Махашиваратри
Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
01.03.2003
Настоящий Сатсанг - это опыт единства
О духовные искатели! Когда человек поймёт, что один и тот же Атмический принцип присутствует в нём, так же как и в других, то во всех трёх стадиях существования он будет всегда иметь и наслаждаться обществом Бога, вне зависимости от того, является ли он отречённым или семейным человеком, имеет он привязанность к миру или нет, совершает он действия или нет.
(Шлока на санскрите)
Преданные должны осознать единство Атмического принципа, который имеется во всех существах. Сатсанг (хорошая компания) совершенно необходим для того, чтобы понять единство Атмического принципа. Сатсанг не означает ассоциацию с хорошими людьми, преданными или духовными искателями. “Сат” – это то, что неизменно во все три периода времени. Это Атмический принцип. Когда “Сат” и “Чит” соединяются вместе, получается Ананда (блаженство). Сат-Чит-Ананда – это сама форма Атмы. Это называется Трансцендентальной Истиной. Для того чтобы понять эту истину, нужно практиковать три мантры: Бхадрам Трунванту, Бхадрам Срунванту и Бхадрам Курванту. Вам не нужно искать Бога, если вы воплощаете в жизни эти три принципа.
Бхадрам Трунванту означает “Я не отличен от Атмы”. В этом мире нет ничего, кроме Атмы. Бхадрам Срунванту означает “Я не слушаю ничего, кроме того”. Бхадрам Курванту означает “Мне не нужно совершать никакую Садхану”. Для чего человеку какая-либо Садхана, если он осознаёт единство Атмического принципа? Каждый слышимый нами звук является отзвуком Атмического принципа. Тот, кто это понимает, не станет слушать ничего, кроме Атмы.
Божественность – это суть всех действий. Бхадрам Трунванту, Бхадрам Срунванту и Бхадрам Курванту означает, что Божественный Даршан, Божественный Самбаршан и Божественная активность воплощается только в Боге. Поэтому живите всегда в обществе Бога. Поэтому настоящий Сатсанг – это жить всегда в обществе Бога. Бог один. Его называют “Сат”. Екам Сат Випрах Бахудха Ваданти (Истина одна, но учёные люди называют её по-разному). “Сат” – это то, что неизменно во все три периода времени. С непоколебимым умом и устойчивым мировоззрением вы должны жить в обществе Единого, который неизменен. Ваши мысли, слова и дела должны быть устойчивыми и святыми. Но из-за влияния Кали Юги современная молодёжь считает, что очень трудно контролировать свои мысли, слова и дела. У молодых людей нет устойчивого мировоззрения. Они не держат своего слова. Их деятельность противоречит их мыслям и словам.
Манасьекам Вачасьекам Карманьекам Махатманам
Манасьяньят Вачасьяньят Карманьяньят Дуратманам
(Великие души – это те, чьи мысли, слова и дела в совершенной гармонии; дурные люди – те, в ком этой гармонии нет).
Ваши дела должны быть в соответствии с вашими мыслями и словами. Настоящий Сатсанг – это гармонизация мыслей, слов и дел. Настоящий Сатсанг – значит ощутить единство Духа. Атма только одна. Она притягивает весь мир. Что такое Пракрити (Природа)? Она состоит из объектов, которые вводят человека в заблуждение. Все объекты в природе носят временный характер. Объекты, временные по своей природе, могут дать только мимолётное счастье. Веды говорят о принципе Ритам. Этот принцип символизирует истину, являющуюся неизменной. Все мирские объекты подвержены изменениям. Когда вы развиваете Ритам, вы сможете понять неизменную и вечную Божественность.
Вы можете спросить: “Как мне обрести видение Божественности?” О простаки! Вам нет необходимости искать Бога. Он везде, куда бы вы не глядели. Он пропитывает собой все объекты. Вы не в состоянии Его увидеть, потому что вас вводит в заблуждение внешнее проявление. Пашьяти Ити Пашуху (то, что следует чисто внешнему проявлению, – это животное). Всё, что вы видите, ощущаете – это ничто иное как манифестация Бога. На самом деле вы сами являетесь Богом. Поэтому Веды призывают человека развивать веру в то, что “Я – Бог, а Бог – это никто иной, как Я”. Имена и облики разные, но Бог один. Сарвам Кхалвидам Брахма (Воистину всё это Брахман). Нужно осознать это единство в Божественности. В кажущемся многообразии есть лежащее в его основе единство.
Сатсанг означает опыт единства. Сегодня люди думают, что Сатсанг означает собрание духовных искателей. Люди присоединяются к подобным собраниям и думают, что они присоединились к Сатсангу. Но это не Сатсанг в истинном смысле этого слова, потому что люди, которых они считают хорошими, могут стать плохими. Им суждено меняться. Как подобная временная ассоциация может даровать вечное счастье? Это невозможно. До сих пор люди не понимают истинный смысл Сатсанга и его значение. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Когда вы ассоциируете себя с эфемерными вещами, результаты тоже будут временными. Вы должны развивать дружбу с Божественностью, которая единственно является истинной и вечной. Божественность существенным образом присутствует в вас. Вы не можете найти её вовне. Внешний мир подвержен изменению. Мир – это ничто иное, как комбинация материи. Всё в этом мире временно. Ничего нет вечного. Всё, что мы видим в этом мире, является иллюзорным. Истиным и вечным является только невидимый Атмический принцип.
Если вы задаёте вопрос: “Где Бог?” – некоторые люди отвечают: “Он во мне”, – указывая на своё тело. Тело не вечно. Поэтому этот ответ неправильный. (Свами держит розу) Когда Я говорю, что цветок в Моей руке, то цветок меньше, чем Я. Точно так же, когда вы говорите, что Бог в вас, тогда получается, что вы больше Бога! Фактически, весь мир находится в руках Бога. Следовательно, неправильно говорить, что Бог в вас. Вы в Боге. Всё в Боге. Мир сам по себе – это манифестация Бога. Это Трансцендентальная Истина. Это неизменная Истина. Слово Шивам символизирует истину. Следовательно истина не соответствует вашему телу. Она соответствует неизменному и вечному Сат. Сегодня люди слудуют физическим и мирским значением, в результате чего их ум оказывается испорченным.
Жизнь человека можно сравнить с деревом. Асуя (ревность) и Ахамкара (эго) подобны насекомым-вредителям, разрушающим дерево жизни. Человек сможет стать настоящим человеком, когда избавится от этих вредителей.
Сегодня вы должны понять принцип вечной и неизменной истины. Наш Нарасимхамурти (один из предыдущих ораторов) сказал, что божественность – в Атмическом принципе. Как можно увидеть Атму? Атма не имеет формы. Как можно визуализировать то, что вне формы? Блаженство – это форма Атмы. Оно присутствует в каждом. Человек – это воплощение Ананды. Но он не способен ощутить блаженство, потому что введён в заблуждение материальными объектами. Не нужно жаждать материальной собственности. Надолго ли её хватит? Здесь, например, цветок. Сегодня он выглядит свежим, но назавтра он увянет. Точно так же всем объектам в мире с течение времени суждено измениться. Атма вечна. Ананда вечна. Блаженство можно только ощутить; его нельзя выразить в словах. Никто не может объяснить природы блаженства. Его можно понять, только ощутив. Как Я сказал вам ранее, ваши Дришти (зрение), Шраванам (слух) и Карма (действие) должны быть постоянно сфокусированны на Атме. Тогда вы обязательно ощутите Ниджананду, Нитьянанду и Адвайтананду (истинное, вечное и недуалистическое блаженство).
Люди некоторое время сидят в медитации и начинают лить слёзы радости. Они говорят, что испытали блаженство. Это ничто иное, как их фантазии. Блаженство – это не то, что приходит и уходит. Оно вечно. В какой бы стадии вы не были: в состоянии бодрствования, сна или глубокого сна – вы должны быть способны ощущать его непрерывно.
Воплощения Любви!
С юного возраста вы должны стремиться достичь Атмического блаженство. Это должно стать вашим единственным устремлением. На это должны быть нацелены ваши мысли, слова и дела. Именно это можно будет назвать настоящим Сатсангом. Мирской опыт, как долго бы он не длился, не может даровать вечного блаженства. Вы сможете насладиться вечным блаженством только в обществе Бога. Вся мирская деятельность и опыт обязательно изменяются. Неизменна только Атма. На санскрите это называется Ритам. Чтобы ощутить этот вечный принцип, вы должны отказаться от телесной привязанности и понять истину, что Атма в вас – та же самая, что в других. Та же самая Атма присутствует во всех существах, так же как один и тот же ток течёт во всех электрических лампочках. Екатма Сарва Бхутантаратма (одна и та же Атма присутствует во всех существах). Но сегодня люди не имеют подобной широты мышления. Чтобы ощутить божественность, которая является самой формой любви, вы должны стать персонификацией любви. Божественность и любовь неразделимы. Поскольку человек наделён подобным священным божественным принципом, то говорится: Джантунам Нара Джанма Дурлабхам (человеческое воплощение – самое редкое из всех форм жизни).
Человек сегодня не углубляется в то, что же является целью жизни (гамьяму). Он переживает за свою джанмаму (мирскую жизнь), вместо того чтобы пытаться постичь цель жизни. Даже животные и насекомые переживают за своё миское существование. Нет необходимости знать секрет жизни; нужно знать цель жизни. Это очень важно. Цель нашей жизни – это Истина, которая символизируется принципом Атмы. Человек пытается понять секрет жизни, вместо того чтобы исследовать цель жизни. Это пустое занятие. На это не хватит никакого количества жизней. Сфокусируйте ваш ум на гамьяму (цели). Не переживайте за свою джанмаму (жизнь).
Ади Шанкара сказал:
Пунарапи Джананам Пунарапи Маранам
Пунарапи Джанани Джатаре Саянам
Иха Самсаре Баху Дустаре
Кроипаяпаре Пахи Мураре.
(О Господь! Я захвачен в этот цикл рождений и смертей; снова и снова я прохожу через агонию пребывания в материнском чреве. Очень трудно пересечь этот океан мирской жизни. Пожалуйста, проведи меня через этот океан и даруй освобождение).
|
Снова и снова вы рождаетесь, и снова вы видите, делаете и ощущаете то, что вы уже видели, делали и слышали. Вы должны понять, что рождаетесь для того, чтобы не рождаться снова. Вы должны видеть и ощутить то, при помощи чего ваша жизнь будет реализована. Это единство Атмического принципа. Когда вы ощутили Атму, вам не нужно будет уже ничего. Сегодня здесь собрались тысячи людей. Каждый из вас выглядит и ведёт себя по-разному. Но сияющий в каждом из вас Атмический принцип один и тот же. Когда горит лампочка, кто-то садится и делает свою домашнюю работу. Другой садится и пишет финансовый отчет, допуская при этом грубые ошибки. А третий может сесть и написать какую-либо кляузу. Что бы не происходило, на свет это не влияет никак. Он остаётся просто свидетелем. Подобным же образом, Атма тоже остаётся вечным свидетелем всего, что человек делает. Внешняя деятельность подвергается изменениям, но вечная истина Атмы остаётся той же самой во все времена.
Бог один; цель одна. То же самое передаёт следующее утверждение: “Я в свете; свет во мне; я – свет”. Когда вы говорите: “Я в свете” – это означает, что преданность содержится в мудрости. Утверждение “Свет во мне” отражает истину, что мудрость содержится в преданности. Свет и любовь – вы должны понять их единство. Преданность – необходимый пререквизит, чтобы познать реальность. Вы должны больше и больше развивать любовь и в конечном итоге трансформировать её в мудрость. Вы не должны следовать капризам ума. Что бы не произошло, ваше зрение должно быть прочно имплантировано на Атме. Святые и мудрецы древности совершали при помощи подобной однонаправленной преданности аскезу и обретали блаженство. Сегодня люди повторяют мантры и совершают Джапу. Они делают это ради своего ментального удовлетворения. Они хотят добиться покоя. Но фактически при помощи этой практики они получают не покой, а только фрагменты покоя. В чётках 108 бусинок, но соединяющая их вместе нить одна и та же. Она символизирует Божественность.
Божественность подобна магниту, который притягивает весь мир. В некоторых местах сила притяжения максимальна. Это нечто очень особенное. К примеру, здесь собралось столько людей. Кто вам высылал приглашения? Вас притянул сюда Божественный Магнит. Этот магнит присутствует не только здесь, но и повсюду. Здесь, там и везде Божественность присутствует в форме Атмы. Здесь вы можете ощутить силу божественного притяжения. Этой силы нельзя добиться, просто её попросив. Её можно приобрести только при помощи любви. Любовь – это нечто, исходящее из её источника. Её нельзя извлечь силой. Мирское знание вы можете получить где-то, но любовь должна произрасти изнутри естественным образом. Любовь – это Бог. Только любовь может даровать настоящую мудрость. Джнанад евату Кайвальям (мудрость ведёт к освобождению).
Мирское знание ассоциировано с множественностью. Любовь позволяет вам увидеть в множественности единство. Поэтому вы должны развивать любовь и понять ту фундаментальную истину, что та же самая Атма находится в каждом. Люди утоляют свой голод различной пищей. Блюда разные, но голод один и тот же. Вы должны понять это единство. Каждый из вас может выполнять различную Садхану (духовную практику). Какой бы ни была духовная практика, её нужно выполнять с Атмическим чувством. Вы должны прикладывать усилия, чтобы понять принцип единства. Только это образует настоящую духовную практику. Принцип любви в вас должен быть стабильным. Однако в современной молодёжи любовь изменчива. Один день она свята, а на следующий же день грешна. Подобная любовь не может называться настоящей преданностью. Екам Сат (Божественность одна). Вы в свете, и свет в вас. Держите это в своей голове. В конечном итоге вы осознаете, что “Я – это Я”. Если вы хотите понять принцип Атмы, вы не должны уступать место множественности. Всё, что вы видите и слышите в этом мире, – это просто отражение, отзвук и реакция. Реальность внутри вас. Я вижу здесь много студентов. Откуда они? Они – Моё отражение. Иначе они были бы не заметны. Подобным же образом, каждый человек и каждый объект – это ваше собственное отражение. Жизнь подобна океану с волнами Самьйоги (единения) и Вийоги (разъединения). Вы должны невозмутимо относиться к этой дуальности. Принцип дуальности за пределами единения и разъединения. Для Меня нет ни того, ни другого. Вийога возникает, только если есть Самьйога. Они ничто иное как ваши фантазии. Для того, чтобы осознать принцип Атмы, вы должны избавится от подобных фантазий и развивать веру Екам Сат. Есть только одно, не два. Оно неизменно и остаётся тем же самым во все времена и во всех стадиях существования. Чтобы познать эту истину, вы должны присоединиться к Сатсангу.
Это тело – Ангаму (часть) общества. Сангаму (ассоциация атрибутов) существует в Ангаму, а Лингаму (Параматма) в Джангаму. Лингам – это Атма, которая является самим жизненным принципом. Вот почему Лингам считается формой Атмы. Лингам не имеет ни начала, ни конца. У него нет ни головы, ни ног. Поэтому, совершая пуджу, вы можете держать его, как хотите. Атма имеет имя, но не имеет специфической формы. Её истинной формой является блаженство. Оно существенным образом присутствует внутри нас. Когда вы стремитесь к внешнему счастью, вы теряете также внутреннее счастье.
Сегодня особенный день – Шиваратри. Что такое Шивам? Это означает благоприятность. Бог – воплощение Сатьям, Шивам, Сундарам (Истины, Благоприятности и Красоты). Всё, что вы видите, слышите и ощущаете, должно быть посвящено Богу.
Тридалам Тригунакарам Тринетрамча Трияюдхам;
Триджанма Папа Самхарам Ека Билвам Шиварпанам.
(Приподнеси трёхлепестковый лист Билва Господу Шиве, имеющему три глаза, трезубец в Своей руке, уничтожающий грехи трёх рождений).
Люди делают духовные практики и различные виды поклонения на основе своих фантазий. Но какой бы ни была духовная практика, не теряйте решимости. Нужно иметь однонаправленное внимание. Нужно слушать только принцип единства. Нужно посвятить Богу свои действия. Карманьевадхикарасте Ма Пхалешу Кадачана (действие – это твоя обязанность, но плод – это не твоя забота). Делайте всё ради того, чтобы удовлетворить Бога. Сарва Карма Бхагавад Притьяртам (совершайте все действия ради удовлетворения Бога). Тогда вы не совершите греха. Чтобы ощутить Атмический принцип, нет легче способа. Сегодня люди следуют различным путям, и трудности на подъёме. Подобное заблуждение ведёт к путанице. В резальтате этой путаницы вы теряете “предохранитель”, соединяющий вас с Богом. На самом деле вы – Бог. Я – Бог. Он – Бог. Всё Бог. Чтобы понять эту истину, вы должны возвысится от уровня человеческого до уровня Божественности. Вы должны знать принцип Сат, которым является основополагающее единство в различии. Вы не должны уступать различиям на основании формы (Акары). Пребывая в компании Бога, вы должны ощутить Ананду. Бог – ваша истинная собственность. Когда вы ощущаете Ананду, вы становитесь самим Богом. Откажитесь от различий. Всё – в Боге. Держите это единство в голове. Будучи студентами, вам нужно заниматься. Всё ваши занятия относятся к физическому уровню. На ментальном уровне наряду с занятиями размышляйте о принципе единства. Аллах, Иисус, Рама, Кришна … имена различные, но Бог один. Имейте непоколебимую веру в единство божественности. Выполняйте такую садхану, которая поможет вам осознать неизменный и вечный принцип Истины. Если вы приписываете Богу различные имена и облики, вы не сможете осознать Истину. Имена и формы подвержены изменениям. Кто был Рама? Сын Дасаратхи. Кто был Кришна? Сын Яшоды. Подобным образом вы запоминаете только их физические взаимоотношения. Когда вы поклоняетесь Богу, не приписывая Ему никакого определённого имени или облика, то не возникает вопроса об Его физических взаимоотношениях. Не будет разногласий вообще. Кто является матерью Бога? Фактически, Он – мать всего. Сегодня мы находим разногласия из-за того, что приписываем Богу различные имена, облики и физические взаимоотношения. Вы должны избавиться от подобных взаимоотношений. Исавасьям Идам Джагат (Весь мир пронизан Богом). Ишвара Сарва Бхутанам (Бог – Обитатель всех существ). Когда вы созерцаете этот двуединый принцип, вы сможете визуализировать единство в человечестве. Тогда будут тесная взаимосвязь между человеком и человеком. Когда вы думаете о Божественности, вы не будете иметь никаких разногласий или трудностей. Трудности приходят и уходят как проплывающие облака. Вам не нужно о них беспокоиться. Глядите на солнце. Иногда его закрывают облака. Имейте терпение. Когда облака отойдут, солнце можно будет увидеть снова. Подобным же образом, облака мирских заблуждений встают на пути Атмического видения. В подобной ситуации вы не должны позволять своему уму колебаться. Имейте терпение. “Облака” рассеятся и “солнце” появится снова.
Воплощения Божественной Атмы!
К вам могут прийти какие-либо мысли, подобные тучам. Не позволяйте себе увлекаться ими. Не обращайте на них внимание и тем самым не губите самих себя. Вы должны возвысится до уровня Божественности, а не дегенерировать до уровня демона. Для того чтобы возвысится до Божественности, совершенно необходим Сатсанг. “Одна мысль, одно видение, одно действие”. Все три должны быть объединены. Шиваратри отмечается для того, чтобы осознать единство Божественности. Когда вы поёте Бхаджаны всю ночь, у вас останется только одна мысль. Вы ощутите блаженство от пения Бхаджанов. Это недуалистическое блаженство. Зачем предписывается петь Бхаджаны всю ночь? Бхаджаны поются ради контроля ума и фокусирования его на Божественности. Некоторые люди продолжают размышлять о мирских делах даже во время пения Бхаджанов. Даже не подходите близко к подобным людям.
Тьяджа Дурджана Самсаргам; Бхаджа Садху Самагамам; Куру Пуньям Ахоратхрам (откажитесь от плохой компании; присоединитесь к хорошей компании и день ото дня совершайте добрые дела).
Вы должны непрерывно думать об Атмическом принципе. Ваши родители могут пытаться говорить вам какие-то мирские вещи. Им может не хватать воображения. Зачем слушать подобные вещи, хорошо зная, что они бессмысленны? Пусть говорят, что хотят. Не отклоняйтесь от выбранного пути. Вы должны убедить мать словами: “Мама, тебе нравится одно, мне нравится другое. Ты мне мать, а я тебе сын, тем не мение мы думаем и чувствуем по-разному. Будучи твоим сыном, я буду служить тебе и выражать тебе свою благодарность. Но я не могу отклониться от пути истины”.
Сегодня вечером произойдёт Лингобхавам. Я материализовал Лингам в ответ на его (Нарасимхамурти) просьбу. Но другой Лингам выйдет изнутри. Подобным образом Я могу сотворить любое количество Лингамов. Всё в Моей руке. Лингамы, которые выходят из руки, из желудка, изо рта, одни и те же. Всё, что вы видите, – это принцип Атмы. Поймите это единство. Наряду с вашим образованием развивайте Атмическое чувство. Когда вы развиваете Атмическое чувство, демонические качества, такие как ненависть, ревность и т.д., не смогут к вам даже подступиться. На вас не подействуют боли и страдания. Вы будете в состоянии недуализма. Это истинное блаженство.
Сфокусируйте свой ум на Боге. Слушайтесь Его команд. Тогда ваша жизнь будет спасена. Теперь вы можете начинать бхаджаны.
Бхагаван закончил Своё выступление Бхаджаном “Сатьям Джанам Анантхам Брахма…”
Перевод по брошюре, выпускаемой редакцией журнала "Санатана Саратхи"