Величайший Учитель
У каждого свой путь к Саи Бабе. Меня привела к нему внутренняя неудовлетворенность. На внешнем плане все выглядело относительно благополучно: занимался математикой, техникой, работал - все, вроде, как у людей. Но внутри себя было как-то неуютно. Начал искать ответы: духовная литература, йога, паломничество в Мекку и Медину, ашрам Шри Ауробиндо. В конечном итоге добрался до Саи Бабы.
Уезжая в Индию, я кое-что знал о нем, как о человеке, который творит такие же чудеса, какие делали Кришна и Христос. После первого знакомства с Саи Бабой я не нашел ответов на мучившие меня вопросы (наверное, их было очень много). Но пришло некоторое осознание. Последующие поездки к Бабе это осознание расширили, но оно происходит и по сей день, даже вдали от Бабы, и, думаю, будет происходить еще долго, возможно, до конца жизни.
Говоря о Бабе, нельзя обойти чудеса, которые он творит. Собственно, первое знакомство с них и начинается. Это и случаи, очевидцами которых являешься ты сам или члены группы, и многочисленные случаи, рассказанные иностранцами. Одна произошла в группе американцев, приглашенных на интервью. Баба, как обычно, спрашивал каждого, что он хочет, исполнял желания, материализуя разные вещи. Очередь дошла до 17-летней девушки, и она “заказала” ни много - ни мало - живую обезьянку. Баба удивился, а потом сказал: “Хорошо”. Он держал одну ладонь кверху, а другой ладонью накрыл ее. Потом сделал верхней ладонью кругообразное движение, и под ней появился небольшой энергетический шарик, потом он сгустился и превратился в небольшую обезьянку. Затем Баба пальцем коснулся ее головы, как бы приподнял вверх, и она увеличилась в размерах. Обезьянка спрыгнула на пол, стала бегать по комнате. А интервью продолжалось. Перед его завершением та молодая особа, по заказу которой появилась обезьянка, сказала Бабе: “Что же я буду делать с ней в Америке? Я даже здесь не могу ее поймать”. Обезьянку все же поймали. Баба снова посадил ее Себе на ладонь и теми же движениями руки, теперь в обратном порядке, обратил ее в ничто, дематериализовал.
В силу своего математического образования, я привык выражаться точно. А точно сформулировать, что за явление - Саи Баба, скорее всего, невозможно. То, что Он делает для человечества, во всех планах, поистине грандиозно. Это и в плане тех людей, которых он вылечил, кому дал какие-то духовные наставления, в плане обучения молодежи и в плане людей на уровне руководства Индии, к Нему приезжают крупные чиновники, главы правительства, и всем Он дает наставления, советы. Всех, кто к Нему прикасается, он поднимает на высокий уровень понимания, доступный именно этому человеку. Я наблюдал за многими, видел, как меняются их взаимоотношения. Причем, не всегда приятным образом, иногда через обиды, раздражение - по эгоизму Баба тяжелым катком проезжает. Здесь уместно такое сравнение, его любит приводить Баба: чтобы сделать огранку алмаза и превратить его в бриллиант, нужно потратить много усилий, при этом с обеих сторон. Вот Баба и предоставляет такие ситуации, что приходится оттачивать какие-то свои грани, пусть даже через неприятности, страдания.
Нередко я слышу, как люди, вернувшиеся от Саи Бабы, начинают испытывать еще больше трудностей, чем до поездки: сильно заболел, украли деньги, сын разбил машину, остался без работы... Все разговоры о том, что Баба “должен мне сделать то”, “помочь в этом” и т.п. - это результат нашего глубокого непонимания. Когда, например, у Филис Кристэл спросили, как относиться к Бабе, она ответила: “Вы соизмеряйте то, что происходит, с тем учением, которое он дает”. На житейском примере это выглядит примерно так. Приезжает к Бабе женщина, он дарит ей энергию своей Любви, она возвращается домой переполненная светлыми чувствами, а в жизни ее семьи начинаются сплошные трудности - с сыном, мужем, деньгами. Она никак не может разрешить эти проблемы, потому что подходит к ним все с теми же старыми мерками. И снова едет к Бабе. Он снова дарит ей свою Любовь, свою энергию. И это будет продолжаться до тех пор, пока в ней не начнутся некие процессы осознания. А сколько времени на это понадобится - кто знает, для кого-то несколько дней, для кого-то годы и даже десятилетия. По этому поводу Баба так говорит: “Вот два кокоса, с виду одинаковые. По одному один раз стукнул - он раскололся, а по другому стучишь-стучишь - он так и не раскрывается”. Так и люди разные, у всех разный уровень подготовки. Развитой душе достаточно легкого толчка, чтобы она быстро и мощно раскрылась. Есть люди, которые еще не прошли определенной жизненной школы, душа их не познала, не отработала каких-то отношений (ревность, алчность, обида, раздражительность, гордыня и т.п. чувства), не прошла огранку различными негативными ситуациями, не выработала иммунитета к ним. В жизни этих людей будут и впредь создаваться такие ситуации, пока они их не осознают и смогут добровольно отказаться от подобных эмоций. Это и есть духовный рост, когда человек добровольно осознает: да, это качество ни к чему хорошему не ведет, я отказываюсь от него. Если говорить религиозными терминами, то такие действия, как покаяние, очищение, отказ от греха и направлены на духовный рост человека.
Известная библейская притча об исцелении Иисусом Христом парализованного приводит слова Сына Божьего, сказанные исцеленному: “Иди и больше не греши”. Нечто подобное Саи Баба совершает постоянно. Он не только исцеляет совершенно безнадежных больных. Он написал огромное количество статей, многие из которых переведены на русский язык. Он как бы призывает: читайте, занимайтесь собой, анализируйте, что с вами происходит - это, в конечном итоге, поможет вам избежать более жестких уроков.
Если мы какие-то свои качества не можем отработать по-доброму, придется отрабатывать через боль - тут уж ничего не поделаешь.
После встречи с Бабой задача человеческой жизни представляется мне так: ежесекундно, ежеминутно надо работать над собой, над своими качествами, искать единомышленников, вместе преодолевать возникающие на духовном пути трудности. При этом общение должно быть по возможности благожелательным.
Одно из правил общения, которое призывает нас выполнять Баба: не говорить плохо о других, особенно в их отсутствие. Наивно думать, что все люди, встретившиеся с Бабой, тут же бросаются этому правилу следовать. Все приезжающие к Саи Бабе стоят на разных ступенях своего духовного развития и, естественно, с ними происходят разные вещи. Некоторые, безусловно, осознают необходимость этого правила для духовного совершенствования, я думаю, это во многом связано с уровнем знания и понимания. В другом случае, через бхакти (это путь развития преданности к идеалу, к Богу) тоже можно достичь осознания этого правила. Путей духовного совершенствования много. Нельзя назвать один лучше другого, все пути хороши. С точки зрения своего пути, мы не можем давать советы людям, которые выбрали другой путь, у них другие ценности, другие взгляды на мир, их волнуют другие вопросы.
В ашраме Саи Бабы я наблюдал за многими людьми, часто не мог понять, почему один попадает к нему на интервью сразу, и Он его одаривает, а другой не удостаивается интервью долгие годы, хотя, с нашей точки зрения, вполне его заслуживает праведной жизнью. На самом деле, все эти вещи имеют свои четкие объяснения. Ну, почему, скажем, человек, как бы случайно приехавший к Саи Бабе, получает сразу интервью и разные материализованные подарки? Он жил обычной жизнью, не разбирается особо в вопросах духовности, не особенно начитан - ну, живет себе и живет, как все. Приехал к Бабе, получил подарок, все, что с ним происходит, не воспринимает глубоко, в данный момент, разумеется. Но осознание того, что происходило, особенно той Любви, которую он получил от Бабы, может наступить через месяц, через год или больше: какое ему счастье выпало, что это с ним было! То есть Баба ему как бы выдает аванс. А других людей, которые еще до встречи с ним уже осознали, кто такой Баба и что он для них может значить, Он держит на дистанции. Казалось бы, зачем? Очень часто такое отношение Бабы вырабатывает у людей ценнейшее качество - терпение: жди, жди, жди, нарабатывай целеустремленность, терпение. Потому что Он знает, что в потенциале эти качества у человека есть, но их надо раскрыть. Один из ярких примеров такого рода - Анил Кумар, переводчик Бабы, высокообразованный человек, профессор, до встречи с Бабой работал в ООН. Сейчас он с Ним находится каждый день, преподает в университете Саи Бабы.
Но до этого Баба не принимал его семь лет, хотя он ездил к Нему каждый год, читал лекции и много чего другого делал полезного. Казалось бы, куда уж более достойный человек, но, тем не менее, Баба его, что называется, держал в черном теле. Со многими другими людьми, которые сейчас занимают высокое положение в Организации Саи, происходило подобное.
Часть людей приезжает к Саи Бабе только за исцелением. И я видел такой случай, когда прикованный к инвалидной коляске парализованный человек поднялся, и многотысячная толпа аплодировала ему. Раньше Баба очень многих людей исцелял. Сейчас же, по его собственным словам, он занимается, в основном, обучением людей. Сам Он свою Миссию делит на три периода: в первом Он, в основном, производил чудеса; во втором - исцелял, а в третьем, нынешнем периоде, несет людям свое Учение. Сейчас Он делает, в основном, бытовые чудеса: материализация украшений, но главное, пожалуй, чудо - материализация вибхути, то есть круговым движение руки берет как бы ниоткуда горсточку пепла - серого, белого или розового цвета. Оно бывает и по вкусу и по запаху разным, даже один и тот же цвет имеет порой разный вкус и запах. Как правило, этот порошок помогает в излечении тех или иных болезней, но, видимо, его свойства этим не ограничиваются: часто Баба дает гораздо больше, чем мы можем предположить.
Некоторые из тех, с кем я разговаривал о Бабе, склоняются к тому, чтобы называть Его человеком будущего, ну, скажем, третьего тысячелетия. Пожалуй, в этом что-то есть. Он даже Сам напрямую об этом сказал, когда его спросили: “Баба, вот Ты - человек, как мы, Ты делаешь чудеса, но почему мы этого не можем?” А Он с улыбкой: “Вы - тоже Боги, и тоже можете, только забыли, как это делается”. То есть потенциал раскрытия способностей есть в каждом человеке, только надо работать над собой. Для многих, я думаю, достижение высоких результатов в саморазвитии - это путь карма-йоги, то есть путь бескорыстного труда, когда люди добросовестно, честно работают дома, на службе, в обществе, не ожидая особых наград. Таких людей большинство. Есть, конечно, множество других путей, каждый идет своим.
Что же касается вопроса, кто такой Саи Баба - Бог или человек будущего, то он для меня остается открытым. Наверное, правы те, кто считает Его воплощение Бога на Земле. Я готов признать, что такой вариант вполне может помогать людям. Для меня же такая точка зрения неприемлема. Я не исповедую конкретно никакой религии, хотя наиболее близки мне христианство, буддизм и ислам. Но Саи Баба для меня все же не Бог, хотя ни опровергнуть это, ни доказать я не могу. А вот что является для меня безусловной истиной, которую у меня уже никто не отнимет, так это то, что Саи Баба в данный момент - величайший из Учителей человечества. Всех, кто прикасается к Нему тем или иным образом, Он учит искусству жить, осознанию своих задач, исцеляет душу, поднимает на более высокую ступень развития. По-моему, это уже само по себе явление грандиозное. Кто еще может оказывать такое мощное воздействие на миллионы людей? Я не знаю.
Вот с таким примерно багажом я прожил год вдали от Бабы, когда совершенно неожиданно мне выпало счастье повидать его в четвертый раз. В самой спонтанности этой поездки был некий знак: нужно было решительным образом что-то менять в себе. И действительно, вернувшись, я осознал, чего мне не хватает: я должен стать более уверенным в себе. Получалось так, что большое количество знаний, которые во мне аккумулировались, недостаточно проявляются внешне. Возможно, стоит подумать о лекциях, психологических беседах с людьми - в большем объеме, чем я делал раньше. Подумать есть о чем, толчок получен.
В духовном плане эта поездка побудила меня к размышлениям о Боге - точнее, о вере в Бога и доверии к Богу. Многие люди верят в Бога, но не имеют к Нему доверия. Положительная реакция наступает только при взаимодействии этих двух качеств. Саи Баба приводит такой пример. Вот машина, она работает с помощью бензина и аккумулятора. Если даже что-то одно отсутствует, машина не работает. Но если бензобак полон, а аккумулятор неисправен, машина не пойдет. Фактически аккумулятор более важен, чем бензин. Таким образом, вера подобна бензину, а доверие аккумулятору. Вот что я понял: имея веру в Бога, мы должны полностью доверять Ему, только тогда могут быть успехи на духовном пути, да и вообще в любых делах. Полагаясь на волю Бога, мы перестаем беспокоиться, будем более внимательны и чутки к своему внутреннему голосу и к тем знакам, которые нам постоянно посылают Высшие Силы и которые мы в суете сует разучились видеть и слышать. Конечно, при вере в Бога тоже идет процесс накопления каких-то очень важных вещей, но серьезных трансформационных процессов в человеке может не произойти. Саи Баба говорит об этом так: “Вера в Бога означает веру в то, что Он есть Бог, что Он - Вездесущий, Всемогущий, Всеведущий и т.д. Доверие означает веру в Мир, Волю и Работу Бога”.
Можно ли понять Саи Бабу в полной мере? На это Он Сам дал ответ, и к нему трудно что-либо добавить. В свое время Он сказал примерно так: "Не пытайтесь своим умом понять Меня, все равно вам это не удастся. Максимум, что вы сможете сделать, это получить приближенное представление. Но тем не менее и оно будет ложным”.
Ильдар Бакиров, г. Уфа
Невежество - это пыль, покрывающая стекло лампады и затуманивающая свет. Привязанность к объектам чувственных удовольствий подобна копоти, прилипающей к внутренней стенке лампады, она также затемняет свет. Чистите лампу, занимаясь ежедневно повторением Имени Всевышнего (намасмараной), и пламя будет сиять и для вас, и для других. Необходимо также делать добрые дела и иметь добрых друзей... Поэтому внимательно следите, чтобы ваши добродетельные достижения и хорошие привычки, все доброе, что вы приобрели посредством духовной практики, не растрачивалось попусту в плохой компании, циничной критике или вялом безделье.
Сатья Саи Баба
В тот день, когда я впервые объявил, что Меня зовут Саи Баба, первой песней, с которой я обратился к собравшимся в саду, была:
Я призвал всех страдающих в бесконечной череде рождений и смертей к поклонению Стопам Духовного Учителя (Гуру), того Гуру, кто объявил о Себе Сам, кто вновь явился, чтобы взять на себя тяготы всех тех, кто сумеет найти прибежище в Нем. Это было Мое самое первое послание человечеству.
“Манаса бхаджаре” - “Поклоняйтесь в своем уме”. Мне не нужны гирлянды цветов, не нужны фрукты - все то, что вы можете купить за одну-две монеты, то, что на самом деле вам не принадлежит... Поселите Бога в своем сердце, предложите ему плоды своих деяний и цветы своих сокровенных мыслей и чувств. Именно такого поклонения Я хочу. Именно такую преданность Я более всего ценю.
Сатья Саи Баба
|