Кто является совершенным человеком? Если задать этот вопрос современной молодежи, они ответят, что идеальный человек должен быть красивым, очень влиятельным миллионером, или возможно высоко стоящий политический лидер, иначе они бы назвали имена кинозвезд и игроков крикета с романтической внешностью. Это жизненная сила для них. Но имеет ли это какое-либо отношение к нашей жизни или характеру? Что делает человека красивым и совершенным? Что добавляет сладость и привлекательность в его действия? Какой фактор делает его вечным и обожаемым? Является этим какие-либо из вышеизложенных качеств? Зрелый человек, наделенный умением различать, без сомнения скажет: «Нет, совершенно нет!» Тогда что это? Выражая это словами, это объединение внутренних добродетелей, которые в свою очередь проявляются как неизменные добродетели всем его существом. Это можно испытать в присутствии Шри Маты Амританандамайи, прекрасное смешение безусловной любви и блаженства.
Разные люди, в соответствии со своим уровнем понимания и зрелости ума, будут говорить по-разному об Амме. Например, если вы спросите, кем является Мата Амританандамайи у человека интеллект, которого прибывает на грубом плане, он ответит: «Она- удивительная женщина, которая излечивает ужасные, неизлечимым болезни простым прикосновением или взглядом». Он может также сказать: «Она также может решить ваши мирские проблемы и может с легкостью выполнить все ваши желания». Если тот же вопрос задать человеку, обладающему более тонким интеллектом, он ответит: «О, Святая Мать действительно невероятна. Она может даровать вам множество психических сил. Она- мастер телепатии и ясновиденья. Ей ничего не стоит обратить воду в панчамритам и молоко*. Все восемь мистических сил в ее власти», и так далее. Ответом истинного духовного искателя на тот же вопрос будет: «Мать является Окончательной Целью для осознания искателя. Она- источник и поддержка истинных искателей и помогает им пересечь вечно-меняющийся Океан Переселения (цикл перерождений). Самой ее природой являются любовь и милосердие, она- настоящий очевидец истин, выраженных в Ведах и всех других религиозных текстов мира. Если вы найдете убежище у ее стоп, Цель несомненно в ваших руках. Она- Совершенный Мастер, а также Великая Мать».
С точки зрения человека, следующего Путем Преданности (Бхакти Йога), Мата Амританандамайи является главным образом истинной преданной. В ней можно увидеть различные аспекты Превосходной Преданности свободно проявляющиеся. Когда человек, следующий Пути Знания (Джнана Йога) наблюдает за Аммой, он может воспринять совершенного Знающего свою Сущность в ее словах и действия. Для человека, искренне следующего Пути Действия (Карма Йога), Амма является непревзойденной среди Карма Йогинов. Это все неполные воззрения, рожденные из ограниченности переживания и понимания человека. Но через близкое общение и наблюдение, свободное от предубеждений и предположений, возможно ясное восприятие, что Амма- соединение всего этого.
На малайялам есть пословица: «терпелив как Земля». Мать Земля переносит все. Люди пинают ее, плюют на ее, пашут ее плугом и разрезают ее грудь, используя киркомотыгу для возделывания и других целей. Они даже строят на ней стоэтажные здания, но она терпеливо переносит все. У нее нет жалоб. Она не желает ничего, кроме служения и питания всех наилучшим образом. Подобно, Амма проявляет безмерное терпение в перестройке характера ее детей. Она терпеливо ждет до тех пор, пока ученики станут достаточно зрелыми для того, чтобы быть дисциплинированными. До этого она купает их в своей самоотверженной любви, прощая все совершаемые ими ошибки.
Если внимательно просмотреть великий род древних святых и мудрецов Индии и рассмотреть способы их адаптации учения и просвещения своих учеников, будет не сложным понять уникальность отношений Гуру-ученика, которая не может быть увидена где-либо еще в мире. Амма сказала бы: «В начале Сатгуру (Совершенный Мастер) не дает строгих указаний своему ученику. Он просто любит его. Он связывает ученика своей безусловной любовью. Сильное воздействие созданное любовью Гуру подготавливает ученика для работы над его васанами или тенденциями ума. Медленно со строгими, но любящими наставлениями Гуру дисциплинирует и пересоздает личность ученика. В настоящих отношениях Гуру-ученика трудно определить кто Гуру и кто ученик, потому что Гуру будет смиреннее ученика, а ученик смиреннее Гуру». В начале в добавление к показанию большой любви ученику, до определенной степени Гуру может даже действовать исходя из прихотей и капризов ученика, но когда он обнаружит, что ученик достаточно зрел для искреннего начала духовной практики, тогда Гуру медленно начнет дисциплинировать его. Однако, когда начнется дисциплинирование, хотя он полон любви к своему ученику, который подобно сыну или дочери ему/ей, он не будет выражать много любви. Его единственной целью будет сделать ученика осознающим свою истинную Сущность. Другими словами само его дисциплинирование является другим способом выражения его любви. Это истинная любовь, превращающая ученика в настоящую жемчужину.
Указывая и исправляя недостатки своих детей, Амма говорит: «Я подобна садовнику. Сад полон разноцветных цветов. Меня не просили присматривать за красивыми цветами, в которых нет изъяна, меня попросили устранить насекомых и червей с поврежденных цветов и растений. Для устранения насекомых мне может понадобиться сжать лепестки или листья, что болезненно, но это только для спасения растений и цветов от разрушения. Таким же образом, Мать всегда работает со слабостями ее детей. Процесс их устранения является болезненным, но он на ваше благо. Добродетельные качества не нуждаются во внимании, так как если ваши слабости не устранены, они так же уничтожают ваши добродетели. Мои дети, вы можете думать, что Мать злится на вас. Но это совсем не так. Мать любит вас больше кого-либо, и поэтому делает все это. Мать не ожидает ничего, кроме вашего духовного роста».
Никогда не увидишь Амму, сидящей на троне и командующей ее духовными детьми и преданными сделать это и то. Она дает наставления и в тоже время подает пример своими действиями. Смирение и простота являются отличительными признаками величия. Святая Мать- совершенный пример этого. Они смиреннее смиреннейшего и проще самого простого. О себе она говорит: «Я- слуга слуг. Эта жизнь для других. Счастье ее детей является богатством и здоровьем Матери».
Метод Аммы исчерпать эго и другие негативные тенденции ее детей- удивителен. Она- всегда непобедимый воин. Амма сама подготавливает поле для проверки зрелости ума и духовного роста ее детей, создавая подходящие ситуации. Не вызывая малейшего подозрения она ведет его на это поле. К тому времени как серьезность ситуации сознается, все внутренние враги были пробуждены, и умеющий различать интеллект уступил место эмоциональному уму. Этот момент Амма использует должным образом для устранения эгоизма ее детей. Ее могучее оружие ударяет объект без промаха и в соответствующем течении негативные тенденции тех, кто ищет ее руководства, становятся слабее и слабее. Далее представлен один из таких случаев.
Однажды, несколько лет назад Брахмачарьи Нэлу (позже Свами Параматмананда) привез переносную печатную машинку из Тируваннамалая, где он раньше жил. Хотя Балу (Свами Амритасварупананда) не учился печатать, он взял листок бумаги и просто для веселья напечатал на нем: «Амма, возьми меня в свои рабы». Амма, которая сидела рядом и разговаривала с Нэлу, внезапно повернулась к Балу и спросила: «Сын, что ты печатаешь?» Тогда Балу перевел значение предложения для нее на малайялам. Не спрашивая или говоря что-либо об этом, Амма продолжила говорить с Нэлом.
Через пятнадцать минут Амма сказала Нэлу: «Я собираюсь послать Балу заграницу». Для Балу было шоком, услышать эти слова из уст Аммы, так как он уже бросил две работы в намеренье остаться в присутствии Аммы навсегда. «Что ты сказала, Амма?» - с волнением спросил он.
«Да, нам нужны деньги для ашрама. Число поселенцев увеличивается, и у нас нет дохода для поддержки их всех. Таким образом, ты должен ехать и работать», - ответила Амма.
Этого было достаточно для Балы. Его внутренние враги подняли свои головы, и с горячностью он сказал: «Нет, я не хочу работать. Я не могу уехать отсюда. Я пришел сюда, чтобы остаться с Аммой, а не выполнять мирскую работу или зарабатывать деньги». Однако Амма продолжала настаивать, что он должен поехать до тех пор, пока его раздражение не знало предела. Его негативные тенденции были готовы к наступлению.
Внезапно мягким голосом Амма сказала: «Сын, что ты печатал только несколько минут назад? Если ты хочешь стать слугой Бога, ты должен предать к Его Стопам все, что твое. Если твой ум нечист, Бог не останется в твоем сердце. Стать слугой Бога означает принятие всех переживаний: хороших и плохих, благоприятных и неблагоприятных с уравновешенным умом. Видеть все как Волю Бога. Сын, я не хочу твоего богатства. Когда я вижу тебя плачущим о Боге, я очень счастлива, и мое сердце переполняется к тебе». Как только она произнесла последние слова, она погрузилась в божественное настроение. Слезы потекли по ее щекам, и ее тело стало неподвижным. Это продолжилось час, после чего она медленно спустилась к этому плану мирского существования.
Ум Балу был полон раскаяния. Он пал к ее стопам и молил ее простить его. Он молил: «Мать, пожалуйста, очисти мое сердце. Избавь меня от всех нечистых мыслей и действий. Сделай меня совершенным инструментом в твоих руках». Она успокоила его и сказала: «Сын, не волнуйся. Ты пришел к Амме, и теперь это ее ответственность присматривать за тобой и делать тебя совершенным». Услышав эти слова, Балу ощутил покой и радость..
Амма однажды сказала: «Дети, вы счастливы, если Амма всегда с улыбающимся лицом. Если Амма говорит что-либо противоречащее вашему желанию, тогда вы думаете, что у Аммы нет любви к вам, но это не так. Амма всегда пытается сделать вас более сильными. Для укрепления вас духовно, все ваши слабости ума должны быть устранены. Для достижения этого, иногда она проявляет внешнюю рассерженность. Иногда это необходимо, чтобы научить вас. Взять пример, коровы, оживленно поедающей нежные листья молодой кокосовой пальмы. Будет недостаточным, если вы скажите: «Дорогая корова, пожалуйста, не ешь нежные листья. Растение погибнет». Определенно корова не сдвинется с места. Но если вы возьмете длинную палку и закричите на нее: «Убирайся прочь, уходи», корова тот час же оставит свою проделку. Тоже относится к проявлению рассерженности Аммы. Дети, у Аммы нет даже йоты сердитости на вас. Всегда помните, что у Аммы нет корыстных мотивов, и она действует только для вашего духовного роста. Если Аммы всегда показывает вам любовь и расположение, тогда вы не будете смотреть вовнутрь в поисках своей истинной Сущности. Дети, с позиции мирян, для них достаточно присматривать за женой и детьми, но настоящий саньясин напротив должен брать на себя груз всего мира, поэтому вы должны стать сильнее»..
Однажды после обычного даршана, Амма могла пойти отдыхать только в четыре часа утра. После того, как она зашла в свою хижину и легла, закрыв дверь, один житель ашрама спал как обычно перед ее комнатой для того, чтобы быть уверенным, что никто не побеспокоит ее, после того как она ушла в свою комнату. Как раз в то время молодая женщина, пропустившая автобус и шедшая пешком весь путь из Куилона (дистанция тридцати пяти километров) достигла ашрама в поиске благословения Аммы. Когда она узнала, что Амма ушла спать, она была расстроена, но все таки у нее оставался проблеск надежды, и она громко позвала Амму несколько раз. Услышав голос женщины, брахмачарини, лежавшая перед дверью Аммы, встала и поругала женщину за нарушение покоя Аммы и даже попросила ее покинуть место. В тот самый момент Амма поняла, что произошло, открыла дверь и вышла встретить преданную. После заботливых расспросов Амма успокоила ее и уверила в разрешение ее проблем..
Повернувшись к человеку, который спал перед ее дверью, Амма сказала серьезным тоном: «Я здесь не для наслаждения отдыхом или комфортом, но для служения людям и облегчения их страданий. Их счастье- это мое счастье. Я не желаю каких-либо услуг. Я здесь для служения всем. Я должна быть свободна, чтобы встретить каждого в любое время. Я не позволю кому-либо препятствовать моей встрече с преданными, которые пришли ко мне в поиске утешения и помощи. Известно ли тебе какая большая сложность для них прийти сюда с их ограниченными сбережениями то для того, чтобы облегчить их души передо мной? Если ты повторишь эту грубость или попытаешься наложить правила, что мне следует встречаться с преданными только в определенное время, я распушу организацию. Я не желаю такой вещи как миссия, если она не направлена на служение человечеству, находящемуся в плохом состоянии. Миссия должна быть для служения». Говоря это, она запретила этой брахмачарини и всем другим жителем ашрама спать перед ее хижиной.
В другой раз больную женщину, которая пришла в ашрам за советом Аммы, вырвало на одежду Аммы. Брахмачарини, одна из девушек лично заботящаяся об Амме, взяла грязную одежду палкой и собиралась передать ее человеку, отвечающему за стирку. Видя это, Амма отругала девушку со словами: «Если ты не способна видеть Божественное во всем и служить всем в равной степени, тогда какой смысл выполнения медитации и служения так много лет? Если ли какая-либо разница между мной и этой больной женщиной?» Произнеся эти слова, Амма взяла одежду сама и постирала ее, запретив этой девушке посещать ее несколько дней после этого.
Присутствие Аммы само по себе вдохновляет преданных. Она может вдохновить и дать им силу сделать что-либо и все в любое время. Например, если в ашраме есть какая-либо работа, такая как ношение кирпичей, песка и других материалов для строительных целей или даже чистка нижней камеры, уборка помещений или помощь каменщикам в бетонировании и т.д., брахмачари бегают здесь и там пытаясь собрать несколько преданных для помощи. Иногда Бхава даршан заканчивается в три или четыре часа утра, и все преданные готовы идти спать. Внезапно Амма идет в место, где происходит работа. Она всегда начинает работу первой. Несмотря на то, что сидела с шести часов вечера предыдущего вечера до трех или четырех часов утра, ее можно видеть работающей с радостью и энтузиазмом. Вскоре весть о том, что Амма носит кирпичи, воду или что-либо еще распространяется, и преданные со всех направлений приходят бегом. Самый интересный момент всего этого, что работа, которая обычно занимает шесть или семь часов, завершается в течение часа или двух.
Для того чтобы преданные не думали о трудности работы, Амма заставляет их смеяться своим удивительным чувством юмора и даже разведет маленький костер рядом с местом работы, сделает напитки и жареный арахис для всех, кто работает и сама раздаст их своим преданным. Во время работы Амма даст наставления каждому, говоря: «Дети, выполняя любую работу, всегда пытайтесь повторять свою мантру или петь песни преданности. Только те действия, которые преданны Господу, считаются действительным действием, и тогда действие (карма) становится Йогой. Иначе это Карма Бхога (действие, мотивированное стремлением к наслаждениям)».
«Даже когда Гопи Вриндавана шли продавать молоко, масло и т.д., они звали: «Кришна, Мадхава, Йадава, Кэсава…» Даже на кухне они писали и ставили различные имена Кришны на все банки со специями и другой провизией. Они также освободились от обязанностей домохозяек. Они никогда не сидели без дела, но всегда носили образ Кришны в своем сердце и Его Божественные Имена на их устах. Дети, пытайтесь быть подобно им».
Амма спокойно ответила: «Сын, то, что ты говоришь правильно. Конечно, служение человечеству важно. Жизнь истинного духовного искателя должна быть посвящена этому. Амма полностью согласна с этой твоей точкой зрения. Но чем является истинное служение? Истинное служение- продолжительная помощь без ожидания чего-либо. Кто делает это? Если у кого-то есть мысль помочь бедной семье, несомненно за этим будет корыстный мотив. Каждый жаждет имени и славы. Амма знает, что духовный совет не удовлетворит голод человека, находящегося в нищете. У нас должно быть сострадание и любовь к таким людям. Настоящее сострадание и любовь возникнут только при практике духовности. Мы должны обладать высоким идеалом в нашей жизни. Мы должны быть готовы пожертвовать всем для поддержания этого идеала. Это подлинная духовность. Только предоставление пищи не решит чьих-либо проблем. Снова человеку захочется есть. Таким образом, наилучший путь - помогать людям внешне и внутренне, т.е. накормить их и в то же время сделать их осознающими необходимости внутреннего развития также. Это возможно только через духовное образование. Такое служение поможет человеку вести счастливую и сбалансированную жизнь в любых обстоятельствах, даже голодая. В действительности духовность является тем, что учит нас, как вести безупречную жизнь в мире. Сын, все зависит от ума. Если ум спокоен и уравновешен, даже самый низший ад станет обителью счастья, но если ум взволнован, даже высочайший рай станет местом сильного страдания. Это то, что человек получает от духовности и духовных мастеров, покой и уравновешенность, без которых он не может жить».
Даже самый печально известный человек, который жесток в глазах своих родителей и близких родственников и который вызывает ненависть у них, является дорогим сыном Амме. Даже такой человек скажет: «Амма любит меня больше всего. Я люблю ее больше, чем мать, давшую мне рождение. Я- ее дитя». Это впечатление, создаваемое Аммой в сердцах ее преданных. Даже о негодяе Амма скажет: «Какой он хороший сын. Он очень невинен». Смотря на их отрицательные качества, она будет благоприятно говорить об их достоинствах, которые в действительности могут быть очень незначительными.
Хотя через наше прямое переживание мы может осознать, что Амма является источником неисчерпаемой духовной энергии и динамической способности к созданию. Хотя Амма очень внимательна как к духовным, так и материальным нуждам ее преданных, несмотря на это она остается беспристрастной и как всегда безупречной.
Существует много различий среди людей приходящих посетить Амму. Некоторые задают вопросы о Кундалини Йоге (техниках для пробуждения змеиной силы), других интересует Нирвикалпа Самадхи, состояние пребывания в Превосходной Сущности. Следующий человек может жаловаться на плохое здоровье. Некоторые родители придут плача со словами, что их единственный сын был сбился с пути и совершает разные безнравственные поступки и попросят Амму спасти его. Некоторые молодые люди будут жаловаться, что хотя они закончили обучение длительное время назад, они не могли найти работы. Они скажут: «Пожалуйста, Амма, благослови меня получением работы». Мужья приходят, говоря, что их жена не искренняя. Жены скажут, что их муж не любит их. Некоторые люди просят Амму наказать их соседа или говорят ей, что их корова не дает достаточно молока или кокосовая пальма в их саду не приносит обилия кокосов. Некоторые люди ищут ее благословений для прохождения экзаменов, в то время как другие приходят с неизлечимыми болезнями. Некоторые родители находятся в смятении, потому что их сын выражает склонность к принятию жизни отречения. Некоторые люди после встречи с Аммой становятся серьезными духовными практиками и приходят в поисках ее непосредственного руководства для развития в их садхане. Таким образом, можно увидеть весь мир приходящим в поиске ее благословений. Амма никого не отвергает. Каждый из них получит одинаковое отношение полное любви и расположенности и получит наставления в соответствии с его зрелостью ума и потребностью.
Каждое утро около девяти часов Амма выходит, чтобы встретить преданных, которые приходят в большом количестве для ее даршана. Подзывая каждого к себе, она внимательно выслушивает их проблемы. Амма говорит: «Дети, мне не нужно ничего от вас, кроме груза ваших печалей. Амма здесь, чтобы принять их». Она будет сидеть там, до того как каждый будет принят и успокоен. Почти каждый день она заканчивает даршан только в два или три часа дня. Вернувшись в свою комнату, Амма просматривает всю почту или дает наставления жителям ашрама. Она занята раздачей необходимых советов об управление администрации ашрама. Даже во время еды она будет давать наставления кому-либо или читать чье-то письмо. Часто она позовет семью или человека, который пришел слишком поздно для даршана. Если это день Бхава Даршана она снова выйдет около пяти часов вечера для проведения пения бхаджанов. После пения начнет Бхава даршан, который может продолжаться до трех или четырех часов следующего утра. До этого Амма будет сидеть в храме, принимая преданных одно за другим и слушая их проблемы, духовные или мирские. Она не только слушает их, но и решает их проблемы простым прикосновением, взглядом или только через санкалпу (намеренье). Мата Амританандамайи является уникальным феноменом даже на этой священной земле Индии. Приняв Бхаву Ади Парашакти (Божественной Матери), Первичной Превосходной Энергии, она непрестанно служит Божьему Творению своим каждым дыханием.
* В 1975 году, когда Амма впервые вошла в состояние бхавы, скептики потребовали показать им чудо. Ответом Аммы было: «Вы обладаете Настоящей Жемчужиной внутри себя. Зачем вы хотите увидеть имитацию? Меня не интересует вызывание веры, показывая чудеса. Я здесь, чтобы помочь вам найти истину и обрести освобождение своей Сущности (Души) через осознание своей истинной природы. Чудеса являются лишь иллюзией. Кроме того, если я выполню одно чудо, вы захотите только больше и больше их. Я нахожусь здесь для устранения желаний, не создания их!» Толпа заверила, что не попросит больше, попросив показать лишь одно. Амма согласилась, сказав, что это будет единственным чудом, совершенным ей. На глазах людей простым опусканием пальца в воду Амма обратила воду сначала в молоко, затем в пудинг (панчамритам, состоящий из бананов, молока, риса и сахара). Панчамритам хватило почти для тысячи людей, и они могли наслаждаться его вкусом несколько дней спустя.
(Свами Амритасварупананда, первый ученик Маты Амританандамайи, принявший санньясу)
|