ДАСАРА
4 лекция

Божественное Выступление Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы
21.10.2004

Развивайте полезные привычки, чтобы стать уважаемым членом общества

Некоторые люди бодрствуют в течение всей ночи Шиваратри, играя в карты. Можно ли это назвать джагараной (истинным бодрствованием)? Если человек отказывается от еды по перичине ссоры с женой, можно ли сказать, что он постится? Для того чтобы поймать рыбу, рыбак пристально следит за поплавком. Можно ли назвать это медитацией? (стихотворение на телугу)

Воплощения любви!

Для того чтобы не заснуть в священную ночь Шиваратри, некоторые люди всю ночь напролет играют в карты. Однажды Я спросил офицера: “Что ты делал прошлой ночью?” Он тут же встал и ответил: “Свами! Я провел время очень счастливо!” Тогда Я спросил, что принесло ему счастье? Он ответил: “Вчера был праздник Шиваратри. Я всю ночь играл в карты и получил от этого огромное удовольствие. Я ни на минуту не сомкнул глаз”. Я опять спросил его: “Каким образом ты хочешь получить плод священного праздника Шиваратри, играя в карты всю ночь?” Офицер дал удивительный ответ: “Так как я всю ночь был занят игрой в карты, то был свободен ото всех тревог; мне казалось, что вчера я был счастлив и хорошо провел время”. Вы, возможно, видели, как рыбаки раскидывают сеть и следят за ней с неуклонным вниманием, надеясь, что туда попадет какая-нибудь рыба. Можно ли назвать их напряженное внимание концентрацией? Может ли это привести к мукти (освобождению)? Понимание концентрации и медитации человеком сегодня можно сравнить с напряженным усилием рыбака, пытающегося поймать рыбу.

Приведу другой пример: человек сильно напился и перестал осознавать тело. Можно ли назвать это тханмайатвой (полным отождествлением с божественностью)? Еще один пример: муж поссорился с женой и отказался от пищи. Можно ли сказать, что он соблюдает пост? Некоторые люди обращаются к подобным действиям и обманывают себя. До какой же степени человек деградировал, проживая жалкую и извращенную жизнь! Вы когда-нибудь занимались исследованием природы человеческого тела? Оно состоит из пота, урины, испражнений, дурного запаха, плоти и крови. Ему свойственно разрушение и, в конечном итоге, смерть. Каждую секунду в нем производятся плохие вещества и дурной запах. Так как же можно гордиться таким подверженным распаду телом? Человек должен осознать истинную природу эфемерного тела и научиться использовать его наилучшим образом. Знаете ли вы, почему Господь дал нам человеческое тело? Для того ли, чтобы мы совершали низкие поступки и тратили впустую драгоценную жизнь? Нет и нет. Тело дано человеку для того, чтобы он стремился к достижению божественности, а не для того, чтобы он им злоупотреблял. Вам следует понять, для каких священных целей оно предназначено. С того момента, как человек встает с постели, и до момента, когда он ложиться спать, он проводит время в мирских делах. Даже перед сном у него нет времени для того, чтобы подумать о Боге.

Человеческое тело – священный инструмент, данный Богом, его необходимо освящать размышлениями о Господе, по меньшей мере, один или два раза в день. Что же должен делать человек, чтобы быть счастливым и радостным? Наиболее подходящий ответ на этот вопрос вот какой: чувства человека должны быть заняты постоянным созерцанием Бога. Глаза должны всегда видеть только хорошее. Уши должны слышать только хорошее. Язык должен всегда произносить приятные и благородные слова. Он должен воспевать божественное имя. Таким образом, каждую часть тела нужно использовать надлежащим образом и освящать.

Дорогие студенты!

Обычно, Я не люблю говорить о Своем физическом теле. Тем не менее, Я расскажу о некоторых моментах Своего повседневного распорядка в надежде на то, что они укажут вам направление. Ночью Я просыпаюсь четыре раза. Обычно Я встаю в полночь, чищу зубы, тщательно очищаю язык и полощу рот. Эту процедуру Я повторяю в 1.30 ночи, в 3 часа ночи и в 4.30 утра. Студентам, которые спят в Моей комнате, чтобы заботиться обо Мне, это может доставлять некоторые неудобства. Тем не менее, Я строго придерживаюсь такого распорядка для того, чтобы Мой язык, рот и зубы всегда были чистыми. Чистота языка помогает поддерживать чистоту тела и ума. Вы, наверное, видели, что каждый день Я разговариваю со многими людьми. Я буду разговаривать 20 минут вместо 10 с теми, кто держит язык в чистоте, и у кого изо рта не идет дурной запах. С другой стороны, с теми, у кого изо рта плохо пахнет, Я не говорю и двух минут. Во время сна образуются бактерии, они покрывают язык, зубы и всю полость рта. Их необходимо удалять с помощью надлежащей чистки зубов, языка и рта. Только тогда мы будем здоровы и счастливы. Помимо физического очищения, наш язык должен произносить священные и чистые слова. В соответствии с этим принципом, Я использую язык надлежащим образом, занимаясь священной деятельностью. Я выхожу из Своей комнаты, только тщательно очистив тело. К этому времени, студент, работающий на кухне, приносит Мне кашу из крупы раги. Я съедаю ее и чувствую Себя очень счастливым и энергичным. Рано утром кроме этой каши Я ничего не ем. Я не завтракаю. После этого, Я еще раз очищаю рот. Потом выпиваю немного воды и спускаюсь вниз. Некоторые люди интересуются тем, что Я ем на завтрак. Ничего. Я не люблю закусок! Стакан прохладной воды – это все, что Мне нужно. После этого Я счастливо провожу время с преданными, давая им даршан и разговаривая с некоторыми из них; таккже некоторым Я даю интервью. Я всегда чист умом и телом. Мои слова чисты, Мои мысли чисты, Мои действия чисты и святы.

Об одном важном моменте должны знать люди, которых Я зову на интервью. Когда Я вхожу в комнату для интервью в таком чистом и святом теле, Я замечаю, что некоторые люди в группе имеют привычку курить. Пожалуйста, имейте в виду, что Я не разрешаю людям курить. Я строго осуждаю курение. Я немедленно прошу таких людей выйти. Жена курящего может умолять: “Свами! Он – мой муж; если он уйдет, зачем мне тогда оставаться?” Я твердо отвечаю: “Кем бы он ни был, мужем или сыном, ни один человек с дурным запахом или запахом сигарет не должен входить в Мою комнату. Скажи ему, чтобы он вышел, очистил рот и вернулся. Тогда Я буду говорить с ним”. Такие люди выходят, приводят себя в порядок и возвращаются в комнату через десять минут. После этого Я стану радушно говорю с ними. Некоторые люди пытаются скрыть дурной запах, исходящий от их тел, используя парфюмерию. В пуранах есть одна история, которая будет уместной в данном случае. Желая выйти замуж за Господа Ишвару, богиня Парвати совершала разнообразные усилий. Для того чтобы привлечь Ишвару, она применяла множество методов: надевала красивое платье, пользовалась духами и т.д. Но Ишвара не уступал ее желаниям. Тогда она обратилась за помощью к Манматхе (Купидону). И даже тогда ей не удалось привлечь Ишвару. Напротив, Он проучил Манматху за то, что тот пытался помочь Парвати. Парвати немедленно осознала свою ошибку, и самообладание вернулось к ней. Она стала медитировать на божественную форму Ишвары, нитья (вечную), шуддха (незапятнанную), буддха (просветленную), мукта (освобожденную), нирмала сварупинам (являющуюся воплощением чистоты). И тогда к Парвати вернулось ее обычное, естественное и чистое состояние. После этого Ишвара обратил на нее внимание. Они поженились в благоприятный день с согласия ее родителей.

Человек всегда должен оставаться естественным и чистым. Ему не следует быть искусственным, носить чрезмерно яркую одежду, пользоваться парфюмерией и косметикой. Все это в определенной степени может быть необходимо. Но какая польза от парфюмерии, если тело издает дурной запах? От Моего тела всегда исходит естественное сияние и божественный аромат, потому что у Меня никогда не бывает плохим мыслей. “В здоровом теле здоровый дух” – вот принцип, которому Я следую. Для того чтобы учить других хорошим привычкам, Я всегда содержу Свои тело и ум в чистоте. Иногда Я бужу студента, спящего в Моей комнате, в полночь, а затем в час ночи. Это может доставлять студентам некоторые неудобства. Они могут испытывать небольшой дискомфорт, но вскоре забывают о нем и продолжают заботиться о Свами. Таким образом, тело всегда нужно содержать в чистом и здоровом состоянии, так как это священный инструмент, дарованный Богом. Я уделяю большое внимание чистоте тела, и люди стараются брать с Меня пример. Следуя Моим хорошим привычкам и находясь рядом со Мной, люди приобретают уважение в обществе.

Маркандея был великим преданным Господа Ишвары. Но ему была суждено прожить только 16 лет. Как и любой другой мальчик его возраста, он обычно проводил много времени в играх. Он был очень счастлив в компании других мальчиков, не осознавая приближающейся смерти. Когда его родители поняли, что 16 лет жизни их сына вскоре истекут, они стали сильно горевать. Маркандея поинтересовался у родителей: “Почему вы плачете?” Поняв, что тщетно скрывать это далее от своего сына, они ответили: “Сын! Сегодня закончатся наши отношения с твоим смертным телом. Господь Ишвара даровал тебе жизнь длинною в 16 лет, и сегодня она подойдет к концу”. Маркандея был очень расстроен тем, что провел все свое время вплоть до этого момента, играя с другими мальчиками. Осознав, что ему осталось жить считанные минуты, он совершил омовение и отправился в храм Ишвары. Там он стал воспевать божественное имя Ишвары. Тем временем, наступил рассвет. Ишвара и Парвати обсуждали между собой приближающуюся смерть Маркандеи. Парвати спросила у Ишвары: “Свами! Жизнь Маркандеи быстро подходит к концу. Зачем откладывать его спасение? Родители Маркандеи погружены в глубокую печаль”. Ишвара предложил Парвати появиться на сцене и сыграть свою роль в продлении жизни Маркандеи. Тогда Парвати взяла мальчика и посадила к себе на колени. Маркандее посчастливилось сидеть на коленях божественной Матери, что и даровало ему право на милость Господа Ишвары. Ишвара подошел к нему и благословил его на бессмертие. Таким образом, Маркандея обрел милость божественной Матери и Отца. Тем временем, родители Маркандеи пришли посмотреть, что стало с их ребенком. Когда они увидели сына бодрым и здоровым, их радости не было предела. Свое счастье они выразили такими словами: “Сын! Только благодаря своей преданности Господу Ишваре ты смог преодолеть смерть, обрести божественную милость и вернуться к жизни. Ты защитил себя сам, мы ничего не могли для этого сделать”. Богу ничего не нужно от преданного, кроме преданности и полного предания себя. Он ожидает, что у преданного будет священное тело, священные слова, священное видение и бескорыстные действия. Когда преданный предлагает все это Господу, то Бог Сам отдает Себя такому преданному. Для того, чтобы человек мог привлечь к себе внимание Господа, его тело, ум и дела должны быть всегда чисты. Милость Бога нельзя обрести, проводя разнообразные богослужения и ритуалы. Даже мать желает, чтобы у ребенка было чистое сердце. Чтобы напомнить человеку о тщетности его борьбы за простое наполнение желудка, Я часто повторяю следующее стихотворение:

О, человек! Ты упорно сражаешься для того, чтобы наполнить свой желудок, ты становишься обладателем всех видов знаний в различных областях; исследуй самого себя и задайся вопросом, какого великого счастья ты достиг, проводя время от рассвета до заката в обретении мирского знания и зарабатывании богатства, при этом забывая о Боге. (стихотворение на телугу)

Я всегда освящаю время, занимаясь деятельностью, полезной для общества. С раннего детства Я развивал спартанские привычки и следовал строгому режиму. Ранее Я уже описывал это в стихотворении:

Поднимайтесь рано утром, когда прокричит петух,
Тщательно совершайте омовение,
Надевайте надлежащую одежду,
Ешьте вовремя и в меру,
Отправляйтесь в школу и прилежно учитесь,
Обретите доброе имя,
Не выходите на улицу, когда идет дождь,
И никогда не ходите вдоль канав,
Принимайте участие в играх,
Бегайте и играйте.
Если вы будете придерживаться этих правил,
Вы обретете здоровье и благосостояние.
(стихотворение на телугу)

В те дни люди не перекусывали между приемами пищи. С вечера приготовленный рис заливали кислым молоком, наутро добавляли немного соли и съедали его на завтрак.

На столах некоторых студентов всегда царит беспорядок, книги разбросаны. Ребята неряшливо пользуются книгами и портят их. Но Я всегда аккуратно обращался со Своими книгами и содержал их в порядке. Все, о чем Я сегодня рассказываю, основано только на Моем собственном опыте.

В былые дни лишь некоторые мальчики при переходе в следующий класс могли купить новые книги. Учебники менялись на новые каждые четыре-пять лет. Я всегда аккуратно относился к книгам. Поэтому мальчики из младших классов в конце учебного года обычно брали книги у Меня. Однажды мальчик из бедной семьи подошел ко Мне и попросил у Меня учебники. Я посоветовал ему пойти искупаться в реке Читравати и вернуться. Он так и поступил. Тогда Я показал ему Свои книги. В те дни программа по истории, географии, гражданскому праву и т.д. была насыщенной даже в начальных классах. Увидев Мои книги, он сказал: “Раджу! Похоже, Ты ни разу не притрагивался к книгам. Они совсем новые”. Мои книги стоили 12 рупий, но он не мог заплатить даже этих денег. Тогда Я сказал ему: “Наш учетель попросил Меня поехать в лагерь скаутов. Мне нужно купить одежду защитного цвета и обувь. Помимо этого Мне нужно сделать и другие покупки. У Меня нет на это денег. И Мне не хочется просить об этом Своих родителей. На сегодняшний день все, что Мне нужно – это пять рупий. Поэтому заплати Мне пять рупий и забирай книги”. Мальчик остался очень доволен. Он немедленно заплатил требуемую сумму. В те дни бумажные деньги были редкостью. Поэтому он принес всю сумму в мелких монетах, завернутых в тряпку. Они были завязаны в старую материю, которая не выдержала веса монет. Монеты с громким звоном рассыпались по земле. На звук из дома вышла женщина и спросила: “Откуда Ты взял эти деньги? Ты что, украл их из моего сундука?” Сказав это, она ударила Меня. Мальчик, стоящий рядом, объяснил ей: “Матушка! Я дал эти монеты Раджу в качестве платы за книги, которые я у Него купил”. Она не поверила словам мальчика и забрала все деньги. На следующий день все Мои одноклассники собрались ехать в лагерь скаутов. Я учился в Камалапураме, когда произошел этот случай. Я сказал Своему учителю, что отправлюсь в лагерь на следующее утро и там присоединюсь к ним на месте. Рано утром Я отправился туда пешком. Я прошел довольно большое расстояние, но прежде чем Я смог присоединиться к Своим товарищам, они ушли завтракать. У Меня в кармане не было ни копейки. Чем Мне позавтракать? Я подумал, что смогу как-то продержаться без еды. Я стал нарочно избегать одноклассников, так как они могли спросить, завтракал ли Я. Они искали Меня. Недалеко от лагеря был каменный резервуар, в котором хранилась вода для мытья коров и буйволов. Я прошел большое расстояние и чувствовал Себя очень уставшим, Мне хотелось есть и пить. Но Я ничего не мог поделать. Я вымыл лицо грязной водой и сделал несколько глотков. Потом Я заметил, что кто-то оставил пачку биди (самодельных сигарет) и монету в одну анну (1/16 рупии) на плите резервуара. Биди, конечно, Мне были ни к чему. Поэтому Я выбросил их. Я взял монету и разменял ее на четыре более мелкие. В те дни четыре ботту составляли одну анну. Когда Я вернулся, то увидел человека, который сидел у дороги и играл в карты, приглашая прохожих делать ставки на отдельную карту. В случае выигрыша он предлагал сумму в два раза больше ставки. Несомненно, это была разновидность азартной игры, от которой Я бы посоветовал вам воздерживаться. Но в то время Мне неоткуда было ждать помощи. Поэтому Я положил одну монету на карту. Каждый раз Я выигрывал и получал двойную сумму. Так Я играл до тех пор, пока не получил 16 анн (одну рупию). Тогда Я решил закончить игру и вернулся в лагерь с заработанными деньгами. Так как Я был очень голоден, то на одну ботту Я купил три досы (блин из рисово-гороховой муки). В те дни досу можно было купить за дамиди (1/3 ботту). Так Я тратил по два ботту в день на досы. Вместе со Своими друзьями Я стал выполнять обязанности скаута. Ночью Я клал узелок с деньгами под голову и спал прямо на песке. Так как Я очень уставал, то спал очень крепко. Кто-то заметил узелок у Меня под головой и, когда Я перевернулся на другую сторону, забрал его. На следующее утро Я проснулся и обнаружил, что деньги кто-то украл. У меня не было денег даже на одну досу. Мои одноклассники очень расстроились из-за этого. Они даже расплакались. Ребята умоляли Меня съесть хотя бы одну досу, которую они Мне купят. Но Я решительно отказался. Я сказал им, что не голоден: Я не люблю пользоваться помощью других. И больше всего Я не люблю брать деньги у других людей. Поэтому Я ушел оттуда.

Вот другой эпизод, который произошел со Мной в детстве. Когда я вернулся из лагеря, Шешама Раджу сильно ударил Меня за то, что Я отсутствовал несколько дней. Моя рука распухла и сильно болела. Я никому об этом не говорил и перевязал ее влажной тканью. На следующий день умер сын Шешамы Раджу (старшего брата Свами). Шешама послал телеграмму Венкама Раджу (отцу Свами). Венкама Раджу немедленно отправился к нему. Он поехал из Путтапарти в Буккапатнам, а оттуда в Камалапурам. Когда он добрался до дома Шешамы Раджу, все члены семьи были погружены в печаль. Мне тоже нужно приходилось притворяться, что Мне грустно, хотя Я нахожусь за пределами печали и радости. Венкама Раджу спросил, почему у Меня перевязана рука. Я сказал ему, что ничего серьезного не произошло, что у Меня немного болит сустав, и поэтому Я перевязал его. В соседнем доме жила женщина из касты вайшья, она зарабатывала на жизнь тем, что готовила досы и продавала их.

Она стала упрекать Венкама Раджу: “В чем дело? Я знаю, что у тебя достаточно денег, чтобы дать Раджу образование у себя в деревне. Почему ты причиняешь Ему столько неудобств, отдав Его под присмотр старшего брата вдали от дома? Ты не знаешь, до какой степени мальчик здесь страдает. Его заставляют издалека носить питьевую воду на своих плечах в двух больших кувшинах”. Она рассказала ему о некоторых случаях, когда Мне приходилось переносить физическую нагрузку и страдания. Венкама Раджу очень расстроился, услышав о Моем положении. Он немедленно подозвал Меня и сказал: “Мой дорогой сын! Ты сейчас же отправишься со мной. Мы возвращаемся в Путтапарти”. Все члены семьи любили Меня. Поэтому он причитал: “Вплоть до сегодняшнего дня я никогда не бил Тебя. А Ты, оказывается, переносишь здесь такие страдания”. Я пытался успокоить его: “Нет, нет. Эти люди говорят неправду. Никто здесь не доставляет Мне никаких проблем! Если Я сейчас уйду с тобой, то здесь некому будет помогать по дому. Ты не должен забирать Меня отсюда прямо сейчас. Отправляйся в Путтапарти, а Я последую за тобой позже, в подходящее время”. Я не сказал ему о том, что боль в руке возникла в результате удара Шешамы Раджу. Я никогда не жаловался на старших. Я всегда старался защитить честь и достоинство семьи.

В то время из-за нехватки денег на образование Мне приходилось очень трудно. Часто случалось так, что Мои карманы были пусты. В этой же деревне жил бизнесмен по имени Котте Суббанна. У него был продуктовый магазин, в котором также продавались и некоторые аюрведические препараты. Однажды в этом магазине появилось новое лекарство под названием “Бала Бхаскара”. Это был новый и очень эффективный препарат. При надлежащей рекламе, он мог принести бизнесмену большой доход. Поэтому он попросил Меня взять на себя рекламу лекарства. Я согласился на его предложение, но попросил дать подробную информацию о препарате. После этого Я сочинил песню об эффективности лекарства и попросил нескольких мальчиков Своего возраста ходить по ближайшим деревням с плакатами в руках и распевать эту песню. Я был их предводителем. К тому времени, как мы закончили рекламный тур по деревням, весь запас лекарства в магазине Суббанны истощился. Хозяин был очень счастлив. Он подозвал Меня и выразил свой восторг такими словами: “Мой дорогой Раджу! Благодаря Твоим усилиям, весь запас лекарства распродан в считанные минуты. Я очень благодарен Тебе”.

Когда Венкама Раджу попросил Меня отправится с ним в Путтапарти, Я сказал, что не могу пойти с ним, так как семья Шешамы Раджу горюет из-за смерти сына. “Я не могу покинуть их в таких обстоятельствах. Пожалуйста, отправляйся в Путтапарти. Позднее Я присоединюсь к тебе”, - сказал Я. У Венкамы Раджу от радости за Мое чувство ответственности на глазах выступили слезы. Он сказал: “Дорогой сын! Я никогда не встречал маленьких детей, объясняющих такие благородные мысли старшим. Как возвышенны и велики Твои качества! Ты обучаешь меня таким прекрасным вещам. Как сладостны и мудры Твои слова! Одно только Твое благородство сможет защитить Тебя”. Сказав так, он отправился в Путтапарти. Тем не менее, вернувшись в Путтапарти, он ежедневно посылал сообщения, умоляя Меня вернуться. Он хорошо помнил все жалобы соседки относительно Моей трудной жизни в Камалапураме, и чувствовал себя виноватым. Тем временем прошло еще несколько дней. Мне настало время сдавать экзамены. Поэтому Я подумал, что в таких обстоятельствах будет лучше пока не возвращаться в Путтапарти, а сдать экзамены. Кроме того, Ядолжен был позаботиться о Своих друзьях.

Нас было трое друзей – Рамеш, Суреш и Я. В классе мы сидели за одной партой. Рамеш и Суреш обычно сидели по бокам от Меня. Они не проявляли интереса к учебе. Я сказал им: “Я напишу ответы на вопросы на ваших листках. Вам нужно будет только тихонько сидеть в экзаменационном зале”. Мы втроем вошли в экзаменационный зал. Наши номера в ведомости стояли далеко друг от друга. Поэтому мы должны были сидеть в разных местах. У нас не было никакой возможности переговариваться. Мои друзья были очень несчастны и расстроены. Я придумал план, чтобы помочь им. Прежде всего, Я быстро закончил писать ответы в Своей работе. Потом Я взял дополнительные листки и написал ответы на вопросы для Рамеша и Суреша их почерками. Потом Я положил все три работы не стол экзаменатора. На третий день объявили результаты экзамена. Мы втроем получили высшие отметки. Ответы, которые были написаны в Моей работе, были такими же как и в работах двух других мальчиков. Но никто не мог обвинить нас в списывании, так как наши номера в списке были разными и мы сидели слишком далеко друг от друга. Мой номер был 6, номер другого мальчика - 108. А номер третьего - еще больше. Тем не менее, наш учитель Махбуб Кхан понял, что Я помог мальчикам хорошо сдать экзамены. Но он никому об этом не сказал. Когда мы вышли из класса, учитель последовал за нами и поздравил с отличной сдачей экзамена. Мальчики расплакались от радости. Таким образом, Я сделал всех, включая Своих учителей и одноклассников счастливыми, и вернулся в Путтапарти. Мои друзья Рамеш и Суреш выразили желание пойти со Мной в Путтапарти. Они настаивали на этом. Я сказал им, что они могут отправиться вместе со Мной, но что они должны будут оставить Меня в Путтапарти и вернуться домой. В школе Я обычно давал советы, направлял и делал замечания Своим соученикам. Учась в школе, Я никогда не терял времени. Я всегда старался освятить его. Обычно Я говорил со всеми мягко и ласково.

Я вернулся в Путтапарти, и люди заметили, что Меня охватила странная болезнь. Я стал Сам с Собой разговаривать. Люди думали, что я сошел с ума. Некоторые предлагали различные методы для того, чтобы вылечить Меня. В конце концов, люди единодушно решили, что меня нужно доставить к бхутха вайдье (врачу-колдуну), чтобы вылечить Меня от предполагаемой одержимости демоном. Этот заклинатель обрил Мою голову и сделал два глубоких надреза на коже головы в форме креста. Потом он вылил сок лемона на кровоточащие надрезы. Невыносимые боль и жжение пронзили Мое тело. Но Я не дал ходу чувствам и безмолвно переносил страдания во время этой пытки. На самом деле, Я посмеивался над его глупым лечением. Тогда он решил доставить Мне еще более изнурительные страдания. Он принес каликам (разновидность ядовитого вещества) и насыпал его Мне в глаза. Таким образом он подвергал Меня раличным видам пыток. Венкамма (старшая сестра Свами), которая сопровождала Меня в дом заклинателя, не могла больше смотреть на то, как Меня подвергают таким страданиям. Поэтому она побежала к Венкаме Раджу и взмолилась: “Отец! Ты не должен подвергать Сатью такому бесчеловечному лечению. Этот человек причиняет Ему невыносимую боль и наносит повреждения телу. Достаточно пыток, ты немедленно должен забрать Его в Путтапарти”. Меня привезли назад в Путтапарти. С того времени у Меня появлялись временные приступы “странного заболевания”. По четвергам Я обычно отвечал на вопросы людей от имени Бабы. С того времени как заклинатель обрил Мою голову, сделал два глубоких надреза на коже головы, и до сегодняшнего дня Я ни разу не стригся. Некоторые люди думают, что Я что-то делаю со Своими волосами. Нет, никогда. Мои волосы растут естественным образом. Я ношу эту прическу последние 70 лет. Следующий Мой день рождения – 79-й по счету. До сегодняшнего дня Я не страдал ни от одной болезни. Мои зубы и зрение в полном порядке. Еще несколько лет назад те, кто сопровождал Меня, вынуждены были бежать, чтобы не отстать. Я до сих пор могу очень быстро ходить, но доктора поставили условие, чтобы Я не делал этого. Причина в том, что некоторое время назад Мне сделали операцию после того, как Я упал. Врачи вставили Мне в бедро стальной стержень и наложили швы. Поэтому они посоветовали Мне ходить медленно. Тем не менее, Я продолжаю следовать Своему повседневному расписанию. Я не отказываюсь ни от одного из пунктов Своей ежедневной деятельности. Я даю интервью посетителям. Я даю преданным даршан. Это не вносит абсолютно никаких помех в Мои ежедневные занятия. Я говорю уже слишком долго. Если Я пожелаю, то могу еще много рассказать. Все эти годы Я поддерживаю Свое тело в совершенной форме. Возможно, Я доставил этим небольшие неудобства некоторым людям. Но они не обращают на это внимание. Они служат Мне, хотя Я и отговариваю их от этого.

Сегодня мы празднуем день Дургаштами. Завтра и послезавтра фестивали Маханавами и Виджаядасами. У Меня много работы. Я должен побеседовать со священниками, которые проводят яджну (жертвоприношение). Помимо этого есть и другие важные дела, которые требуют внимания. После окончания работы, Я опять побеседую с вами. Разве Я не говорил вам, что студенты – Моя собственность? Я внимательно забочусь о них. Если они счастливы, Я тоже буду счастлив. У Меня есть для вас один совет. Никогда не оставляйте намасмараны. Постояйнно занимайтесь ею, где бы вы ни находились.

(Бхагаван завершил Свое выступление бхаджаном “Хари бхаджана бина…”)


Перевод с английского Светланы Наугольной.