Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

Курс лекций Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы по индийской культуре и духовности "Летние ливни в Бриндаване", лекция № 2,
16 мая 2002 г., вечерняя лекция в мандире.

Превосходство древнеиндийской системы образования

Пунар виттам пунар митрам пунар бхарья пунар махи
Этат сарвам пунар лабхьям на шарирам пунах пунах

"Если деньги потеряны, то не нужно беспокоиться об этом, ибо их можно заработать снова.
Если друг потерян, то можно обрести другого друга.
Если жена потеряна, то можно жениться снова.
Если потерян собственный участок земли, то можно купить другой.
Всё это может быть восстановлено так или иначе.
Но если тело потеряно, то его уже никогда не вернуть назад".

(стихотворение на санскрите)

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Богатство может быть потеряно, но его всё ещё можно накопить снова; человек может потерять друзей, но позже у него могут появиться друзья ещё лучше прежних; человек может потерять жену, но повторный брак всё ещё возможен; человек может потерять землю и владения; но они также могут быть обретены снова. Всё это может быть восстановлено так или иначе, но если тело потеряно, то такое же тело уже никогда не вернуть назад. Человек может переживать блаженство до тех пор, пока существует тело. Поэтому все усилия для переживания блаженства необходимо прилагать при жизни тела. Наши предки прилагали упорные усилия для защиты и поддержания своих тел, чтобы испытывать блаженство. Но им не удалось сохранить свои тела навечно. Хотя тело не вечно, необходимо не жалеть сил на то, чтобы обрести состояние блаженства прямо в этой жизни.

Идеалы образования в древней Индии

С незапамятных времён эта священная земля Бхарата была местом рождения всех отраслей знания и образования. Нумерология, грамматика, музыка и изящные искусства – все они произошли из Индии. Фактически, то, чего не найти в Индии, не может быть найдено где-либо ещё. Именно поэтому говорят: "Йанна Бхарате, танна Бхарата". Эта священная земля – место рождения многих мужчин и женщин с исконными добродетелями и высокими идеалами.

На этой земле Бхарата родилось много благородных женщин, таких как Савитри, которая воскресила своего мёртвого мужа; Чандрамати, погасившая бушующий огонь силой своей приверженности истине; Сита, доказавшая своё целомудрие тем, что вышла невредимой из полыхающего огня, и Дамаянти, которая сожгла дотла порочного охотника силой своего целомудрия. Эта земля благочестия и благородства достигла изобилия и процветания и стала учителем всех наций мира благодаря таким целомудренным женщинам.

(стихотворение на телугу)

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Однако некоторые глупые люди обманывают себя, воображая, что они смогут найти в иностранных государствах что-то такое, что недоступно в Индии. Что же такое вы не можете получить на этой священной земле? Она – сокровищница всего знания и богатства. К сожалению, людям недостаёт решительности. Если человек настроен решительно и прилагает искренние усилия, то нет ничего такого, чего вы не сможете достичь или получить в Бхарате.

Индийцы в прошлом прилагали напряжённые усилия, проводя эксперименты и поиски в области образования и разрабатывая оригинальную систему образования. В те дни каждый университет специализировался в той или иной области знания. Университет Каши специализировался на вьякарана-шастре (грамматике). Аланкара-шастра (риторика) была специализацией университета Кашмира. В университете Уджджайни специализировались на преподавании ньяя-шастры (закона). Наука закона преподавалась и сохранялась там в исконной и чистой форме. Сегодняшние законы искажены, будучи превращёнными в беззаконие. С другой стороны, в Уджджайни что-либо незаконное не имело возможности проникнуть внутрь этого заведения. Бхарат был известен тем, что в нём распространялись и преподавались такие возвышенные идеалы, и что в нём были такие преданные своему делу учителя и студенты. Наука аюрведы (наука о здоровье и медицине) была очень хорошо развита в царстве Бхараты. Таким образом, каждый университет специализировался на отдельной предметной области и преподавал её, распространяя соответствующее знание. Чарака был выдающимся врачом, основавшим центр расширенного изучения в этой области. Все эти университеты существовали в древней Индии, и в наше время их уже нет. В древней Бхарате было несколько таких славных университетов.

Уджджайни, Каши, Такшашила (Таксила) и Кашмир – все они были великими центрами образования. Навадвипа был известным центром по изучению логики и закона. Каноны закона, которые не могли адекватно интерпретироваться в другом месте, легко объяснялись и излагались здесь. К сожалению, современным студентам не ведомо великое богатство и могущество кладезя знания Индии, и они ездят по всему миру в поисках богатства и знания. Это – крайне недостойный и ошибочный взгляд. Такое невежество должно быть устранено. Мы должны обладать внутренним светом мудрости. Только тогда мы сможем осознать божественное и испытать блаженство.

Воплощения божественной любви!

Сегодня вам следует уяснить, что Индия – кладезь всего знания и могущества. Духовная наука, физические науки и изящные искусства, такие как музыка, литература и поэзия, родились в Индии. Все они были открыты древними индийцами. Почему же тогда студенты пренебрегают такой священной землёй? Это – признак крайнего невежества. Студенты не могут постичь эту истину и гоняются за мирскими удовольствиями. Они никогда не принесут счастья. Даже если определённое наслаждение будет получено, оно не будет длиться долго.

Идеальные взаимоотношения студентов и учителей

Университеты прошлого не имели огромных зданий и инфраструктуры. Место жительства самого учителя и было университетом. Дерево, под которым они сидели, было классной комнатой. Мягкие слова учителя доносились, подобно прохладному бризу, до студентов, и запечатлевались в их умах. Студентов было всего несколько. Однако способность учителя к передаче знания была огромной. Учитель преподавал с помощью таких ясных и простых терминов, что студенты могли легко понимать высшие науки и постигать сложные предметы. Такие образовательные учреждения процветали в древнем Бхарате. Когда британцы пришли в Индию, наша система образования произвела на них сильное впечатление, и они попытались выяснить причину высоких стандартов древнеиндийских университетов. Однако их старания не увенчались успехом.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Древняя система образования в Индии была основана на шабдапрамане, то есть на произнесённом слове. Практика записывания всего не была основным методом обучения. Студенты слушали преподаваемый учителем предмет с величайшим интересом, и он запечатлевался прямо в их сердцах. Это было основной причиной высоких стандартов образования в древней Индии. Весь процесс общения был устным. Не было никакого жёсткого расписания или даже учебных планов и программы. Учителя преподавали студенту любые науки или предметы, которые студент жаждал изучить. Не было никакого вмешательства со стороны правительства. Поэтому процесс преподавания-изучения осуществлялся целиком от сердца к сердцу. Студенты держали свои сердца открытыми, а учителя наполняли их знанием. Именно такое обучение от сердца к сердцу позволяло Индии распространять мудрость и знание по всему миру. Уроки преподавались в любое время; время дня или ночи никогда не имело значения. Сердца учителей были в высшей степени чистыми и священными. Они не брали какой-либо платы со студентов за то, что наделяли их знанием. Забота о нуждах учителей лежала на плечах общества. В зависимости от своих способностей и возможностей граждане вносили средства, которые шли на оплату жизненных потребностей учителей, и обеспечивали им все условия. Но никогда не было какой-либо платы, которая взималась бы со студентов. Благодаря всему этому образовательная система Индии была глубоко священной, в высшей степени значимой и проникнутой блаженством. Но, к сожалению, индийцы пренебрегают своей древней системой образования и, в результате, теряют бесценное наследие знания и блаженства.

Каковы были обязанности студентов в те дни? Они вставали рано утром, совершали омовение и читали молитвы, прежде чем приступить к своим занятиям. Студенты шли от дома к дому и собирали пищу для себя и учителей. Учитель брал то, что требовалась для него, а остальное – как освящённую пищу – съедали студенты. Учителя и студенты были совершенно бескорыстными и чистосердечными. Именно в такой священной атмосфере в древней Индии преподавалось и изучалось знание писаний, эпосов и священных текстов.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Учителя были в высшей степени преданными своему делу и бескорыстными. Каждая нектарная мысль и каждое нектарное слово, которое возникало в их сердцах, с любовью передавалось студентам. Поскольку сегодня образование превращено в коммерческую деятельность, ум человека стал извращённым. В те дни пища или образование в учебных заведениях никогда не были платными. Образование было сделано доступным бесплатно. Богиня Сарасвати не была скована кандалами коммерции и торговли. Она восхвалялась и была объектом поклонения благодарных учителей и студентов за ту милость, которую она изливала в форме священного знания на учителей и учащихся.

"Сарасвати намастубхьям вараде камарупини, видьярамбхам каришьями сиддхир бхавату мей сада.
Падма-патравишалакши падма-кесара варнини, нитьям падмалая дэви, са мам пату Сарасвати."

(Я начинаю моё обучение с приветствий имеющей мириады форм Сарасвати, дарующей блага. Пусть же она всегда приносит мне успех! Эта богиня с глазами, подобными лепесткам лотоса, имеющими цвет цветочной пыльцы лотоса, всегда пребывающая в лотосе, пусть она защищает меня!)

Сарасвати, Бхагавати, Бхарати, Пурненду-бимбанана – всё это её различные имена. Ежедневная молитва предлагалась богине Сарасвати перед началом процесса преподавания и изучения. Но в современной системе образования имя Сарасвати бросается в глаза своим отсутствием в ней. Богиня Лакшми была объектом поклонения и почитания под многими своими именами, такими как Индира, Локамата, Рама-мангаладэвата, Бхаргави, Локаджанани, Кшира-сагара-каньяка и другими. Молитвы, призывающие богинь и восхваляющие их в их различных аспектах, придавали чистоту и сладость учениям древних бхаратийцев.

Цель образования – это Богореализация

Именно на такой священной земле Бог неоднократно принимал человеческую форму. Бог не является какой-то непостижимой фигурой или сущностью. Он может быть наиболее легко пережит. Дайвам мануша рупена (Бог принимает форму человека). Бог воплощается в человеческой форме. Сегодня, однако, человек не готов принять эту реальность воплощения Бога в человеческой форме. Наши предки следовали по путям кармы (деятельности), упасаны (поклонения) и джняны (знания), чтобы осознать Бога. Они предлагали молитвы Богу и поклонялись Ему многими способами.

"Йасья джнанадаясиндхо
Агадхасья анагха гуна
Севьятам акшайо дхира
Са шрийе ча амритая ча."

(Тому Господу, который является океаном знания и сострадания, непостижимым, неизменным и полным всеми чистыми качествами, поклоняются истовые искатели процветания и бессмертия.)

Священное знание было бесплатным. Не было никаких различий, основанных на касте, сообществе, расе или религии. Все считались равными. Музыка, литература, танцы и изящные искусства – всё это поощрялось и развивалось. Плотницкое дело, гончарное ремесло и различные виды ковки металла также поощрялись и преподавались с энтузиазмом. Цель состояла в том, чтобы благодаря надлежащему образованию сделать студентов способными полагаться на свои собственные силы. Учитель был кладезем всего знания. Каждый студент получал знание непосредственно от учителя. Без учителя не могло быть никакого изучения. В те дни учителя были благородными и добродетельными.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Наука медицины была высоко развита в древней Индии. Имя Чараки было очень хорошо известным и популярным в области медицинских наук. Сегодня для лечения болезней сердца требуется аппарат искусственного дыхания и кровообращения, а также другое сложное оборудование. В те дни не было потребности в аппаратуре подобного рода. Чарака лечил пациентов, повторяя мантры, восхваляющие Бога, чтобы воззвать к Его милости. Болезнь сердца исчезала, не оставляя даже следа. В сущности, каждая болезнь может быть вылечена взыванием к милости Бога. Повторением божественного имени можно обрести физическую, умственную и духовную силу.

Эффективность намасмараны для освобождения человека

Воплощения божественной любви!

Без милости Бога невозможно достичь чего бы то ни было. Сегодня, к сожалению, человек погряз в беззаконии и неправедности. Все его мысли – эгоистичные и порочные. Его видению недостаёт теплоты любви. Преданность идеалам упала до самого низа. Прежде всего человеку необходимо взрастить урожай любви на поле своего сердца. Это было учением Чараки. Бог не где-то за тридевять земель – Он пребывает в самом вашем сердце. Он – с вами, внутри вас, выше и ниже вас, а также вокруг вас. Человек должен повторять божественное имя с такой верой. Отвергая такой лёгкий путь, человек подвергает себя ненужным агониям и страданиям. С другой стороны, в древние времена люди мгновенно избавлялись от любых страданий, и это достигалось исключительно воспеванием священного имени Господа. Харер нама харер нама харер намайва кевалам, калау настьева настьева настьева гатираньята (повторение божественного имени – единственный путь к освобождению в эту эпоху Кали).

В кали-югу намасмарана (повторение имени Господа) – это панацея от всего нашего страдания. Ничто не сравнится по своей силе с божественным именем. Воспевание имени Господа дарует человеку бесконечное блаженство. Никто не в состоянии оценить могущество имени Господа. В крита-югу главным средством для освобождения человека была медитация. В трета-югу это была яджна, а ритуальное поклонение – в двапара-югу. Но в кали-югу именно намасмарана является наиболее могущественной духовной практикой для обретения милости Бога. Именно поэтому практика намасмараны распространялась по всему миру.

Студенты!

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Если вы проведёте надлежащее исследование, то осознаете, что все силы присутствуют в вас. Огромная сила магнетизма, скрытая в человеке, не может быть найдена где-либо ещё. Все силы мира присущи человеку. Хотя человек – такая могущественная сущность, он считает себя слабым существом и, в результате, страдает. Вы все – воплощения божественности. Бог не отделён от вас. Он пребывает в вашем сердце. Вы можете уловить блаженный проблеск Бога, если обратите свой взор внутрь. Вы неспособны узреть Его, потому что вам недостаёт веры.

Стихи и постановки, написанные Свами в Его детстве

Во время Моего детства Я, бывало, сочинял несколько песен, полные глубокого смысла, и доставлял радость жителям деревни пением этих песен. Это было время, когда Гитлер вторгся в Россию во время второй мировой войны. Некоторые люди организовали митинг и пришли ко Мне с просьбой сочинить несколько песен, которые бы могли вдохновить наших борцов за независимость. На сцене была поставлена колыбелька с куклой в ней. Тогда Я экспромтом сочинил песню в форме колыбельной для куклы.

"Не плачь, мой ребёнок, не плачь.
Если ты будешь плакать, ты не сможешь называться доблестным сыном Бхарата.
Усни, мой малыш, усни.
Ты испугался того, что ужасный Гитлер вторгся в непобедимую Россию?
Усни, мой малыш, усни.
Не плачь, мой малыш, не плачь.
Так как красная армия марширует во главе со Сталиным.
Они положат конец Гитлеру.
Усни, мой малыш, усни.
Все соотечественники должны объединиться и бороться, чтобы завоевать свободу;
Усни, мой малыш, усни."

(песня на телугу)

Деревенские жители слушали песню с признательностью и изумлением. Многие из них задавались вопросом о том, как этот маленький мальчик Сатьянараяна Раджу узнал о Гитлере и Сталине. Эти имена были неизвестны людям этого региона. Нет ничего такого, чего Саи не знает. И всё же Я притворяюсь и веду Себя так, как будто Я не знаю. Я спрашиваю вас: "Когда вы приехали?" Вы можете полагать, что Саи Баба даже не знает, когда вы приехали! Я знаю. Но Я всё-таки задаю этот вопрос, чтобы даровать вам счастье. Моё единственное намерение при задавании таких вопросов состоит в том, чтобы делать вас счастливыми оттого, что Свами поговорил с вами. Я не держу мысли, что вы вовлекаетесь в какие-либо сомнения относительно Моего знания о вашем прибытии.

Однажды несколько учеников школы пришли ко Мне. Все они обычно обращались ко Мне как к Сатье. Они сказали: "Сатья! Мы собираемся организовать постановку в школе. Мы хотим, чтобы Ты написал сценарий и несколько песен для неё." Я согласился и подготовил сценарий для постановки. В этой связи Я написал песню, научил двух учеников петь её и попросил их петь её на публике.

Что за времена наступили!
О люди! Что за времена наступили!
Пудра стала дешёвой заменой порошка куркумы;
О люди! Что за времена наступили!
Золотые ожерелья уступили место дешёвым безделушкам и цепочкам;
О люди! Что за времена наступили!

(песня на телугу)

Подобным образом Я обычно преподавал людям уроки, которые необходимо было преподать. В те дни щеголять наручными часами считалось модой.

"Люди вешают серебряные пряжки от кожаного ремня на своё левое запястье – и называют это модой!
Делается гротескная внешность, на которую невозможно смотреть глазами – и они называют это модой!
Длинные усы выбриваются до маленьких отметин под носом – и они называют это модой!"

(песня на телугу)

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Я обычно сочинял такие песни, которые высмеивали причуды того времени, и старался привлечь внимание общественности, особенно молодёжи, к древним обычаям и традициям.

Каранам Суббамма была благородной и благочестивой женщиной. Она очень сильно любила Меня. Мне тогда было всего семь лет. Она часто приходила ко Мне и звала "Сатья, Сатья". Я не отвечал сразу же. Когда бы она ни звала Меня, она постоянно спрашивала: "Ребёнок! Почему ты не заходишь в мой дом?" Я отвечал: "Я – не нищий, чтобы постоянно посещать дома других. Я приду только тогда, когда Меня пригласят, и никак иначе". Однажды она попросила: "Сын! Мой муж ведёт себя безнравственно и разрушает себя. Можешь ли Ты помочь мне исправить его?" Я ответил: "Если ты не передумаешь, Я преподам ему урок. Я сочиню несколько песен с соответствующим содержанием и скажу мальчикам петь их в его присутствии". Суббамма переживала, что её муж рассердится. Я успокоил её, сказав: "Гнев человека – его собственный враг. Этот гнев не может повредить Мне". Затем Я научил нескольких мальчиков петь песню с целью исправить грешника. Это была задача, которая не могла быть выполнена кроткими и мягкими словами. Только жёстко бьющие слова могли исправить его и заставить почувствовать свою вину. Дети были напуганы. Я придал им храбрость, сказав, что Я буду с ними". Каранама – мужа Суббаммы – звали Нараяна Рао. Я написал песню специально для того, чтобы исправить его, и отдельные строки звучали следующим образом:

"Ты станешь изгоем в своём собственном сообществе;
Твои родственники не будут иметь дела с тобой и будут прогонять тебя;
Твои друзья будут бить тебя своими тапочками, если увидят тебя!"

(песня на телугу)

Я использовал такие резкие слова, чтобы заставить его отказаться от его неправильного поведения. Мне удалось попасть в точку! Каранам получил хороший урок и отказался от своих пороков. Суббамма была вне себя от переполнявших её чувств. Хотя Я был маленьким мальчиком, она прибежала и упала Мне в ноги, безмерно благодаря Меня. Она сказала: "Раджу! Хотя на вид Ты маленький, в Тебе скрывается огромная божественная сила. Нет никого другого, кто мог бы быть настолько смело действенным и установить на правильный путь столь властную личность, как Каранам!" Затем она обратилась к отцу этого тела: "Венкаппа! Ты ошибаешься, если считаешь своего сына обычным мальчиком. Он очень могущественен. В будущем Он установит идеалы для всего мира. Не впадай в заблуждение, полагая, что Он – твой сын. Отправь Его в мой дом". Он отверг её предложение и сказал: "В нашей семье не принято раздавать наших детей для усыновления в другие семьи. Какими бы ограниченными ни были наши доходы, мы будем заботиться о Нём сами. Я не могу отослать Его в другой дом".

Подобным образом Я жил свободно и смело. Я никому не позволял управлять Собой. У Меня нет дефектов или недостатков. И, поэтому, почему Я должен бояться? Я жил весело и бесстрашно.

Я также написал ещё несколько сценариев для постановок. Я организовал несколько маленьких пьес, поставленных маленькими детьми. Одна такая постановка называлась "Чеппинатту честара" ("Не расходится ли у них слово с делом?").

Развивайте божественные чувства с детства

В то время жил один панчагам Рамаппа. У него была мать по имени Камешвари. Она обычно проводила вечерний сатсанг для нескольких женщин, которым она проповедовала философию после чтения священных книг. Всякий раз, когда она проводила беседу, Я сидел там. Она читала возвышенные философские ведантические тексты и как-то объясняла их значение, хотя ей самой было трудно понять их. Кроме того, ей мешало неточное знание слов. Поэтому она старалась учить, исходя из своих собственных соображений. Она объясняла группе женщин, что Бог – всемогущий, всеведущий и защитник дхармы. Когда была удобная возможность, Я обычно говорил ей корректное значение этих шлок, чтобы помочь ей объяснить их другим женщинам.

Женщины были едва образованными в те дни. Они обычно собирались вечером вокруг таких эрудированных женщин и проводили своё время в слушании священных гимнов и историй о Боге. Начиная с той поры Я организовывал такие группы. Я обычно говорил им о действенности сатсанга. Я собрал маленьких детей и организовал группу "пандари-бхаджан". Со звенящими сандалетами и музыкальными тарелочками они с энтузиазмом пели и танцевали на улицах рано утром, пробуждая дремлющих сельских жителей. Раньше деревенские жители не вставали до 7 часов утра. Но когда Я с помощью детей начал организовывать пандари-бхаджаны, они начали вставать в 5 часов утра и также стали предлагать молитвы Богу после совершения своих утренних омовений.

"Взяв в руки музыкальные тарелочки,
Крепко привязав их к рукам,
Звеня ими, чтобы выбить желание и гнев изнутри,
Давайте отправимся в Ширди,
Давайте будем петь "Джай Джай Ранга"
Давайте будем петь "Джай Джай Саи" и поторопимся к Господу"

(песня на телугу)

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Так началась идея нагар-санкиртана. Я начал проводить нагар-санкиртан, когда Мне было всего 7 лет! Обычно Суббамма также присоединялась к группе, молча шла и с энтузиазмом била в тарелки.

С самого детства Я всегда был занят наделением людей знанием и передачей им священных поучений. Группа пандари-бхаджан была настолько популярной, что люди из соседних деревень также приходили, чтобы поучаствовать в них. Все те, кто принимал в них участие, переживали экстаз и блаженство. Суббамма чувствовала себя очень счастливой. За две рупии можно было купить полный мешок "воздушного риса". Она устраивала его раздачу в качестве прасада для всех. Необходимо развивать божественные чувства прямо с детства.

Я был послан в Камалапурам для получения образования. Камалапурам находится между городами Куддапах и Тадипатри. Там, в Камалапураме, один бизнесмен по имени Коте Суббанна каким-то образом узнал о Моей способности писать стихи. Он прибежал ко Мне и сказал: "Раджу! Я слышал, что Ты сочиняешь превосходные стихи". Я сказал ему: "Не то чтобы Я сочиняю стихи. Что бы Я ни произносил – это само по себе поэзия!" Он сказал: "Ты получишь рубашку и брюки, сшитые для Тебя, если Ты напишешь несколько стихов для меня". Я сразу же ответил ему, что он не должен приближаться ко Мне с такими дешёвыми обменными предложениями. "Я не жду от тебя милостыни. Нет смысла говорить с тобой, если ты поступаешь так!" Так Я предостерёг его.

Тогда он объяснил, что он закупил партию нового фирменного лекарства, которое будет продаваться в его магазине. Он составил на бумаге подробный список достоинств нового лекарства и дал его Мне. Оно называлось "бала бхаскара". Он попросил Меня сочинить песню о бале бхаскаре, научить этой песне группу детей и отправить их ходить по улицам, распевая эту песню. Я велел ему вернуться через час! В это время шли классные занятия. Я не хотел уклоняться от своих обязанностей. Поэтому Я велел Коте Суббанне прийти через час, когда закончатся занятия, и забрать песню. Затем Я придумал мелодию и сочинил песню. Она звучала следующим образом:

"Оно есть! Оно там! О, дети! Ну же, приходите!
Это – лекарство бала бхаскара;
Будь это расстройство желудка или распухшая нога;
Будь это боль в суставах или газы в животе;
Будь это любая болезнь, известная или неизвестная;
Примите бала бхаскара для мгновенного исцеления!
Если вы желаете узнать, где оно доступно:
Есть магазин Коте Суббанны;
Именно в том магазине вы сможете достать его.
Приходите сюда, мальчики! Идите сюда!
Это превосходный тоник
Приготовленный непосредственно знаменитым целителем Гопалачари
Приходите сюда, мальчики! Ну же, приходите сюда!"

(песня на телугу)

Радость Коте Суббанны не знала границ, когда он услышал эту песню. Он принёс большую корзину ладду (сладкие жёлтые шарики из гороха и тростникового сахара) и поставил её передо Мной в знак благодарности. Я потребовал, чтобы ладду были распределены между всеми присутствующими. Я никогда не ел сладости с самого детства. Зачем они Мне, если вся сладость находится внутри Меня Самого? Мой ум сладок, Моя любовь сладка. Зачем же тогда Мне сладости? Таким образом, Моя первоочередная задача состояла в том, чтобы помогать всем и каждому, делать их счастливыми и устранять их страдания.

Воплощения божественной любви!

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Наш вице-ректор попросил Меня рассказать о священном источнике радости – Рамаяне. В действительности Я не удовлетворён существующим образовательным сценарием. Сегодня люди могут учиться столько, сколько они желают. Но какой толк от этого образования? Они заняты дханарджаной (зарабатыванием денег), а не гунарджаной (накоплением добродетелей). Деньги, вне всякого сомнения, необходимы, но они – не главное в жизни. Добродетели – вот что имеет первоочередное значение. Всё, что вы выучили, когда-нибудь забудется. Духовное образование – это то, что сегодня действительно нужно. Существует высказывание: "Адхьйатма видья видьянам" (духовное знание – истинное знание). Именно это знание необходимо впитывать в сердце. Это священное знание доступно в Рамаяне. Рамаяна – древний текст. Он пережил превратности времени, взлёты и падения истории и несколько других бурь и всё ещё высоко стоит как великий идеал для человечества. Есть несколько тонких тайн в Рамаяне, которые многие люди не понимают. Я возьму эти крошечные саженцы, разовью их и превращу в огромные деревья и рассажу вас для отдыха под их прохладными тенями. Именно на это будут направлены Мои усилия, начиная с завтрашнего дня.



Другие лекции курса "Летние ливни в Бриндаване '2002"


Перевод с английского (версия текста из книги): В.Вернигора.