Гурупурнима
Выступление Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы
13.07.2003
Избавьтесь от телесной привязанности, чтобы развить атмическое сознание
Воплощения Любви!
Вся вселенная была сотворена по Воле Бога. Бог сотворил вселенную и поддерживает её. Вселенная в конечном итоге растворяется в Боге, источнике её происхождения. Вселенная, возникшая по Божественной Воле, называется Вишвам. Точный смысл слова Вишвам – саморасширяющееся и полное блаженства. Бог сотворил вселенную с определённой целью, но человек поступает вопреки этой цели. Вишвам – это не просто манифестация физической материи, а прямая манифестация Бога. Это само воплощение Космической личности со всеми органами Его тела. Вишва символизирует расширяющуюся природу Бога, которая может быть понята только при помощи вивеки (различения). Бог за пределами времени и причины. Физический мир функционирует в соответствии с так называемой причиной, но Божественная Воля не связана причиной. Бог – это первопричина за пределами вселенной. Вселенная – это отражение Бога. Вишвам и Вишну не отличны друг от друга. Буква "В" в имени Вишну означает Вивеку и Вистару (расширение). Поэтому Вишвам – это сама форма Вишну. Вся вселенная образует различные органы тела Бога.
Каждый объект в этом творении имеет пять аспектов, а именно: Сат, Чит, Ананду, Рупу и Наму (существование, сознание, блаженство, форму и имя). Первые три являются вечными принципами, в то время как имя и форма эфемерны. Сат, Чит, Ананда – это основа для имени и формы. Вся человеческая деятельность основана на имени и форме. Именно Бог определяет, кому что делать. Некоторые люди являются раджастическими по своей природе, другие тамастическими. В таких людях доминируют порочные качества ненависти и ревности.
Люди приписывают Богу различные имена и формы на основании своего собственного понимания. Они забывают три основных принципа Сат, Чит и Ананды и присваивают имена и формы единственной реальности. На самом деле имена и формы не перманентны. Но людей подавляют имена и формы, и они игнорируют вечные принципы Сат, Чит и Ананды, в следствие чего они заблуждаются и имеют тенденцию забывать могущественную силу Бога за именем и формой.
Бога называют Падманабха (Тот, который имеет лотос, вырастающий из Его пупка). Здесь лотос символизирует Божественную Санкальпу (Волю). Его также называют Хираньягарбха, поскольку у Него золотое чрево. Его называют Вааста, поскольку Он присутствует в каждом в форме "Я". Бог не имеет специфического имени. Все имена приписаны Богу человеком. Тем не менее, каждое имя, такое как Падманабха, Хираньягарбха, Хиранмайя и т.д., имеет глубокий внутренний смысл. Духовность предназначена для того, чтобы объяснять принцип Божественности и внутренний смысл приписываемых Ей имён. Тот, кто следует духовному пути, должен прикладывать усилия, чтобы понять и ощутить принцип Божественности и пропагандировать его.
В 1968 году в Бомбее (ныне Мумбае) была проведена Первая Международная конференция Организации Сатья Саи Севы. Именно тогда был заложен первый камень Дхармакшетры. Вся работа по строительству Дхармакшетры лежала в основном на Индулал Шахе. Он без устали работал по пропаганде послания Свами. Его жена Сарла Шах была для него источником силы. Она играла активную роль в развитии крыла Бал Викас и женского направления (Махила Вибхаг). Оба: и муж, и жена – внесли огромный вклад в дело распространения Саи движения во всём мире. Даже в этом преклонном возрасте они делают очень много для Саи Организации.
Никто не в состоянии понять природы Божественности. Этот мир подобен картине, нарисованной на стене, не имеющей опоры. Нужно прикладывать усилия, чтобы понять принципы Адхары (основы) и Адхеи (объекта). Не растрачивайте своё время на только лишь ритуалы. Настоящая духовность заключается в осознании той истины, что человек – это ничто иное, как искра Божественности. Именно это заявлено в Бхагавад Гите: Мамаивамшо Дживалоке Дживабхута Санатана (все существа – части Моего вечного Бытия). Васудева сарвамидам (весь мир пронизан Богом, Васудевой). Вы должны ощутить эту истину и пропагандировать её миру. По всему миру основано множество Саи центров. Каждый Саи центр имеет свою собственную историю, и Дхармакшетра тому не исключение. Только Свами знает те бесчисленные трудности, с которыми столкнулся Индулал Шаху во время строительства Дхармакшетры. Ему пришлось пробираться по колючим кустарникам, чтобы выбрать подходящее для строительства Дхармакшетры место. Он показал мне для одобрения участок земли, находящийся на улице Махакали Кейфс. Он усердно работал по её строительству, и многие люди ему помогали. Работу такого значения невозможно выполнить без помощи других. Когда вы делаете хорошее дело, естественно будут возникать определённые трудности в начале, но вы не должны обескураживаться. Когда Девы и Данавы пахтали океан молока, первым появился смертельно опасный яд, но это не остановило их, и они продолжали свои усилия с непоколебимой решимостью и в конечном итоге получили божественную амброзию. Наше сердце можно сравнить с океаном молока, а Садхану – с процессом сбивания. В начале, когда вы предпринимаете Садхану, обязательно будут препятствия. Но нас не должны сгибать эти препятствия, и мы должны продолжать наши усилия с полной верой. Только тогда мы сможем достичь возвышенного и полного блаженства состояния. Многие в прошлом претерпевали множество трудностей при строительстве центров паломничества. Ади Шанкара, не обращая внимания на физическое переутомление, прошёл весь путь с отдалённого юга до севера, чтобы основать центры паломничества в Бадринате, Амарнате и Кедарнате.
Любому человеку необходима кооперация других, чтобы выполнить какую-либо грандиозную задачу. Где единство, там блаженство. В этот век Кали в людях больше нет духа единства. Нет ни единства, ни чистоты, из-за этого в сердцах людей поселилась враждебность, от которой возникают волнения и беспорядки. Фактически, единство является необходимостью дня. Настоящая сила человека заключается в единстве. Каковы мысли, таковы и действия. Каковы действия, таков и результат. Сегодня человек не способен достичь цели в жизни, потому что в нём нет священных мыслей, поэтому в первую очередь он должен развивать священные мысли.
Многие люди обманывают сами себя, что они любят Бога, но в них полно телесного сознания, и они жаждут денег и материальных вещей. Такая любовь не может быть настоящей любовью вообще. Это всё искусственная любовь. Многие люди пишут Мне: "Свами, мы любим Тебя. Пожалуйста, мы хотим быть рядом с Тобой". В этой связи позвольте Мне подчеркнуть, что Саи нельзя добиться так легко. Вы можете говорить, что вы любите Меня, но как Мне вам поверить? Разве в вашей любви есть дух жертвенности? В ваших словах и делах нет последовательности. Вы обещаете одно, а на следующий же день отказываетесь от своего обещания. Как можно поверить в любовь подобных обманщиков? Настоящая и вечная любовь исходит из сердца. Настоящая любовь – это взаимоотношения от сердца к сердцу. Она ассоциируется с атмическим принципом, который присутствует в каждом. Атма – это источник сознания. Атма и Брахма – это одно и то же. Любовь, исходящая из сердца, дарует вам вечное, бессмертное и недуалистическое блаженство. Но где сегодня подобная любовь? Вы герои на словах, а не в делах. Подобные люди одурачивают сегодня весь мир. Тот, в чьём сердце настоящая любовь, не будет заниматься пустыми разговорами, но демонстрируют любовь своими делами. Сегодня люди очень много говорят, не воплощая свою любовь в действие. Такие люди просто воры. Как вы сможете добиться цели в жизни, если будете верить подобным недобросовестным людям и надеяться на них? Ваше сердце должно растаять и потечь к Богу, только тогда вы сможете добиться Его милости. Люди могут говорить, что им заблагорассудится; не поддавайтесь таким людям. Не обращая внимание на трудности и невзгоды, держитесь принципа божественности и достигните цели в жизни. Сегодня людям не хватает воли и решимости, чтобы достичь цели жизни. Как цели жизни сможет достичь тот человек, кто не понимает её?
Настоящую любовь нельзя раздробить. Нельзя любить Бога и одновременно эфемерные объекты и взаимоотношения. Любовь, раздробленная на части, может быть только поддельной. У вас только одно сердце, и вы не можете разделить его на куски и раздать различным людям. Это не конфета или кусок сахарного тростника, которые можно разломать и раздать. Это вечная истина. Она нектарна и полна блаженства. Игнорируя бессмертное блаженство внутри, люди следуют мирскому пути, думая, что блаженство находится в нём. Это только плод их воображения. Тот настоящий преданный, кто с полной верой и решимостью, не обращая внимания на трудности и испытания, прикладывает усилия, чтобы достичь Бога.
Решившись на то, что надо было, держитесь, пока не обретёте успех. Пожелав то, что надо было, держитесь, пока ваше желание не будет удовлетворено. Попросив то, что надо было, не уходите, пока не получите этого. Замыслив то, что надо было, держитесь этого, пока не обретёте успех. С оттаявшим сердцем Господь должен уступить вашему желанию. Не думая о себе, просите Его от всего сердца. Настойчиво добивайтесь, будьте стойкими и никогда не отказывайтесь, поскольку преданный никогда не отступит, отказавшись от своего решения. (поэма на телугу)
Современные преданные своими сладкими речами и притворной любовью пытаются одурачить даже Бога. Такие люди никогда не смогут достичь Бога. У вас должна быть непоколебимая вера. Даже во времена трудностей и опасностей ваша вера должна оставаться стойкой. Бога можно ощутить только во времена трудностей. Каште Пхали (усердный труд приносит богатую награду). Также сказано: На Сукхат Лабхьяте Сукхам (нельзя обрести счастье из счастья). Относитесь к трудностям как к дару Бога и примите их в должном духе.
Сарла Амма и Индулал Шах столкнулись в те дни с бесчисленными трудностями, но они преодолели их с мужеством и упорством. Они живут в Бомбее (ныне Мумбае), который сам по себе необыкновенный город. Он подобен "бомбе". Что бы вы ни делали: хорошее или плохое – вам придётся столкнуться с трудностями. При подобных обстоятельствах они продолжали делать хорошее дело. Фактически многие люди причиняли Индулал Шаху неприятности, но он продолжал своё дело с непоколебимой преданностью и добился успеха. Чтобы довести дело до конца, нужна милость Бога. Чтобы выполнить грандиозную задачу, вы будете вынуждены обратиться за помощью к другим. Те, кто занят Божьим делом, должны быть готовы столкнуться с любыми препятствиями. Жизнь Индулал Шаха служит достаточным тому доказательством. С сильной верой и решительностью он служит Саи последние сорок лет. С пропагандой учения Саи он объездил весь мир. Когда бы люди ни приходили к нему со своими сомнениями, он всегда давал им самый убедительный ответ и развеивал неясности. Нужно быть готовым принять любой вызов, что мирской, что духовный. Они приложили огромные силы, без устали работая ради Организации.
Я хочу поделиться с вами небольшим случаем. Прошлым месяцем Индулал Шах приехал в Бриндаван, чтобы встретиться со Мной. Он увидел Меня, лежащим в постели, и очень огорчился. Он не высказал этого вслух, но про себя он молился, чтобы Свами скоро поправился. Он практически ничего не ел и не спал весь прошлый месяц, переживая за Свами, из-за чего его тело сильно ослабло, хотя у него всегда было крепкое здоровье. У него есть множество планов о будущем Организации, и он молится о том, чтобы Свами дал ему необходимые силы, чтобы их реализовать. Оба: Сарла Амма и Индулал Шах – очень тревожились за здоровье Свами и думали о Нем всё время. Они не следуют тому, что говорят другие, а имеют свои собственные убеждения.
Никому не нужно переживать или тревожиться о здоровье Свами. Ему не может грозить никакая опасность. Он во всём обретёт успех. Естественно, могут быть какие-то изменения на физическом плане, но они временные и не перманентные, поэтому Свами хочет, чтобы вы не падали духом. Теперь Я уже вылечился и стою сейчас перед вами. Вы спросите, какое лекарство Я применял? Неослабные молитвы Моих преданных – это было Моим лекарством. В последний месяц, будь то в Мадрасе (ныне Ченнаи), Хайдарабаде, Бангалоре или Мумбае – преданные неустанно молились. Во всех до единого домах проводились Бхаджаны и Намасмарана. Многие преданные совершали суровые епитимьи и проводили Яджны. Подобным образом было проведено множество духовной деятельности в молитвах о здоровье Свами. Именно в результате этих ревностных молитв Я сейчас в состоянии стоять перед вами и произносить речь. Я ни того не хотел, чтобы эти страдания были, ни того, чтобы от них излечиться. Это вы хотели, чтобы это тело избавилось от боли, и вы добились этого при помощи своих молитв. Это тело не Моё, оно ваше, поэтому заботиться об этом теле – это ваша обязанность. Я не тело (Деха); Я – Обитатель (Дехи).
Тело состоит из пяти элементов, и рано или поздно ему суждено погибнуть, но Обитатель не имеет ни рождения, ни смерти. Обитатель не имеет какой бы то ни было привязанности, и он – вечный свидетель. Воистину говоря, находящийся в форме Атмы, – это Сам Бог. (поэма на телугу)
Атма не имеет ни рождения, ни смерти, ни боли, ни страдания. Вы можете в это не поверить, но врачи видели, каким обширным было повреждение бедра. Для кого-либо другого заняло бы два-три года, чтобы начать нормально ходить. Головка бедра была разбита на части. Не было мышц для поддержки. Мои кости прочные как алмазы, их невозможно соединить вместе. Поэтому врачи вставили штифт. После такой сложной операции нужно несколько лет, чтобы начать ходить нормально. Не заботясь об этом, я начал ходить. Врачи сделали всё, чтобы защитить это тело. Они выполняли свой долг. Но Я не думаю об этом теле вообще. Я демонстрирую идеал, что не нужно иметь телесной привязанности. Не только сейчас, два последних года Я постоянно призываю вас отказаться от телесной привязанности. Постепенно сократите ваше телесное сознание (Дехабхимана) и развейте атмическое сознание (Атмабхимана). Вы не это тело; вы воплощение Атмы. Физическое тело приходит и уходит. Тело имеет страдание, а не Атма.
Когда Я сломал своё бедро, невозможно было даже двинуть ногой. Малейшее движение вызывало мучительную боль как от электрического шока. Я сказал врачам: "Это не Моё тело, а ваше, делайте с ним то, что считаете нужным". Тот, кто отказался от телесного сознания, не будет иметь страдания вообще. Сатьяджит был со Свами всё это время. У него была сильная решимость, и он поклялся всегда быть со Свами. Когда Меня повезли в госпиталь на микроавтобусе, он сидел рядом у Моей головы. Когда Меня повезли на операцию, он пошёл следом. Обычно, когда делают операцию, никому из посторонних не разрешается присутствовать в операционном зале. Но Сатьяджит не хотел оставлять Свами, он хотел видеть, что доктора будут делать с его телом, поэтому он облачился в хирургическую одежду и вошел в операционную. Я сказал Сатьяджиту: "Ты не сможешь перенести вида Моей крови поэтому оставайся снаружи", но он ласково настоял на том, чтобы ему было разрешено оставаться внутри. Он был рядом со Мной во время всей операции. Он видел, как врачи долбили отверстие в кости при помощи молотка. После того, как операция закончилась, он спросил: "Свами, как ты смог переносить такую боль и страдания?" Я сказал: "Моей силой была любовь таких преданных, как ты". Сила любви абсолютна. При помощи силы любви вы можете преодолеть любою боль или опасность.
У вас должна быть сильная, непоколебимая вера, в которой нет ни малейших сомнений. Ваши мысли, слова и дела должны быть в гармонии друг с другом. Многие преданные, которые имеют подобную сильную, устойчивую веру, стали получателями милости Свами. В течение последнего месяца Бхаджаны проводились в каждой деревне. Единственной молитвой всех было то, что Свами должен быстро поправиться и даровать всем Даршан. Здоровье Свами больше всего занимало их мысли. Я получил сотни тысяч телеграмм от преданных, желающих Мне наискорейшего выздоровления. Многие преданные сильно переживали и молились за Меня. Сила их подвижничества наделила Свами хорошим здоровьем. Именно благодаря их любви и преданности Свами сейчас бодр и здоров. Я никогда не использовал Свою Божественную силу, чтобы излечить самого себя. Если бы Я использовал её, то излечился бы в одно мгновение. У Меня нет эгоистичного чувства, что Я должен излечиться. Во Мне нет ни малейшего эгоизма. Каждый должен быть счастлив – в этом заключается Моё единственное желание.
Каждый должен испытать счастье – в этом суть культуры Бхарата. Это век Кали. В этот век у людей много сомнений, особенно у высокообразованного молодого поколения – лиц, закончивших аспирантуру или имеющих двойное образование. Это естественно, что под влиянием века Кали и с их образовательным уровнем молодое поколение не способно развить твёрдой веры в Бога. Когда Я поднимался с постели далеко за полночь, в час или два, Я обнаруживал этих двух мальчиков, Сатьяджита и Дилипа, одного сидящим у Моей головы, а другого – в ногах, надёжно охраняющих это тело. Один из мальчиков, Дилип, работал здесь в Супергоспитале. Он сам недавно сломал ногу и всё ещё был в гипсе, несмотря на это он приехал в Бангалор в то же утро, как услышал о недомогании Свами, чтобы смотреть за Ним. Оба этих мальчика ухаживали за Свами с огромной преданностью. Люди могут лицемерно, механически повторять слова "любовь", "любовь"; но никто не способен на такое великое служение, какое оказывали эти мальчики. Даже в очень поздние часы, стоило Мне слабым голосом прошептать "Сатья", мальчик немедленно поднимался и прислуживал Мне, настолько он был бдителен и предупредителен. Они смотрели за всеми Моими нуждами, включая то, что они кормили Меня. Фактически в услужении Свами они полностью забыли свои собственные персональные нужды. Всё это благодаря огромным заслугам, накопленным их родителями. Эти мальчики способны были развить такие благородные чувства преданности и служения только благодаря преданности их родителей Богу и накопленных ими заслуг. Поэтому в первую очередь родители должны стать преданными Бога. Я часто говорил этим мальчикам, что Мне уже лучше, и они могут пойти и поесть, но они не покидали Меня. На все телефонные звонки с тревожными вопросами преданных о состоянии Свами они просто отвечали, что со Свами всё хорошо, никогда они не давали никаких деталей. На все вопросы преданных они отвечали с огромной любовью и тактом.
Откуда они приобрели подобную любовь и такт? Не из-за их высшего образования или возраста, это только благодаря их ревностной преданности и вере в Свами. Это истинное качество. Основываясь на таком благородном качестве, они совершали великое служение Свами. Многие люди готовы служить Свами, если бы им выпал такой шанс, но никто не смог его получить. А они получили эту уникальную возможность и воспользовались ею сполна. Какая садхана может быть превыше служения Свами? Какое великое достижение может быть более того, что Свами признал их любовь? Вы не найдёте людей, в столь юном возрасте совершающих такое великое служение день и ночь непрерывно в течение целого месяца. Многие люди могут говорить о любви и служении, но вы не найдёте таких любящих и преданных мальчиков. В этих мальчиках Я видел такую великую веру, преданность и стойкость. Вот почему они оказались способны завоевать сердце Свами.
С верой и преданностью можно выполнить великие задачи, даже поднять гору. Когда Лакшмана пал на поле битвы, Рама был в огромном отчаянии. Тогда Ханумана отправили принести траву Сандживани, чтобы оживить Лакшману. Хануман не знал, где точно растёт эта трава. Поэтому он поднял всю гору, на которой была эта трава, и поставил её перед Рамой. Точно так же, преданные Бога должны быть готовы оказать любое служение, какой бы трудной не была задача. Обычно люди имеют тенденцию бежать от трудностей и бросаться на удовольствия жизни. Так не должно быть, нужно быть готовым ко всему. Человеческое тело предрасположено к болезням и трудностям, но это не должно приводить вас в уныние, вы должны развивать в себе твёрдую веру в Божественность. Эта вера (Висваса) должна стать вашим дыханием (Сваса). Сегодня Я в состоянии стоять и выступать перед вами только благодаря великому служению, оказанному этими двумя мальчиками.
Я должен сказать вам ещё одну вещь. Миллионы людей по всему миру во время этого периода недомогания Свами молились об Его быстрейшем выздоровлении. Многие люди совершали суровые религиозные обеты (Врата). Было получено бесчисленное количество телеграмм и телефонных звонков с вопросом о здоровье Свами. В частности Гита Редди, президент конгресса Андра Прадеша (женского крыла) весь месяц оставалась в Бриндаване в молитвах о здоровье Свами и в надежде каким-либо образом получить Его даршан. Поскольку никому не разрешалось в то время проходить в резиденцию Свами, у неё не было возможности получить Его даршан. Тем не менее, она оставалась, хотя её служебные обязательства требовали её присутствия в Хайдарабаде. Каждый день она перелетала самолётом между Бангалором и Хайдарабадом, не заботясь о громадных финансовых расходах и трудностях в доме. Она хотела, чтобы Свами выздоровел как можно быстрее. Это настоящая любовь и преданность, которая может удовлетворить Свами. Преданность и самоотдача может вылечить любую болезнь.
Я хочу рассказать вам другой небольшой инцидент. В Соединённых Штатах была одна пациентка, которая очень боялась поставленного ей врачами диагноза. У неё была обнаружена злокачественная опухоль в области сердца. Они с мужем приехали в Бангалор и молились о милости Свами. Я уверил её, что Я уничтожу рак, и им ничего не нужно бояться. Она принимала лечение в течение одной недели, и рак исчез! Оставалась ещё небольшая злокачественная порция, и Я дал инструкцию врачам устранить её хирургическим путём. Врачи выполнили операцию по Моей инструкции. На следующий же день она начала ходить! Она теперь вполне здорова. Есть много подобных случаев. Божественное Имя может вылечить даже самую неизлечимую болезнь. Именно это она и сделала. Эта женщина имеет привычку непрерывно повторять Божественное Имя "Саи Рам". Есть много таких людей, которые занимаются повторением Божественного Имени. Я вылечил многих людей от смертельных и неизлечимых болезней. Есть также много людей, которым Я помог самым различным образом. Все они молятся теперь о Моём излечении. Только их молитвы помогли Мне быстро выздороветь.
И не только это. 9 лет назад Я потерял зрение на левый глаз. Все эти годы Я видел только одним глазом. Теперь врачи нашего госпиталя, а также Нарасимха Мурти (ректор колледжа Сатья Саи, Бриндаван) взмолились Мне, что Я должен прооперировать также и левый глаз наряду с операцией на бедре. Я сказал им, что вполне управляюсь одним глазом, поэтому нет необходимости делать операцию на второй глаз, но они умоляли Меня и добились того, что Я согласился на операцию.
Когда сегодня в 7 часов утра Я сошёл вниз, чтобы идти в Саи Кульвант Холл в Прашанти Нилаям, Сатьяджит стал уговаривать Меня чтобы Я немного оттянул Даршан до 7.30, имея в виду то физическое напряжение, которое Я должен был выдержать в эти ранние часы. Так он переживает за Меня каждое мгновение, и не только он, есть много преданных с подобными благородными мыслями. Вот почему святой Тьягараджа пел в своём знаменитом киртане "Ендаро Маханубхаавулу :" (Есть много благородных душ :). Фактически именно благодаря подобным благородным душам эта страна Бхарат способна была прожить в мире. Бхаратадеша – это не просто масса земли, Бхарат – это воистину сердце всего мира. Если Бхарат в безопасности, то весь мир будет в безопасности. К сожалению люди Бхарата не понимают этой истины. Повсюду свирепствует эгоизм. Поэтому отбросьте прочь свои эгоистические мотивы и займитесь деятельностью по помощи другим. Молитесь о благосостоянии старших, молитесь о благосостоянии всех. В этом настоящий смысл молитвы Лока Самаста Сукхино Бхаванту. Искренне, от всего сердца молитесь за благосостояние всего мира, и вы обязательно будете процветать. Я думаю, что отнял у вас очень много времени и причинил вам неудобства. Я желаю вам, чтобы вы воспитывали в себе дух служения, подражая примеру Сарла Аммы и Индулал Шаху. Я желаю прогресса детскому и женскому движению (Бал Викас и Махила Вибхаг). Я желаю обоим долгой, здоровой и счастливой жизни.
Бхагаван закончил Свою речь Бхаджаном "Хари Бхаджана Бина Сукха Шанти Нахи:"
Перевод Эльвиры Зиннуровой по брошюре, выпускаемой редакцией журнала