Вы на странице: Scriptures.ru

Даттатрея как Шрипада Шри Валлабха

Шри Ганешая Намаха,
Шри Гурубхйо Намаха,
Шри Сарасватйаи Намаха.

Изображение Шрипады Шри Валлабхи в храме Даттатреи в Гангапуре, штат Карнатака
Изображение Шрипады Шри Валлабхи в храме Даттатреи в Гангапуре, штат Карнатака

   О, Намадарак, чтобы защитить своих преданных, Шри Хари принимал воплощения как Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна и т.д. Он уничтожал неправедных людей, вставших на путь адхармы. Одно из Его воплощений – Даттатрея, Который родился как Шрипада в деревне Питапур для проповедования дхармы. Однажды Даттатрея пришёл за бхикшей (подаянием) в дом Сумати, набожной женщины, преданной своему мужу Апале Радже, которая относилась к гостям с почтением и уважением. Это был день шраддхи. Сумати преданно дала Ему подаяние даже раньше, чем браминам. Даттатрея был доволен её набожностью и разрешил ей попросить награду. Сумати вознесла хвалу божественному присутствию и взмолилась: "У меня есть сыновья, но они калеки. Пусть у меня родится такой всемирно известный сын, как Ты". Даттатрея подумал: "Никто не подобен Мне. Я вне сравнения". Тем не менее, Он одарил её благословением и исчез. Сумати рассказала мужу обо всём, что произошло. Апала Раджа был очень доволен и сказал: "Наша семья будет освобождена. Ты видела Самого Господа Даттатрею, потому что ты так набожна. Тебе выпало большое счастье. Нет большего сокровища, чем рождение Самого Даттатреи в качестве нашего сына".

Изображение Шрипады Шри Валлабхи
Изображение Шрипады Шри Валлабхи

   Спустя какое-то время Сумати забеременела. Через девять месяцев она родила сына в день Ганеша-чатурти. Это был поистине самородок. Прочитав Его гороскоп, астрологи предсказали, что это будет великий аскет-тапасви, и что Он станет всемирным Учителем – джагат-гуру. Ребёнка назвали Шрипада.

   Когда Шрипада немного подрос, Ему устроили пышную церемонию посвящения в брамины с повязыванием священной нити. Он изучил все Веды и шастры. Когда Он достиг определённого возраста, Его родители стали думать о том, чтобы женить Его, но Шрипада сказал им: "Я стану брахмачарьей (останусь в целибате). Вайрагья (отречённость) – Моя жена". Его родители опечалились из-за Его предстоящего ухода и сказали: "Мы забыли прошлые горести благодаря Тебе. Теперь в старости с нами не будет никого. Ты всё для нас". Тогда Шрипада посмотрел на старших братьев с любовью в Своём сердце, и после этого они освободились от своего уродства и обрели здоровые тела. И тогда Шрипада сказал матери: "Дорогая мама, теперь не запрещай Мне уйти, дай Мне своё разрешение незамедлительно, потому что Я должен идти на север, чтобы дать дикшу (инициацию) Моим преданным. Твои другие сыновья будут жить сто лет и ухаживать за вами, и они сделают вас счастливыми". После этих заверений Его родители согласились, чтобы Он стал саньясином.

   Свами Шрипада жил в Гокарне три года после того, как посетил Каши, Бадри и т.д.

Шивалингам в Гокарне

Изображение Шрипады Шри Валлабхи

   Шрипада жил в Гокарне долгое время, чтобы показать преданным путь спасения. Таким образом это место стало местом паломничества. Именно здесь находится Махабалешвара-лингам, чистый и лишённый формы.

   Равана, царь Ланки, молился Парамешваре с большой преданностью. В то время он был величайшим преданным Господа. Он выполнял аскезу в течение длительного времени. Господь явился перед ним и предложил ему попросить награду. Равана попросил Атма-лингам для своей матери Кайкаси, которой он был нужен для поклонения. Шанкара (Шива) дал его ему, но сказал: "Ты не должен ставить Атма-лингам на землю, пока не достигнешь Ланки. Затем поклоняйся ему три года и выполняй Рудра-абхишеку". Равана взял лингам и отправился в Ланку. Боги пошли к Вишну и рассказали о даре Шанкары Раване. Шри Хари подумал, что Равана может стать хозяином всего мира и тревожить богов. И тогда Он позвал Ганапати и попросил Его превратиться в мальчика-пастуха коров и помешать Раване.

   Был вечер, время ритуала сандья-вандана. Перед самым заходом солнца Равана дал лингам превратившемуся в мальчика Ганапати и пошёл выполнять сандья-вандан. Как только Равана ушёл, Ганапати стал кричать, что лингам слишком тяжёл для Него. Он прокричал три раза. Равана же только что начал предлагать аргхью, и поэтому он попросил в ответ Ганапати подождать немного. Но Ганапати положил лингам до возвращения Раваны. Равана приложил все свои силы, чтобы поднять его, но не смог, потому что лингам Шанкары обладал сверхъестественной силой. Вот почему он называется Махабалешвар. Равана снова напряг все свои силы и делал попытки поднять его, и для этого тянул его в разные стороны, придав ему форму коровьего уха. Вот почему он называется Гокарна.

Величие Гокарны

Изображение Шрипады Шри Валлабхи
Изображение Шрипады Шри Валлабхи

   Намадарак попросил Сиддхамуни: "Просвети меня рассказом о Гокарне". Сиддхамуни, улыбаясь, ответил: "Слушай".

   Весной царь Митилапуры Митрасаха поехал в лес на охоту. Там он убил демона. Чтобы отомстить, брат демона Бали превратился в слугу короля и пошёл к нему на работу. Как-то он приготовил человечье мясо и подал его риши Васиштхе в день шраддхи.

   Тогда Васиштха проклял короля, сказав, что он будет скитаться в образе демона двенадцать лет. Этого демона звали Калмашпада. Он питался птицами, животными и даже человеческими существами. Однажды он убил брамина и съел его. Тогда жена брамина прокляла его, сказав: "Через двенадцать лет жизни в образе демона ты снова станешь царём Митилапуры, но однажды, когда ты будешь ласкать свою жену, ты умрёшь".

   Спустя какое-то время после того, как он снова стал царём, риши Гаутама навестил царя Митилапуры и рассказал ему следующую историю славы Гокарны.

   Однажды, на следующий день после праздника Шиваратри, риши Гаутама сидел в тени дерева. В это же самое время старая слепая женщина сидела под другим деревом неподалёку. Она была очень старая и, кроме того, бездомная. И вот, когда она сидела под деревом, она упала на землю и умерла. И тогда Гаутама увидел двух посланцев Шивы, которые приблизились к мёртвому телу на тонком плане. Когда он спросил их, зачем они пришли, они ответили, что пришли забрать женщину на небеса. Гаутама спросил: "Каким образом она получила заслугу попасть на небеса?" Тогда они рассказали ему историю женщины: "Она была дочерью брамина, и звали её Саумини. Она была очень красива и вышла замуж за брамина. Вскоре муж её умер, и она стала проституткой. Её родители попросили её покинуть их дом. Тогда она вышла замуж за вайшью, и у неё родились от него дети. Однажды, находясь под влиянием алкоголя, она убила телёнка вместо козы и съела его мясо. Когда она пришла в чувство, она очень сильно горевала из-за того, что натворила. В своем следующем рождении она родилась слепой и вынуждена была побираться, чтобы жить. Вчера она прибыла сюда вместе с другими паломниками. Она просила еды, но никто ничего ей не дал, потому что был день Шиваратри, и все постились. Кто-то дал ей листья билвы. Когда она поняла, что они несъедобны, она отбросила их. Сама того не зная, она бросила их на Шива-лингам. Так как никто не дал ей еды, она постилась и не спала весь святой день. Сегодня она умерла. Благодаря этим заслугам, обретённым ею, все её грехи были смыты, и поэтому мы забираем её на небеса".

   Наученный Гаутамой, царь Митрасаха отправился к месту паломничества в Гокарне и совершил поклонение. Его грехи были смыты благодаря паломничеству, и он стал счастлив.

   Шрипада оставался там три года, чтобы показать, что место паломничества в Гокарне - одно из самых святых мест паломничества.

Субботнее поклонение Шиве

   Свами Шрипада жил в Курувапуре, называемом сейчас Куругадде. Там жила одна женщина по имени Амбика, жена брамина, знатока Вед и шастр. После выполнения врат (обетов) и упасаны у них родился сын. Он вырос, но не был умён, и у брамина появилась привычка бить его во время изучения Вед. Женщина была очень расстроена поведением своего мужа по отношению к их сыну и как-то сказала ему: "У нас только один сын, не наказывай его. Он достался нам с большими трудностями. Я покончу с собой, если ты будешь обращаться с ним плохо". Через какое-то время брамин умер. Мать и сын были вынуждены побираться, чтобы выжить. Но все бранили мальчика и прогоняли его. Тогда они пошли на берег реки Кришна, чтобы там закончить свою жизнь. Они увидели там Свами Шрипаду и поклонились Ему с преданностью. Женщина рассказала Ему свою историю и взмолилась: "По крайней мере в следующей жизни награди меня таким учёным сыном как Ты".

   Полный любви к своим преданным (бхакта-ватсала), Свами Шрипада велел Амбике совершать богослужения Ишваре во время прадоши по субботам, чтобы её желания были удовлетворены. Он также сказал, что одна гопи совершала такое же богослужение и получила сына, подобного Кришне. Затем Он подозвал сына Амбики, положил Свою руку ему на голову в знак покровительства (варада-хастха) и благословил его. Немедленно мальчик превзошёл все Веды. Он женился и был счастлив благодаря благословению Шри Гуру.

Гуру награждает Раджака

   Каждый день, когда Свами Шрипада совершал омовение в реке Кришна, прачка по имени Раджака простирался с преданностью перед Ним. Довольный его преданностью, Свами благословил его и наградил, сказав, что он испытает всё счастье и все радости жизни царя. Раджака избавился от всех тревог. Приветствуя Свами, он начал подметать двор монастыря, обрызгивая его водой. Однажды весной, во время стирки одежды, Раджака увидел богатства царя, и это очень возбудило его ум. В этом возбуждённом состоянии он простёрся перед Свами Шрипадой. Свами, который знал его мысли, спросил: "О чём ты думаешь?" Раджак рассказал Ему о том, что он видел, и о том, как он желает всё это. Свами сказал ему: "Родись в низкой касте и насладись жизнью царя". Раджака сказал: "О, Свами, я должен увидеть Тебя снова". Свами ответил: "Ты увидишь Меня перед своим концом и получишь просветление". Раджак снова простёрся перед Свами. Перед тем как покинуть монастырь, Свами позвал его и спросил: "Хочешь ли ты удовлетворить своё желание быть царём в этом рождении?" Раджака ответил: "Я стар, я хочу получить это в следующем рождении". После смерти он родился в мленча-семье в Вайдура-нагаре.

   Слава Свами Шрипад распространилась по Курувапуру, и он стал святым местом. В день Асвин Вадья Двадаши (Aswin Vadya Dwadashi) в 1350 г. Свами исчез в Ганге, чтобы перевоплотиться.

Уход Валлабхи

   Намадарак слушал историю с большим интересом. Затем он спросил Сиддхамуни: "Свами, что случилось в Курувапуре, когда Гуру Шрипад исчез? Какое воплощение принял Гуру? Пожалуйста, расскажи мне поподробнее". Сиддхамуни ответил: "О, мой ученик Намадарак, я расскажу тебе об одном случае".

   Жил-был один брамин по имени Валлабхеша. Это был человек праведного поведения. У него было своё дело, обеспечивающее его жизнь. Каждый год он ездил в Курувапур на даршан Свами Шрипады. Однажды он дал обет, что, если он получит большую прибыль, он поедет в Курувапур и накормит тысячу браминов. Он получил прибыль и отбыл в Курувапур. Но во время поездки воры, переодетые порядочными людьми, следовали за ним, убили его и забрали все его деньги. Однако в течение короткого времени Свами Шрипада, защитник преданных, убил воров с помощью трезубца. Один из них, который не был вором, раскаялся. Свами Шрипада позвал его, дал ему вибхути и велел приставить голову Валлабхеши, которую отсекли воры, к туловищу и посыпать вибхути. Затем Свами удалился. Человек сделал так, как ему велели, и Валлабхеша вмиг ожил. Он был счастлив услышать о происшедшем и решил следовать в Курувапур и совершить поклонение Шрипаде Свами, к которому он имел большое доверие.

   Затем он забрал свои деньги у воров и значительную часть их потратил на благотворительность. Он совершил поклонение Шрипаде Свами и накормил 4000 браминов. Он делал это всю свою жизнь и, в конце концов, достиг освобождения (мокши). Даже сегодня тысячи преданных посещают Курувапур.

   Шрипада Свами принял следующее воплощение как Шри Нарасимха Сарасвати. И сегодня Он защищает Своих преданных от несчастий. Тот, кто слушал эту историю, поистине благословлён.

   Из книги "Гуру-чаритра", главы 5-10.