Выступление О.Н.Бондаренко, координатора молодежного крыла московского отделения Организации Саи в России, на конференции по обучению общечеловеческим ценностям, проходившей в Москве в мае 1998 г.



Тема:  Молодёжь Саи


I.  Молодёжь и современное общество

1. Роль молодёжи в современном обществе и в Саи - Организациях
2. Отличие современной молодёжи от молодёжи древности.
3. Задачи молодёжи Саи
4. Долг перед обществом и ответственность за будущее

II.  Дхарма молодёжи

1.  Качества и идеалы к которым нужно стремиться и воспитывать в себе.
2.  Потолок для желаний (от чего можно отказаться, а что ограничить)
3.  Что мешает на пути к совершенству.
4.  Бог — первый друг и помощник в достижении идеала.

III.  Пути реализации божественного назначения

1.  Основной критерий: качество, а не количество.
2.  Посвящение всех действий Богу.
3.  Служение обществу — как образ жизни.
4.  Твоё место — здесь и сейчас.
5.  Шанти - внутреннее состояние - фундамент всего ведущего к Истине.


«Береги одежду с нову,
А честь - с молоду»
Русская народная поговорка.

Ни для кого не секрет, что чем раньше начинается воспитание личности в духе нравственности и человечности, тем прочнее фундамент его характера, определяющего будущее. Все, наверное, помнят старую историю:
Приходит как-то к святому женщина, ждущая ребёнка, и советуется с ним:
— Скажите, с какого возраста лучше начинать воспитывать ребёнка?
— А сколько ему уже месяцев?
— Семь.
— Ай-яй-яй. Вы уже опоздали на целых семь месяцев!

И снова хочется обратиться к народной мудрости, ведь именно эти изумрудные скрижали, передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение, хранят в себе истинное знание о человеческом бытие и законах мироздания. Одна из них гласит: "Посеешь поступок — пожнёшь привычку. Посеешь привычку — пожнёшь характер. Посеешь характер — пожнёшь СУДЬБУ."
Именно поэтому Свами уделяет много внимания молодёжи, заботясь о её воспитании и образовании, подготовке учителей и лидеров. Молодёжь — это будущее мира! Свами указывает, что процветание мира основано на характере юношей и девушек, которые должны иметь чистое сердце и бескорыстно служить своей стране.
Каждый ищущий человек рано или поздно задаёт себе вопрос: "Кто Я? Откуда? Куда Я иду?" И если в течении жизни он находит на него ответ, то это — ПОБЕДА! Хотя, возможно, иногда бывает недостаточно и многих воплощений, чтобы на него ответить. Так вот Свами говорит, что молодому человеку в раннем возрасте потребуется меньше времени и усилий чтобы осмыслить поставленные перед собой вопросы и попытаться найти на них ответы, чем человеку преклонного возраста с устоявшимися привычками и обычаями:
«Начинайте Рано. Двигайтесь Постепенно. И придёте Вовремя!»

Чем же выделяется молодёжь? В чём же отличительная черта? Почему Свами уделяет так много внимания молодёжи? (Пауза)
Молодёжь отличает: динамизм и гибкость, жажда знаний и умение их быстро применять в жизни. Молодёжь, благодаря своим разносторонним интересам и широкому кругу общения, намного быстрее чем старшее поколение способна соединять учение Свами с общественной жизнью. Кому как не молодёжи необходимо быть в Центрах Саи активной и движущей силой и примером для подражания. Свами указывает: чтобы Центры стали силой — необходимо зерно учения посадить в почву культуры страны, тогда вырастет древо знания с плодами духовного опыта, основанного на национальных особенностях. Центры должны стать Прасадом для общества.

Что же мы имеем в действительности? Каковы мы на самом деле? Давайте посмотрим на себя со стороны.
Современная молодёжь в своём большинстве во многом отличается от молодёжи древности. В древние времена мудрецы и святые жертвовали всем ради благополучия человечества, а молодёжь, полная чувства любви к своей родине и культуре, следуя примеру старших, шла по их стопам. Общественные деятели, преподаватели, учёные, руководители государства того времени были поистине воплощением высоких идеалов жизни и добродетели, достойным подражания. В их образе мыслей, слов, действий была гармония. Их помнят сегодня благодаря их духу бескорыстного служения. Именно поэтому молодое поколение следовало их примеру.
Сегодняшняя молодёжь, напротив, становится крайне жадной, полной чувства ненависти и зависти, хочет проводить жизнь в наслаждениях мирскими и чувственными удовольствиями, которые приводят впоследствии ко многим болезням.
Мы, Молодёжь Саи, должны на собственном примере показать сверстникам возможность альтернативы. Бхагаван Шри Сатья Саи так определяет нашу задачу:
«Среди мира, наполненного страхом, недоверием и взаимными обвинениями, вы должны показать себя посланником бога, воплощением любви, внутреннего мира и истины. Заявите о своей Божественной реальности всему миру и помогите всем осознать свою внутреннюю Божественность.»

Своим образованием, воспитанием, положением мы обязаны тому обществу и государству, в котором живём сейчас. Но то, каким оно будет в будущем, чему мы будем учить наших детей — зависит от нас. СЕГОДНЯ! Если раньше Свами говорил: «My Life is My Message - Моя Жизнь — Моё Послание (Благовестие)», то на I Всемирной Молодёжной конференции в Путтапарти Он сказал, обращаясь к нам: «Теперь ваша Жизнь  — это Моё послание.» А это значит, что жизнь каждого из нас - Его Послание! Это очень большая ответственность. Надо это осознать и почувствовать. Надо постоянно об этом помнить всегда и везде, где бы вы ни были.
А как же это относится к молодёжи? Ведь это именно она больше всего подвержена и, чаше всего, увлекается своими выдумками, фантазиями или вообще виртуальными мирами, живущими лишь в их воображении. Как же здесь быть? Что же делать? Как помнить о Себе и контролировать свои поступки? Давайте попробуем определить, существуют ли какие-то особые правила, законы, дхармы, которым должна следовать молодёжь.
В одном из аспектов Дхарма определяется Свами как соответствие наших мыслей нашим словам, а слов — поступкам. В этой связи Он говорит:
«Пока вы молоды, вы должны научиться прежде всего думать о Душе и помнить о том, что мысли ваши должны быть чисты, слова — правдивы, а дело, которым занимаетесь,. — священным». «Совершенная гармония мысли, слова и дела — это отличительный признак Человека.»
Свами советует нам, что пока мы молоды — самое время развивать в себе необходимые качества, такие как трудолюбие, дисциплинированность, терпимость, жертвенность и чувство ответственности. Чем раньше мы начнём культивировать эти добродетели, тем прочней они войдут в нашу жизнь. Свами говорит:
«Сейчас вы находитесь в самом подходящем для осуществления этого завета возрасте. Светлые помыслы и праведное поведение следует воспитывать в себе именно сейчас - помните об этом. Именно на этой стадии жизни вы должны наиболее активно служить своей Родине, а также отцу и матери». «Потратить зря время — потратить зря жизнь».
«Время — это Бог! Еда, деньги, энергия  — это тоже Бог. Не тратьте их понапрасну».
Вы знакомы, наверное, с программой: «Потолок для желаний». К молодёжи это относится особенно. Пока мы молоды — нам кажется, что всё — впереди, и времени у нас достаточно. Но молодость, говорят, это недостаток, который с годами проходит. Но проходит и время, которое Божественно, и его уже не вернуть, если оно потрачено впустую. Свами говорит:
«Молодые люди достигли высокого искусства в том, как убивать время. Часами они занимаются пустыми разговорами. Читают никчемные книжки и гоняются за пустыми развлечениями».
А ведь любое занятие, которое не имеет конкретной цели, — это напрасная трата времени. Свободное время лучше всего проводить за чтением книг духовного содержания, помощи близким и нуждающимся.
Теперь о деньгах. Это очень щепетильный и важный вопрос для молодёжи. Их не следует тратить по пустякам ради удовлетворения сиюминутных желаний; им необходимо уделять ровно столько внимания в жизни, сколько они заслуживают. Их следует использовать наилучшим образом. Свами говорит:
«Вы должны использовать свою способность разумного различения для того, чтобы избегать в жизни бессмысленной и пустой траты денег»
Реализация на практике программы «Потолок для желаний» даст возможность молодым за короткий срок пройти путь духовной трансформации личности. Если вы знаете, это единственная духовная программа, которую рекомендовал Бхагаван для практического использования в повседневной жизни.

Ну вот теперь мы при оружии, как говорят: "Вперёд и с песней!" Но вот тут то, как раз, слово из песни и не выкинешь. Это я уже о нас с вами. И всё было бы — песня, да вот только есть у человека один враг, который постоянно мешает духовному совершенствованию. Причём враг этот находится внутри него самого — это эго. А большинство молодёжи, как констатирует Свами, сегодня в различной степени поражено таким заболеванием, как эгоистическая гордость (ахамкара). Это происходит потому, что молодёжь утратила чувство терпимости и в результате стала жертвой плохих качеств, таких как вожделение, гнев, жадность, зависть и других. И это является причиной болезни мира. Бхагаван объясняет, как нужно бороться с этим внутренним врагом:
«Эгоизм не имеет никакого основания, потому что отдельный человек — это песчинка в бескрайнем космосе. Его рождение — это результат невежества. Это невежество уйдёт, если человек осознает, что вся Вселенная пронизана Богом и принадлежит Богу. Каждый человек должен делать то, что хорошо и не забывать о Боге. Это способ, которым можно преодолеть эгоизм». «Если человек хочет, чтобы его любили, он должен отбросить своё эго и высокомерие».

Если вам предстоит долгий путь — вы находите себе попутчика. Если у вас тяжело на душе — вы ищите собеседника. Если вам трудно быть одному — вы выбираете спутника жизни. Каждый из нас ищет себе верного друга. Сегодня единственным верным другом, попутчиком и собеседником является Бог. Доверьтесь ему. Бхагаван говорит:
“Нет более великого учителя, чем ваше сердце. Время — великий проповедник. Мир — священный текст. Бог — это самый верный друг”.
Впустите его в своё сердце, будьте всегда с Ним вместе. Он — ваш помощник в достижении любой цели, ваш чуткий наставник. Он всегда рядом и готов вам помочь как никто другой. Могу поделиться своим опытом.
Мне довелось участвовать в организации и проведении всех трёх московских конференций. По ходу необходимо решать очень много проблем и вопросов. И часто так бывало, что времени на обдумывание и принятие решения почти не остаётся, а ведь всегда нужно сделать всё правильно и в короткие сроки. Так вот, когда действительно всё отдаёшь и посвящаешь Бхагавану, происходят удивительные, на первый взгляд, вещи — всё происходит как бы само собой, независимо от тебя, и в тоже время - при твоём участии. Ты как бы и участник и сторонний наблюдатель одновременно. Но самое главное в этом процессе это то, что как раз таки чувствуется постоянная поддержка и помощь Свыше. Эта Божественная рука, которая всем незримо руководит и всё направляет. Могу признаться - не я один это заметил.
Я очень счастлив, что достаточно рано узнал об учении Свами. Ведь именно за этим Он сюда и пришёл, чтобы дать нам это знание. Он исполняет все наши желания с надеждой на то, что мы когда-нибудь попросим Его о том, что Он нам принёс.
Именно сейчас, пока мы молоды, надо осознать своё назначение и найти своё место в жизни. Не надо бросаться на всё, что попадает на глаза, надо сосредоточиться на чём-то одном, но делать это с полной отдачей, до конца! Основным критерием всех наших действий должно быть качество(!), тотальное качество. Необходимо постоянно совершенствоваться и добиваться лучших результатов. Надо стремиться добиваться поставленной цели с первого раза. Но всё это не будет иметь никакого смысла, если не будет главного (пауза), я сегодня об этом уже говорил: надо совершать все поступки как предложение Богу. Работа должна превращаться в поклонение. Медитация на бога — один из шагов для достижения твёрдости ума. Выполнение работы как поклонения равноценно медитации, как духовной садхане (практике). Свамиджи говорит:
“Чувствуя Божественность внутри себя вы не будите думать, видеть, слышать, говорить или делать что-либо плохое. Иметь полную веру во внутреннюю Божественность означает уверенность в Себе. Это является фундаментом, на котором строятся стены Самоудовлетворённости, с Самопожертвованием в качестве крыши, для того, чтобы закончить здание Самореализации”.
Посвящая все действия Богу не забывайте об этом, а то чаще всего получается так, как в одной истории, которую рассказал на молодёжной конференции Джагадишан:
Преданный хочет сделать что-то очень важное и трудное, и эта проблема постоянно занимает его голову (пусть, например, носовой платок будет символизировать эту проблему). Он приходит к Свами и просит его помочь, отдавая (условно) эту проблему как бы на Его волю (когда я наклоняюсь перед портретом, то платок падает к ногам Свами). Но потом, закончив все молитвы, преданный встаёт и уходит (забирая при этом платок)... :-(
Свами помог бы и принял ваше подношение, но вы его Ему не оставили...

Теперь об отношении к обществу. Как и кем мы себя чувствуем в обществе? Каким должно быть, по-вашему, отношение к обществу?
Живя в нём каждый из нас должен выражать ему чувство благодарности, оказывая бескорыстное служение. Именно для этого человеку дано тело. Истинное счастье можно найти лишь в служении. Служение должно стать образом жизни. Свами говорит, что для юношей и девушек это привилегия и святая обязанность — способствовать благосостоянию, прогрессу и процветанию мира во всём мире. Он призывает превратить все наши действия в священные обязанности.
Посвящать все действия Богу, служить обществу, помнить о существовании Божественного в каждом существе — это способ приобретать заслуги. Свами говорит:
“Сама идея служения помогает познать суть Всевышнего. Эта идея способна даровать радость всему человечеству. Служение — первый шаг по духовному пути.”
Но нельзя забывать, что любое служение невозможно без трёх условий. Необходимо, чтобы было:
1) Желание;
2) Возможности или средства;
3) Время.
При отсутствии хотя бы одного из этих условий, говорит Свами, всякое “служение” не будет иметь смысла. Но это вовсе не значит, что теперь у нас есть причины, по которым мы можем отказаться от того или иного вида деятельности в качестве служения (севы). Просто мы должны выполнить эти три условия, и тогда наше служение будет действительно искренним  и полным.

Есть ещё один очень важный момент, которому Свами уделяет большое значение:
“Живите в настоящем — это самый священный период бытия”.
Ваше место — здесь и сейчас. Определите то, ради чего вы здесь и поймите, почувствуйте, что должны сделать сейчас в это самое время. Тогда вся ваша жизнь будет служением и поклонением Богу. Вот пример: Вселенную можно сравнить с большой машиной или, вернее, организмом. Работа этой системы осуществляется за счёт всех живых существ, которые её составляют. Многие считают, что жизнь никчемна, ибо они не более чем винтики и болты или клеточки этой огромной системы. При этом они забывают, что именно от состояния деталей и составляющих элементов зависит слаженность работы всей системы в целом. Из этого следует, что надо осознать своё уникальное место и роль в этом Мире и с полной отдачей и преданностью выполнять свои обязанности, способствующие его процветанию, эволюции и развитию.
Расскажу вам небольшую историю, которая сможет проиллюстрировать важность понимания своего назначения. Эту историю Свами рассказывал студентам во время летних курсов.
Жил-был царь, который всем пришедшим задавал одни и те же три вопроса: кто есть лучший из людей, какое время надлежит считать самым прекрасным и какой поступок самым благородным? Однако сколь многих он ни спрашивал, ни один не удовлетворил его своим ответом. Однажды царь решил немного попутешествовать. Долго он бродил по лесам, по горам и равнинам и, наконец, утомился. Он заметил небольшое селение и решил там немного отдохнуть. Когда он приблизился, то увидел монаха, который поливал растения. Монах тут же оставил свое занятие и поспешил принести господину плоды и холодную воду. В то же самое время появился еще один монах, который привел в селение израненного, окровавленного человека. Первый монах тут же оставил царя и принялся обмывать и перевязывать раны несчастного. При этом он подбадривал его ласковыми словами. Царь направился к ним, он хотел поблагодарить монаха и уйти. Но тут он решил все-таки задать ему свои три вопроса. Монах сказал, что ответы на них он может найти в том, что только что произошло прямо у него на глазах. Царь попросил объяснить ему все подробно. Тогда монах сказал: "Когда ты пришел сюда, я поливал растения; ибо мой долг состоял в этом. Я принес тебе плоды и воду, оставив прежнее занятие, и исполнил этим закон гостеприимства. Когда же привели раненого, я оставил тебя и стал помогать ему. Так что самый лучший из людей тот, кому ты в данный момент нужнее всего. Почитай своим долгом служение тому, кто нуждается в тебе, и это служение и есть самое благородное из деяний. Самое же прекрасное, священное время - это настоящее, отрезок времени, когда вы можете что-то сделать. Тебе не дано проникнуть в будущее, ибо зрение твое недостаточно остро; прошлое ушло, и ты не в силах вернуть его. Поэтому самое прекрасное время - время настоящее, которое ты используешь, выполняя то, что должен. Тот, ради кого ты это делаешь, и есть самый лучший из людей, а само деяние и есть самое благородное". Таков был ответ монаха на три вопроса царя.
Именно в вашем возрасте, надлежит осознать, что нет лучшего времени, чем настоящее.

А теперь самое главное. Давайте задумаемся: к чему все наши разговоры, встречи, беседы, искания? Где цель всех наших деяний? В чём смысл воплощений?
Порой бывает трудно сходу ответить на этот вопрос, но на самом-то деле ответ на него уже давно есть. Как говорят индусы, выступая в Мандире перед лекцией Свами: “Я не знаю что сказать, и поэтому снова обращаюсь к словам нашего любимого Бхагавана”. Но не стоит слепо повторять пусть даже самые высокие истины, которые мы “знаем”, надо их понимать, а главное — следовать им. Потому что на языке мудрости знать — это значит уметь. А понимать — это значит действовать.
Шри Бхагаван сказал:
“Если мысли человека постоянно обращены к Всевышнему, то человек может достичь мокши (освобождения), оставаясь в миру, ибо в этом случае всё совершаемое им будет в согласии с Божьей волей.”
“Ничего не сравнится с Божественной Любовью. Она выше всего.” Она - суть совершенства, Атмы. Но пока ум человека не обретёт устойчивости, он не сможет постичь эту суть.
“Молитесь о любви, внутреннем мире и блаженстве. Настоящий покой заключается лишь в Любви Бога. Единственным стремлением в человеческой жизни должно быть достижение Божественной Любви. Это — главное отличие человека. Из этого знания рождается мудрость, которая в свою очередь, приносит счастье и покой.”
“Каждый человек на нашей планете жаждет душевного покоя. В надежде на это он занимается разными видами деятельности. Лишь с опорой на Дхарму и праведность он способен развить в себе благие качества. Благие качества принесут в жизнь гармонию, а значит и порядок. Гармония же и самодисциплина даст вам душевный покой. Следовательно, душевный покой зависит от ваших личных качеств. Воспитанием в себе добрых качеств и праведным поведением вы достигнете Бога! Только такая сила духа ведёт к Реализации.

Ом Шри Саи Рам