Выступление Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы
ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ВРЕМЕНИ
Если мы хотим обнаружить присутствие вездесущего Бога во вселенной, мы должны распознать Божественное в нашей повседневной жизни. Подобно способности зрения в глазу, подобно способности слышать в ухе, Бог проявляет себя в виде сознания в человеческом теле. Нет в мире такого места, где не было бы Бога. Бог пронизывает все.
Творение - это проявление Бога. Это форма Бога. Ее называют Пракрити (Природа). Следовательно, человек, который есть ничто иное как дитя природы, внутренне Божественен.
Человек рождается с Божественными качествами. Как растение вырастает из семени, а потом на растении появляется цветок, а из цветка получается плод, так же и Бог является семенем целого космоса.
Человек по сути своей является сочетанием нравственности, праведности и духовности. К сожалению, забыв об этих основных качествах, человек сегодня лишен и нравственности, и праведности, и духовности. Если мы примем во внимание святость человеческого рождения, можно только сожалеть, что человек так деградировал сегодня.
Человек является воплощением Сат-Чит-Ананды (Бытия-Сознания-Блаженства), которые являются атрибутами Бога. Но забывая о своей человечности, человек нисходит на уровень животного и ведет себя как демон. Люди относятся неуважительно к словам старших и не следуют учениям мудрых.
В земле Бхаратии, где такие добродетели как истина, праведность, терпение и сострадание ценились очень высоко, сегодня мы видим разгул жестокости, эгоизма, нетерпимости и злых чувств. Едва ли где-то можно встретить любовь. То, что называют любовью, не является любовью вовсе. Это лишь видимость любви, за которой стоят эгоистичные цели.
Многие ставят статуи великим людям. Устанавливая эти статуи, они в то же время хоронят учения этих великих людей. Для чего устраивать эти показные шоу? Это недостойно человеческих существ - устанавливать статуи и пренебрегать учениями.
ТРОИЧНОСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ
Истинная природа Троичности - Брахма, Вишну и Махешвара - должна быть понята правильно. Они символизируют качества Сатвы, Раджаса и Тамаса, которые присутствуют в каждом человеке.
Кто такой Ишвара? Веды описывают Ишвару как Атму. Они провозглашают тождество сердца и Ишвары. "Ишвара - сарвабхутанам" (Ишвара обитает в области сердца каждого живого существа) провозглашает Гита. Поэтому Ишвара описывается как "Хридаишвара" (Господь Сердца).
Мысли берут свое начало в уме. Считается, что ум символизирует форму Вишну. "Вишну" означает тот, кто пронизывает все. Ум обладает способностью дотягиваться до всего, что есть во вселенной. Следовательно, космос коренится в сознании.
Мысли, исходящие из ума, находят свое выражение в словах или в речи (Вак). Брахма символизирует силу речи. Таким образом, сердце, ум и речь вместе составляют человечность. Святость этих трех составных частей описывается как "Трикаранашуддхи", чистота мысли, слова и дела. Поклонение Троичности в действительности означает очищение ума (Вишну), сердца (Ишвара) и речи (Брахма). Люди сегодня погружены в преходящую мирскую деятельность. Они должны освятить все действия, очистив свои чувства.
Мы отмечаем сегодня день Нового Года. Новый год называется Ишвара. "Ишвара" означает тот, кто наделен всеми видами богатства. Люди приветствуют новый год в надежде, что он принесет им новые блага. Добро и зло, приобретения и потери, известность и бесславие, переживаемые людьми, не связаны никак с проходящими годами. Они являются следствиями их собственных действий. "Самватсара" (год) - это одно из имен Бога. Из-за того, что Бог связан со временем, Его также называют Духом Времени (Калатмака). Поэтому мы не должны думать, что Господь, который является Духом Времени, причиняет зло или дает добро нам. Наши действия, хорошие и плохие, приносят свои плоды в соответствии со своей природой.
НОВЫЙ ГОД
Не нужно ждать нового года, чтобы узнать, что он вам несет. Каждый момент новый. Многие хотят узнать, какие беды и потери принесет новый год. Год не несет никакой ответственности за все наши беды и трудности. Наше собственное поведение в ответе за это. Если наши действия добрые, результаты будут хорошими. Плохие действия приведут к плохим последствиям. Люди думают, что плохое и хорошее связано со временем. Вовсе нет. Их мысли являются причиной этого. Поэтому они должны развивать хорошие мысли и совершать хорошие поступки. Они должны испытывать добрые чувства и придерживаться компании хороших людей.
Люди должны осознать ценность времени. Большая часть отпущенного времени тратится людьми впустую. Это совершенно неправильно. Время всегда должно использоваться для праведных целей. Это важнейший долг каждого человека. Потеря времени - это потеря жизни. Господь Времени защищает тех, кто ищет у Него прибежища, даже от Господа Смерти (Кала). Время мстит тем, кто неправильно использует его. Процветание нации зависит от того, как люди используют свое время в совершении добрых дел.
Культура Бхаратии основана на двух фундаментальных принципах: "Говори правду. Следуй путем праведности." Сердце - это средоточие праведности. Оно должно быть наполнено состраданием. Так как Обитатель сердца один и тот же во всех существах, люди должны взращивать дух единства. Шиварадж Патил (в своей речи ранее) призвал к единству среди людей. Он также настаивал, что кроме единства и чистоты должна быть также любовь. Когда единство, чистота и любовь соберутся вместе, тогда ощущается общность.
НЕДОСТАТОК ЕДИНСТВА
Какова ситуация сегодня? Где можно видеть единство? Сегодня нация отделяется от нации. Конфликты разгораются между штатами и внутри их. Разгораются споры о границах между штатами. Когда существуют споры между штатами, как может быть единство во всей стране?
Все люди - братья, все принадлежат к человеческому братству. Должно быть единство между всеми людьми. Все должны стремиться возвысить репутацию страны. Никто не должен требовать особых прав для отдельных штатов. Все имеют равные права.
"Один Дух обитает во всех существах". Если эта истина будет осознана, не останется места для междуусобных конфликтов. Эгоизм лежит в основе всех конфликтов в мире.
Все являются людьми. Каста Человечества. Религия Любви. Язык Сердца. Эта объединяющая истина должна быть осознана. Каждый состоит из одних и тех же пяти основных элементов. К чему тогда обращать внимания на различия?
Все заявляют, что они преданные. Но если они действительно преданные, почему между ними существуют различия? В чем источник этих различий? В чем причина зависти?
КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДАННЫМ?
Истина состоит в том, что люди просто называют себя преданными. Это заблуждение. Они должны проверить, есть ли у них качества, которые должны быть у преданного. Каждый хочет знать, что он может получить от других людей или от общества. Никто не спрашивает себя, что хорошего может общество получить от него. Начать нужно с того, чтобы приносить пользу обществу.
Каждый пытается понять, что он может получить от общества. Сегодня, из-за влияния Века Кали, распространились два типа болезни. Одна болезнь - это ненасытная жажда богатства. В каждом городе люди сходят с ума, делая деньги. Все поддались этому сумасшествию. Несомненно, деньги необходимы, но только для того, чтобы удовлетворять нужды человека. Из-за разросшихся желаний люди теряют всякое чувство меры. Люди превращаются в демонов в своей погоне за богатством.
Могут спросить, используют ли они, по крайней мере, свое несметное богатство в добрых целях? Нет. В конце концов, деньги могут попасть в руки грабителей или кого-либо еще. Все, что вы получаете от общества, отдавайте назад обществу. Это главная ценность, которую нужно развивать каждому человеку.
Вторая болезнь - это жажда власти. Жажда власти и положения неиссякаема.
Пораженный этими двумя болезнями, человек превратил весь мир в сумасшедший дом.
ИСПОЛНЯЙТЕ СВОЙ ДОЛГ
Желание богатства и власти не является неправильным само по себе. Но богатство и власть должны использоваться правильно. Какое бы положение вы ни занимали, следите за тем, чтобы действовать должным образом. Сапожник, зашивающий башмаки, занят таким же нужным делом, каким занят премьер министр, управляющий страной. Поэтому каждый должен исполнять свой долг должным образом. В этих вещах не существует высокого и низкого. Для каждого человека его занятие должно быть предметом гордости. Поэтому честно исполняйте свой долг. В каждом должно быть это чувство. Каждый должен чувствовать, что он делает свою работу хорошо, без ошибок и недостатков. Если каждый будет таким образом исполнять свой долг, автоматически наступит благополучие всего мира.
Люди заявляют, что они желают благополучия всех и каждого в этом мире, но они ничего не делают для достижения этого. Они интересуются только своим собственным благополучием.
Это нельзя назвать правильным отношением. Этот год приходит под именем Ишвары. По крайней мере в этот год каждый должен культивировать "Ишвара-бхава" (богоугодные чувства) и жить в дружбе друг с другом.
Каждый должен быть наполнен чувством, что Божественное живет в его сердце (что сердце - это сам Бог), нужно наполнить ум богоугодными мыслями (так как он символизирует Вишну). Ни одна плохая мысль не должна проникать в наш ум. Нельзя позволять уму сбиваться с пути.
Говорится, что Брахма появился из пупка Вишну. Он символизирует речь. Если Троичность рассматривать как символы божественных качеств в человеке, человек обнаружит божественность в себе самом. Нет необходимости искать Бога вне себя. Бесполезно совершать ради этого паломничество. Ученые совершают ту же самую ошибку. Они исследуют космическое пространство, но не предпринимают никаких попыток, чтобы исследовать собственное сердце.
БОГ В СЕРДЦЕ
Преданные ходят от одного глупца к другому. Ради чего? Бог обитает в вашем сердце. Ищите Его внутри себя.
Бог вездесущ. Бог в каждом из вас. Все вы божественны. Никому не причиняйте вреда. Развивайте в себе такие качества. Самый главный совет мудреца Вьясы был таков: "Всегда помогай, никогда не причиняй вреда."
Некоторые люди лицемерно заявляют, что среди массы неотложных и важных дел им некогда подумать о Боге. Люди, которые тратят время, сидя перед телевизором, или играя в карты в клубе, не могут утверждать, что у них нет свободной минуты, чтобы посвятить время Богу. Правильно используйте время. Время священно. Время божественно. Каждое свое действие посвятите Богу.
Старайтесь оказывать служение обществу и вашим ближним. Нет необходимости поклоняться кому-либо. Люди поклоняются неодушевленным изображениям, но игнорируют нужды живых существ вокруг них. Что это за поклонение, которое игнорирует нужды своих ближних? Бог приходит в человеческой форме. Человеческие существа божественны.
УРОК АШОКИ
Однажды император Ашока объезжал свои владения вместе со своим министром. В одном месте он увидел буддистского монаха. Он подошел к монаху и склонил свою голову к ногам монаха. Этот поступок императора очень расстроил министра. "Разве должна голова великого императора Ашоки склоняться к ногам обыкновенного монаха?" - думал он.
После возвращения в столицу министр поделился своими чувствами с императором. Он сказал Ашоке: "Голова императора обладает несравненной ценностью. Стоит ли ей склоняться к ногам простого монаха?" Он сказал, что все это его сильно опечалило. Ашока ничего не ответил. Он улыбнулся и удалился в свои покои.
Ашока ждал подходящего времени. Через несколько дней он вызвал к себе министра и сказал ему: "Мне нужно три головы." "Какие? Я обязательно принесу их", - сказал министр. Ашока сказал: "Голова козла, голова тигра и голова человека".
Министр пошел и добыл голову козла. Он пошел на охоту в лес и добыл голову тигра. Он пошел на кладбище и добыл голову мертвого человека. Он сообщил императору, что он добыл все три головы, как повелел Ашока. Император приказал министру отнести все три головы на рынок, продать их и принести выручку. На рынке козлиная голова и голова тигра быстро нашли покупателя. Но для человеческой головы покупателя не было. Министр вернулся к императору и сказал, что никто не хочет покупать человеческую голову. Император сказал ему, что он может отдать ее даром тому, кто захочет. Но никого не нашлось, кто захотел бы взять человеческую голову.
Министр сказал императору, что никто не хочет брать человеческую голову даже даром. Император тогда сказал министру: "Голова имеет ценность, только пока есть жизнь в теле. Если жизни нет, она не имеет никакой цены. Поэтому пока жизнь еще не ушла, склоняй свою голову к ногам возвышенных душ и обретай их благословения" (аплодисменты).
Суть этого эпизода заключается в том, что вы должны правильно использовать свое тело, пока в нем есть жизнь. Что плохого в том, чтобы склоняться перед монахом? Многие атеисты, также как и верующие, критикуют тех, кто преклоняется перед святыми людьми. Такие преклонения представляют собой правильное использование тела, данного человеческим существам.
Что означает "ширас" (голова)? Это хранилище разума, "Праджнанам Брахма" (Постоянное целостное осознание есть Брахман) - утверждают упанишады. Голова несет в себе праджнанам покуда жизнь есть в теле. Когда жизнь покидает тело, праджнанам тоже уходит.
ДУРЬОДХАНА И БХИМА
К концу битвы, описанной в Махабхарате, Дурьодхана лежал поверженный. К нему приблизился Бхима, полный ожесточения. Дурьодхана лежал на земле, задыхаясь. Бхима пнул голову Дурьодханы ногой. Дурьодхана сказал: "Бхима! Если бы мои жизненные силы не оставили меня, я бы показал тебе свою мощь. Пинать мою голову, когда я умираю, разве в этом есть какой-нибудь героизм? Очень скоро вороны и грифы съедят мое мертвое тело."
Голова имеет ценность, пока есть жизнь. Поэтому, пока вы живы, голова должна использоваться так, чтобы обрести заслуги, преклоняя ее к ногам святых людей. В этом заключается ценность преклонения перед возвышенными душами.
Поэтому, пока человек жив, он должен совершать добрые дела и вести святую, осмысленную жизнь. Все родственные связи имеют смысл, пока вы живы. Только Бог является вашим близким, который не подведет вас ни на протяжении всей вашей жизни, ни за ее пределами. Он единственный ваш постоянный компаньон, где бы вы ни были. Поймите, что жизнь не вечна. Только ваши добрые дела защитят вас. Мир, истина и добродетель должны обретаться только через ваши действия. Приблизьтесь к Богу и затем объединитесь с Богом.
Сегодня вы называете себя людьми. Если вы разовьете вашу преданность Богу, вы сможете обожествить себя. Божественность - это ваша истинная природа. Это было провозглашено в Упанишадах в известных высказываниях "Ахам Брахмаасми"(Я есть Брахман), "Айям Атма Брахма" (Эта Атма есть Брахман), "Тат-твам-Аси" (То есть ты). Развивайте эту убежденность с уверенностью и мужеством.
ДВА АСТРОЛОГА И ЦАРЬ
Вы готовы верить словам астролога. Однажды царь призвал к себе астролога, который славился своей репутацией. Астролог был очень горд, что сам царь пригласил его. Астрологи в большинстве своем полны самости и тщеславия. Астролог исследовал гороскоп царя. Из-за своей самонадеянности он не понял как он должен действовать в таких специфических ситуациях. Изучив гороскоп, он сказал царю, что все его сыновья умрут в раннем возрасте. Царь был очень разгневан. Он приказал своим слугам, чтобы они отправили астролога в тюрьму.
Предсказание было верным, но его нужно было сообщить царю должным образом, чтобы оно не ужаснуло его. Царь призвал к себе другого астролога, чтобы проверить, правильным ли было предсказание предыдущего астролога. Этот астролог был смиренным человеком. Он изучил гороскоп царя и сказал: "Махараджа! У тебя будет очень долгая жизнь. Твои сыновья не смогут прожить так долго." Эта форма, в которой было подано предсказание, была более удовлетворительной для царя.
ЛЮБЕЗНОСТЬ В РЕЧИ
Любезность речи лежит в словах, которые вы используете, и в манере разговора. Первый астролог, предсказав преждевременную смерть царских сыновей, вызвал царский гнев и недовольство. Второй астролог сделал это же предсказание в более приятной форме, предсказав долгую жизнь царю, хотя это и означало, что он переживет своих сыновей.
Это означает, что даже когда вы говорите правду, вы должны быть внимательными, чтобы не говорить ее в грубой и неприятной форме. Даже неприятная истина должна сообщаться мягко. Например, если вы видите слепого человека, вы не должны говорить ему грубо: "Эй ты, слепой! Пойди сюда." Это оскорбит его чувства. Насколько лучше подойти к нему и сказать: "О Сурдас! Пожалуйста, встаньте."
Слова, которые вы используете, должны быть мягкими и приятными. Для этого нужно иметь любовь в своем сердце. Только тот, кто развивает любовь в своем сердце, является поистине человеком. Человек без любви - это безжизненный труп.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ "ИШВАРЫ"
Это день Нового Года. Его название, "Ишвара", обещает процветание в наступающие месяцы. Оно также связано с сердцем, которое является обителью Бога (Ишвары). Начиная с сегодняшнего дня постарайтесь очистить ваше сердце от всех примесей, которые могут в нем находиться. Как можно это сделать? Во-первых, медитируя на Бога. Во-вторых, служением обществу. С помощью этих двух средств достигается чистота сердца. Если вы обретете любовь Бога, вы сможете обрести все, что угодно. Внутри вас находится любовь. Используйте ее, чтобы завоевать любовь Бога.
ЛЮБОВЬ И БЛАЖЕНСТВО
Воплощения любви!
Многие молятся Богу по всему миру. Они молятся об исполнении разного рода мирских желаний. Это неправильные молитвы. Вы должны молить Бога о милости Его любви. Его любовь непреходящая. Она бесконечна. У Бога есть еще одно качество. Он является воплощением блаженства. Он Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Молите Бога ниспослать вам это блаженство. Божественное блаженство вечно и не имеет границ. Все мирские удовольствия быстротечны и преходящи. Только тот является истинным преданным, кто молит Бога о Его любви и блаженстве. Тот, кто молится и просит о других тривиальных вещах, не преданный вовсе. Мирское благополучие приходит и уходит. Это не то, о чем стоит молиться. Ищите вечного.
Молите о Божьей любви и блаженстве. Пытайтесь осознать вашу божественность. Тогда вы ощутите Бога во всем космосе. Вы испытаете блаженство, которое наполняет вселенную.
ИЗМЕНИТЕ ВАШЕ ВИДЕНИЕ
Если вы будете смотреть на мир оком божественного блаженства, вы найдете блаженство повсюду. Если в вашем взоре будет ненависть, вы увидите ненависть повсюду. Поэтому для начала измените ваш взгляд. Смотрите на мир глазами мира, любви и сострадания. Тогда весь мир окажется любящим и мирным. Когда ваше сердце будет наполнено любовью, вы ощутите Бога во всей вселенной. Нужно видеть Бога в каждом человеке. Отбросьте ненависть и злобу.
После многих лет преданности многим все еще не хватает широкого взгляда на вещи и всеобъемлющей любви. Воплощения любви! Непрерывно развивайте любовь в вашем сердце - любовь бессмертную и вечную.
Бхагаван закончил свое выступление бхаджаном: "Према мудита манасе кахо: Рама! Рама! Рам!"
Санатана Саратхи. т.40, N5, май 1997 г.