САМО ДЫХАНИЕ

При восхождении к Богу путем преданности Ему и покорности Его Воле, человек проходит девять ступеней:

(1) Шраванам. Желание внимать славе Господа, величию Его творений и захватывающим дух явлениям Божественного. Это начало восхождения, ибо, лишь внимая рассказам о Божественном, мы открываем, в конечном итоге, свою Божественность.

(2) Киртанам. Пение духовных гимнов, восхваляющих величие Господа и Его нерукотворных деяний.

(3) Смаранам. Концентрация сознания на идее Бога и созерцание Его совершенства, Его величия и Его сострадания к людям.

(4) Падасеванам. Вступление на путь богопочитания: поклонение Его святым стопам и следам на земле, по которой Он ходил.

(5) Арчанам. Четвертая ступень перерастает в пятую – умилостивление Бога, что выражается в неукоснительном исполнении обрядов богопочитания, приносящего приверженцу Бога радость и озарение.

(6) Ванданам. Открытие дорогого сердцу Божественного воплощения и поклонение Ему в этой форме. Отныне все окружающее – люди, животные, вещи – воспринимаются как явление этой обожествляемой формы и как предмет поклонения. Отсюда приходит почитание Природы и всех разнообразных форм жизни.

(7) Дасьям. Утвердившись в этом мироощущении, ищущий Бога вступает на путь преданного и покорного служения людям, всем людям без исключения, не различая высших и низших. Это знаменательный этап на пути восхождения, ибо он является предвестником высоких духовных свершений.

(8) Снехам (или сакхьям). Это ставит искателя Духа в такую близость к Богу, что он начинает ощущать себя совсем как Арджуна во времена Бога-Кришны – Его сотоварищем, спутником, другом, поверенным, разделяющим с Ним Его власть и Его сострадание, Его триумфы и Его свершения.

(9) Атманиведанам. Само собой разумеется, все упомянутые ступени являются вступлением к последней ступени, когда искатель Духа полностью сливается с Богом и покорно отдается Его Воле, которую он постигает благодаря своей тонкой интуиции.

Как вы заметили, седьмая ступень – это ступень служения людям. Через эту ступень должен пройти каждый, кто озабочен общественным благом и готов служить этому благу в меру своих сил.

Служение людям приносит большие плоды, чем повторение Божьего имени, перебирание четок или долгие часы медитации – хотя, разумеется, служение людям становится более глубоким и приносит больше удовлетворения, если в основе его лежит духовный поиск. Вы должны воспринимать всех людей как неотъемлемую часть своего бытия; и точно так же, как вы стремитесь поскорее залечить раны и ссадины в любой части своего тела, устремляйтесь на помощь другим, чтобы всеми своими силами и доступными вам средствами утешить их горести и страдания.

Вы достигли такой ступени, когда поклонение Богу становится приношением Ему самого дорогого и желанного; когда вы отдаете Ему дань почитания и любви, на какую вы хотели бы рассчитывать для себя. Вы омываете изображение своего кумира, увешиваете Его драгоценностями, приносите Ему яства, обмахиваете опахалом и умащаете благовонными маслами, потому что именно этого вы хотели бы для себя. Однако же вы можете усладить Бога, лишь делая то, что желает Он. Только так вы можете заслужить Его милость. Вы заслужите Его милость, если будете помогать и спасать, пестовать и кормить Его паству и откроете им, что Он является их Повелителем и Заступником; и если приведете их к вере, явив им пример праведной и достойной жизни.

Одно из первых правил праведной жизни – это хранить молчание. Ибо голос Бога, пребывающего в сердце каждого из вас, различим, лишь когда язык бездействует и бури улеглись, уступив место душевному спокойствию. Если вы станете говорить шепотом, то и другим не придет в голову повышать голос. Вам надлежит задавать тон. Говорите совсем тихо, с громкостью, необходимой только, чтобы вас услышали те, к кому вы обращаетесь. Не растрачивайте звук, храните его; это сокровище, которое принадлежит эфиру – стихии, являющейся эманацией самого Святого Духа. Разум царит только там, где обсуждения ведутся без громогласности. Для искателя Духа Святого молчание красноречивее любых речей, а выражением подлинной любви являются нежные и ласковые слова. Ненависть вопит, страх визжит, тщеславие бьет во все колокола. А любовь поет колыбельные. Она утешает боль. Она залечивает раны. Источайте слова любви, забудьте слова ненависти и презрения.

Второе правило – чистота. Не только и не столько внешняя, сколько внутренняя чистота. У вас не будет приятного ощущения свежести и опрятности, если вы наденете под чистую куртку грязную рубашку или, наоборот, если на чистую рубашку наденете грязную куртку. Только тогда появится у вас ощущение звенящей радости, когда и то и другое будет чистым. Точно так же надо стремиться к очищению и внешнему, и внутреннему. В действительности, внешняя чистота является лишь отражением внутренних, глубинных свершений. Особое свечение отличает лицо безупречного человека. Для очищения от внутренней накипи пользуйтесь незыблемостью своей веры и вымывайте эту накипь из себя регулярными духовными упражнениями.

Третье правило – почитание долга, которым вы связаны в этом мире. Для верующего выполнение обязанностей – это акт поклонения, который радует Бога, а самого подвижника приближает к Царству Его. Почитайте свой долг, как Бога; исполняйте всякую работу, как священнодействие. Почитание – это не форменная одежда, которую вы надеваете поутру и снимаете в положенное время. Пусть всякая ваша мысль станет цветком, достойным подношения Богу. Пусть всякое ваше деяние обратится в сладкий плод, пропитанный соком любви и достойный возложения на Его Лоно. Пусть всякая слеза будет чистой и священной, достойной омыть Его Святые Стопы. Этот идеал должен стать вашим каждодневным поведением. Напоминанием о нем служит эмблема на флаге Прашанти Нилайям, которая суть символ победы человека, достигнутой в борьбе с дьявольскими соблазнами чувственности и жадности, зависти и ненависти, злобы и тщеславия. Это символ молчаливого покоя Высшего Блаженства, путь к которому идет через самодисциплину и самоосознание.

Не судите других. Не берите на себя решение, достойны ли они вашей помощи. Достаточно того, что они в беде. Как они ведут себя по отношению к другим – не ваша забота. Бесспорно одно – любовь способна совершенно преобразовать их жизнь. Служение людям должно стать для вас священным долгом, главной вехой на вашем духовном пути. Служение людям должно быть для вас непреложным, как дыхание,- до той самой минуты, когда жизнь покинет вас.


Из книги Самюэля Сандвайса "Саи Баба. Святой и... психиатр"