться в этой маленькой деревне. Я не должен отрекаться от своего места рождения. В таких местах нужно реализовывать огромные задачи. Поэтому Я отказался переехать из Путтапарти, которое было тогда заброшенной деревенькой без каких-либо современных удобств. Если кто в то время хотел посетить Путтапарти, он должен был высадиться из поезда в Пенуконде, которая была ближайшей железнодорожной станцией, и потом ехать сюда на воловьей повозке. Таковы были удобства в те дни. Но сегодня можно напрямую прилететь в Путтапарти на самолёте. В те дни за медицинской помощью нужно было ехать в Анантапур. Теперь на пороге нашего дома – Супергоспиталь. Тем самым в этой деревне Путтапарти доступны все современные виды удобств. Поэтому нет лучшего места для жизни, чем деревня. Деревни – самое ценное достояние нации. Если вы подобающим образом служите деревне, то не может быть ничего лучше. Грама Сева – это Рама Сева. Нет удовлетворения от служения в городах. Городские жители безразличны и зациклены на себе. Даже если вор войдёт в соседний дом, это их не волнует. С другой стороны в деревнях даже из-за небольшого волнения соберётся вся деревня. Подобного типа дружба и единство всё ещё существуют в деревнях. Где единство, там и божественность. Поэтому старательно трудитесь ради развития той деревни, в которой вы живёте. Тем самым, все вы должны работать ради развития своих деревень. Ваша деятельность не должна смешиваться с политикой. Связываясь с различными людьми, вы невольно впутаетесь в политику. Я недоволен этим. Пойте бхаджаны все вместе. Но не допускайте сепаратизм. Все должны быть вместе. Выполняйте служение в духе кооперации и единства. Не извлекайте диссонирующие звуки.

Веками Индия была страной покоя, и все индийцы были одной семьёй. Но что случилось теперь? В старые времена, когда кто-то приезжал в деревню, вокруг него собиралась вся деревня и начинала расспрашивать об его житье-бытье. Но сегодня этот дух любви и единства полностью утерян. Повсюду разногласия и напряжение даже по тривиальным причинам. Особенно после Независимости мятежи и беспорядки возникают почти во всех уголках страны. Святость человеческой жизни почти полностью утеряна. Человеческая жизнь потеряла всякую ценность. Людей убивают как муравьёв и комаров. Это всё бесчеловечные и демонические акты. Не это ожидается от человека. Мы должны превратить скрытую в нас божественную силу в мастерство, для того чтобы служить людям в обществе. Когда знание трансформируется в мастерство, вы обретёте в жизни баланс. При помощи подобного состояния невозмутимости вы разовьёте в себе проницательность. Когда вы будете служить при помощи проницательности и божественной силы, это будет самое плодотворное и полезное для общества.

Каждую деревню нужно развивать во всех аспектах. Вы приехали из Хайдарабада, Мадраса, Америки и т.д., для того чтобы участвовать в служении. Для чего всё это? Это не базар, где люди собираются, чтобы продавать различный ширпотреб. Развивайте своим служением тот район, где вы живёте. Люди из одного района могут даже вместе ехать в другое место, чтобы помогать там. Но подобного рода смешивание людей из различных мест фальсифицирует саму цель. Это заканчивается неразберихой, превращается в осквернение. Не допускайте в своей голове путаницы и осквернения из-за разногласий, совершенно не необходимых. Вы всегда должны служить с чистыми побуждениями. Единство приводит к чистоте, а чистота – к божественности. Поэтому всегда помните неразделимую связь между единством, чистотой и божественностью и стремитесь достигнуть этого. Вы можете собраться и работать вместе в духе жертвования. Но если собираются люди из различных мест для Грама Севы, ничего хорошего не достаётся деревням. У каждого свои собственные чувства, и при смешивании возникает осквернение. Потом это место превращается в центр бизнеса. Духовность – это не бизнес. Духовность – это духовный дворец. Она ассоциируется с единством. Только это единство в многообразии принесёт вам счастье. Я желаю вам, что вы культивировали этот принцип единства. Только тогда ваше служение обретёт ценность и святость. Нет смысла осквернять служение различного рода разногласиями. Небольшой пример. Золото находят в золотых рудниках. Когда вы его извлечёте и очистите, это будет 24 каратное золото. Оно приобретает большую ценность. Но если вы добавите другие металлы, такие как медь, его ценность упадёт. Не только это. Его сияние тоже потускнеет. Если вы добавите ещё другие металлы, то его ценность потеряется окончательно. Наше сердце подобно золотому храму. Это Хираньягарбха. Мы не должны осквернять этот золотой храм. Он всегда должен быть ярким и сияющим.

Воплощения Любви!

Делитесь Любовью со всеми. Всегда поддерживайте единство и чистоту. Как вы запланировали ранее, сейчас вы можете начать свою музыкальную программу.

Перевод по брошюре, выпускаемой редакцией журнала "Санатана Саратхи"


Перевод с английского выполнен Эльвирой Зиннуровой.