Вы на странице: Scriptures.ruСатья СаиЛекции

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

"Бог – внутренний Обитатель"

Дасара Сандеш, 9.10.2002

Вся вселенная находится под контролем Бога. Бог управляется Истиной. Благородные душиэто хранители Истины. Подобные благородные души воистину являются самим воплощением Божественности.

(стих на санскрите)

Люди предпринимают различные духовные практики, для того чтобы достичь Божественности. Человек может быть злокозненным, но тем не менее с благословения старших и в обществе благородных душ он может легко избавиться от своих порочных тенденций и начать развивать добродетели. Ярким тому примером служит Ратнакара, грабитель с большой дороги. Когда он встретился с Саптаришами (семью мудрецами), его жизнь полностью трансформировалась. Он отказался от порочного пути, непоколебимо следовал их учению и в конечном итоге стал мудрецом Валмики. Он установил идеал человечеству и сочинил великую поэму, Рамаяну.

Прахлада, сын демонического короля Хираньякашипу, постоянно пребывал в созерцании Господа Нараяны и непрерывно повторял Его Имя. В результате он сам имел то же самое божественное сияние Господа Нараяны. Точно так же Чарльз Дарвин непрерывно думал о своём мастере Хенслоу и следовал его учению, поэтому начал походить на него во всех отношениях. Точно так же наши древние мудрецы и искатели всегда пребывали в размышлении о Боге и следовали Его велениям. Как следствие того их лица излучали божественное сияние.

То же самое сказал Господь Кришна в Бхагавадгите: Мамаивамсо Дживалоке Дживабхута Санатанах (Вечная Атма во всех существах – это часть Моего Бытия). Он сказал: "Арджуна, именно Моё Божественное сияние проступает во всём." Бог является всепроникающим. Он присутствует во всех элементах и во всех существах в форме сияния.

Если Бог всегда присутствует изнутри, зачем же человек страдает? Некоторые люди говорят, что они сталкиваются с трудностями и ведут несчастную жизнь. С их стороны глупо так заявлять. Бог, внутренний обитатель, не имеет ни малейших страданий и беспокойств. Он воплощение высшего блаженства. Разве не глупо думать, что вас преследуют несчастья, если Сам Бог царит на алтаре вашего сердца? Бог сказал: "Я присутствую в вас. Вы всею лишь искры Моей Божественности." В таком случае как на человека могут подействовать трудности и несчастья? Если вы исследуете в этом направлении, вы поймёте, что в этом ответственны демонические и животные тенденции, имеющиеся в вас. Вы не сможете ощутить истину Мамаивамсо.... пока не избавитесь от порочных тенденций.

Хотя Бог присутствует изнутри, человек ведёт себя как одержимый демоном. Прежде всего он должен осознать, что он искра Божественности и что никакие злые духи не могут его контролировать. Бог сказал, что Он обитает в вашем сердце. Сердце рассчитано только на одно посадочное место. В нём есть место только на одного. Поэтому только Бог должен сидеть в вашем сердце и никто другой.

Сегодня человек не в состоянии постичь, что он является аспектом божественности. Он не осознаёт того факта, что Бог находится в нём изнутри и вводит себя в заблуждение, полагая, что о нём некому позаботиться. Каждый наделён сердцем, которое по природе своей божественно и наполнено состраданием. Бог обитает в подобном сердце. Но сегодня человек стал жесткосердным и потерял свою естественную сострадательность. Подобное существо не может называться искрой Божественности; это просто напросто демон. Утверждение Мамаивамсо... уже неприменимо в подобном случае. В сердце каждого есть искра-божественности.

Именно из-за бхрамы (заблуждения) человек не способен осознать свою божественную природу. В первую очередь человек должен совершить усилие, чтобы преодолеть это заблуждение и осознать, что Бог всегда с ним, в нём, вокруг него, над ним и под ним. Заблуждения вызывают в вашем сердце и уме подъём порочных чувств. Они являются всего лишь воображаемыми и не имеют ничего общего с божественностью.

Бог присутствует в сердце всех и каждого. Он не имеет определённой формы и не прикован к определённому месту. Он присутствует в вашем сердце и является всеохватывающим. Сарватах Панипадам Тат Сарватокши Сиромукхам, Сарвата Шрутималлоке Сарвамаврутья Тиштати (Имея руки, стопы, глаза, головы, рот и уши повсюду, Он пронизывает всю вселенную).

Подобный сияющий божественный принцип Духа называется Атмой. Кришна сказал, что Атма – это часть Его собственного аспекта. В подобном божественном принципе не может быть никакого недостатка или несовершенства. Если вам кажется, что вы видите какой-либо недостаток, – это чисто результат вашего воображения.

Бог – это воплощение добродетелей. Поэтому человек должен вести добродетельную жизнь. Порочные склонности являются препятствием на духовном пути. Для начала человек должен отделить себя от всех порочных действий и совершать добрые дела. Только тогда мы будем иметь право называться человеческим существом.

Человеческая жизнь в высшей степени свята. Упанишады считают человеческую жизнь божественной. Человек принимает себя за слабое существо, из-за того что он забыл Духовный принцип, который вне всех атрибутов. Его порочные качества, демонические дела и дурное поведение довели его до этого нынешнего печального состояния.

Какова компания, таковы и мысли. Поэтому сказано: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты." Ваша дружба оказывает влияние на ваш характер. Ратнакара стал мудрецом Валмики, благодаря его ассоциации с семью мудрецами. Прахлада был сыном демона, но тем не менее он всегда был в компании благородных душ.

Сатсангатве Ниссангатвам, Ниссангатве Нирмохатвам.
Нирмохатве Нисчалататтвам, Нисчалататтве Дживанмукти

(Санскритская Шлока)

(Хорошая компания способствует непривязанности, непривязанность освобождает нас от заблуждений, свобода от заблуждений ведёт к устойчивости ума и устойчивость ума дарует освобождение).

В чём внутренний смысл Деви Наваратри? В течение этих девяти дней люди поклоняются Триединым Богиням Дурге, Лакшми и Сарасвати. Кто такая Дурга? Она воплощение всех энергий. Сарасвати – главное божество речи и мудрости.

Гаятри Мантра начинается с "Бхур Бхувах Сувах." "Бхур" означает материализацию. Это материя, подверженная изменению. Бхувах представляет собой жизненный принцип, т.е. вибрацию. Савитри – главное божество жизненного принципа. Вы могли слышать историю о Савитри, которая вернула к жизни своего мёртвого мужа благодаря силе своей преданности и самоотверженности. Сарасвати поклоняются как "Джнана Девате", поскольку она дарует хороший интеллект и мудрость. Это описывается в Ведах как Праджнанам Брахма. Праджнана не означает просто мирское знание. Это Постоянное Интегрированное Осознание, которое неизменно и вечно.

Божественная мать имеет три имени: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Гаянтам Траяте Ити Гаятри (Гаятри защищает тех, кто поёт ей славу). Гаятри, будучи главным божеством жизненного принципа, защищает нашу жизнь. Сарасвати наделяет нас неизменяемой и вечной мудростью.

Гаятри, Савитри и Сарасвати присутствуют в каждом человеке, но он не способен понять и ощутить их присутствие. В следствие этого он уступает место порочным качествам и занимается дурными делами, тем самым уничтожая свою жизнь. Именно его плохие привычки ответственны за его падение. Прежде всего человек должен вырабатывать хорошие привычки и трансформировать себя.

Каким образом Савитри смогла вернуть к жизни своего мёртвого мужа? Непрерывно пребывая в созерцании Бога, она трансформировала вибрации в себе в божественные вибрации. Это привело к воскрешению её мужа. Когда в вас пробуждаются божественные чувства, для вас не будет ничего невозможного. При помощи чистой и бескорыстной любви может быть выполнена любая могущественная задача.

Любовь развивает в вас божественные силы. В этом мире нет ничего, что любовь не смогла бы достичь. Мудрецы совершали подвижничество в глухих лесах, наводнённых дикими зверями. У них не было никаких оружий для самообороны. Оружием, защищавшим их, была их страстная любовь и томление по Богу. Силой своей любви они приручали диких зверей и превращали их в послушных котят.

Характер человека становится плохим или хорошим в зависимости от его компании. Благородная компания наделяет благородными чувствами, а плохая компания даёт подъём порочным качествам.

Ваша речь и поведение основываются на ваших чувствах. Вы получите право называться человеческим существом, только когда в вас разовьются хорошие чувства. Одна только форма ещё не образует человеческого существа. Настоящим человеком является тот, кто воплощает хорошие привычки, помогает всегда, не обижает никогда.

Вы должны быть не просто Аакара Манава (человек по форме); вы должны стать Аачара Манава (человек на деле). Говорите хорошее, видьте хорошее, делайте хорошее и будьте хорошим. В вас проявится божественность, только если ваше поведение будет хорошим. Бог не где-то в отдалённом месте; Он в существенней степени в вас, с вами и вокруг вас, направляя и защищая вас. Проявляйте божественные чувства и прислушивайтесь к божественному голосу изнутри.

Человеческое тело можно сравнить с музыкальным инструментом виной. Вы сможете насладиться божественной мелодией, только когда он настроен на божественные чувства. Божественная мелодия наделит вас блаженством и заставит вас забыть себя в экстазе. С другой стороны нечестивые чувства вызовут диссонанс. Поэтому пусть ваши мысли, слова и дела будут пропитаны священными чувствами.

Не обижайте других людей. Паропакая Пуньяя, Папая Парапиданам (Помогать другим -добродетель, обижать других – грех). Поэтому Веды говорят: Помогай всегда, не обижай никогда. Веды подчёркивают необходимость развивать священные чувства. На самом деле священные чувства находятся внутри, но человек забыл их.

Человеческое существо – это вместилище божественной энергии. Дурга (богиня энергии), Лакшми (богиня богатства) и Сарасвати (богиня мудрости) присутствуют в человеке.

Человек не беден ни в каком смысле. Он не слаб, и он не несчастен. Он имеет вес способности, чтобы испытать божественное блаженство. Но хотя он и наделён всеми силами, человек слаб. Это результат порочной компании. Вы не должны понять это неправильно, но на самом деле нынешняя система образования разрушает жизни многих людей. Современное образование ведёт к треволнениям вместо возвышения. Оно даёт рост таким дурным качествам, как гнев, жадность, желание, ревность и т.д. Фактически неграмотные люди имеют гораздо больше добродетелей смирения, послушания, любви и покоя. Смирение • отличительный знак образования. Человек может получить высшее образование, но всё его знание становится бесполезным, если в нём не хватает смирения.

"Несмотря на своё образование и интеллектуальные способности глупец не познал самого себя и посредственность никогда не откажется от своей посредственности. Современное образование ведёт только к спорам, но не к полной мудрости. Какой смысл в приобретении мирского образования, если оно не в состоянии привести вас к бессмертию? Приобретите такое знание, которое дарует вам бессмертие."

Настоящее образование прививает истину, нравственность, честность и культуру. Образование должно развивать в вас человеческие ценности. Вы должны уважать старших и служить своим родителям.

Люди говорят о дружбе, но мы не найдём нигде настоящих друзей. Сегодняшняя дружба испорчена пороком и корыстью.

Тьяджа Дурджана Самсаргам; Бхаджа Садху Самагамам;
Куру Пуньям Ахоратхрам; Смара Нитьям Анитьятхам

(Избегай плохой компании; ищи хорошую компанию и совершай праведные дела весь день; вырабатывай различение между вечным и эфемерным).

Именно это вы должны делать. Некоторые люди кажутся хорошими и разговаривают очень приятно, но их умы полны дурных чувств. Будьте осторожны с такими людьми и держитесь от них подальше. Именно из-за таких людей произошёл нынешний беспорядок в обществе. Прахлада был сыном короля-демона, но тем не менее его мысли были всегда центрированы на Господе Нараяне. Он всегда повторял Его Имя. Его отец и учителя изо всех сил пытались отвратить его от духовного пути и воспитать в нём демонические качества.

Однажды Хираньякша спросил у Прахлады, чему он научился у своих наставников. Прахлада ответил: "Учителя научили меня многому. Я научился принципу Дхармы и Артхи (праведности и богатства) и изучил священные писания. Фактически я изучил саму суть всего знания." Хираньякашипу был очень обрадован услышать это. Он сказал: "О сын! Доставь мне удовольствие послушать это великое знание!" Прахлада сказал: "О отец, имя Хари разрушит все наши грехи. Какой смысл от образования человека, если он не размышляет о Господе Хари и не достигает освобождения?" Хираньякасипу разъярился от этих слов. Он столкнул его со своих коленей. Но Прахладу это нисколько не взволновало. Он продолжал декламировать имя Господа Нараяны.

Хираньякашипу подвергнул его различным пыткам. Его бросали под ноги слона, кидали на него ядовитых змей. Но его непоколебимая вера в Господа Нараяну спасла его во всех этих опасностях. Прахладе казалось, что слон стал лёгким как пёрышко, а яд змей силой его преданности превратился в нектар. Такие вещи можно ощутить только на опыте, а не при помощи описаний.

Хотя и юный, Прахлада был твёрд в своей решимости. Хираньякашипу был вне себя от ярости. Он рычал: "О безумец, ты очень хорошо говоришь о своём Боге, где же Он?" Прахлада совершенно спокойно ответил: "Отец, никогда не думай, что Бог здесь и Его нет там. Он находится там, где ты Его ищешь." (поэма на телугу) "Если Бог повсюду, можешь ли ты показать мне Его в этой колонне?" – бросил он вызов Прахладе. "Да, я могу", – с готовностью пришёл ответ. Такова была вера и преданность Прахлады. Божественности можно достичь только при помощи уверенности в себе.

Там, где уверенность, там и любовь;
Там, где любовь, там и истина;
Там, где истина, там и покой;
Там, где покой, там и блаженство;
Там, где блаженство, там и Бог.

Хираньякашипу в мгновенье ока рассёк колонну булавой. И вдруг! Из неё появился Господь Нарасимха. В чём внутренний смысл этого? Тело подобно колонне. Человек сможет обрести видение Атмы, только когда разорвёт путы телесных привязанностей. Вы сможете развить Атмабхимана (любовь к Атме), только когда вы избавитесь от Дехабхиманы (телесной привязанности). Только Атмабхимана защитит вас всегда. Учитесь языку сердца. Ему может обучить только божественность, а не учителя.

Студенты!

Вам нужна сегодня непоколебимая вера в Бога. Вас может защитить только вера. При любых обстоятельствах, всё время считайте Бога основой своей жизни. Откажитесь от порочных качеств, таких как гнев жадность, зависть и т.д. Гнев можно сравнить с погребальным костром Раваны. Он горит всё время. Желание – причина падения человека. Поэтому искорчуйте желание и гнев.

Вы должны проявлять любовь и быть воплощениями любви. Любовь – это Бог, живите в любви. Если в вас есть любовь, вы сможете достичь всего.

Начните день с любви,
Наполните день любовью,
Проведите день в любви,
Завершите день в любви –
Это путь к Богу.

Поэтому развивайте дух любви. Любовь – это самое мощное оружие, которое может победить всех. Какое оружие защищало наших предков в лесах? Это была не водородная бомба и не атомная бомба. Это была любовь и только любовь. Поэтому нет необходимости приобретать атомную или водородную бомбу, достаточно иметь оружие любви. При помощи силы любви вы можете покорить весь мир.

В эти девять дней люди поклоняются Дурге, Лакшми и Сарасвати. Дурга уничтожила всех демонов. Поскольку оружия были больше не нужны, люди совершают Аюдха Пуджу. Когда вы молитесь Дурге от всего сердца, она защитит вас во всех начинаниях. Вы не способны понять принципа божественности. Никто в этом мире не может помочь вам так, как может помочь Бог. Поэтому предайте себя Ему и молитесь об Его помощи. Также преданность Богу защитила нашу древнюю культуру. Людей преследуют несчастья и горе, из-за того что они забыли Бога.

Контролируйте ваши эмоции. Проявляйте любовь. Не культивируйте дурных мыслей. Ничто не может даровать того блаженства, как близость к Богу. Любите всех и все будут любить вас. Делитесь своей любовью даже с собаками, обезьянами и кошками. Вы увидите, как они оплатят вам на вашу любовь. Человеку не хватает чувства благодарности, которое имеет даже собака. Многие иностранцы заводят кошек и собак. Когда они их любят, те тоже будут любить их в ответ.

Яд Бхавам Тад Бхавати (о чём вы думаете, тем вы и становитесь). Вам суждено испытать отражение, реакцию и отзвук ваших чувств, будь они плохие или хорошие. Если вы видите плохое в других, это только отражение ваших плохих чувств. Ошибочно обвинять других, игнорируя свои собственные ошибки. В первую очередь очистите свои собственные чувства. Любите даже тех, кого вы считаете злодеями. Фактически в этом мире никто не является злодеем. Это только из-за бхрамы (заблуждения) кого-то считают хорошим, а кого-то злодеем.

Развивайте благородные чувства и следуйте пути истины. Не занимайтесь пустой болтовнёй. Вместо этого освятите своё время, декламируя Божественное имя.

Бхагаван поёт Бхаджан "Харе Рама, Харе Рама..."

Воплощения Любви!

Божественные вибрации от бхаджанов, которые вы сейчас пели, распространяются по всему миру. Божественное имя, которое вы декламировали, очищает сердца многих. Поэтому не копите плохих чувств. Не используйте плохих слов. Используйте только святые слова. Воспевайте славу Бога. Тем самым вы окажете огромную помощь всему миру. Не обижайте других. Помогайте каждому. Когда вы помогаете другим, вы обязательно получите положительные результаты. Должным образом используйте своё время. Воспевайте Имя Бога и сделайте своё сердце святым.

Перевод по брошюре, выпускаемой журналом "Санатана Саратхи"


Перевод с английского выполнен Эльвирой Зиннуровой.