"Из темноты к Солнцу"
Интервью с Михаилом Задорновым Я уже догадываюсь, о чем вы хотите со мной поговорить. Ведь слухами земля полнится, и вот прошел слух о том, что я... Корр.: Что вы прошли панчакарму... – Да, это очень сильное начало: дескать, вы уже не только пытаетесь жить в соответствии с Аюрведой, но даже и прошли панчакарму. Зачем вам это всё надо, спросил бы простой обыватель. Ну, во-первых, я не хочу болеть. Во-вторых, мне жалко потерянного времени. У нас столько людей болеют гриппом, ангинами, насморком! И я раньше много болел. Но с тех пор, как я стал придерживаться некоторых советов Аюрведы, я перестал тратить столько времени на болезни. Вот, например, в этом году у меня был грипп – так я болел всего два дня, потому что я применил все хитрости Аюрведы, которых не знают даже аюрведисты. Корр. Как так? – Потому что я заглянул в некие древние аюрведические писания, из которых узнал то, что не применяют сегодня в западных аюрведических клиниках. Например, скипидарные ванны с вытяжкой из хвои... Корр. Я бы не стала применять это, даже если бы знала, потому что я человек ленивый... – Ну а что мне было делать, если через два дня у меня был концерт? Корр. И вы делали все это сами? – Да, я сам излечился за два дня, хотя гриппу положено проходить за семь дней. В организме человека семь чакр, и уходит по дню на обдумывание и восстановление каждой из чакр. Я же справился за два дня. Корр. Это связано с панчакармой? – Панчакарма – это особая тема. Пройдя панчакарму, я набрался сил. Сначала, после очищения, жить было как-то вяло, а потом произошли очень серьезные изменения в организме. Что-то внутри оживилось. Одна моя знакомая, чувствующая организм, сказала, что у меня клетки живее стали. И я доволен, что я прошел это все в России, а не, допустим, в Швейцарии. Во-первых, потому, что здесь масляный массаж делают наши девчонки, и делают они не как немки – профессионально, а как русские – с душой. Во-вторых, применяется техника панчакармы под наблюдением профессиональных аюрведистов (а в Индии аюрведисты потомственные, как у нас потомственные сталевары или учителя). Они открыли центр под Москвой, в хорошем месте, где шумят деревья над головой, где можно подумать о жизни, о вечном, о душе, читаешь хорошие книжки, делаешь масляные массажи. А уж когда масло льют на лоб, все распрямляется, расправляется каждая морщина, и такое ощущение, что извилины в мозгах раздвигаются. И это было хорошо. Я хорошо провел этот месяц.
из журнала "АЮРВЕДА – наука жизни", №1 (6) – 2002
Корр. Целый месяц? Это так нужно, или можно больше, можно меньше?
– Нет, это так нужно. Там положены два перерыва, но в целом это заняло месяц. Я после этого ко многому стал по-другому относиться. Там небольшой центр, с аккуратными номерами, с простой, но очень натуральной мебелью. Правда, кухня оставляет желать лучшего, потому что русские повара никак не могут “въехать” в аюрведическое питание – все норовят что-то подсолить или подсластить, маслица побольше положить, чтобы тебе, больному, пищу “поздоровее” сделать. Их никак нельзя убедить в том, что масло – это нездоровая еда. Результаты же панчакармы ошеломляющие. А почему я туда лег – потому что там лежал один мой знакомый, младше меня, у которого уже ноги отнимались. Когда я его после очищения увидел и увидел, что с ним произошло... Я просто увидел другого человека. Он стал другим человеком, у него даже голос изменился. Это значит, что мембраны в клетках ожили. Знаете, я сейчас по голосу узнаю замусоренность человеческого организма. Самое интересное, что после того, как я полежал в этой клинике, я теперь, смотря по телевизору на людей, могу им диагноз выдавать. Например, когда Жириновский раскричится, я думаю: “Вата разыгралась, надо питты подбавить или капхи”. Впрочем, питта у него уже стала страдать, потому что он стал сильно полнеть. И у Путина немножко питта не в порядке, он тоже стал чуть-чуть полнеть и лысеть.
Корр. Если вы ему об этом скажете, он вас поймет или решит, что вы, как всегда, шутите?
– Он, наверное, станет смотреть эти новые словечки по всем словарям. Или вот, допустим, спикер Думы Селезнев. Смотрю на него и думаю: “У тебя же глубочайший атеросклероз!”. Посмотрите, у него же весь лоб в морщинах, в глубоких бороздах – и уже видно, у него засорены сосуды.
Корр. Михаил Николаевич, вы без работы не останетесь. В крайнем случае, станете хорошим врачом-диагностом.
Да, интересно смотреть на мир совершенно с другой стороны. Существуют не только понятия питта-вата, но есть и более глубокие соотношения, которые мне стали понятнее после про хождения курса панчакармы. К примеру, потребности человека – удовольствия – обязанности. Если эти три категории находятся на одном уровне, твои стихии приходят в нормальное, данное тебе от рождения, состояние, и ты не болеешь.
Корр. Приводишь в гармонию все свои элементы?
– Да, пять элементов или три доши. Три доши математически правильнее, чем пять китайских элементов.
Корр. Почему?
– Общаясь с китайскими и индийскими целителями, я увидел, что многие китайские лекари пытаются перевести энергии одной стихии в другую. И мне это не нравится. Может быть, они не умеют это делать, а может быть, они делают это, чтобы ты у них постоянно “на игле” сидел.
Корр. А индийские лекари честнее?
– Они выравнивают сразу три доши, а не переводят энергию одной в другую. Панчакарма как бы всё выравнивает.
Корр. Можно выразить, что такое панчакарма, одним словом?
– Это очищение. Причем очищение на разных уровнях. Я прошел три уровня очищения.
Корр. Что при этом очистилось?
– Я думаю, что прежде всего клетки, их мембраны. Я прошел очищение желудочно-кишечного тракта (звучит очень неаппетитно) и очищение головы.
Корр. Это в плане накопившейся дури? Или в биологическом?
– Я считаю, что в плане дури. Я так понимаю, что очищение было по части замусоренности башки. С головой сразу стало легче.
Корр. Получается, что если бы все прошли панчакарму, то люди стали бы думать правильнее, стали бы здоровее, не было бы столько ссор, войн?
– Если бы каждый человек жил так, как я, и думал так, как я, войн бы на земле точно не было, и конфликтов было бы очень мало. Первое, что я пересмотрел в своей жизни после панчакармы, это соотношение между этими тремя категориями – потребности-удовольствие-обязанности. Не надо завышать свои обязанности. Однако большинство людей живет, завышая свои потребности. Им кажется, что удовольствие они должны получать от потребностей. Я выработал для себя определенный критерий и попытался высказать все это аюрведистам, но они почему-то знали одни английские слова, а я – какие-то другие. Как понять, что эти три состояния находятся на одном уровне? Я нашел для себя следующий критерий: если я умею получать удовольствие не только от потребностей, но и от обязанностей, и уровень удовольствия одинаков, то значит у меня все три состояния на одном уровне.
В детстве я перевел через дорогу слепую старушку; в тот момент это была моя обязанность, но удовольствие от этого поступка длится до сих пор. А от покупки машины, дачи или мороженого удовольствие минутное, даже секундное. Ну, максимум день или два. Удовольствие от обязанностей – долговременное, а от потребностей – кратковременное. Человек пытается получить удовольствие от жизни через удовлетворение потребностей, не дойдя до того уровня, когда начинается удовольствие от выполнения обязанностей. Это очень тонкий момент. И когда я вижу опять-таки человека с насморком, я думаю: “О-о, он завысил свои обязанности. Или потребности”. Человек пытается получить удовольствие от еды. И жрет что попало. Помните миниатюру Смолина “Наверно, съели что-нибудь”? – Радикулит? – Наверно, съели что-нибудь. – Ногу сломали? – Наверно, съели что-нибудь.
А ведь по сути правильно. Вот ко мне приходит Петросян, у которого насморк не проходит уже месяц. И я ему говорю: “Ты ешь неправильно. Ты пойми – у тебя организм наполнился гадостью, в которой всё это живет”. Он не понимает. Продолжает есть неправильно, лечится таблетками... А казалось бы – очистись хоть чуть-чуть, и насморк пройдет. И то же самое с радикулитом. Почему у мужчин спина болит больше, чем у женщин? Потому что у них лишние потребности. Они оседают черной энергетикой и заклинивают спину. Все эти лишние обязанности и потребности, которые человек навесил на свой хребет, как лишние игрушки на ёлке. И спина сгибается. Когда я сделал для себя этот вывод, у меня разгрузилась спина, потому что я снял с себя лишние обязанности и потребности и в результате стал получать удовольствие от обязанностей не меньшее, чем от потребностей.
Корр. А кто из известных людей послушался ваших советов, принял основы Аюрведы и, может быть, даже поехал в этот медицинский центр пройти панчакарму?
– Не удается мне никого соблазнить и заразить Аюрведой. Известные люди – это люди популярные, и для них главное – популярность, то есть опять-таки – удовольствие от потребности. Они не получают удовольствия, допустим, помогая детскому дому. Обычно даже не думают об этом. А если они об этом кричат, значит не испытывают внутреннего удовольствия от сделанного. Значит – это опять их потребность в засвидетельствовании публикой их благородства, некий онанизм души. И известному человеку, который подпитывается популярностью и славой, очень трудно получить радость от обязанностей.
Корр. Когда человек не довольствуется внутренними радостями, а ищет чего-то внешнего, это путь не к себе, а от самого себя. Это Америка.
– Да, но в Америке есть Ричард Гир и Николсон, и другие, которые живут внутренней жизнью. Многое, видимо, обусловлено и предыдущими жизнями. Думаю, что в своих будущих жизнях многие сейчас популярные люди придут к Аюрведе.
Корр. При общении с вами у меня уже давно возникает очень искреннее ощущение, что вы высокодуховное существо, которое заслано на нашу планету с определенной миссией. И вам, несмотря на огромное количество общения, очень трудно найти себе собеседника, который бы понимал ваши потребности, душу, природу.
– Многие бывшие друзья не то чтобы отвернулись от меня, но стали несколько сторониться. Когда я начинаю им рассказывать, что им нужно делать согласно Аюрведе... Хуже для них может быть только если пытаться показывать им слайды из своих путешествий. Многие даже звонить перестали. Я, конечно, пытаюсь их заразить. Ведь если я существо засланное, то с целью быть заразительным, а не только задорным. И первое мне пока хуже удается: Каким-то я скучным становлюсь. Когда дело касается нравственных категорий, я становлюсь скучноватым. Надо придумать какие-то новые методы, что-нибудь вроде – “Об Аюрведе весело”, чтобы я рассказывал о дошах, а люди хохотали. Тогда я буду хорошим помощником хорошему делу.
Корр. Не срабатывает ли тут теория Монтеня, что человек это палка о двух концах? С одного конца – задор, веселье, заразительность, с другого – склонность к задумчивости, даже некоторой мрачности, к копанию в себе.
– Ну, копаться в себе я давно перестал, это бесполезное занятие, но для родственников я, безусловно, мрачноват. Ну, что тут поделаешь – вата....
Корр. Вернемся к панчакарме.Всё это было для вас удовольствие или были трудные моменты?
– Очень сложно было. Первые дни, когда нужно пить масло, было очень непросто. Врач меня даже хвалил, говорил, что я выпил 550 граммов, а нужно было – 400. Я выпил много этого масла. Должен вам сказать, что это ужасно противно. С другой стороны, жить по Аюрведе – всё равно что камень толкать в гору. Сорвешься -камень скатится к подножью горы, и надо снова толкать. Поэтому я, раз уж начал это дело, то уж старался, пил это масло. Но самое сложное после того, как выпьешь масло – не заснуть. Надо ждать, пока масло проскочит и разыграется чувство голода. А если заснешь, то голод не возникнет. Пить надо в 8 утра и до четырех нужно не спать. И ничего не делать. Это очень тяжело. Я засыпал, а доктор приходил через каждые полчаса и тормошил. Врачи там молодцы, они всё время приходят, разговаривают, шутят, стараются, чтобы ты не заснул.
Очень трудная была третья панчакарма – очищение головы. Но поскольку масло уже было выпито, я знал, что выдержу всё. Без питья масла невозможно ничего добиться. Без этого не поможет никакой массаж. Где-то через семь дней у меня сквозь поры проступало масло – было такое ощущение, что я пропитался маслом насквозь. И я весь, как тряпка, впитал масло, а потом меня с помощью разных аюрведических хитростей как тряпку же и выжали. А так как это масло впитало всю грязь моего организма, то выжатое масло, уйдя, унесло всю грязь.
До этого могли додуматься только мудрые древние, когда не было денег, когда целью целительства было само исцеление, и они лечили не за деньги, а исключительно ради исцеления. Не случайно, видимо, слово “целить” связано со словом “цель”. Я очень доверяю древним методам. У меня есть даже три книжки по древним методам, которые мне подарили врачи из этого центра. Я так много их расспрашивал и так им надоел, что они подарили мне книжки на английском, которыми сами пользовались. Надписали мне их и подарили. Надо сказать, что я в них иногда заглядываю, когда не очень хорошо себя чувствую. Заглянешь, подкорректируешь что-нибудь в своей жизни. Такие аюрведические хитрости позволяют мне быть более свободным в жизни. Например, не отменять концерты из-за плохого самочувствия или больше писать. Меня научили правильно заниматься йогой, добавили мне некоторые упражнения к тем, что я уже делал. А йога – это свобода.
Корр. Когда я проходила очищение в одном центре, мы начинали день с клизмы, солнца и воды. В центре панчакармы тоже было так?
– Нет, всё это коммерция. Это для первого ощущения легкости за счет веса. Клизмы сильно разрушают слизистую оболочку и вымывают микрофлору, поэтому, согласно методам на-стоящих целителей, клизмы надо ставить только в редких случаях. В панчакарме есть другой уровень -пить воду, простую или подсоленную. Но все это тоже непросто, у людей конституции ваты могут при этом открыться гастрит или язва. Поэтому всё должно делаться под наблюдением специалиста. В центре у этих индусов стоят бесчисленные пузырьки: что-то для наружного применения, что-то внутрь. Но все индивидуально!
Корр. И все без клизмы?
– Нет, клизма в панчакарме подразумевается, но надо, например, делать клизму, потом принять душ и сразу есть. А перед этим пить масло. Нужно, чтобы человек был подготовлен к этому. А просто клизма ничего не даст и даже навредить может.
Корр. Должна ли панчакарма проходить в определенное время года, или когда хочешь, тогда и проводишь? Вот православный пост тоже увязан с благоприятным для очищения организма временем года.
– Мне, к сожалению, приходится проходить, когда могу, а на самом деле это нужно делать в нужные сроки, а для кого и когда эти сроки самые подходящие – надо консультироваться со специалистами. Пост, конечно, великая штука. Его умные люди сотворили. Но я честно признаюсь -еще ии разу ему не следовал. В этом отношении я грешен. Хотя недавно нашел замечательное изречение Иисуса: “Грешно то, что из уст, а не то, что в уста”. Во многих московских ресторанах сейчас постное меню. И что? Это тоже коммерция. Пост сейчас тоже стал поводом для заработка денег, поскольку это модно. У меня есть друзья, которые соблюдают пост, но когда я встречаюсь и разговариваю с ними, они всё время мне про кого-нибудь рассказывают гадости. Я им говорю: “Чего вы поститесь? Вы же всё равно агрессивные. С постом у вас агрессия не пропадает. Вы язычники. Вы соблюдаете пост лишь потому, что так надо, а веры в Бога у вас нет. У вас из уст все время выходит грех. Вам бесполезно соблюдать пост: вы уже десять лет соблюдаете пост, а всё грешите устами”.
Корр. Вы еще будете проходить панчакарму?
– Обязательно. Каждый год, пока не приду к тому творческому состоянию, на которое я надеюсь.
Корр. И что это будет?
— Я хочу написать книгу о путешествиях. О том, как в путешествии человек духовно преображается, наращивает лучшие качества. Я в путешествии сам себе приятнее, чем в большом городе, и большинство знакомых, которых я встречаю в пути, тоже проявляют свои лучшие качества. Подъем на Синайскую гору, который я недавно совершил, это очень сильное переживание. Я поднимался с теми, кто был готов к этому восхождению. Путь Моисея – это сама жизнь. Это символ всей человеческой жизни – из темноты к солнцу. Рядом пропасть, препятствия, валуны, идти трудно, но когда поднимаешься – тебя встречает рассвет. И кто поднялся, тот готов к правильному ощущению жизни. Говорят, что тому, кто поднялся на гору, Господь прощает грехи. Я же, спускаясь, чуть ногу не сломал – значит, мне еще много надо работать над собой. И начинать надо не со следующего понедельника, а прямо сейчас.
Думаю, что мы всей страной должны последовать аюрведическим нормам, чтобы резко рвануть вперед. Надо оживить наши клетки, сосредоточиться на внутренних проблемах нашей страны, а не на внешних проявлениях организма.
С Михаилом Задорновым вела беседу
спецкор журнала "АЮРВЕДА – наука жизни" Светлана Делле