ИСКРА И ИСТОЧНИК
Дата: 25 августа 1997
Место: Зал Саи Кульвант
Событие: Кришна-джанмаштами
Как растительное масло в зернах кунжута, как масло, существующее в тонкой форме в молоке, как аромат в цветке, как сладкий сок в фрукте, как огонь, скрытый в дереве, божественное присуще как свидетель всему космосу живых и неживых объектов. Эта божественность находится за пределами любых описаний [санскритская шлока].
Господь Вселенной остается невидимым подобно нити, которая удерживает драгоценные камни в ожерелье. Он – Космическое Сознание, Высший Дух (Атман), который пронизывает всю вселенную.
Воплощения божественной Любви! Каков смысл человеческой жизни? Какова ее цель? Каково назначение? В чем заключается ее уникальность? Очень немногие люди искренне стремятся найти ответы на эти вопросы. Воображая, что пища, сон и чувственные удовольствия являются единственными важными вещами в жизни, человек забывает присущую ему божественность. Это абсолютно неправильно. Осознать эту божественность, передать этот опыт другим в обществе составляет долг человека в жизни.
Для всего в жизни внутреннее чувство наиболее важно. Внутреннее чувство – корень всех действий. Даже когда кто-то хочет написать простое письмо, он вначале думает о человеке, которому это письмо должно быть написано, о сообщении, которое хочет передать, и только тогда приступает к написанию. Вначале приходит идея, а за ней следует действие.
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ И БОЖЕСТВЕННОСТЬ
Следовательно, в самом начале каждый должен пытаться понять, что такое человечность. Каждый должен размышлять над идеей божественности. Веданта провозглашает, что познавший Брахмана становится самим Брахманом.
Это иллюстрируется примером Ратнакары, который был разбойником с большой дороги и стал мудрецом Вальмики, воспевая имя Рамы по совету мудрецов. Воспевая имя Рамы, он также медитировал на форму Рамы. Ратнакара испытал чувство единства с Рамой и достиг сияния Рамы.
Аналогично, ребенок Прахлада, благодаря тому, что он постоянно воспевал имя Нараяны, отразил на своем лице сияние Нараяны.
Великий ученый Дарвин, будучи студентом, подобным образом приобрел черты своего учителя Хенслоу, потому что он постоянно восхищался своим учителем и хотел быть таким же великим, как и он.
Эти примеры показывают, что каков бы ни был объект, на который мы направляем наши сердца и размышляем о нем, он становится частью нас. Следовательно, только тогда, когда вы сосредотачиваете ваши мысли на том, что является хорошим, занимаетесь хорошими делами и являетесь хорошими всегда, вы проявите вашу истинную человечность.
ИСКРА БОЖЕСТВЕННОГО
Эта истина выражена в глубоких словах Веданты, когда она декларирует, что каждое существо является частью Бога на земле. "Мамаивамсо дживалоке дживабхутас санатана". (Каждое живое существо есть часть моей вечной Сущности). Божественное ясно заявило: "О человек! Ты – не простое творение из пяти элементов. Ты – искра меня самого. Ты – сама божественность." Поэтому божественное призывает каждого человека вести себя благочестивым образом, потому что он – искра Божественного.
Много хороших людей, осознавших эту истину, тем не менее, страдают от различных неприятностей и болезней и сокрушаются о своем опыте. Придерживаться таких чувств означает отрицать свою божественную сущность. Божественное не знает неприятностей или горя. Оно свободно от всех волнений. Когда человек огорчается из-за неприятностей и трудностей, он тем самым отрекается от своего божественного качества. Какова природа таких людей? Они – жертвы или животных, или демонических тенденций, или же они подчинены колебаниям и, следовательно, погружены в трудности.
Многие ли осознали присущую им божественность? На самом деле – очень немногие. Святая обязанность каждого человека – осознать свое божественное происхождение и действовать соответственно.
Только те, кто осознали свою божественную сущность, являются истинными людьми. Может быть задан вопрос: "А как же остальные, которые также живут"? Действительно, они живут, но какого рода жизнь они ведут? Те, кто не думают о Боге, живут подобно животным. Они ведут себя как животные. Они думают как животные и ведут животное существование.
Тот, кто ведет благочестивую жизнь, испытывает божественное счастье. Он вечно блаженный. Он наслаждается настоящим счастьем. Следовательно, каждый человек должен осознать истину о том, что он является искрой Божественного.
АНУСМАРАНА
Это означает, что каждый должен стремиться почувствовать Бога как пребывающего в сердце. [Свами рассказал о событии, в котором Арджуна был обеспокоен состоянием вещей вокруг него и спросил Кришну, как это могло случиться с ним, когда у него такая вера в Кришну. Кришна тогда объяснил ему, что недостаточно вспоминать Бога только от случая к случаю, когда кто-то чувствует необходимость вспомнить Его]. Такого рода воспоминание – вопрос удобства и целесообразности. А то, что требуется на самом деле – "анусмарана", постоянное памятование. Только это освободит преданного от его неприятностей и волнений. "Анусмарана" призывает к памятованию всегда, в любой ситуации. Кришна сказал Арджуне, что тот думает о Боге только в некоторых случаях и для некоторых определенных целей. Это не надлежащий путь. "Если ты помнишь Меня всегда, Я всегда с тобой", – сказал Кришна. Предписание Кришны Арджуне было таким: "Помни Меня всегда и продолжай битву. Только это поможет тебе. Это обеспечит тебе успех."
ДАРЫ БОГА
В человеческой жизни есть два рода отношения к вещам, с которыми каждый должен иметь дело. Имеются вещи, для которых кто-то является только временным опекуном по отношению к ним. Имеются вещи, которые принадлежат одному, но которые можно брать наряду с ним и использовать по своему усмотрению. Первый тип отношений называется "маракам". Второй тип называется "тхаракам". Люди должны развивать отношение "маракам", а именно, что ничто не принадлежит им и что всё приходит от Бога. Всё – дары Бога. Вы должны обращаться со всем имуществом в таком духе. Вы должны хорошо заботиться о них до тех пор, пока вы ответственны за их надлежащее использование и сохранение. Это ваш долг.
Пока вы живете в мире, вы отвечаете за заботу о вашей жене, детях и имуществе. Но вы должны относиться к этому как к обязательствам, наложенным Богом. Вы не должны привязываться к ним как к своей собственности.
Однако большинство людей в мире сильно привязаны к родственникам и собственности. Насколько длительно это обладание? Вы никогда не можете знать, когда вам придется оставить всё это. Следовательно, надлежащим отношением для людей должно быть осознание собственного долга по отношению к другим и рассматривание всего как дара Бога.
ЧУДЕСА КРИШНЫ
[Бхагаван продолжил описывать, как Арджуной была осознана божественность Кришны, вспоминая детские чудеса, выполненные Кришной, поднявшим Говардхану-гири, чтобы защитить людей Гокулама от ужасного ливня, и как Он показал Своей матери Яшоде весь Космос в Своем маленьком рту, чтобы уверить ее, что Он не ел пыль, как жаловался Его старший брат Баларама. Бхагаван дал яркое описание двух эпизодов и декламировал стихи из Бхагаватама, чтобы оживить повествование. Что Балараме удалось сделать, так это только заставить его мать понять божественность Кришны. Когда Яшода увидела все миры во рту Кришны, она задалась вопросом, было ли это все сном или майей Господа, или каким-то необъяснимым феноменом. Из-за своей материнской привязанности к Кришне она не смогла сразу осознать Его божественность].
Люди страдают из-за сомнений в отношении божественности до тех пор, пока у них есть привязанность к физическому телу. Тело должно быть осознано как храм Бога. Основываясь на этом чувстве, люди должны поклоняться божественному.
ПРЕДАННОСТЬ ГОПИ
Не все могут испытывать чувства такого рода. Только пастушки (гопи) из Бриндавана могли испытывать божественное в каждом существе и в каждом предмете. Когда Кришна послал Уддхаву к пастушкам с сообщением, они сразу же сказали ему, что их сердца были уже заполнены любовью к Кришне, и там нет места ни для каких сообщений. Их сознания, их глаза и всё остальное было сосредоточено на Кришне. Кришна полностью завладел сердцами пастушек. Если Кришна отсутствовал какое-то время, они обращались к каждому растению и цветку, чтобы найти местонахождение Кришны. [Свами пропел стихи, в которых пастушки описывали красоту Кришны и просили цветы жасмина показать то место, где Он скрывается].
Сердца пастушек были мягкими, сладкими и блаженными, подобно маслу. Следовательно, Кришна наслаждался их чистой любовью даже больше, чем лакомствами Своей матери, предлагаемыми из материнской привязанности. [Свами пропел стихи, чтобы описать чистоту и интенсивность преданности пастушек Кришне].
Из-за недостатка у людей такой абсолютной любви к божественному они становятся добычей неприятностей всех видов. Если они осознают присущую им божественность как часть Единого Божественного, тогда не будет места для привязанности к телу и неприятностей, возникающих из-за этого.
Бог – воплощение цельности и совершенства. Всё, что предлагается Ему, должно быть полным и совершененным. Это было продемонстрировано итальянским изготовителем скрипок Антонио Страдивари, который делал одну скрипку целый год, но делал ее совершенной, как подношение Богу.
Что бы ни было сказано, сделано или отдано, оно должно быть совершенным. Чтобы доставить удовольствие Богу, который совершенен, всё, что Ему предлагается, должно быть совершенным. Антонио заявил, что он делал совершенные скрипки только для того, чтобы доставить удовольствие Богу.
МОЛИТЕСЬ О ПОКОЕ И БЛАЖЕНСТВЕ
Когда люди молятся Богу, они не должны искать никаких милостей. Вы даже не должны молиться об излечении от любых заболеваний, потому что мир полон болезней. У вас должно быть чувство, что то, чем больны многие другие, тем же больны и вы. Мир полон богатства, домов и многих других вещей. Вы должны искать в Боге то, чего нельзя так просто найти в мире. У вас нет покоя. Вы должны молиться о покое. Только у божественного есть покой. Божественное было описано как само воплощение покоя в молитве, адресованной Господу, начинающейся словами "саантакарам". Никто, кроме Бога, не может дать вам настоящего покоя.
Вторая вещь, о которой вы должны молиться – "сукхам" (счастье). Настоящее счастье не может быть получено от других. Они могут дать мимолетное мирское удовольствие. Но только Бог имеет прочное счастье, постоянное блаженство. Вы должны молиться об этом блаженстве. Один только Бог может дать это. Он – Владыка Блаженства. Вы должны молить Бога о прочном мире и блаженстве, а не о каких бы то ни было земных подарках.
Тьягараджа однажды прошел через период сомнения в способности Рамы освободить его от его бедствий. Но в дальнейших раздумьях он понял, что если и имелся какой-то недостаток, то он скорее в нем самом, чем в силе Рамы. Он спел песню, восхваляющую великое совершенство Рамы, который мог привлечь к себе поклонение Лакшми, богини богатства, Лакшманы – могущественного воина, Бхараты, который был одарен высшим интеллектом, и который одарил Ханумана способностью перепрыгнуть через океан. [Бхагаван спел песню со всей сладостью].
ТВЕРДАЯ ВЕРА В БОГА
Преданные иногда подвержены сомнениям. Многие заявляют о своей решимости действовать согласно божественной воле. Но когда-нибудь, в один день или другой, они отказываются от своих решений. Тех, кто непоколебим в своей преданности Богу всё время, в действительности очень немного. Вы должны стремиться развивать устойчивую веру в Бога. Только тогда природа божественного может быть понята должным образом.
Кришна демонстрировал в Своей жизни не только много чудесных сил, но также и много глубоких истин. Божественность Кришны вездесуща, но она ощущается преданными согласно их духовному состоянию. Люди, которые идут к Ганге, чтобы принести святой воды, могут взять с собой столько воды, сколько может вместить ёмкость их сосуда.
Следовательно, необходимо расширять духовную ёмкость в вас, а именно, ваше сердце. Божественность не может быть осознана различными формами поклонения. Они, сами по себе, являются хорошими действиями и приносят свою соответствующую награду. Но они не продвигают в духовности, которая состоит в установлении близости с Атмой (космическим духом). Атма – единственная вечная реальность. Вы можете достичь единства с Ней, только сосредотачиваясь на реализации этого единства. У божественного нет рождения или смерти, и Оно пронизывает каждое существо как свидетель.
Необходимо преобразование сердца. Все плохие мысли и чувства должны быть высланы из сердца. Даже при исполнении бхаджанов должно быть искреннее (whole-hearted, все-сердечное) участие в них. Это не должно быть механистическим ритуалом. Как только ваше сердце наполнится священными мыслями и чувствами, они будут отражены в вашем пении бхаджан. Вашим пением вы должны доставить радость всем участникам.
СИЛА ЛЮБВИ
Преданные должны осознать, что самое большое значение имеет интенсивность чувств. Кабирдас заявил, что он не смог достичь Бога духовными упражнениями любого рода. Но он сказал, что у него было одно наиболее могущественное оружие, чтобы осознать Бога. Это была его любовь к Богу. Он сказал, что этой любовью он смог связать себя с Богом. Бог подчиняется только силе любви преданного. Без любви все формы поклонения бесполезны. Вот почему пастушки обратились к Кришне с просьбой заполнить их иссушенные сердца любовью, текущей от Его флейты, так, чтобы этот росток любви смог прорасти в их сердцах.
Преданные лелеют священные мысли в дни фестиваля (подобно Кришнаштами). Но эти мысли забываются вскоре после этого. Они должны делать каждый момент святым. Только таким образом божественное может быть осознано.
Бог вездесущ, но вы неспособны видеть Его. Вы видите человека. Бог – обитатель в нем. Вы видите внешнюю форму человека, а не божественное в нем. Но как он может существовать без силы божественного? Вы не можете отрицать существование воздуха вокруг вас, хотя вы не можете видеть его или ухватиться за него. Аналогично, Бог повсюду, но Он тонкий и невидимый. Вы почувствуете Его в своем сердце, когда вы сделаете его абсолютно чистым.
Вы должны видеть божественное в каждом. Это истинная черта "садху" (святого человека). Ношение оранжевой одежды не делает человека "садху". Он должен обладать качествами "садху". Он должен быть чист сердцем. Преобразование сердца – вот к чему это призывает. Всё, что вы делаете, должно вести вас ближе к Богу. Когда вы действуете таким образом, ничто плохое не коснется вас.
ТРОЙСТВЕННЫЕ АТРИБУТЫ КРИШНЫ
Кришна вездесущ. Это слово имеет три значения. "Кришити-ити Кришна" (Человек, который вспахивает – Кришна). Сердце – символ поля. Сердце должно быть очищено от сорняков (злых качеств). Оно должно быть наполнено любовью. Зерна имени Господа должны быть посеяны в нем. Кришна вдохновляет преданных совершать всё это.
"Каршати-ити Кришна" (Поскольку он привлекает, он – Кришна). Кришна имеет высшую силу привлечения. Своими словами, Своими играми, Своей музыкой и всеми Своими действиями Он привлекает всех людей. Эта сила привлечения присутствует в каждом. Следовательно, каждый – потенциальный Кришна.
"Крушьяти-ити Кришна" (Поскольку Он наделяет блаженством, Он называется Кришной). Каждый ищет счастья. Божественное, которое является воплощением счастья, находится в вас. Бог хочет, чтобы вы были счастливы, но вы не осознаете этого. Попытайтесь осознать источник блаженства внутри вас. Быть несчастным не составляет истинной природы человека. Когда кто-то отличается, люди вокруг него обеспокоены относительно него. Вы должны всегда быть счастливы, потому что вы – воплощение Атмы. Никогда не поддавайтесь волнениям.
Как искра божественного, вы должны вести себя подобно божественному. Не давайте места печали. Какой смысл в перемещении бусинок четок, в то время как ваш ум думает о мирских вопросах? Прежде всего очистите ваш ум. Посвятите все действия Богу. Освободите себя от всех привязанностей. Обращайтесь со всеми вещами как с дарами Бога, по отношению к которым вы являетесь опекуном, а не владельцем.
РОЛЬ АВАТАРОВ
Воплощения божественной Любви! Бог – это любовь, чистая и простая. Его самый большой дар – Его любовь. Пастушки осознали эту истину и заявили: "О Господь! Мы предлагаем Тебе любовь, которую Ты дал нам. Что же еще мы можем предложить к Твоим стопам?"
Не подсчитывайте, что вы предложили Богу в терминах денег или как-либо еще. Что бы вы ни предлагали, рассматривайте только чувство, с которым вы предложили это. Даже маленький листочек туласи, предложенный с любовью, становится большим пожертвованием Господу. Предлагайте всё с полным и любящим сердцем. Предлагая с любовью, вы становитесь воплощением любви. Это имело место с Прахладой, Нарадой и другими. Отождествляйте себя с именем и формой божественного по вашему выбору. Вы можете выполнять все свои обычные ежедневные обязанности, но всегда держите в уме имя Господа. Это предписание Кришны: "Маам анусмара".
Не позволяйте никаким злым мыслям входить в ваш ум. Тогда хорошие мысли в вас найдут выражение в хороших делах.
Развивайте устойчивую веру в Бога. В ежедневной жизни вы основываете все ваши действия на вере в человека, стирающего ваше белье, в своего парикмахера и многих других. Почему же тогда вы не вкладываете свою веру в Бога? Бог - это постоянный обитатель. Недостаток веры в Бога на самом деле означает, что у вас нет веры в самого себя. Вера в себя ведет к вере в Бога. Это секрет величия.
Только вера в Бога поможет вам. Все другие – временные помощники. Жизни всех великих верующих в Бога показывают, как они были защищены своей верой в Бога во время всех своих затруднений.
Рамадас, который был заключен в тюрьму Танишом из-за использования правительственных доходов на постройку храма для Рамы и передачи драгоценных камней для украшения идолов, испытывал одно время мучения из-за своих страданий и даже обвинил Раму в своем тяжелом положении. Позже он раскаялся и искал прощения у Рамы.
Преданные не должны огорчаться из-за своих неприятностей, которые являются всего лишь "мимолетными облаками". Некоторые преданные, подобно Джае и Виджае, были рождены как противники Бога в результате проклятия, но они так стремились вернуться к Богу, что они предпочли роль врагов Бога для того, чтобы они могли встретить свою смерть в руках Бога. Аватары появляются по различным причинам ради спасения преданных.
Аватары преподают уроки человечеству о том, как осознать Бога. Человечеству нужны божественные Учителя для избавления его от своих бед. Это – цель Аватаров, которые нисходят показать человечеству пути осознания божественного. Вы должны осознать эту истину. Божественное не нисходит как Аватар, не имеющий цели. Цель состоит в том, чтобы позволить Природе выполнить ее роль. Быть рожденным как человеческое существо – редкое благословение. Аватар наставляет человечество, как обрести спасение человеческого существования.
Фестивали подобно Рама-навами и Кришна-джанмаштами предназначены для того, чтобы напомнить людям о цели человеческой жизни. Преданные, которые участвуют в таких фестивалях, должны научиться одному уроку от коров. Впитайте в себя столько учения, сколько вы сможете в течение вашего пребывания. Размышляйте над ним, когда вы вернетесь, подобно коровам, жующим жвачку, которую они съели. Не забывайте то, что преподавалось здесь. После размышления о том, что вы услышали, попытайтесь осуществить то, что преподавалось. Всегда размышляя о Боге, делайте ваши жизни наполненными смыслом.
[Бхагаван завершил Свою беседу бхаджаном: "Говинда Кришна Джай! Гопала Кришна Джай!".]
Перевод с английского: В.Вернигора.