Шарнгадхара самхита Глава 1. 1. Пусть Господь Пурари (Шива), в чьем сиянии блистает своим великолепием Бхавани так же, как сияют в лунном свете травы на склонах Гималайских гор, дарует нам благополучие.
Основные определения (фрагмент)
Сокращенный перевод Юлии Сорокиной
2. Здесь автор труда – Шарнгадхара – собрал для блага всех добрых людей прославленные рецепты, которые были составлены мудрецами и признаны наиболее действенными многими врачами во время многократного использования.
3. Эти действенные составы врачи должны назначать, используя в лечении методы каршана чикитсы (облегчающими тело) или бримхана чикитсы (насыщающими тело), установив вначале правильный диагноз, всецело поняв причины болезни, правильно определив ее возможное течение по предварительным характерным симптомам и подробному обследованию пациента.
4. Существует множество могущественных растений, своим великолепием подобных дэвам . Врач должен обладать безупречным и безошибочным знанием об их свойствах.
5. Болезни могут быть следствием многих причин. Эти причины могут быть свабхавика (естественными), агантука (внешними), кайякантара (внутренними), кармадоша (порожденными неправильными действиями прошлых жизней) и другими. Избавление от болезней и достижение счастья находится в руках врача, который должен использовать эффективные рецепты.
6. На этих страницах я вкратце опишу такие рецепты, которые не только высоко оценены священными текстами, но и проверены личным опытом и логическим рассуждением. Все эти составы послужат благу людей всего мира.
----------------------------------------------------------------------
36. Название рецепту обычно дается по имени первого ингредиента всего состава.
37-44. Определение веса и меры входящих в рецепт лекарств не является жестким. Врачу следует самому решать это, учитывая кала (время), агни (пищеварительную способность), вайя (возраст), бала (силу), пракрити (строение тела пациента), состояние дош (проявления стихий в теле) и деша (место). Поскольку в эпоху Кали юги (в настоящее время) у людей ослаблены и ум, и тело, и пищеварительная способность, следует применять соответствующую дозировку.
44-46. Во всех случаях нужно использовать только свежие растения, за исключением виданга, кришны, гуда, дханья, аджья и макшика . Гудучи, кутаджа, васа, кушманда, шатавари, ашвагандху сахачари, шатапушпу и прасарини нужно использовать только свежими, в зеленом состоянии, но удваивать их количество не следует.
46-47. Во всех случаях следует разделять сухие и свежие растения, и дозировку свежих (зеленых) растений следует брать в двойном количестве.
47-48. В том случае, когда время приема не указано, идеальное для приема время – утренние часы. Если не упомянуто, какая часть растения используется, следует брать корни. Если не упомянуты пропорции, нужно брать их равное количество. Если не упомянуто, в каком именно сосуде следует их приготавливать, лучше использовать глиняный сосуд. Если нужно приготовить жидкое лекарство, не имеет большого значения, какую брать воду. Если не уточнено, какое масло использовать, лучше брать тилатайла (кунжутное масло).
49. Если в рецепте одно и то же растение указано дважды, следует удвоить его количество; так считают опытные врачи.
50. Если при приготовлении чурна (порошка), снеха (масла или гхи) или асава (лекарственного вина) рекомендуется использовать чандана, следует применять только швета чандана (белый сандал). Если же приготавливается кашайя (отвар) и лепа (мазь или паста), то больше подходит ракта чандана (красный сорт сандала).
51-53. Лекарственные составы обычно теряют свою силу спустя год после приготовления. Чурна (порошок) теряет силу спустя два месяца после приготовления, гутика (пилюли) и лехья (джемы) – через год, гхрита и тайла (гхи и другие масла) – через четыре месяца. Эти составы легко усваиваются и через год теряют свою действенность, в то время как асава (лекарственные вина) и дхату (рецепты на основе металлов и минералов) со временем становятся только сильнее.
54. Если входящее в рецепт растение противопоказано при определенной болезни, мудрый врач должен исключить его из состава и заменить его подходящим при данном заболевании, даже если оно не упомянуто в предписаниях.
55. Травы, которая растут в горах Виндхья, являются агнейя (обладающими согревающим воздействием), в то время как травы, растущие в Гималайских горах, являются саумья (охлаждающими по своему воздействию); следовательно, и выбирать следует те травы, которые подходят для данного пациента. Травы, растущие в других лесах, обретают свойства того места, где произрастают.
56-57. Врачу следует собирать растения в сухую и солнечную погоду, будучи чистым умом и телом, в тишине и безмолвно предаваясь молитве Господу Шиве. Собирать следует те растения, которые растут в северном направлении.
58. Травы, которые растут на муравейниках, в грязных местах, на болотистой земле, на кладбище, на соленой почве, на дорогах, которые поражены червями или повреждены огнем или снегом, не принесут желаемого эффекта.
59. Шарат риту (октябрь, ноябрь) – это лучшее время для сбора лекарственных трав для любых видов составов и любых приготовлений, кроме тех трав, которые предназначены для вамана (рвоты) и виречана (послабления). Для них травы лучше всего собирать в конце Васанта Риту (в феврале и марте).
60-62. Если в рецепт входят крупные корни, с них нужно собирать кору; если же корни тонкие, их нужно брать целиком. В тех случаях, когда дерево большое – подобно ньягродхе и т.п., следует собирать их кору. Если дерево подобно биджака (небольшое по размеру), нужно использовать их сердцевину. У таких растений как талиса, нужно брать листья. У трипхала и им подобных нужно собирать плоды. Используя дхатаки и т.п., следует собирать цветы. У таких растений, как снухи, собирают сок.