Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Все Вы - дети бессмертия
Дата: вечер 8 марта 2005 г.
Событие: Шиваратри
Место: зал Саи Кульвант
В этой необычайно священной стране Бхарат
Наиболее выдающимся качеством является терпимость;
Из всех религиозных обетов самым главным является
Приверженность истине, и соблюдать его нелегко;
Самым нежным и почитаемым чувством в стране Бхарат
Является любовь к матери;
Но законы нравственности, согласно которым самоуважение
Дороже жизни, были попраны мечом безудержной свободы,
И люди стали подражать западному образу жизни;
Увы! Что Я могу сказать о правителях страны Бхарат?
Бхаратийцы сегодня подобны слону,
Не осознающему своей собственной мощи.
(стихотворение на телугу)
Воплощения любви!
Никто пока так и не смог понять уникальности, величия и святости этой священной страны Бхарат. Культура Бхараты более благородна и священна, чем все остальные культуры мира. Эта уникальная культура равно пронизывает как микрокосм, так и макрокосм. К сожалению, в наше время бхаратийцы забыли эту великую культуру и следуют чуждой культуре. В этой священной стране Бхарат великие человеческие ценности сатья (истина) и дхарма (праведность) пришли в упадок. Однако, к счастью, никто не смог полностью искоренить эти ценности. Нет ничего священнее истины и праведности. Они подобны двум глазам человека. К сожалению, сегодня люди теряют зрение в этих глазах, становясь слепыми. Хотя нынешние студенты и получают высшее образование, добиваясь учёных степеней, они упускают из виду эти великие человеческие ценности. Вместо того, чтобы бережно хранить такую священную и благородную культуру и жить в соответствии с её принципами, люди растрачивают своё время на пустые занятия. Именно практика сатьи (истины), дхармы (праведности) шанти (мира) и премы (любви) сделала страну Бхарат великим духовным лидером всего мира. Только если мы будем беречь эти великие ценности, мы получим право называться бхаратийцами в истинном смысле этого слова. Если же мы упустим из виду хотя бы одну из этих ценностей, мы будем недостойны имени бхаратийцев. Настоящая тьяга (жертва) заключается в том, чтобы непрерывно практиковать эти ценности в нашей повседневной жизни. Наша жизнь должна стать постоянным путешествием от сатьи (истины) к преме (любви), проходя через дхарму и шанти. Эти ценности должны проникнуть в глубину нашего сердца и заполнить каждую клеточку нашего тела.
Всё творение возникает из истины,
В истине всё творение сливается воедино.
Есть ли в этой вселенной место,
Где бы не ощущалось величие истины?
Вся вселенная является проявлением
Чистого сознания; познайте эту реальность.
(стихотворение на телугу)
Истина и праведность питают и лелеют человека с момента его появления на свет. Женщины Бхараты проходят через множество испытаний, стремясь сохранить эти великие ценности наряду с семейными обязанностями и работой по дому. Несмотря на все это, они продолжают учить этим ценностям своих детей. Свами хорошо знает, скольких страданий стоит родителям воспитание детей. Нынешние студенты должны стремиться не к образованию и степеням, а к истине и праведности. Вы должны понимать истинное значение сатьи и дхармы. Слово «сатья» состоит из трёх букв: «са», «та» и «йа». Буква «са» означает качество саттвы (чистоты), «та» - качество тьяги (самопожертвования), а «йа» означает качества йамы и нийамы (контроля внутренних и внешних чувств). Итак, слово «сатья» означает развитие саттвических качеств в духе самопожертвования с помощью контроля чувств. К сожалению, сегодня мы теряем из виду такие великие человеческие ценности, формирующие ядро бхаратийской культуры. Человек сегодня не знает, что такое сатья и дхарма. Он считает, что дхарма означает долг. Это неверное толкование и неадекватный перевод. Правильное толкование слова «дхарма» заключается во фразе «Дхарайати ити дхарма» (дхарма это то, что нас питает и поддерживает). Она питает человеческую жизнь. Сатья возникает из сердца человека. Поэтому, когда человек наполнит свою жизнь сатьей и дхармой, он станет священным. Братья Пандавы и Драупади вели такую благородную жизнь, следуя истине и праведности. Все ваши нынешние трудности и унижения проистекают от пренебрежения дхармой.
Божьей воле нужно повиноваться с полной верой, не выдвигая аргументов «за» или «против». Маркандейя родился в результате обещания, данного Ишварой его родителям. Ишвара спросил их, желают ли они получить добродетельного сына, который проживёт короткую жизнь, или не очень добродетельного, но с долгой жизнью. Родители выбрали добродетельного сына. В соответствии с этим родился Маркандейя. Он отличался хорошими мыслями, хорошим поведением и хорошими манерами. Ишвара сообщил родителям мальчика, что он доживёт только до 16-ти лет. Несмотря на это, родители были счастливы тому, что были благословлены добродетельным сыном. Годы шли своей чередой, и вскоре Маркандейе должно было исполниться 16 лет. Вспомнив слова Ишвары, его родители загрустили. Мать его часто плакала, думая о приближающейся смерти сына. Маркандейя не мог понять причины её печали и спрашивал себя, в чём же дело. Однажды он застал родителей в глубокой печали. В ответ на его расспросы, они рассказали, что скоро по воле Бога наступит его смерть. Маркандейя пожалел, что они не рассказали ему об этом раньше, ведь он потерял столько драгоценного времени. Он больше не хотел терять ни минуты. Совершив на рассвете омовение, он отправился в храм Ишвары и начал повторять священную пятислоговую мантру Шивы, «Намах Шивайя» искренне и с полной преданностью. Размышляя об Ишваре, он забылся. Он не ждал никакой награды за свои молитвы. Размышление о Боге он считал своим первоочередным долгом. Следующий день должен был стать последним днём его земного пути. Поэтому он остался в храме. Так как домой он не вернулся, его родители отправились к храму и сели у входа. Они проливали слёзы, думая о приближающемся конце Маркандейи. Как и было предопределено Господом, Маркандейя оставил свою смертную оболочку в тот момент, когда ему исполнилось 16. Его родители глубоко опечалились. Когда Маркандейя оставил своё смертное тело во внешнем мире, его джива (душа) достигла Господа Шивы в божественном мире. Господь был очень доволен искренней преданностью Маркандейи. Он сказал: «Маркандейя! Сегодня тебе исполнилось 16 лет. Ты пришёл ко Мне в радостном расположении духа. Ты склонился перед Моей волей с беспрекословной верой и повиновением. Я доволен твоей преданностью». В этот момент вмешалась Мать Парвати: «О Господь! Почему бы Тебе не отправить его обратно к родителям, раз он беспрекословно подчинился Твоему приказу». Ишвара попросил Парвати сопровождать Его. Вместе они вернули к жизни тело Маркандейи. Когда родители увидели движение в теле Маркандейи, их радость не знала границ. Он встал и сказал: «Дорогие мои отец и мать, Господь Ишвара и Мать Парвати вернули меня к жизни».
Только Бог может спасти жизнь человека. Некоторые врачи заявляют, что они могут дать хорошие лекарства или сделать операцию, чтобы спасти человеку жизнь. Они много всего обещают, но не сдерживают своих обещаний. Никто кроме Бога не может спасти или продлить человеку жизнь. Только Он может вмешаться в закон кармы (причины и следствия). По милости Бога в мире можно достичь чего угодно. Дорогие студенты! Вы должны с детства стремиться заслужить милость Бога. Если вы молите Его о милости и стремитесь обрести её, Бог защитит вас.
Воплощения любви!
Сегодня священный день Шиваратри. Шива означает всё благоприятное. Там, где есть Шива, не может быть Шавы (всего недоброго). Этот священный день Шиваратри нужно проводить в непрерывном размышлении о Боге, повторяя святое имя Шивы с раннего утра до позднего вечера. Имя Господа не должно сходить с вашего языка. Бог вечен. Его не так-то просто достичь. Пока ещё никому не удалось объяснить Бога, хотя были попытки описать Его в таких туманных определениях как вечный, неизменный и т.д. Подходящим описанием Бога будут такие слова: «Экам, нитьям, вималам, ачалам, сарвадхи сакшибхутам, бхаватитам тригунарахитам» (один без второго, вечный, чистый, неизменный, свидетель всех функций интеллекта, за пределами воображения и трёх гун (саттвы, раджаса и тамаса).
Одним из имён, приписываемых Господу Шиве, является Мритьюнджайя, что означает «тот, кто превзошёл смерть». Это с мирской точки зрения. Но если вы хотите понять истинную и вечную природу божественности, вы должны понять отношения между Господом Шивой и Матерью Парвати. Однажды они несколько разошлись во мнениях по поводу того, как назвать своего ребёнка. Парвати хотела назвать его одним из эпитетов Господа Шивы. Господь Шива, однако, решил назвать его Амрутапутра (дитя бессмертия). В действительности, каждый человек является Амрутапутрой. Даже упанишады заявляют об этом. Они раскрывают истинную природу людей, обращаясь к ним: «Шрунванту вишве амрутасья путрах» (О, дети бессмертия! Слушайте).
Дорогие преданные и студенты!
Все вы тоже дети бессмертия, а не лжи (Амрутапутры, а не Анрутапутры). На Амрутапутру не влияют изменения и смерть. Все вы воистину являетесь воплощениями неизменного вечного принципа. Однажды Мать Парвати уложила маленького Ганешу в колыбель и стала петь колыбельную: «О Амрутапутра! Спи, мой милый! Спи. Если ты не будешь спать, весь мир будет бодрствовать». Лакшмидэви, супруга Господа Вишну, увидела эту сцену. Слова колыбельной показались ей довольно странными. Она спросила, как зовут ребёнка, и Парвати ответила, что его зовут Амрутапутра. Тогда Лакшмидэви спросила, откуда она взяла это имя. Парвати ответила, что так назвал ребёнка Господь Шива. Тот, кто произошёл от Ишвараттвы (божественного принципа) является Самим Ишварой.
Воплощения любви!
Вы не читаете древние священные тексты. Пока вы их не прочтёте, вы не сможете понять того, что вас касается. Дорогие студенты! Все вы Амрутапутры. Естественно, вы должны вести себя в соответствии с этим высоким именем. На самом деле, имена, которыми называют детей в нашей стране, обладают большим смыслом и значением. Они не даются просто так или в шутку. Чтобы понять глубокое значение и святость этих имён, мы должны читать священные тексты, такие как Пураны. Мы становимся на неверный путь из-за того, что не можем осознать вечную реальность таких ценностей, как сатья и дхарма. Мы просто повторяем слова сатья, дхарма, шанти и према, как попугаи. Но мы не прикладываем усилий, чтобы понять действительный смысл и значение этих великих человеческих ценностей. Все вы являетесь детьми бессмертия, а не лжи.
Дорогие студенты!
Постарайтесь понять истинную природу и значение имён. На самом деле, никто никогда лично не видел Господа Ишвару. Люди называют Его Кайласаваси (обитателем горы Кайлас). Где находится Кайлас? Только когда вы будете размышлять о Нём в глубоком молчании, вы сможете увидеть Господа Ишвару на Кайласе. Поэтому необходимо практиковать мауну (молчание). И это молчание подразумевает полную неподвижность мысли и слова.
Воплощения любви!
Все вы дети бессмертия. Поэтому постоянно помните об этом. Заявляйте, что вы – Амрутапутры. Ставьте это имя в виде приставки перед своим собственным. Если вы считаете себя Анрутапутрой, это большая ошибка и заблуждение. Поэтому, осознайте свою истинную природу и называйте себя Амрутапутрой.
Бхагаван завершил Своё выступление бхаджаном «Према мудита манасе кахо...»