Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ГАНЕШИ

Дата: 6 сентября 1997
Место: Зал Саи Кулвант
Событие: Ганеша-чатурти

Ганеша

Воплощения божественной Любви!

Значение шлоки (с которой Свами начал Свою лекцию) заключается в том, что тот, кто признаёт свою тождественность божественному, является настоящим джнани (знатоком Абсолюта).

Все фестивали бхаратийцев являются священными и наделены глубоким духовным смыслом. Они не должны праздноваться как механистические ритуалы.

Ганеша

Бхаратийцы приветствуют Вигнешвару так: "О сын Парвати! Повелитель ганов (Ганадхипа)!". Кто эта Парвати? Каковы отношения между Парвати и Ганапати? Люди обычно не задают таких вопросов. Обычно Парвати рассматривается как мать Ганапати, и никто не признает единства, лежащего в основе их обоих.

Где находятся Парвати и Ганапати? Находятся ли они во внешнем мире или они присущи каждому человеческому существу? Истина заключается в том, что оба они пронизывают всё и несут послание духовного единства (Экаатмабхавам).

ПАРВАТИ И ГАНАПАТИ

Что означает имя Ганапати? Где находятся ганы (слуги Шивы)? Какова их форма? Когда вы исследуете это, вы обнаружите, что пять органов восприятия и пять органов действия (джнанедрийи и кармендрийи) являются ганами. Ум является властелином всех этих десяти органов. Буддхи (духовный разум) – различающая способность, находящаяся выше ума. Десять чувств, ум и духовный разум все вместе являются ганами.

В слове "Гана" "Га" представляет буддхи (духовный разум). "На" означает виджнану (высшее знание или мудрость). Ганапати является владыкой духовного разума и высшего знания. Может быть задан вопрос: находятся ли духовный разум и высшее знание во внешнем мире, или же они должны быть найдены внутри человека? Ответ таков: Ганапати присутствует внутри каждого человеческого существа. Не нужно искать его во внешнем мире. Ганапати пребывает в каждом человеческом существе в виде духовного разума и мудрости.

Когда Ганапати описывают как "Парвати-таная", то кто тогда эта Парвати? Парвати означает "Притхви", Мать Земля. Каждый является ребенком Матери Земли.

"Парвати-таная" (сын Парвати) означает, что Ганапати, который является владыкой ган, является сыном Парвати, которая символизирует Шакти (божественную Энергию).

Поклонение Парвати и Ганапати не является чем-то, возникшим недавно. Ганапати восхваляем в нескольких местах в Риг-веде. Это ясно показывает, что Ганапати является столь же древним, как и Веды.

Ганапати несколько раз упоминается как в Ведах, так и в упанишадах. Существует много молитв, адресованных Ганапати в Нараянопанишаде. Также имеются молитвы, обращенные к нему, и в Тайттирия-упанишаде. Ганапати Гаятри мантра также фигурирует в Упанишадах.

Ганапати дано имя Винаяка, потому что нет учителя выше него. Он всесилен и полностью независим. Без осознания эзотерического значения Принципа Винаяки люди смотрят только на внешнюю форму и делают поклонение, выражающееся мирскими проявлениями.

Храм Ганеши в Прашанти Нилаяме

ОСОЗНАНИЕ И ЖИЗНЬ

В какой форме Винаяка – тот, у кого нет учителя (повелителя) – существует внутри человеческого существа? В форме Атмы. У Атмы нет учителя. Ум – господин над чувствами (индриями). Индра – владыка индрий. Люди представляют Индру как осуществляющего контроль над своим собственным небесным царством. Но как владыка ума (манаса) он находится в каждом. Буддхи (духовный разум), который является владыкой ума, является самим воплощением джнаны (мудрости или осознания). Какого рода осознанием является эта джнана? Это Непрерывное Всеобъемлющее Осознание. Оно остается неизменным, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Это называется "виджнана". К сожалению, в настоящее время "виджнану" приравнивают к науке. Наука – это не виджнана. Наука – это знание, воспринимаемое нашими чувствами. Она основывается на доказуемости.

Студенты сегодня поклоняются Ганеше для успеха в академических занятиях и дальнейшего превращения в хороших ученых. Фактически, все, что изучено на этих занятиях, может быть названо образованием (или квалификацией), но не может называться "видьей" (истинным знанием или мудростью). Применение термина видья, который имеет глубокое внутреннее значение, к современному академическому образованию означает неправильное употребление языка. Видья – осознание силы, которая оживляет каждую клетку в каждом существе. Через это осознание (понимание) человек изучает всё о значении событий в жизни от рождения до смерти. В этом смысле "видья" является "образом жизни". Всё, что вы делаете, является частью видьи. Это – полное (цельное) понимание жизни. Она охватывает всё в своей полноте. Ради такого полного знания вы должны молиться Винаяке. Приобретение степеней не составляет видью. Чтобы узнать, вплоть до последнего момента, чему вы должны посвятить себя – следуйте духу видьи. Вся жизнь человека должна расцениваться как один непрерывный процесс изучения. Истинный студент тот, кто стремится к знаниям в таком духе. Студент называется "видьяартхи" (видья + артхи = искатель знания). Знание, которое нужно разыскать – это не книжное знание или знание мира ощущений. Это – духовное знание (Атма-джнана), которое должно быть найдено. Знание Самого себя – наивысшее знание. Гита заявляет: "Адхьяатма видья видьяанам" ("Среди всех форм знания Я есть знание Самого себя"). Истинная цель жизни состоит в том, чтобы обрести это знание. Винаяка – наставник этого знания. Это наставник внутри вас. Принцип Винаяки пребывает в каждом.

ПОДНОШЕНИЯ ВИНАЯКЕ

У индусов есть такой обычай, что когда они идут на пуджу, то они отдают то, чем они наслаждаются больше всего среди овощей и фруктов. В современное время эта практика извращена до того, что предлагаются все те овощи и фрукты, которые людям не нравятся. В этой связи имеется мифологическая история, которая показывает, откуда произошла практика подношения Ганапати свежей зеленой травы во время фестиваля Винаяка-чатурти.

Однажды, как рассказывается в истории, Парвати и Парамешвара играли в кости с Нандишварой (средством передвижения Парамешвары, быком) в роли судьи. Несмотря на то, что Ишвара проиграл, Нанди объявил Его победителем.

Разгневанная этим несправедливым решением Парвати прокляла Нанди таким образом, что тот будет сокрушен неизлечимой болезнью. Нанди, ища прощения Парвати, объяснил, что он вынес решение в пользу Парамешвары, потому что последний был его господином, и его обязанностью как слуги было служить ему. Парвати смягчилась и сказала, что Нанди будет освобожден от проклятия, если он предложит ее сыну Ганапати то, чем больше всего наслаждается Нанди. Нанди задумался на мгновение и заявил, что как бык он больше всего любит свежую зеленую траву. Он предложил бы Ганапати это. Именно так вошла в обычай практика включения свежей зелени в подношения, делаемые Ганапати во время фестиваля.

Ганапати принимает в качестве подношений много вещей, которые люди считают бесполезными и тривиальными. Одно из имен Винаяки – "Аркадронаприя" (тот, кто любит тумми и джилледи – это цветы, которые обычно не ценятся людьми). Другие подношения Винаяке включают в себя специальный вид травы. Имеется история, связанная с этим.

ГАДЖААСУРА И ШИВА

Жил-был один асур (демон) по имени Гаджаасура. Он исполнял эпитимию. Ишвара, довольный его эпитимией, решил предложить ему в качестве дара то, о чем тот пожелает. Ишвара – божество, которое легко расположить к себе. С тех пор Он известен как Бхола-шанкара. Когда Он доволен преданным, Он дает преданному то, о чем бы тот ни попросил. Иногда Он попадает в трудную ситуацию, как в случае с Бхасмасуром, которому Шива предоставил дар превращать в пепел любого, на чью голову тот положит свою ладонь. Немедленно после получения блага он захотел проверить свою силу, попробовав поместить свою руку на голову самого Шивы!

Что это был за дар, который Шива дал Гаджаасуру? Демон пожелал, чтобы огонь шел от него непрерывно так, чтобы никто не смел приблизиться к нему. Шива предоставил ему этот дар. Гаджаасура продолжал делать эпитимию, и Шива обычно появлялся перед ним время от времени. Однажды Шива спросил его, чего бы он хотел. Демон сказал: "Я хочу, чтобы Ты пребывал в моем животе." Шива предоставил ему этот дар и разместился в животе демона. Супруга Шивы Парвати искала Шиву повсюду, но не могла найти Его. В качестве последней надежды она пошла к своему брату Вишну и обратилась к Нему, чтобы Он проследил местонахождение ее мужа.

Всезнающий Господь уверил ее: "Не волнуйся, дорогая Сестра. Твой муж – Бхола-шанкара. Он предоставляет с готовностью любой дар своему преданному, о котором тот молится, не задумываясь о последствиях. Я подозреваю, что Он попал в какую-то неприятность. Я выясню, что случилось."

Вишну, который является режиссером космической игры, инсценировал маленькую драму. Он превратил Нанди (быка Шивы) в танцующего быка и провел его перед Гаджаасуром, в то время как сам Он назначил себе роль исполнителя музыки на свирели, пока бык исполнял танец. Гаджаасура пришел в экстаз от танца, исполняемого быком. Он спросил музыканта (Вишну), чего бы тот хотел. Музыкант ответил: "Можешь ли ты дать то, о чем я спрошу?" "За кого ты меня принимаешь? Я с готовностью дам тебе что бы то ни было." Музыкант сказал: "Если это так, выпусти из своего живота Шиву, который пребывает там." Гаджаасура тогда понял, что музыкант был ни кто иной, как Сам Вишну, который один мог знать тайну о присутствии Шива внутри его живота. Он упал к ногам Вишну, освободил Шиву из своего живота и взмолился к Нему о даре. Он сказал: "Я был благословлен многими дарами, полученными от Тебя. Моя последняя просьба заключается в том, что все должны вспоминать обо мне, поклоняясь моей голове после того, как я умру". После этого Шива привел своего сына и поместил на него голову Гаджаасуры.

С тех пор преобладающей традицией в Бхарате стало то, что всякая благоприятная деятельность любого рода начинается с поклонения Ганапати. Это было результатом дара Шивы, предоставленного Гаджаасуру.

СИМВОЛИЗМ СЛОНА

Каково внутреннее значение поклонения божеству с лицом слона? Слон – символ мощи и величия. Нога у слона больше, чем у любого другого животного. Слон может идти через самые непроходимые и густые джунгли. Таким образом он проявляет качество лидера, который показывает путь для других. Слон высокоразумен. Слон также известен своей преданностью и благодарностью. При любых обстоятельствах он не забудет своего господина. Даже в свой последний момент, если он слышит голос своего господина, он откроет глаза и будет смотреть на него. Он пожертвует своей жизнью ради господина. Это те уроки, которым человек должен научиться у слона. Интеллект без благодарности не имеет ценности. Каждый человек должен быть благодарен тем, кто помог ему.

ПРИГОТОВЛЕННЫЕ НА ПАРУ ПОДНОШЕНИЯ

Есть некоторые внутренние секреты, которые должны учитываться при поклонении Ганеше. Бхаратийцы делают определённые специальные подношения Ганеше в качестве предложения пищи. Эти приготовления сделаны при использовании одного только пара, а не жара горячей печи. Смешивая рисовую муку с джаггери (жёлтый тростниковый сахар) и зернами кунжута, они приготавливают шарики, которые готовятся на пару. В Аюрведе это съестное занимает высокое место из-за своих лечебных свойств. Джаггери в съедобной форме является средством от различных болезней. Зерна кунжута способствуют очищению артерий. Также они помогают улучшить зрение. Внутреннее значение всего этого в том, что пища, предлагаемая Ганеше, имеет свойства, дающие здоровье. Необходимо отметить, что еда, приготовленная на пару, легко усваивается. В сверхсовременной больнице (в Путтапарти) приготовленные на пару идли предлагаются пациентам с больным сердцем сразу же на следующий день после операции. Приготовленные на масле не подаются. Идли подаются, потому что они легко усваиваются.

Принцип Винаяки, вкратце, символизирует здоровье, блаженство, покой, мудрость, процветание и много других вещей. К сожалению, эта истина не осознается большинством людей. Люди удовлетворяются осуществлением разного рода механистических поклонений любой случайной фигуре, сделанной из глины, и увеличивают загрязнение вокруг себя.

Богу должны быть предложены вещи, которые доставят удовольствие Ему. Это то, к чему Парвати призвала Нандишвару. Она сказала ему: "Предложи моему сыну то, что доставит удовольствие ему и что является наиболее приятным для тебя."

Винаяка-фестиваль предназначен, чтобы праздновать подношение таких приятных вещей Ганеше.

СИМВОЛИКА МЫШИ

Другой известный факт о Винаяке – его средство передвижения, мышь (мушика). Что символизирует мышь? Она символизирует темноту, которая является символом невежества. Мышь передвигается в темноте. Ганапати рассматривают как управляющим тьмой невежества.

Мышь также известна своим сильно развитым чувством обоняния (васаны). Основываясь на запахе, исходящем от объекта, мышь находит путь к нему. Внутреннее значение "васаны" по отношению к человечеству заключается в наследовании "васан", которые они приносят из своих предыдущих жизней. Эти васаны (унаследованные тенденции) ответственны за действия людей в их нынешних жизнях. Они также означают желания. Без осознания этого значения, лежащего в основе господства Винаяки над невежеством и желаниями, люди просто не могут понять, как такое большое существо, как Винаяка, могло ездить на такой крошечной твари, как мышь.

Винаяка означает триумф мудрости над невежеством и триумф отсутствия эго над желаниями.

Однажды было состязание между Винаякой и его младшим братом Субраманьей. Оно заключалось в том, кто первым из них обойдет вокруг мира. Винаяка был высокоразумным и имел экстра-ординарную различающую силу. Но, самое главное, он был полностью свободен от личного интереса любого рода. Это высший признак божественного. Нет никакого следа личной заинтересованности в том, что делает божественное. Немногие люди могут понять истинную природу любви Бога. Люди имеют тенденцию сравнивать их собственную любовь с любовью Бога. Они не осознают, что их любовь основана на привязанности к тому, что им нравится, или к тому, чем они привыкли наслаждаться. Привлекательность или, другими словами, то, что не присуще самим объектам, заключается всего лишь в "васанах" или тенденциях индивидуумов.

ОТКРЫТИЕ ВИВЕКАНАНДЫ

Вивекананда обнаружил эту истину, наблюдая реакции различных людей в одной и той же ситуации. Видя пьяного человека, упавшего на обочину дороги, два вора, которые сами были пьяны, отметили, что человек, наверное, такой же вор, как и они сами, который напился после воровской вылазки ночью. Человек, подверженный эпилептическим припадкам, подумал, что человек, должно быть, упал в припадке. Садху (святой человек), видя бессознательное состояние человека, подумал, что тот мог быть йогом в состоянии "нирвикальпа-самадхи", и начал с благоговением массировать его ноги. Эти различные реакции показали, что люди судят о вещах не по тому, что эти вещи представляют собой на самом деле, а на основе своих собственных чувств и опыта. Вивекананда тогда понял, что его сомнения относительно духовной возвышенности Свами Рамакришны были результатом его собственного ложно направленного размышления, и они не имели никакого отношения к качествам Парамахамсы.

Он понял, что нет никаких недостатков в Рамакришне, а ошибка заключается в его собственных чувствах. Он сожалел о том, что бросил Рамакришну, и признался своей матери в своей вопиющей ошибке. Он обратился к своей матери за разрешением вернуться к Рамакришне. Она позволила ему действовать согласно его склонностям.

Вивекананда понял, что своенравные мысли человека ответственны за его сомнения и путаницу относительно божественного. Божественное вне недостатков и пороков. Поэтому Бог описывается как совершенный, свободный от любой испорченности, не имеющей формы и свойств.

Ганапати был описан как "апрамея", трансцендентный (запредельный) и пронизывающий всё. Следовательно, ему можно поклоняться любым способом.

МОЛИТВЫ И ИСПЫТАНИЯ

Читтибабу (в своей речи, произнесённой ранее) призвал Свами "дать нам хорошие качества, хорошие мысли и силу, чтобы вести хорошую жизнь". Он говорил о получении милостей от Свами, но не сказал ничего о том, что он предлагает Свами. Бог готов предложить всё, что вы хотите. Но вы должны иметь право получить это, подобно вкладчику, который может забирать деньги в количестве, зависящем от величины его вклада. То же самое правило применяется в отношении того, что именно кто-то может получить от Бога. Это зависит от размера его божественного вклада. Тогда чек его молитвы будет оплачен должным образом.

Чтобы позволить вашим молитвам достигнуть Бога, вы должны приклеить марку веры и адресовать его с любовью. Если у вас есть вера и любовь, ваши молитвы достигнут Бога независимо от расстояния.

Вы должны заботиться о том, чтобы ваша любовь к Богу была чиста и незапятнана. Вы должны быть подготовлены к тому, чтобы пройти испытания Бога. Чем скорее вы пройдете эти испытания, тем ближе вы будете к Богу.

Не может быть никакого духовного прогресса без прохождения через эти испытания. Студенты должны знать, что для перехода в следующий класс они должны пройти предписанные экзамены.

В жизни вас проверяют на предмет того, насколько вы привязаны к преходящим мирским вещам и насколько вы стремитесь к божественному. Если ваша любовь к Богу составляет крошечную долю вашей любви к мирским вещам, как вы можете рассчитывать на то, что Бог осыпет вас Своей милостью? [Свами спел песню Джаядевы, в которой тот призывает людей посвящать по крайней мере часть времени, которое они тратят на свое имущество и семью, на раздумья о Боге, который придет для их спасения во время смерти.]

БОГ И МИР

Насколько священнее было бы, если бы люди думали о Боге хотя бы несколько моментов в течение тех многих часов, которые они тратят впустую на размышления о мирских вещах? Люди должны развивать свою веру в эту истину. Как бы они ни верили в себя, такую же веру они должны иметь в Бога. Это признак величия. Тот, у кого нет веры в себя, как он может иметь веру в Бога? Разверните свою веру от временного и преходящего к неизменной вечной действительности.

СИЛА ВЕРЫ

Сила веры иллюстрируется эпизодом из жизни Христа. Однажды слепой человек приблизился к Иисусу и взмолился: "Господь! Верни мне зрение." Иисус спросил его: "Веришь ли ты в то, что я могу вернуть тебе зрение? "Слепой человек ответил без колебаний: "Да, Господь!" "Если это так, тогда открой свои глаза и смотри", – сказал Иисус. Слепой человек открыл свои глаза и прозрел. Аналогично, люди молят Свами дать то или другое. Верите ли вы, что Я обладаю силой дать вам то, что вы ищете? Мой ответ зависит от вашей веры.

Даже такой человек, как Вивекананда, имел сомнения относительно святости Свами Рамакришны Парамахамсы. Всегда найдутся Фомы неверующие. Чтобы проверить отвращение Рамакришны к богатству и имуществу, Вивекананда однажды положил несколько золотых монет под подушку Рамакришны. Как только Рамакришна прилег на свою кровать, он почувствовал себя так, будто он лежит на кровати с шипами. Тотчас же Вивекананда понял, насколько необоснованными были его сомнения. Он почувствовал, что для того, чтобы подняться к высотам больших душ, он должен возвысить свою собственную душу. Люди сегодня похожи на человека, стоящего на земле, который хочет увидеть пилота самолета, перемещающегося по небу. Единственный способ узнать пилота – попасть внутрь самолета самому. Чтобы почувствовать Бога, вы должны стремиться к видению Бога. Именно так нужно вести идеальную и блаженную жизнь.

Ганапати нужно поклоняться ради этого, потому что он владыка чувств, и только господство над чувствами может заставить человека повернуть его ум по направлению к Богу.

Если вы хотите вести счастливую жизнь, свободную от неприятностей и затруднений, вы должны молиться Ганапати, удаляющему все препятствия. Не нужно идти ни в какой храм. Вигнешвара пребывает в каждом из вас в качестве вашего буддхи (духовного разума) и виджнаны (мудрости). Когда вы будете использовать надлежащим образом свойственные вам духовный разум и мудрость, вам будет сопутствовать успех в жизни.

Люди должны осознать неразрывный союз природы и Пуруши (Высшей божественности) и основывать свои жизни на этом чувстве единства.

Человеческие качества являются комбинацией тела и сознания. Человек должен осуществлять самоисследование как первый шаг на духовном пути. Только тогда может быть постигнута реальность.

Никто не предпринимает самопроверку, хотя каждый готов осуждать других. Только человек, который готов проверять и наказывать себя за свои проступки, компетентен судить других.

Студенты! Осознайте, что у вас есть совесть, которая является вашим гидом, и сознание, которое олицетворяет вашу божественность. Ганапати, возглавляющий контроль над чувствами, должны быть вашим гидом в обретении господства над чувствами. Имеется внутреннее значение в поклонении Ганапати в течение десяти дней. Идея заключается в том, что каждый день должен быть посвящен обретению контроля над одним из органов чувств (индрий). Студенты и преданные должны понять, что контроль над чувствами весьма прост. Необходимо не поощрять отрицательные чувства, когда они возникают, и принимать положительные. Например, Будда встретил гнев демона своей любовью и преобразовал демона.

Многие студенты сегодня подвержены депрессии и смятению ума. Причина этого в их слабости вследствие недостатка уверенности в себе. Когда есть полная вера в Бога, тогда нет места для депрессии.

Студенты! Существует необходимость в проведении фестивалей, таких как Винаяка-чатурти, для достижения внешнего удовлетворения, но, что является более важным, необходимо осознать внутреннюю значимость поклонения Винаяке, которая должна иметь длительное влияние. Поклонение неодушевленным идолам должно приводить к раздумьям о тонкой духовной сущности, олицетворяемой идолом. Это процесс, во время которого происходит осознание Самого Себя (Атмы).

Осознайте и действуйте на основе того, что живая божественность находится внутри вас. Ганапати символизирует идеального человека, который направляем духовным разумом и мудростью. Занимайтесь такими действиями, которые будут приятны божественному, например, сдержанность в речи, отказ от недоброжелательности и ненависти, уход от всех плохих мыслей и ограничение желаний. Объединение духовных практик с академическими занятиями будет делать вашу жизнь плодотворной.

[ Бхагаван завершил Свою лекцию бхаджаном: "Хари бхаджана бина сукха шанти нахи".]


Перевод с английского: В.Вернигора.