|
ЛИЛА КАЙВАЛЬЯ ВАХИНИ Космическая Игра Бога The Cosmic Play of God |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Веды произошли из дыхания Бога; каждый их слог - священный. Каждое слово - мантра. Они призывают всех людей стремиться к тому же самому святому желанию. Все сердца должны быть наполнены тем же самым благим убеждением; все мысли должны быть направлены благородными побуждениями по направлению к святому завершению. Все люди должны следовать одному пути истины, потому что все являются проявлениями Единого.
Мир очаровывает своим дразнящим проявлением, хотя по своей природе он ложен. Это исчезающий феномен. Когда эта истина осознана, тогда постигается Космическая Игра Бога и Вечная Вселенская Суть.
Лила Кайвалья Вахини (первоначально опубликованная в журнале "Санатана Саратхи" как серия статей) - это прохладный кристально чистый поток, который течет из под Божественного пера Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, чтобы растворить и убрать все препятствия, такие как сомнения и догмы, бесцельные аргументы и безосновательные фантазии садхака.
Мы полагаем, что это еще один знак Его благодатной милости, проявленный в том, что эти публикации приобрели форму книги и преподнесены к Лотосным Стопам в благоприятный день Его 65-ого Дня рождения, который фактически приходится на 50-ый год провозглашения Его задачи Аватара.
Пусть эта Вахини ведет всех искателей по пути духовного прогресса и наполняет всех нас Анандой, Абсолютным Блаженством.
ПОТОК КОСМИЧЕСКОЙ ИГРЫ БОЖЕСТВЕННОГО
Духовные упражнения, такие как ритуальное богослужение (пуджа), восхваление (бхаджан), медитация (дхьяна) - это деятельность, побуждаемая преданностью (бхакти) к высшим силам. Дискуссии относительно их эффективности не должны вестись теми, кто не осознает тех глубин и высот, к которым они могут вести. Они могут быть получены и оценены только через фактическую практику. Доказательство находится только в собственном личном опыте.
Страстное стремление к сверхчувственной духовной жизни (Парамаартика Дживан) пробуждается в искателе или поисками фундаментальных принципов, или испытываемой потребностью в вечной радости. Только одно это стремление не принесет успеха. Необходимо выполнение духовных упражнений (садханы). Важно также проверить себя и оценить подробно свои стремления и позицию перед осуществлением процесса. Что касается современных религий, заявляющих о том, что они направляют ищущих, то в этом отношении они не вызывают доверия у молодых людей. Молодежь чувствует, что некоторые из этих религий были сформированы условиями эпох, в которых они появились. Многие устарели. Некоторые особым образом связаны с определенными регионами или государствами. Некоторые были навязаны и сформированы иностранными народами. И отдельные люди нападают на них как на неподобающие и вредные. Молодые соискатели высшей жизни чувствуют, что они будут осмеяны, если они будут практиковать их. И тогда они вовлекаются в непрекращающиеся разговоры и переворачивают страницы тысяч книг! Они не предпринимают даже первого шага Садханы, изложенного в любой из множества религий. Таковы критики и спорщики, наслаждающиеся тем беспорядком, который они создают.
Гораздо более ценным, чем ученость, собранная из миллиона книг, является зерно мудрости, полученное благодаря занятию медитации. Та вспышка (Джнана), какой бы она ни была слабой, является драгоценным приобретением. Это результат личной Садханы и бесспорный подлинный опыт. По мере того как каждый выращивает и развивает это зерно мудрости, противоречия и критика будут прекращаться. Все аргументы низшего "я" будут присутствовать только до тех пор, пока не откроется Истина. Уверенность в себе необходима для человека, ступившего на путь духовной практики.
Это слово предназначено для тех, кто переполнен бременем мирских обязанностей и тревог, для тех, кто находит невозможным для себя молиться Всевышнему, или из-за того, что они полагают себя незаслуживающими этого, или потому, что у них нет никакой веры во Всевышнего: Огромно число тех, кто живет в радости. Вы также были радостны и являетесь таковыми теперь. Но каждому предначертано однажды исчезнуть, подобно уже ушедшим поколениям. Поэтому каждый должен желать и предпринимать все усилия для того, чтобы достичь не только радости, но и того, что является гораздо более ценным - покоя ума и идеальной образцовой жизни.
Родившись человеческим существом, человек не должен отказываться от уникальной человеческой природы. Даже на мгновение нельзя забывать подлинные человеческие черты. Никогда нельзя деградировать до уровня животных; или до того уровня, который является гораздо более худшим и презренным - до уровня демонических существ (асуров). Человек должен твердо решить, что он не позволит себе пасть так низко. Только духовный путь может пробудить и поддерживать это решение, только он может разбудить и усиливать такое устремление.
Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы успешно противостоять проблемам, которые возникают в повседневной человеческой жизни, необходимо также обладать интеллектом и опытом, в дополнение к качествам справедливости, добродетели и духовного совершенства. Оба этих навыка существенно необходимы для прогресса, столь же необходимы, как два крыла для птицы или два колеса для телеги. Значимость высшего пути, который ведет ко Всевышнему, может быть осознана только через переживание и понимание окружающего мира.
Мир очаровывает своим дразнящим проявлением, хотя по своей природе он ложен. Это исчезающий феномен. Когда эта Истина осознана, тогда постигается Космическая Игра Бога и Вечная Вселенская Суть.
Это состояние Сознания не может быть добыто сбором богатств или благодаря мирской власти, или через приобретение знаний и навыков. Оно может быть добыто благодаря очищению собственного сознания во всех его аспектах и благодаря той настойчивости, с которой проводится поиск.
В течение этого поиска, разумеется, возникают различные препятствия подобно сомнениям и догмам, бесцельным аргументам и безосновательным фантазиям.
Начиная с наступающего Угади фестиваля (Нового года), эта серия под названием Лила Кайвалья Вахини разрушит все эти препятствия и наполнит вас Анандой. Она будет вести вас по пути духовного прогресса. Тем временем, ждите послание.
САИ ГОВОРИТ С САДХАКОЙ
Садхака: Все приверженцы бхаратийской культуры воспринимают Веды как авторитетные источники по отношению к каждой жизненной ситуации. Они утверждают, что Веды - это корни их веры. Что именно означает слово "Веда"? Какова причина того, что Веды приобрели такую значимость?
Саи: Мой дорогой друг! Рожденный в Индии, которая и есть Бхарат, выставляя себя бхаратийцем, ты не знаешь, что же означает "Веда"! Хорошо. Веда - это название большой массы божественного знания. Веды учат Истине, которая не может быть пересмотрена или полностью изменена течением времени, проходящим через три стадии - прошлое, настоящее и будущее. Веды гарантируют благополучие и счастье трем мирам. Они даруют мир и безопасность человеческому обществу. Веды - это сопоставление Слов, которые есть Истина, увиденные мудрецами, достигшими способности получить их своим просветленным сознанием. В действительности, Слово - это само Дыхание Бога, Высшей Личности. Уникальная значимость Вед опирается на этот факт.
Садхака: Но, в области мирской жизни на повседневном материальном уровне, какой свет можно ожидать от Вед?
Саи: Каждое живущее в мире существо стремится обладать тем, что оно хочет, и избегать того, что ему не нравится. Знай, что Веды предписывают, как преуспеть в обоих этих устремлениях. То есть там изложено то, что необходимо делать, и то, чего нельзя совершать. Если следовать этим предписаниям и запретам, то это будет идти на пользу и позволит избегать зла. Веды имеют отношение к обоим материальному и духовному планам, к этому миру и к тому, что находится за его пределами. По правде говоря, вся Жизнь наполнена Ведами. Нет никого, кто не был бы обязан соблюдать их предписания. Слово "Веда" происходит из "вид", которое означает "знать". Поэтому Веда означает и включает все знание, Джнану. Человек отличается от других животных Джнаной, которой он наделен. Лишенный Джнаны, он - всего лишь животное, пасу.
Садхака: Говорят, что Веды неисчислимы, без конца (Ананта). Действительно ли все они являются полными вместилищами Джнаны?
Саи: "Ананто ваи Ведаа." Веды бесконечны. Но, заметь, что поначалу была только одна Веда. Позже она была разделена на Три и впоследствии на Четыре.
Садхака: Почему одна была разделена на несколько? Какой особый смысл был в этом?
Саи: Так как Веда была обширной и безграничной, то обычным людям было трудно изучать ее. Кроме того, требовалось бесконечное количество времени, чтобы закончить изучение. Из-за этого те, кто желали учиться, были переполнены опасениями. И поэтому очень немногие выказывали стремление и настойчивость в изучении Вед. По этим причинам необходимо было предпринять определенные усилия для того, чтобы сделать изучение достижимым для всех, кто стремился научиться. Поэтому рики, или гимны восхваления, в Веде были отделены от всего остального и сгруппированы под названием, Рик-самхита; Яджус-самхита; Саама стихи (которые могли исполняться под музыку) были сгруппированы под названием Саама-самхита, Артхарва мантры (формулы и заклинания) были собраны под названием Атхарва-самхита.
Садхака: Кто сгруппировал их таким образом?
Саи: Это был Вьяса, который был частичным проявлением Самого Нараяны (Бога Вишну). Он был сыном мудреца Параашара. Он в совершенстве владел священными писаниями и духовными трактатами. Он сам по себе был великим мудрецом. Он был опытным координатором. Ради содействия благоденствию человечества он откомпилировал Веду на четыре части и облегчил всем праведную жизнь. Он разделил Веду на четыре части и подготовил пять самхит.
Садхака: Четыре Веды являются четырьмя самхитами, как Ты только что объяснил. Для какой цели служит пятая? Откуда возникла еще одна?
Саи: Яджус-самхита (Яджурведа) разделилась на две, Кришна-Яджурведа-самхита и Шукла-Яджурведа-самхита. Таким образом, всего получилось пять. На этом процесс не остановился. В каждой из этих самхит появились три отдельных взаимодополняющих компонента. Эти священные писания возникли, чтобы просветить людей, обладающих различными ступенями понимания и различными уровнями сознания. Цель состояла в том, чтобы позволить каждому извлечь пользу из этого руководства и пересечь море страданий. Поэтому нет никаких следов конфликтов в любом из этих текстов.
Садхака: Как называются эти три разработки, три вспомогательных текста?
Саи: Брахманы, араньяки и упанишады.
Садхака: Что такое брахманы?
Саи: Это пояснительные тексты, связанные с мантрами или ритуальными формулами. Они ясно описывают жертвенные обряды и церемонии, которые должны соблюдаться при их выполнении. Существует много таких текстов, например Айтарея-брахмана, Тайтирия-брахмана, Сатапата-брахмана и Гопата-брахмана.
Садхака: А что такое араньяки?
Саи: Они изложены в стихах и в прозе. Они главным образом предназначены для наставления тем, кто после прохождения через стадии брахмачарьи (духовное обучение) и грихастхи (семейная жизнь), перешли на стадию ванапрастхи (жизнь отшельника в лесу). Аранья означает "лес". Можно сказать, что это тексты, которые необходимо настойчиво изучать, размышлять и медитировать о них в тишине в уединенном жилище. В них говорится о долге и обязанностях заключительной стадии активной жизни (карма канда), предварительной стадией перед полностью духовной (Брахма Канда).
Садхака: Свами! Я слышал, что термин "Брахма-каанда" используется для определенных текстов. Какое отношение он имеет к ним?
Саи: Эти тексты связаны как с жертвенными обрядами, так и с правилами праведного поведения. Они имеют дело со специальными особенностями церемониальных ритуалов и со специальными уточнениями и развитиями моральных кодексов.
Садхака: И, Свами, что такое упанишады?
Саи: Ими можно овладеть только благодаря интеллектуальному (разумному) различению (Вивека). Они заслуживают того, чтобы ими овладевали таким образом. Четыре цели изложены в священных писаниях для людей: Дхарма (Праведность, Справедливость), Артха (Процветание), Кама (Нравственное Желание) и Мокша (Освобождение). Видью или Изучение можно разделить на две части: Апара (Низшую) и Пара (Высшую). В то время как четыре Веды, более ранняя часть древнего священного писания, имеет дело с Апара (первыми тремя целями), более поздняя часть того же самого писания, Упанишады, имеет дело с Пара (последней среди целей).
Садхака: Откуда возникло слово веданта?
Саи: Сами упанишады и образуют веданту. В запоминании Вед нет никакой пользы; веданта должна быть понята и усвоена. Знание никогда не может достигнуть завершения, пока не овладели ведантой.
Садхака: Свами! Веды часто упоминаются как Шрути; почему?
Саи: Веды имеют девять названий, под которыми они упоминаются. Шрути - только одно из девяти.
Садхака: Каковы эти девять?
Саи: Шрути, Анушрава, Трайи, Аамнаая, Наамаамнаая, Чхандас, Сваадхьяая, Аагама, Нигамаагама.
Садхака: Каждое из этих названий должно указывать на определенные отличительные особенности. Я хочу узнать, как возникли эти названия и каковы их особенности. Пожалуйста, расскажи мне.
Саи: Конечно, эти названия имеют внутренние значения. Шрути означает "то, что было услышано". Гуру произносит ведический гимн, ученик слушает с однонаправленным вниманием и воспроизводит его с теми же самыми модуляциями голоса. Этот процесс повторяется до тех пор, пока ученик не овладеет каждым гимном. Следовательно, название Шрути уместно. Название Анушрава означает то же самое, "то, что слушали последовательно (раз за разом)." Теперь о слове Трайи. Оно означает "Три". Вначале было только три колляции (части) в Ведических священных писаниях - Риг Веда, Яджур и Сама Веда. Только эти три считались значимыми. Так что это слово использовалось, и оно осталось.
Слово "Аамнаая" получено из корня "мнаа", что означает "изучать". Так как Веды должны были изучаться непрерывно и настойчиво, все вместе они были известны как "Аамнаая", а также как "Намаамнаая".
"Чхандас" означает поэтический размер, который может быть положен на музыку, как в Самаведе. И сами Веды также обозначались этим названием.
Название Сваадхьяая применялось к Ведам, так как они передавались от отца к сыну и от поколения к поколению посредством процесса преподавания и изучения (Сваадхьяая).
Аагама означает "то, что пришло изначально." "Нигамаагама" является развитием того же самого слова. Веды произошли из Дыхания Бога; каждый их слог священен. Каждое слово - мантра. Все Веды - это мантры.
Садхака: Мантра? Что означает "мантра"?
Саи: Мантра - это изложение установленной цели; то есть то, что побуждает и продвигает манана или исследование через ум. Слог "ман" указывает на процесс исследования и слог "тра" означает "способность пересечь, освободить, спасти." Короче говоря, мантра - это то, что спасает, когда ум сосредотачивается (пребывает) на ней. Когда исполняются обряды и ритуальные жертвоприношения, человек должен постоянно напоминать себе об их природе и значении. Формулы, которые он должен повторять, чтобы достигнуть этого - это мантры. Но сегодня те, кто исполняют эти обряды, или повторяют их механически, или позволяют им просто катиться с языка. Они не уделяют внимания значению мантры. Когда мантры произносятся формально, как пустая болтовня, они не приносят плода! Человек может получить полное вознаграждение только тогда, когда он повторяет их со знанием смысла и значения. Каждая Веда имеет много "саакхов", и общее направление и цель каждой "саакхи" также должна быть известна Ведическому ученому.
Садхака: Что такое "саакхи"?
Саи: Саакха означает "ответвление", текст, проистекающий из основной Веды. Дерево имеет ветви, каждая ветвь имеет веточки и листья. Если все это представить вместе, то тогда в воображении возникнет дерево. Каждая Веда имеет большое количество главных ветвей и вспомогательных веточек. Не все из них заметны сразу. Лишь немногие были выявлены и изучены. Число саакхов, забытых и исчезнувших из практики, составит тысячи и даже сотни тысяч. Даже их названия исчезли; никто не может вспомнить их. Это причина того, почему священные писания заявляют "Веды бесконечны" (Ананто Ваи Ведаа). В результате каждый из великих святых и мудрецов брался за изучение и практиковал только несколько саакхов из одной Веды или другой.
Садхака: Что такое Ригведа? По отношению к чему применялось это название?
Саи: Ригведа - это собрание мантр или гимнов, восхваляющих Бога. Термин Ригведа может применяться по отношению к Богам, которых восхваляют.
Садхака: Какой Бог является наиболее восхваляемым и прославляемым в этой Веде?
Саи: Имеется много Богов, восхваления которым содержатся в ней. Ригведа рассматривает тридцать три из них как важных.
Садхака: Имеют ли эти Боги особенные отличающиеся формы или они человеческой формы?
Саи: Они имеют формы сродни человеческой.
Садхака: Пожалуйста, расскажи мне об их сварупе, их форме, хотя бы об одном или двух из них.
Саи: Сурья, Бог Солнца, имеет "лучи" в качестве Его рук. Огонь Агни, Бога Огня, является Его языками. Так они изображаются.
Агни, Бог Огня, рождается, когда твердая древесина (Арани) вращается (трется). Агни имеет родителей, но, как только Он рожден, Он съедает Его отца и мать, то есть куски древесины, чье трение производит искру. Агни описан как имеющий десять слуг. Они - десять пальцев, которые держат арани и работают с ним. Так как Он рождается каждый раз, когда арани ритуально используется, Агни назван Бахуджанма, Многократно рождающимся. Столбик дыма (дхума) указывает на Его присутствие, это - Его Флаг (Кету), так сказать. Поэтому Он имеет другое имя - Дхума Кету, под которым Он призывается.
Агни назван Яджна-Саратхи (Возничий жертвоприношения), поскольку Он приближается в этой колеснице к месту жертвоприношения Богам, которым делаются подношения церемониальным огнем. Он доставляет подношения предназначенным для этого Богам. В каждой Яджне (Жертвенном обряде) Агни - наиболее важный участник. Поэтому Его восхваляют как исполняющего ритуал во всех четырех ролях: Ритвик (священник), Хотха (произносящий молитвы), Пурохитха (исполнитель обрядов) и Брахма (контролирующий наблюдатель (супервизор) ритуала). Агни - самый близкий друг человека, поскольку без огня ему трудно было бы выжить. Принцип Огня лежит в основе человеческой деятельности - как внутри тела, так и вне его. Поэтому к Агни обращаются под именем Грхапати (господин дома). У Агни нет никаких предпочтений и предубеждений. Агни относится ко всем живым существам, всем расам и кастам одинаково, без какого бы то ни было различия. Поэтому к Нему обращаются под именем Самамитра (Тот же самый Друг).
Садхака: Каков главный урок, которому учит Ригведа?
Саи: Ригведа учит Единству. Она призывает всех людей преследовать одни и те же святые желания. Все сердца должны быть наполнены одним и тем же благим стремлением; все мысли должны быть направлены благими мотивами по направлению к благому завершению. Все люди должны следовать единому Пути Истины, потому что все - всего лишь проявления Единого.
Сегодня люди полагают, что урок о единстве человечества совершенно нов и что идея относительно движения по направлению к нему является очень похвальной. Но концепция человеческого единства нисколько не нова. Во времена Риг Веды эта концепция провозглашалась намного более ясно и решительно, чем сейчас. Это - выдающийся идеал Риг Веды.
Все - части Бога, Его Могущества, Его Энергии. Атма, которая является Реальностью в каждом, по правде говоря, Единое, проявляющееся как Многие. Веда настаивает на том, чтобы мы не обманывались различиями и отличиями. Это универсальное всеохватывающее мировоззрение отсутствует среди людей сегодня. Они умножили различия и конфликты, и их жизнь стала узкой и ограниченной. Риг Веда в древнем прошлом сносила ограничительные барьеры и ограниченные чувства и провозглашала Единство.
Садхака: Что такое Яджурведа? Почему она известна под этим названием?
Саи: Название получено из корня "Ядж". Он имеет большое количество производных, каждое со специфическим значением. Но наиболее общие значения - "Поклонение Богу" (Девапуджа) и благотворительность, раздача даров. Яджурведа описывает способы и методы выполнения яджны и яги, чтобы умилостивить богов. Адхвара также означает "пожертвование"; поэтому Яджурведа иногда упоминается как Адхвара Веда.
Садхака: Какой урок несет в себе Яджурведа?
Саи: Яджурведа имеет два варианта - один, сосредоточенный вокруг традиции Адитья, или Солнца, и другой, вокруг традиции Брахмы. Последний известен как Кришна (Темная) Яджурведа, а первый как Шукла (Белая) Яджурведа. Шукла-яджурведа широко распространена в северной Индии, в то время как Кришна-яджурведа преобладает в южной Индии. Вариант Кришна-яджурведы ближе к собранию гимнов Ригведы. Мантры или формулы, содержащиеся в ней, используются при поклонении богам и во время помещения в жертвенный огонь подношений Богам.
Кришна-яджурведа включала в себя восемьдесят шесть саакхов (ветвей), каждый со своими специальными пояснительными текстами. Но большинство из них исчезли из-за недостатка изучающих и практикующих их людей. Только четыре дошли до нас. Восемьдесят две утонули в водовороте времени.
Шукла-яджурведа имела семнадцать примечательных ветвей, но они также вынуждены были уступить разрушительным воздействиям времени. Сейчас только две из них доступны. Если мы примем во внимание, насколько исключительно важны и значимы (махатх) эти две, тогда мы сможем прийти к заключению о том, что уникальная ценность этой Веды почти не поддается описанию. Оценка славы и великолепия Вед - это задача, которую не под силу выполнить никому. Веды недостижимы ни посредством языка, ни воображения - "Ятхо Ваачо нивартанте, апраапья манасаа саха" (То, от чего отступают слова, недоступное даже для ума). Знайте, что это - правда, и ликуйте, что вы смогли об этом узнать. Те, кому стало известно об этом, действительно блаженны; ныряя в глубину, они добыли жемчужину; они достигли цели жизни, пурушаартха.
Садхака: Свами! Ты сказал, что Веда известна под девятью различными названиями. А есть ли еще какие-то другие?
Саи: Конечно же, разве ее можно обозначить всего девятью названиями? Она имеет намного больше имен. Например, она известна как Прашна, а также как Пратама-джа. Названия раскрывают различные аспекты Веды, контекст и характер учения.
Садхака: Прашна? Что это означает?
Саи: Всемогущий (Парамешвара) - это Прашнагарбха (Он, который содержит всю ясность и мудрость). Прашна имеет такие значения, как чистота, ясность, святость. Так что это слово указывает, что Всемогущий имеет интеллект, лишенный изъянов и загрязнений любого рода. Веда - это конкретизация в словах той Мудрости. Риши (мудрецы), обладающие очищенным сознанием и ясным интеллектом, завоевали милость все-пронизывающего Брахмана (Космической Сущности). Брахман побуждает и благословляет их визуализировать гимны и священные формулы (мантры). Те, кто познали Истину, поклоняясь Всемогущему, тоже осознавали и описывали Брахмана как Прашнагарбху.
Риши, визуализировавшие мантры, не были связаны последствиями цепей Кармы (деятельности); они растворяются в Брахмане и появляются из Брахмана, когда цикл творения начинается снова. Поэтому они были провозглашены как Аджах (нерождающиеся). Веда называет их этим именем. Сама природа этих риши - безупречная чистота. Поэтому, их тоже называют Прашна. Они прилагали такие отчаянные усилия в попытке обрести милость, что в состоянии сверхсознания (Самаадхи) Брахман явился им, проявив себя, и наградил их видением Брахма Яджны.
Садхака: Что такое Брахма Яджна?
Саи: Брахма Яджна - это Сваадхьяая, то есть интенсивное изучение и соблюдение Вед. Риши, будучи "нерождающимися" и поэтому наделенные Брахманом правом передать Истину, сформулировали в соответствии с видением, ими заслуженным, Яджны или жертвенные обряды, предназначенные для содействия миру и благополучию во всем мире. Веды признают в качестве Риши только тех, кто хранит как сокровище в своих сердцах понимание мантр, высшей истины, смысла и значения Брахмана (Космической Сущности) и Дхармы (Законов Социальной Гармонии и Индивидуальных Прав и Обязанностей). Ритуальные жертвоприношения, санкционированные и принятые такими Риши, называются Яджнами.
Страстное стремление к Истине - это Тапас или Аскетизм. Поскольку Брахман может быть завоеван через Тапас, Его называют Тапуджа (достигаемый через Тапас), а ответ Брахмана на Тапас описывается как Слово Бога (Дева-ваак), Голос Бога (Дева-ваани).
Тапуджа буквально означает "рожденный из Тапаса"; но при этом не предполагается, что Космическая Сущность (Брахман) не существовала, пока Тапас не сделал Ее очевидной! Брахман существует во все времена; у Него нет Начала; Время не затрагивает Его. "Рожденный из Тапаса" означает "Он раскрывает Себя тому, кто прошел через Тапас", Он Существует всегда; В этом Его воля. Он проецирует Себя как Ваак, Слово. Это Слово - это мантра Веды. Поэтому Всемогущий описан в Веде как Творец Мантры (Мантра-крит), Создатель Риши (Риши-крит), помимо тех имен, которые встречаются в различных местах, например "Проявляющийся Сам из Себя" (Сваямбху), Тапуджа (рожденный из Тапаса) и т.д.
Я упомянул имя Прашнагарбха. Это очень значимое имя Всемогущего. Оно означает "пища (анна)", "вода (джала)", "делающий бессмертным нектар (амрита)" и "мудрость Вед". Так как Всемогущий Брахман имеет все это в Себе, в чреве (гарбхе), поэтому Он назван Прашнагарбха. В соответствии с этим Брахман заявляет о Его собственной Реальности как имеющий Форму Веды (Веда-рупа).
Садхака: Свами! Пратамаджа - другое имя, которое Ты упомянул. Что означает это слово?
Саи: Три (Трайи), то есть Веда, восхваляется как Пратамаджа в Веде; "Упастхаая Пратамаджаам" - это утверждение демонстрирует веру в то, что Видья (высшее изучение) может быть достигнута через упастху (почтительное исследование) Пратамаджи, или Перворожденного. Только при смиренном исследовании священного Веда-ваак (Слова Веды) становится возможным овладеть знанием Брахмана (Брахма Видьей) - именно это требуется, не устная декламация Веды, а постоянное "служение", сознательное поклонение Ведам с полным пониманием значения слова и его предписаний. Об этом совершенно отчетливо говорится в том утверждении.
Садхака: В какой Веде, Свами, встречается имя Пратамаджа?
Саи: В Риг Веде. Поймите, что Пратамаджа и другое подобное выражение, Пурваджа, указывают на невозможность обнаружения того, когда Веда была открыта впервые. Она не имеет начала. Именно по этой причине мудрец Валмики восхвалял это Слово (Ваак) как Первое едва заметное таинственное Слово (Агра Ваак). Первой конкретизацией Космической Воли был Космос или Космический Исток (Хираньягарбха); это также - Пратамаджа. Знание Безличного и его проекции как Персональное (Брахма Видья) - это также Пратамаджа, Первоначальное Понимание, согласно Веде. И Брахман, и Хираньягарбха иногда упоминаются как Пратамаджа.
Садхака: Кто из них двух действительно является Пратамой, то есть Первым?
Саи: Брахман самый первый. Он всегда есть и был. Хираньягарбха рождена из него. И Веда также исходит из него. Термин Пратамаджа очень уместен для Вед. Так как риши слушали и произносили Веду, она также получила название Аарша, то есть связанная с риши.
Веда - это источник Дхармы, нравственной жизни, праведного поведения. Те, кто соблюдают нормы, касающиеся обязанностей и табу, так, как изложено в Веде и как интерпретируется в соответствии с правилом мимамсы, заслуживают имя приверженцев Дхармы. Те, кто интерпретируют их в соответствии со своими собственными желаниями - приверженцы а-дхармы. Это - артха.
Садхака: Артха? Что это означает?
Саи: Это означает провозглашение (декларацию) различения! Веды - это выражение высоко одухотворенного видения мудрецов или риши. Ведические мантры - драгоценное сокровище, добытое риши для освобождения человека. Так говорит Риг Веда.
Брахманическая концепция Вед также обозначена словом, последний слог которого "са". По этой причине Веда означает богатство (дхана), мудрость (джнана) и наивысшее могущество (парам айшварья). Богатство, указанное здесь, отлично от мирских приобретений и владений. Это те средства, с помощью которых может быть достигнута высшая цель. Другими словами, богатство, приобретенное через милость матери Веды (Веда маата) - это сама наимогущественнейшая Мудрость. Именно поэтому ведические риши молились таким образом: "Бог! Ты - само воплощение Веды (Веда Сварупа). Наполни меня, но не бременем рогатого скота и детей, а Мудростью, которая является источником Парам Айшварья. Я буду полностью удовлетворен этим богатством (дханой). И поскольку такое богатство способно использоваться для служения Тебе, Ты также будешь доволен, когда я буду иметь его."
Садхака: Свами! Сегодня нигде среди людей нельзя найти чувства, которые приводят к таким молитвам. Люди повторяют эти Ведические молитвы, как механические проигрыватели, без какого бы то ни было знания их значения, из явной привычки. Разве не так? Получают ли они Мудрость, которая является наиболее драгоценным сокровищем Бога?
Саи: Мой дорогой друг! Ты сам только что сказал, что они декламируют Веду как механические проигрыватели, ведь так? В таком случае они получают столько же мудрости и Айшварьи, сколько получают ее те механические проигрыватели, как они могут добыть сокровище полного могущества? Посадив в землю отломанную ветку, разве можно утверждать, что это растущее дерево? Те, кто повторяют Веды с пониманием их значения, испытывают в это время чувства, вложенные в гимны, и только они одни могут заслужить Милость Брахмана, Брахма Видью, Наивысшую Мудрость, Высшее Сокровище (Сакалаишварья).
Садхака: Свами! Вообще говоря, нет никого, кто не жаждал бы богатства. Но какой формы богатство необходимо желать? Какая форма будет одобрена Ведой? Что Веда говорит об этом? Поведай это мне.
Саи: "Ведам Парамаишварьям" (Веда - наивысшее сокровище), "Ведаятити Веда" (Дающее предписания известно как Веда), "Са Ведаствам" (Узнай у этой Веды). Богатство (Дхана) желаемо и разыскивается (Артха) как средство для процветания и прогресса (Шубха). Таким образом, Он также известен как Артхах. Веда заявляет, что интуитивная мудрость (Джнана) составляет богатство (Дхану) - средство, с помощью которого достигается Всемогущий; только это заслуживает название "Веды" или Ведическая истина. Шрути (Ведические священные писания) утверждают, что только такое богатство может даровать радость удовлетворения (тхриптхи) и поклоняющемуся (аараадхака), и тому, кому поклоняются (аараадхья).
Риг Веда восхваляет эту форму богатства и упоминает о нем как о Шрутьяак, потому что это - та разновидность, которая описана и рекомендована в Шрути. Веда говорит как о Ведическом только о таком богатстве, которое заработано через приверженность моральным кодексам, ясно изложенным для того, чтобы люди следовали им.
Садхака: Шрутьяак? Что это означает, Свами?
Саи: Процветающий человек (шримантха) - тот, кто счастливо обеспечен сыновьями и внуками и кто успешен в мирских устремлениях выше всякого ожидания. Моральное совершенство - это более ценное владение. Это богатство является конкретным результатом Ведических предписаний. Они называются Дхармой. Рамаяна восхваляет Раму как Олицетворение Дхармы (Виграхаваан Дхарма). Дхарма поддерживает все существа ("сарва бхутаанаам дхааранаатх, Дхармах"). Дхарма - это поддержка и опора (дхаарана) для всех существ. Вот почему она называется Дхармой. Всемогущий - это и есть эта поддержка и жизнеобеспечение; наиболее эффективный способ поклонения - подношение Дхармы (ведение дхармической жизни). Это так, потому что Сам Всемогущий тождественен со словом "Дхарма". По этой причине это название наполнено смыслом. Весь Космос, проецируемый Всемогущим, покоится на Дхарме. (Дхармо Вишвасья Джагатхах Пратиштаа). Пропитанная глубинной святостью Дхарма интерпретируется людьми в соответствии с их прихотями и капризами, их эгоистичными интересами. Поэтому она была чрезвычайно искажена. Слова Веда и Дэва приобретают новые значения и смысл. Этот процесс может быть ясно осознан в Ведической литературе. "Сваям Сарвам Ветти-ити Веда" (Он Сам Знает Все). Это заявление раскрывает то, что Веда - это Сам Всеведущий Брахма. Шрути - это Его воплощение.
Садхака: Свами! В мантрах, содержащихся в Ведах, часто встречается слово "свааха". Что означает "свааха"?
Саи: Хорошо! Это слово обычно применяется только для указания выражения, используемого при предложении жертвоприношений в церемониально зажженном огне; люди воображают, что это не Ведическое слово. Они утверждают, что это - формальное выражение, применимое только к ритуалам. Существует божество по имени Свааха Дэви, вызываемое этим словом. Оно также имеет дополнительное значение "предложение хавис (ритуальной пищи) Богам." Таким образом, слово имеет два значения. Когда Хавис или другие подношения предлагаются Божественности под Ее различными формами и именами, используется это слово - Свааха. Однако, когда кто-то призывает своих предков и приглашает их принять ритуальные подношения, то в таком случае используется выражение - свадхаа, а не свааха. Так как слово полно внутренней силы, оно почитается как проявление Ваак Дэви, Божества, осуществляющего контроль над речью.
Обряды, предписанные как неизбежные в повседневной жизни, и те, которые установлены как необязательные, предназначенные для соблюдения только определенных святых дней, все они должны начинаться со "свааха", произносимого наряду с выпиванием нескольких глотков освященной воды (Аачамана). Вообще говоря, не существует никаких ритуальных подношений священному огню без сопровождающих мантр "свааха" или "свадхаа".
Садхака: Какую пользу мы получаем от этих двух мантр - свааха и свадхаа - дополнительно произносимых в конце Ведических мантр?
Саи: Когда во время предложения подношений произносится свааха или свадхаа, то боги (дэваты) или маны (питры), к которым направлены эти слова, будут довольны. Более того, когда те, кто хорошо сведущи в Ведических практиках, совершают поклонение огню через подношение жертвоприношений и не произносят предписанного "свааха", подношения не могут достичь Богов. "Свааха" и "свадхаа" - слова, которые призывают соответствующих божеств. Они - мантры, которые пробуждают и оповещают Божественное. Риг Веда заявляет: "Сваахаа стоамасья варманаа". "Свааха" имеет два значения: (1) подношение, сделанное с произнесением этой мантры, и (2) ведическое утверждение, которое передает восхваление или прославление. Боги будут довольны независимо от того, предпочитаете ли вы одно из значений или принимаете оба, и они даруют продвижение вперед тому, кто произносит мантры - "свааха" или "свадхаа".
Садхака: Даруют продвижение вперед поклоняющемуся! Что это означает?
Саи: Как следствие восхваления, переданного несущими на себе отпечаток Вед словами, человек благословляется различными прогрессивными качествами и возможностями достигнуть совершенства.
Садхака: Я хотел бы узнать о некоторых примерах, в которых мантра "свааха" используется в Ведах в ее традиционном значении.
Саи: Кесаваая свааха; Праанаая свааха; Индраая свааха. Это всего лишь несколько примеров. В данном случае значение мантры следующее: Сваахутхам Аштху, Сухуртхам Аштху. Пусть оно будет сваахутхам. Пусть оно будет сухуртхам.
Садхака: Что означают эти два слова? Сваахутхам и сухуртхам.
Саи: Они означают "Пусть предложенное подношение будет хорошо сожжено", или другими словами, будет хорошо воспринято (усвоено).
Садхака: Свами! Это вызывает у меня сомнения. Любая вещь, брошенная в огонь, сгорает полностью, даже если мы не произносим при этом мантры. Это общеизвестный факт. В таком случае, что особенного в том, что мы произносим "свааха"?
Саи: "Сваахутха" не указывает на простое сожжение или полное поглощение подношения, помещенного в огонь. С мирской точки зрения наблюдается только это, и не больше. Но Веды (Шрути) признают, что Огонь имеет божественную форму и функцию помимо обычной известной материальной формы и функции. Божественные Формы (Боги) - вне досягаемости чувств. Поэтому Веды рекомендуют, чтобы Богам поклонялись через обряды и ритуалы. И Агни, или Божественный Огонь, являет Собой источник и пищу Богов. ("Агнирава дэва йони"). Агни - это Божественный Принцип. Тот, кто предлагает жертвоприношения Богам посредством Агни, становится благословленным Божественными качествами. Только способные понять этот факт могут постичь этот принцип.
Тот, кто наслаждается (Бхокта) и объект, который обеспечивает радость (Бхогья) - эти два компонента и составляют Джагат (Мир, Мироздание). Когда эти двое станут одним, они смешиваются и тогда известны как Атта, то есть Бхокта. Это - вьявахара, естественное заключение. Оно не утверждает, что Единый будет известен как Бхогья. Хорошо. Кто Бхокта? Это - Агни, Огонь, который принимает жертвоприношение.
Изначальная Божественная Сущность - Аадитья (Солнце). Его духовный эквивалент - жизненная (витальная) теплота в живущих существах, Праанаагни. Агни содержит в себе Ааджья (гхи, топленое масло) и сома (сок растения сома). Жертвоприношения, помещенные в огонь, называются Аахитаях. Это слово означает "положенный; помещенный". Боги предпочитают быть вне поля зрения. Поэтому жертвоприношения также упоминаются как Аахути.
Садхака: Когда Агни находится в пределах видимости, каково его имя?
Саи: В этом случае его называют Агри. Агри означает первый. Он был создан раньше всего. Отсюда его имя. Когда он находится вне поля зрения (Парокша), его называют Агни.
Садхака: Что означает Аахути?
Саи: Жертвоприношения, помещенные в огонь, зажженный и поддерживаемый в соответствии с предписаниями. Кроме того, это слово обозначает, что Бог приглашен (аахваана) принять жертвоприношения. Это специальное значение, передаваемое этим словом. Вашаткаара (пояснительная формула) только дополняет эффект "свааха" мантры. Боги получают только те подношения, для которых они были приглашены (Аахути).
Свааха - это имя, применимое к Сарасвати, Божеству Слова (Ваагдэви), Божеству Ведического Слова. Так как Слово выражает Атму, то и имя тоже есть свааха. Дэви Бхагаватам заявляет, что Высшее Божество - это и Гаятри, и Свааха. Лалита Сахасранама (1008 имен Лалиты, Высшего Божества) утверждает, что свааха и свадхаа - Ее Имена. Свааха также означает "завершение", "исчезновение", "окончание".
Садхака: Что это за Веда, которая известна под названием Атхарва? Есть ли у нее какие-то другие названия?
Саи: Да. Эта Веда имеет различные хорошо известные названия - Брахма-веда, Ангиро-веда, Атхарвангиро-веда, Бхаишаджья-веда. Калидаса восхвалял мудреца Васишту как "Атхарва Нидхи" (Ларец сокровищ Атхарва-знаний). Как результат приобретения им такой большой известности, Васишта был провозглашен как раджагуру (королевский наставник) и был признан мастером во всех четырех Ведах (Риг, Яджур, Сама и Атхарва) и имеющим компетенцию осуществлять контроль за совершением ритуальных жертвоприношений и исполнением обрядов и церемоний, описанных в священных писаниях.
Садхака: Свами! Имеют ли мантры, содержащиеся в Атхарваведе, какие-то особые названия?
Саи: Они превозносятся как сиддха-мантры, то есть как мантры, которые гарантируют обещанные результаты. Главенствующее божество Гаятри-мантры, известное как Гаятри-дэви, восхваляемо как имеющее Ригведу, Яджурведу и Самаведу в качестве стоп, мимамса-шастру (науку интерпретации и вопрошания) как пассивный, устойчивый аспект, и Атхарваведу как активность (деятельность).
Садхака: Это довольно сложно для меня. Нет ли другого способа объяснения значения этой Веды какой-нибудь мирской метафорой, которая была бы более легкой для понимания?
Саи: Хорошо. Слушай. Атхарваведа - это огромное дерево, в котором Ригведа, Яджурведа и Самаведа являются стволами и ветвями, а смрити и пураны - листьями. Одному и тому же Солнцу (Адитье) в Яджурведе поклоняются как Яджу, в Самаведе - как Саама, в Ригведе - как Урдхва и в Атхарваведе - как Яату.
Садхака: Что означает Атхарва?
Саи: Это означает "устойчивая, непреклонная личность", тот, кто имеет устойчивый характер. Атхарва также часто отождествляется в Веде с Прана-атмой, (сверхсознание, которое активизирует витальную (жизненную) атмосферу) и Праджапати (правитель всех рожденных существ). В качестве первого оно также обозначается как Прана-пати. Этот Праджапати считается первым добывшим искру от трения вращаемой деревянной палки и вызвавшим огонь. Каждая из трех Вед в разные времена признавалась как первая, но, с учетом последнего (т.е. Праджапати), об Атхарве всегда говорилось как о таковой (т.е. первой).
Садхака: Сколько форм приписывается Богу (Парамешваре, Всевышнему Господу) в этой Веде?
Саи: "Яато Рудрашиваатанорагхора Паапа наасини", как сказано там. То есть Бог описан как имеющий две различные формы - безмятежный и ужасный.
Садхака: Я жаждаю иллюстрации на примерах.
Саи: Бог в форме Нарасимхи, явившийся из колонны, был мягкий и безмятежный, прекрасный и добрый для Прахлады - непоколебимого преданного (Бога), и в то же самое время эта форма была ужасной для Хираньякашипу, его отца, ненавидевшего бога больше всего. Хорошо, даже Природа, конкретизация могущества воли Бога, имеет эти два аспекта - мягкий и пугающий. Вода - существенно необходимый компонент для поддержания жизни в творениях. Но она не только витальна и целебна, но и фатальна и смертельна.
Садхака: Извини, что я снова прошу о нескольких примерах.
Саи: Все живые существа существуют благодаря пище. Согласно священным писаниям (шастрам), пища бывает трех видов - саттвической (способствующей миру и гармонии), раджасической (возбуждающей страсти и эмоции, деятельность и приключения) и тамасической (вызывающей лень и тупость, подавленность). Каждый должен выбирать себе пищу с учетом различения, контроля и ограничений по ее потреблению. Тогда пища будет целебным лекарством. Если, с другой стороны, пища потребляется без разбора и ограничений, она вызывает болезни и причиняет огорчения и боль. В таком случае она принимает устрашающую роль.
Этот факт ясно описан в Ведах при исследовании слова "анна". Корень слова "анна" - "ад" - означает "поедание". То, что съедается живыми существами, и в то же самое время оно ест того, кто его ест; пища одновременно и благотворна, и пагубна.
Риши (мудрецы) Атхарва и Агнирас, визуализировавшие мантры этой Веды, распознали эту двойную природу как Бога, так и Творения. Они кажутся кроткими и ужасными, в соответствии с типом того, кто это воспринимает. Но в конечном результате и в более глубоком смысле, эти мантры предназначены для того, чтобы раскрыть Атму и способствовать миру и процветанию человечества.
© Sri Sathya Sai Books and Publications Trust,
Prashaanthi Nilayam P.O., 515134, Anantapur Dist., (A.P.), India.
Перевод с английского В.В.Вернигора.
|