Вы на странице: Scriptures.ruСатья СаиЛекции

СИЛА ИМЕНИ ГОСПОДА

Дата: 25 февраля 1998 г.
Место: Зал Саи Кульвант
Событие: Махашиваратри

Независимо от того, описан ли Он как космическое сознание (чайтанья)
Или пребывающий внутри знающий (кшетраджна)
Или всевышняя мудрость (джнана)
Или Эго или всевышний Господь (Ишвара)
Или как Вишну или Брахма
Или исконная энергия
Или блаженное божественное (ананда)
Или местопребывание божественного (парамападам)
Или как Атма или как сат-чит-ананда
Всё это различные имена и формы всевышней Сущности, которая безымянна
Космос пронизывается Хари
Ничто не может быть найдено во вселенной без божественного в нём.

Воплощения божественной Любви!

Каждый человек ищет наслаждения блаженством. Он стремится к блаженной жизни. Независимо от того, ученый он или художник, обладающий властью или человек положения, он тоскует о блаженстве. Каждый человек от рассвета до заката прикладывает усилия к достижению блаженства.

Бхаратийская культура и традиция провозглашает величие этого блаженства (ананды). Но человек окружен двумя экранами – феноменальным (воспринимаемым) и духовным. Его видение подвержено материальному мировоззрению и духовному мировоззрению. Не в состоянии согласовать их, человек относится к ним как к отличающимся друг от друга. Единство их обоих представляет истинный атмический принцип.

Полагая материальный мир физических объектов в качестве единственной реальности, человек теряет себя в поисках материальных объектов. Но, если истина об этих материальных объектах будет полностью исследована, тогда обнаружится, что в действительности они не реальны вовсе. У них есть только мимолётная и временная реальность. На них нет знака вечной реальности. Они не приносят непреходящего вечного блаженства. Для достижения вечного блаженства человек должен приложить необходимые усилия.

Поиски блаженства

"Сат-Чит-Ананда" (Бытие-Сознание-Блаженство) пронизывает всю вселенную. Каждое живое существо, начиная с муравья, ищет это блаженство, не только один человек. Для всех живых творений это блаженство – дыхание жизни.

Священные писания занимались этой проблемой блаженства с разных сторон. Они провозглашали "Сат-Чит-Ананду" как первичный принцип. Существование вселенной как факт подтверждается многочисленными лицами. Но слепой не осведомлен о её существовании. Тем не менее, слыша то, что говорят о мире другие, он также верит в его существование. Он не осведомлен о его существовании на основе своего собственного личного опыта.

Люди сегодня говорят о "Сат-Чит-Ананде" как о реальности, услышав утверждения Вед, пуран и других священных текстов. У таких лиц нет личного переживания "Сат-Чит-Ананды". Даже ученые, которые разъясняют это понятие, просто ссылаются на то, что они узнали из книг, и не имеют прямого опыта этого блаженства.

Каждый человек должен стремиться узнать, что же означает Сат-Чит-Ананда. Только тогда он осознает свою собственную истинную сущность. Из-за заблуждения, вызванного феноменальным миром, человек относится к "Сат-Чит-Ананде" как к чему-то отличному от него самого. Это чувство возникает из-за его привязанности к телу. Каждый должен узнать "Кто есмь Я?" Когда он обнаружит ответ на этот вопрос, тогда для него не будет никакой потребности в постижении "Сат-Чит-Ананды".

До тех пор, пока человек отождествляет себя с телом и своими физическими атрибутами, он будет находиться в поисках "Сат-Чит-Ананды". Когда человек раскроет истинную природу "Я", он не будет следовать ни за какими другими вещами. Он осознает, что он есть воплощение Сат-Чит-Ананды.

Каждая личность – это воплощение Сат-Чит-Ананды. "Сат" – Бог; "Чит" – джива (индивидуальное я). Единство "Сат" и "Чит" – это "Ананда" (блаженство).

Умственные болезни

Человеческое тело – это жертва многих болезней. Человек относится ко всем ним как к болезням тела. Но не все они полностью связаны с телом. Чисто телесные болезни могут быть вылечены лекарствами. Но источник происхождения большинства болезней в сегодняшнем мире находится в уме. Отклонения ума приводят к реакциям в теле и вызывают различные болезни. Основная причина многих человеческих болезней коренится в уме.

Ум и тело взаимосвязаны. Влияние ума на тело отрицательного рода. Эта отрицательность антагонистична опыту блаженства. Плохие мысли и плохие чувства возникают в уме. В то же самое время там есть также хорошие мысли и хорошие чувства. Только тогда, когда сорняки плохих мыслей и чувств удалены, человек может иметь хорошее здоровье. Многие болезни возникают из мыслей, которые заполняют ум.

Плохие мысли порождают несварение желудка, влияют на сердце, приводят к изменениям давления крови; волнение – причина многих умственных болезней. В диабете и легочных болезнях прослеживаются ментальные причины.

Аспекты освобождения

Каждый человек находится в поиске освобождения (мукти). Для кого ищется это освобождение? Для тела? Для ума, разума или чувств? Когда эти вопросы проверены, то ответ будет заключаться в том, что вначале освобождение должно обеспечиваться для ума, разума и чувств. Человек должен сначала высвободить себя от неустойчивости ума. Свобода от болезни – один из типов освобождения. Человек теряет душевный покой из-за различных проблем. Избавиться от этого состояния и обеспечить душевный покой – это другой тип освобождения (мукти). Поглощение пищи для избавления от мук голода – ещё один тип освобождения. Быть избавленным от злоключений и страданий ежедневной жизни – также ещё один аспект освобождения. Все эти типы освобождения должны обеспечиваться ещё при жизни. Неправильно представлять, что освобождение – это состояние, которое должно быть достигнуто после смерти.

Различные типы освобождения должны обеспечиваться сегодня по отношению к физическому. Эти проблемы обязаны существовать до тех пор, пока существует привязанность к телу. Все они возникают из "негативных" мыслей в человеке.

Для достижения освобождения человек должны искать душевного покоя. Если покой достигнут, всё остальное может быть получено легко. Как достичь покоя? Ведя благочестивую жизнь.

Сила любви

Все формы поклонения бесполезны, если собственное сердце полно "негативных" чувств, а ум заполнен "негативными" мыслями. Все действия, совершаемые другими органами чувств – глазами, ушами, языком и т.п., станут грязными, когда ум наполнен "негативными" мыслями. Шесть плохих качеств в человеке – вожделение, гнев, жадность, заблуждение, гордость и зависть – это его хорошо укоренившиеся враги. Чтобы избавиться от этих нечестивых элементов и установить хорошие качества на своё место, единственное средство – взращивать принцип любви (према-татва). Когда сердце человека наполнено любовью, всё, что он делает, будет "позитивным". Все благие дела происходят из любви. Сат-Чит-Ананда возникает из любви. Сострадание и доброта рождаются из любви. Все возвышенные человеческие качества происходят из любви. Когда кто-то наполнен любовью, ему не нужны никакие другие духовные или ритуалистические практики.

Атмический принцип – основа для тела. Вся жизненная деятельность должна быть привязана к атмическому принципу. Человек должен отвергать привязанность к преходящим мирским удовольствиям и стремиться к тому, что непреходяще и вечно.

Пять оболочек

Если человек постоянно помнит о том, что он – воплощение Сат-Чит-Ананды, то в должное время он испытает это блаженство (ананду). Человек покрыт пятью оболочками, которые называются аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнанамайя и анандамайя коши. Первая – это грубая оболочка, и каждая следующая оболочка тоньше, чем предыдущая. Человек должен направляться от грубой оболочки к самой тонкой оболочке блаженства. Оболочка аннамайи – это тело. Оно бренно, но, пока человек жив, тело должно поддерживаться в добром здравии. Обязанности, связанные с физическим аспектом, должны выполняться. То, что поддерживает тело в движении – это вибрации, исходящие из витальной оболочки (пранамайи-коши) Эти вибрации управляются излучением из ума (маномайи-коши). Позади ума находится виджнанамайя-коша, которая отвечает за "постоянное всеобъемлющее осознавание" в человеке. Когда это состояние достигнуто, человек может перейти к ананде без значительных усилий. Переживание блаженства будет автоматическим.

Это очевидно доказывает, что человек наделен человечностью, и благодаря этому он может подняться к его божественной судьбе, вместо того, чтобы погрязнуть в мирских удовольствиях и страданиях. Этим самым он продемонстрирует своё преимущество над зверями и птицами.

Святость фестивалей

Все бхаратийские фестивали задуманы для того, чтобы вести человека к Богу. Они предназначены для того, чтобы люди медитировали на Бога. К несчастью, сегодня, вместо того, чтобы размышлять о Боге, люди устраивают пиры в святые дни. Фестивали должны посвящаться созерцанию Бога и переживанию божественного.

Сегодня мы празднуем Шиваратри. "Шиваратри" означает "благоприятная темнота". По крайней мере в этот день каждый должен петь имя Шивы всю ночь. По крайней мере один день в году воспевайте имя Господа. Ожидается, что преданные будут бодрствовать этой ночью, воспевая священное имя Шивы. Удерживание себя в состоянии бодрствования по любой другой причине лишено смысла. Проведение ночи в повторении имени Господа освящает собственную жизнь. В Гите "Штитапраджна" описан как тот, кто бодрствует, когда другие спят, и для кого дневное время, когда другие бодрствуют, служит в качестве ночи. Внутреннее значение этого в том, что Штитапраджна (реализованная личность, которая находится в состоянии постоянного всеобъемлющего осознавания) созерцает Бога, когда другие забывают Бога.

Основная вещь, о которой все должны беспокоиться сегодня – как избавиться от негативных мыслей в своих умах. Шесть основных врагов человека – шесть основных пороков – обнаруживаются пребывающими в сердцах человеческих существ. В таких сердцах нет места для любви или доброты. Первоочередная задача – наполнить сердца любовью. Тогда вся жизнь людей преобразуется, и каждое действие будет наполнено любовью. Эта любовь "позитивна", и человек должен стремиться развивать положительные качества. Неся в себе человеческое (being human), люди (men) должны развивать положительные качества, такие как сострадание и терпение.

Сегодня человеческая жизнь растрачивается в поисках чувственных страстей. Все они негативны по своей природе. Вместо этого люди должны иметь положительные желания, которые являются естественными для человеческих существ. Обожествляйте каждое желание и каждое действие.

Мирские стремления, которые были у людей многие жизни, должны уступить дорогу божественным стремлениям по крайней мере в этой жизни. Многие не осознают божественного могущества, которое находится в них. У них есть возможность совершать хорошие или плохие действия. Совершая хорошие действия, они испытают блаженство. Помогайте всегда, не причиняйте вред никогда.

Пример Бхагавана

Каждый должен стремиться проявить блаженство, которое естественно для него, через развитие его любящей природы. Покой находится в этом блаженстве. Все вы должны знать одну вещь. Хотя Я нахожусь уже семьдесят два года в данном теле, у меня никогда не было никаких негативных мыслей. Следовательно, у меня нет никаких болезней никакого рода. Я всегда в состоянии блаженства. Но, иногда, чтобы скорректировать других, Я использую жесткие слова. Они не являются "негативными" словами. Они наполнены любовью. Если вы проверите Моё сердце, вы обнаружите, что оно похоже на железный шар. Но с мирской точки зрения оно будет мягким как масло. Никакая болезнь не может повлиять на Моё сердце. Я непрерывно занят в работе с момента пробуждения до того времени, когда наступает время отдыха. Я встречаюсь с преданными, собираю у них письма, даю им интервью и дарую радость тем или иным образом каждому и всем. Каждый чиновник повсюду имеет еженедельный выходной. У Меня же вообще нет выходных. Я всегда активен, независимо от того, нахожусь ли Я здесь или где-либо еще. Можете ли вы указать на кого бы то ни было, кто был непрерывно активен в течение семидесяти двух лет? У Меня никогда нет желания о дне отдыха для успокоения. Я всегда спокоен. Как такое возможно? Потому что у Меня нет негативных мыслей. У Меня нет привязанности к телу. Это тело существует ради вас. Когда вы привязаны к телу, вам нужен отдых. Всё, что Я делаю или говорю, всё это – ради вас, а не ради Меня.

Господь ищет любви преданных

Люди должны вести свои жизни, основываясь на осознании этой истины. Есть только одна вещь, которую Я ищу у всех вас. Наполните свои сердца любовью. Предложите эту любовь Мне. Я ни от кого ничего не прошу. Достаточно, если вы развиваете любовь и разделяете её с другими. Только тогда, когда вы сами счастливы, вы можете сделать счастливыми других. Что такое счастье? Это союз с Богом. Через воспевание имени Бога вы испытаете счастье.

Хорошие и священные действия, подобно поклонению, джапе, медитации, полезны для освящения времени. Но они не заканчиваются в них самих. Они привносят свой оттенок в мирские дела. Но то, что действительно нужно – "положительные" действия, посвященные божественному. Тогда вы будете свободными от болезней. Только имея чистые мысли вы можете быть бодрыми и здоровыми.

Не имейте недоброжелательности ни к кому. У Меня нет ненависти ни к кому. Следовательно, никто не ненавидит Меня. Все для Меня являются существами, наполненными любовью. Я хочу, чтобы все были блаженными. Из-за этого всеобщего (универсального) чувства во Мне все приходят ко Мне. Если бы, наоборот, Я был бы эгоцентричным, разве люди со всех частей мира приезжали бы сюда? Я совершенно бескорыстен с головы до ног. Во Мне нет даже следа эгоистичности. Любое такое чувство, на которое вы можете обратить внимание во Мне – только ради вас, а не ради Меня. У Меня нет никаких желаний, кроме одного – все во всех мирах должны быть счастливы. Все должны стать хорошими. Все должны быть любящими и блаженными. Разве мне нужно делать что-то ещё?

Любовь и вера

Человек заслуживает наслаждения покоем и блаженством, но не прилагает необходимые усилия, чтобы получить их. Если он развивает любовь и веру, он добудет покой и блаженство. Без этих двух качеств его усилия так же бесплодны, как и письмо, у которого нет ни марки, ни соответствующего адреса.

С любовью и верой в Свами вы можете выполнить любую задачу, за которую вы берётесь. Соблюдайте три принципа: любовь к Богу; страх греха; нравственное поведение в обществе. Чтобы развивать любовь к Богу, вы должны смотреть на то, угодно ли каждое ваше действие Богу или нет. Когда вы угождаете Богу, у вас не будет страха греха. Когда эти два аспекта присутствуют, нравственное поведение в обществе последует вслед за ними естественным образом.

Всё зло в сегодняшнем мире является следствием отсутствия страха греха и уменьшением любви к Богу. Спад уважения к общечеловеческим ценностям подрывает мир во всём мире.

Когда имя Господа воспевается из глубин сердца, оно превращается в нектарную музыку флейты Кришны, которая очаровывала даже коров Бриндавана. Мелодия, которая течёт из сердца преданного, дарует невыразимое блаженство.

Любовь Бхагавана ко всем

Любовь и вера – основные принципы спасения (искупления) человеческой жизни. Моя жизнь – Моё благовестие. У Меня есть любовь ко всем. У Меня есть привязанность даже к тем, кто поступает неправильно, к тем, кто испытывает неприязнь ко Мне. У Меня нет враждебности ни к кому из-за Моей любви ко всем. И поэтому весь мир любит Меня. Коренная причина Моей любви – Моё уважение ко всем. Основа уважения – строгая приверженность пути истины. Божественность – основа приверженности истине. Таким образом, эта божественность – изначальный источник всеобщей любви. Все должны практиковать всеобщее братство. Из братства родится божественность. Тогда человечество проявит свою славу. Люди будут вести себя как идеальные человеческие существа.

Воплощения божественной Любви! Старайтесь понять Моё учение Любви. Я часто обращаюсь к вам как к "воплощениям божественной Сущности". Вы будете истинными воплощениями божественного только тогда, когда вы разовьёте божественную любовь. Единственное существо в этом мире, достойное любви – это Бог. Все другие – это только объекты временных привязанностей. В этот священный день Шиваратри развивайте любовь к божественному и искупите свои жизни. Проявите божественное, находящееся внутри вас. Непрестанно воспевайте божественное имя. Совершайте каждое действие с любовью. Это – наивысшая духовная садхана. Путь любви преобразует мир. Любовь – это Бог. Истина – это Бог. Покой – это Бог. Таково послание Шиваратри. Понимая это, посвятите все действия Богу и совершайте бескорыстное служение для людей ради искупления своих жизней.

[Бхагаван завершил Свою лекцию бхаджаном: "Шива, Шива, Шива анараада"]


Перевод с английского: В.Вернигора.