Глина одна. Но из нее можно сделать множество изделий с разными названиями и формами. Сходным образом, из золота можно сделать множество украшений. Одинаково белое молоко получают от коров разной окраски. Высшее Я одно, но оно обитает в бесчисленных телах с различными именами и формами.
Если вы исследуете космическое мироздание, вы обнаружите, что множество объектов различной формы произошли из одного и того же вещества, лежащего в основе всего. Например, из единственного семечка вырастает дерево с разнообразными ветвями, листьями, цветами и плодами. Все эти части различаются по форме, названию и использованию. Но все они происходят из одного семени.
"Экохам бахушьям". Единое решило стать многим. В это вовлечены три фактора. При изготовлении горшка горшечник является причиной (инструментом для его изготовления). Горшечник - причина, а горшок - следствие. Основой для изготовления горшка является глина. Горшок может разбиться, но глина останется глиной. Из неизменного вещества, глины, горшечник делает горшок. Судьба горшка никак не сказывается на горшечнике. Глина, из которой сделан горшок, также остается неизменной.
Эта аналогия с равным успехом может быть применена к золоту, ювелиру и драгоценностям, сделанным из золота.
Согласно той же аналогии, Бог является неизменным Творцом, создающим бесчисленные объекты творения, которые подвержены изменениям имени и формы. Нужно ясно понимать связь между тремя факторами, вовлеченными в это. Горшечник не может сделать горшок без глины. Горшок не может быть сделан, если есть глина, но нет горшечника. И горшечник, и глина необходимы, чтобы сделать горшок.
Творец является инструментальной причиной творения ("нимитха-карана"). Тела подобны горшкам. Они используются для различных целей и являются источником удовольствия. Но, подобно горшкам, тела преходящи. Когда наступает их срок, они распадаются. Но Творец неизменен. Элементы, из которых были сделаны тела, остаются. Только тела исчезают. Тела можно использовать либо для хорошего, либо для плохого.
ПЯТЬ ФОРМ ГОСПОДА
Божественность имеет пять имен. Первое - это Паранамам. Второе - Вьюханамам. Третье - Вибхаванамам. Четвертое - Антаратманама. Пятое - Арчананама. Божественное действует в космосе под этими пятью именами.
"Паранамам" относится к обители Всевышнего, Вайкунте. Вайкунта означает то, что не подвержено изменениям. Там Всевышний Господь обитает под именем "Паранамам". Никто не может войти в эту обитель Господа. Господь обитает там как сияние. Он наблюдает за всем. Но Он невидим для всех, и никто не может увидеть Его форму,
Второе - это Вьюханамам. Это имя относится к Господу, который возлежит на змее в океане молока. Господь в этой форме может быть виден только Дэвами (различными божествами). Только обладающие особыми способностями могут видеть Господа здесь. Обычные существа этого не могут. Но Господь в своей Вьюха форме исполняет желания Дэвов. Вы знаете историю о Хираньякашипу. Он досаждал Дэвам самыми разными способами. Поэтому они приблизились к Господнему ложу в океане молока и молились Ему. В ответ на их молитвы Господь согласился воплотиться на земле.
Третье - это Вибхаванамам. Это имя относится к различным человеческим формам, в которых Господь воплощается на земле, таким как Аватары Рама и Кришна, чтобы защитить добрых и наказать порочных и обратить их на путь праведности. Те воплощения, которым поклоняются как десяти Аватарам, принадлежат к этой категории "Вибхаванама". В этой форме Господь проявляет взаимоотношения между Богом и преданными.
Четвертое - это Антаратманама. В этой форме Господь пронизывает каждую
часть человеческого существа как обитающий в нем дух. Этот обитающий внутри
дух. Божественен.
Пятое - это Арчананамам. Это относится к форме, в которой Божественному
можно поклоняться, возносить хвалу, славить Его, для того чтобы обрести
Его милость.
ЧЕЛОВЕК НА ПРОТЯЖЕНИИ ЭОНОВ
Аватары Господа в этих различных формах проявляют себя на протяжении многих эонов. Это может показаться удивительным сегодняшним детям. Например, когда они слышат о том, как обстояли дела в Крита Югу, они воспринимают это как необычное и невообразимое. Люди жили в то время обычно сотни лет. Более того, их тела не были такими маленькими, как в наше время. Это были гигантские люди с руками длиной в шесть футов, какую же жизнь они вели? В Крита Югу жизнь оставалась в теле, пока сохранялись неповрежденными кости. Все остальные части тела могли распасться, но жизнь оставалась в скелете.
В Трета Югу высота человеческих существ была меньше. Продолжительность жизни также была меньше. Жизнь сохранялась пока оставались мускулы и плоть в теле.
В Двапара Югу жизнь сохранялась до тех пор, пока кровь продолжала циркулировать в теле. Как вы, должно быть, знаете, Бхишма лежал на ложе из стрел, после того как он был ранен в битве при Курукшетре. Пока кровь оставалась в его теле, он продолжал жить. Он прожил в течение 56 дней.
В Кали Югу жизнь продолжается, пока есть пища в теле. Без пищи человек не может выжить.
В Крита и Трета Юги человек имел очень близкие отношения с Богом. Пища не была тогда так важна. В Двапара Югу голова стала важна.
В Крита и Трета Юги Дхарма была крайне важна. ("Дхарма мулам идам джагат". Космос основан на Дхарме). В Двапара Югу появились признаки упадка и самым важным стало богатство. ("Дана мулам идам джагат". Мир основан на богатстве). Война между Кауравами и Пандавами происходила из-за имущественных прав.
В Кали Югу ни Дхарма, ни Дана (богатство) не являются такими важными, как Дайя, Сострадание. Именно из - за отсутствия сострадания сегодняшний мир поражен столькими бедами.
ПРИХОД ШАНКАРЫ
В ранние века эпохи Кали Буддизм и Джайнизм были преобладающими религиями. В то время маленький ребенок родился в деревне Калади в Керале у супружеской четы Шивагуру и Ариамба. В те дни случались частые войны между царями различных территорий. Эти войны порождали ненависть между людьми разных районов. Чувство национального единства было потеряно. С потерей единства развились различные виды порочных практик. Ложь, несправедливость, бесчестие и недостойное поведение стали обычным явлением. Но это было еще не все. Даже образованные пандиты, ученые и интеллектуалы стали толковать Веды превратно. Сам лик Писаний потемнел. В результате вера людей в Веды и Писания была подорвана.
В такие времена Бог, либо божественно озаренный святой, либо мессия нисходят на землю, чтобы исправить порочных людей и восстановить царство Дхармы. Такие воплощения известны как формы Божественного "Арчананама". В этой форме "Арчана-нама" воплощения рассматриваются как "Амса-аватары" - проявления аспектов Божественного.
"Вибхава" аватары (подобно Раме и Кришне) являются "Пурна-аватарами" (целостными проявлениями Божественного).
"Арчана-аватары" являются "Амса-аватарами" (частичными проявлениями). Такие аватары воплощаются время от времени не только в Индии, но и в других странах.
Иисус заявил вначале, что Он является "посланником Бога". Кто такие посланники? Есть два типа посланников: Авадхута и Ямадута. "Ямадута" - это посланники, которые вредят людям, "Авадхута" - посланники, которые защищают людей. Иисус принадлежал ко второй категории. В какое-то время Он осознал свою внутреннюю Божественность. Тогда Он провозгласил: "Я Сын Божий". Тем самым Он заявил о Своем праве нести в Себе все качества Бога. Когда Он обрел все качества Божественного, Он объявил: "Я и мой Отец одно".
|
Такой же трехступенчатый процесс развития может быть отмечен и в высказываниях Зороастра. Сначала он заявил: "Я в свете". Затем он сказал: "Свет во мне". Наконец он заявил: "Я есть свет". Можно сравнить эти высказывания с тремя системами индийской философии: дуализм, ограниченный недуализм и недуализм. Распространяя учение недуализма, Шанкара рассматривал себя как слугу Бога.
ШАНКАРА И ЕГО ГУРУ
Отец Шанкары, Шивагуру, умер, когда Шанкаре едва исполнилось три года. В этой связи интересно отметить, как действует Божественное. За десять дней до смерти Шивагуру увидел в видении сияние. Сияние передало послание Шивагуру. Послание было следующим: "Выполни упанаяну для своего сына". (Упанаяна - ведический обряд посвящения в ученики в возрасте 8-12 лет. Прим. перев.) Шивагуру поспешно сделал все необходимые приготовления для проведения упанаяны для трехлетнего ребенка. Маленький мальчик начал повторять Гаятри Мантру.
После смерти Шивагуру убитая горем мать посвятила себя воспитанию маленького мальчика. Она отвела его к гуру, который научил мальчика знаниям священных писаний. К 16 годам Шанкара завершил изучение четырех Вед и шести систем философии. В норме даже 50 лет не хватает для такого изучения.
Шанкара был одаренным человеком. Он мог схватывать и постигать все при первом же упоминании. Даже гуру был поражен способностями мальчика.
Тем временем мать очень хотела, чтобы мальчик женился и начала обсуждать этот вопрос с гуру. Мальчик был абсолютно против женитьбы. "Я хочу быть саньясином (отрекшимся от мира), - сказал он, - Я хочу посвятить мое тело, ум и все остальное Богу. Это все дары Бога. Я полностью предаю себя Богу."
САНЬЯСА ШАНКАРЫ
Мать была в глубоком расстройстве от решения сына. Однажды она пошла на реку, чтобы принести воды. Юный Шанкара последовал за ней, горячо ее умоляя: "Мама! Разреши мне принять саньясу". Мать не соглашалась. Когда она вошла в реку для омовения, Шанкара прыгнул в реку и, пройдя немного вниз по течению, поднял вверх руку и закричал: "Мама, меня схватил крокодил. По крайней мере сейчас разреши мне стать саньясином". Мать сказала: "Если принятие саньясы может спасти тебя от крокодила, то сделай, как ты хочешь, лишь бы ты остался в живых". Шанкара тогда вышел из реки и сказал своей матери: "В океане самсары меня чуть было не утопил крокодил в форме жены. Когда ты разрешила мне стать саньясином, я освободился от этого крокодила. Никто не может вступить в брак с саньясином."
Саньяса не означает лишь изменение цвета одежды. В действительности это изменение качеств человека.
Шанкара простерся перед своей матерью и получил разрешение начать свою деятельность в качестве аскета. В это время мать заставила Шанкару пообещать, что он придет и навестит ее в последние моменты ее жизни.
ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ
Шанкара начал свои странствия, посещая все святые места страны. Все путешествие должно было быть проделано пешком. Он выступал в каждом собрании ученых и побеждал их в диспутах. Он распространял учение Адвайты. Он заявлял: "Тела различны, формы различны, но внутреннее Я одно и то же. Божественное присутствует во всем подобно сладкому соку, который один и тот же независимо от того, из какого растения сахарного тростника он получен".
Он встретился с Мандана Мишрой, который был приверженцем Карма сиддханта (доктрина действия). Он победил Мандана Мишру в диспуте.
Таким образом Шанкара прошел по всей стране от Кашмира до Каньякумари несколько раз. Он убеждал ученых в истине недуализма. "Экам эва адвитийям" ("Я" только одно, нет второго).
Ади Шанкара был способен убедить всех ученых в истине Адвайты. Люди введены в заблуждение множеством имен и форм. Но основой всего этого разнообразия является единый Бог. Без этой основы ничто не может существовать. Этот факт признается всеми религиями. Бог один, и цель одна.
Учение Адвайты нелегко понять. Оно должно быть объяснено ученикам простым и понятным языком.
Шанкара умер в возрасте 32 лет. Но он завершил миссию, ради которой он пришел. Перед своей смертью он собрал пять лингамов и установил их в пяти различных центрах: Пури, Дварака, Шрингери, Бенарес и Канчи. В Канчи он установил Йога Лингам. Один из паутифов (poutiffs) был Суреша, кто был никем иным как Манданой Мишрой до того, как он принял саньясу.
Устанавливая эти лингамы и способствуя чувству духовного единства среди людей, Ади Шанкара способствовал гармонии в стране.
К сожалению, некоторые из его учеников начали искажать учение Шанкары и приписывать Шанкаре свои собственные взгляды. Видьяранья также был учеником Шанкары. В конечном счете ученики распались и противопоставили свои точки зрения друг другу.
Сходным образом, возникли различия среди одиннадцати учеников Христа, и они разошлись. Только Матфей оставался верным Иисусу. Он распространял благую весть. Петр был первым из учеников Иисуса. Но он отрекся от Христа, когда власти спросили его.
Рамануджа, который пришел после Шанкары, сформулировал видоизмененную версию недуализма Шанкары. Затем пришел Мадхавачарья, который проповедовал дуализм. (Свами сказал, что Он объяснит эти учения в последующих выступлениях).
Бхагаван завершил свое выступление песней: "Бхаджа Говиндам".
Журнал "Санатана Саратхи", т.39, № 10, октябрь 1996 г.