ОМ
Вы на странице: Главная

Падмасамбхава

(Гуру Ринпоче)


Падмасамбхава (Гуру Ринпоче)

     Падмасамбхава – тантрический йогин, один из основателей буддизма в Тибете, индийский махасиддха, основоположник тибетской ваджраяны. К его учению восходит традиция тибетского тантрического буддизма ньингма и дзогчен. Согласно тибетскому жизнеописанию, Гуру Падмасамбхава был проявлением (нирманакая) Будды Амитабхи; он родился из цветка лотоса, почему и получил своё имя.

     Санскритское имя Падмасамбхавы означает «самопроявившийся из лотоса», его имя на тибетском - Пема Джунгне – означает «лотосовая сущность», «родившийся в лотосе [будды Амитабхи]».

     Падмасамбхаву также часто называют в литературе и устно как Гуру Ринпоче («драгоценный Учитель»).

     В книге «Безумная мудрость», написанной Чогьямом Трунгпой Ринпоче, подробно рассказывается про жизнь, реализацию и практики Падмасамбхавы.

     Согласно сутрам, это «второй Будда нашего времени», излучение Будды Амитабхи, чудесным образом появившийся в цветке лотоса в стране Уддияна в конце V начале - IV века до н.э.

     В девятнадцати разных сутрах и тантрах с изречениями Будды Шакьямуни содержатся предсказания о приходе и деяниях Падмасамбхавы. В Махапаринирвана-сутре («Сутре великой Нирваны») Будда Шакьямуни возвестил ученикам о своём уходе из мира. Услышав это, многие из них, особенно Ананда, его двоюродный брат и личный слуга, были очень опечалены. Тогда Будда обратился к Ананде и велел ему не тревожиться:

      "Через восемь лет после моей паринирваны в центре лотоса появится изумительная личность по имени Падмасамбхава, и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы, принесёт великое благо всем существам."

     Шакьямуни сказал, что Падмасамбхава будет даже более просветлённым, чем он сам. В некоторых источниках говорится, что Гуру Ринпоче — прямое перевоплощение Видения Будды Шакьямуни. Будда Шакьямуни также сказал, что Падмасамбхава будет эманацией Будды Амитабхи и Авалокитешвары и называл его воплощением всех будд трёх времён.

     Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем. Падмасамбхава долгие годы обучался в Индии у лучших тантрических мастеров, после чего сам достиг вершин практики, став великим йогином, обладавшим самыми невероятными способностями. Так, говорится, что он обрёл сверхъестественные способности бессмертия, власти над элементами, способности проявляться в различных формах и прочие совершенные качества просветлённого существа. За время своего тысячелетнего пребывания в Индии он достиг совершенства в изучении буддийских наук. Он был держателем высочайших посвящений тантрического буддизма и принёс в Тибет знание об абсолютном просветлении за рамками эго, а также многочисленные методы ваджраяны для обретения этого состояния.

     Собственно биографией Падмасамбхавы учёные не располагают, а тибетское житие («намтар» на тибетском языке) этого йогина настолько изобилует всевозможными удивительными подробностями, что реконструировать по нему реальную биографию в настоящий момент представляется невозможным. По существу, наука даже не знает точно, где находилась та страна — Уддияна, которая считается его родиной (разброс мнений специалистов тут очень велик — от Ориссы в Индии до Центральной Азии).

     В истории тибетского буддизма известен факт, что в середине VIII века Трисонг Децен - тридцать восьмой царь (цэнпо) Тибета, правивший в 755—797 гг., пригласил в Тибет одного из крупнейших буддийский учёных и философов того времени Шантаракшиту, который начал первым проповедовать буддизм в Тибете, однако в тибетском языке не существовало слов для точного перевода санскритских буддийских терминов, и понимание учения Будды посредством слов было затруднено языковым барьером и отсутствием опытных переводчиков. Поэтому Шантаракшита предложил пригласить в Тибет тантрического йогина – махасиддху Падмасамбхаву из Уддияны. Где находилась эта страна - до сих пор вопрос спорный, по одной из версий она была расположена в Центральной Азии, на территории современного Афганистана на границе с Пакистаном. Торчинов А. Е. пишет: "Прибыв в Тибет по приглашению безуспешно проповедовавшего там выдающегося мыслителя Шантаракшиты, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма и демонстрации тибетцам своих магических способностей. По-видимому, могущество, даруемое тантрической йогой, произвело на тибетцев большее впечатление, чем проповедь пути бодхисаттвы, которую вёл Шантаракшита.

     Возможно также, что тантрический буддизм Падмасамбхавы чем-то (по крайней мере, внешне) показался тибетцам похожим на привычный для них шаманизм (религия под названием бон). Как сообщает житие, Падмасамбхава посрамил бонских жрецов и колдунов, превзойдя их магическое искусство, и подчинил демонов и злых духов Тибета, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами — божествами, защищающими Дхарму".

     Падмасамбхава сыграл столь важную роль в распространении буддизма в Тибете, что его почитают там наравне с Буддой, особенно среди последователей так называемых старых традиций: «нереформированных» или «красношапочных» школ, на которые не распространялась религиозная реформа Цзонкхапы, затронувшая главным образом традицию под названием кадам. Невозможно переоценить значение Гуру Ринпоче. Он придал форму и структуру тем буддийским поучениям, которые периодически достигали Тибета на протяжении сотен лет.

     Вместе с великим учёным Шантаракшитой Падмасамбхава основал в Тибете первый монастырь Самье, распространил и упрочил многие линии передачи учений ваджраяны. Его 25 главных учеников продолжили традицию, впоследствии названную ньингма (тиб. rnying ma, “древняя”), которая процветает и в наше время.

     Считается, что один из этих 25 главных учеников Гуру Ринпоче - Тачог Херука - был прошлым воплощением Кармапы. Впоследствии Кармапа III, Кармапа XI, Кармапа XV оказывались держателями ряда учений традиции Ньингма.

     В этой старой нереформированной традиции тибетского буддизма ньингма Падмасамбхаву называют Будда II, и в настоящее время уже невозможно точно сказать, связано ли это имя с признанием Падмасамбхавы перевоплощением Будды Шакьямуни, или же с признанием его символическим «вторым» Буддой в силу значимости его вклада в развитие буддизма в Тибете.

     Гуру Ринпоче пробыл в Тибете около 50 лет (официально – всего четыре), интенсивно путешествуя по самым отдалённым уголкам страны и делая местность пригодной для упрочения буддизма. Кроме того, вместе со своими главными супругами-йогинями тибетской принцессой Еше Цогьял и индийской принцессой Мандаравой он скрыл огромное число терма, письменных сокровищ Учения, – ради того, чтобы будущие поколения практикующих обретали подходящие для их времени методы достижения освобождения. Еше Цогьял олицетворяет собой мудрость постижения природы реальности, а Мандарава является олицетворением жизненных сил, здоровья и долголетия. Вместе они содержат в себе полноту свойств, присущих женскому началу как таковому. Обе они часто присутствуют в изображениях Гуру Падмасамбхавы: Еше Цогьял справа, а Мандарава слева от него.

     Падмасамбхава покинул Тибет необычным способом: обретя волшебное иллюзорное тело, он взошёл на небо по арке из радуги, сидя верхом на коне. В Тибете он доверил своё наследие одной из своих главных жён Еше Цогьял, но вскоре после его ухода буддизм по всей стране был уничтожен во время правления Лангдармы, и лишь через 250 лет, в XI веке в Тибете началась вторая волна распространения буддизма. И в этот период есть упоминания о Падмасамбхаве. Так в "Жизнеописании Еше Цогьял" содержится предсказание, сделанное самим Падмасамхавой, о том, что Еше переродится под именем Мачиг Лабдрон (XII век, Тибет), а её тантрический партнёр Атсара Сале станет Топабхадрой, мужем Мачиг, другая супруга Падмасамбхавы - Таши Кйидрен - станет единственной дочерью Мачиг, и т. д. Все важнейшие спутники жизни Еше Цогьял встречаются и в жизни Мачиг Лабдрон, включая самого Падмасамбхаву, который становится Падампой Сангье.

     Со времён пребывания Падмасамбхавы в Тибете его поучения обнаруживают в виде различных письменных «скрытых сокровищ» - терма. Их добывают тертоны – особые ламы-немонахи («нагпа» на тибетском), и эти поучения всегда обнаруживаются, когда они полезны для духа времени. В терма он включил и множество предсказаний о будущем нашего мира. Некоторые предсказания касаются только Тибета, а некоторые — других областей мира. Он предсказал, что будет происходить от поколения к поколению, и сколько проблем можно решить.

     На протяжении многих столетий эти учения принесли огромную пользу, потому что его предсказания очень точные. Одно из его самых ясных предсказаний о приходе буддизма в страны Запада: "Когда полетят железные птицы и поедут лошади на колёсах, дхарма (самоназвание буддизма) придёт в землю красного человека." (Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «Свет трех драгоценностей»).

     Падмасамбхава изображён сидящим в позе лотоса. В правой руке он держит «алмазный» скипетр (ваджра на санскрите, дордже на тибетском), в левой, на колене – чашу с нектаром просветления. В сгибе левого локтя он придерживает особый посох кхатвангу. На нём индийские одежды и украшения.

     Написание мантры Падмасамбхавы на разных языках:

      OM AH HUNG BENZA GURU PEMA SIDDHI HUNG (тибетское произношение)

      Ом А Хум Бендза Гуру Пема Сиддхи Хум

      Oṃ Āh Hūṃ Vajra Guru Padma Siddhi Hūṃ (санскритское произношение)

      Ом А Хум Ваджра Гуру Падма Сиддхи Хум

     Места, связанные с жизнью Падмасамбхавы: Уддияна Маратика (Непал), Фарпинг (Непал), Пещера Гуру Ринпоче в Ладакхе (Индия), Ревалсар в Химачал-Прадеше (Индия).

Произведения Падмасамбхавы

Фотогалерея Ривалсара, памятного места Падмасамбхавы в индийских Гималаях


Калачакра

Калачакра


врезные замки Cisa 57.665