Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

"Любовь и нравственность – требование дня"

Рождество, 25.12.2002

Обуздай гордыню и будь любимым всеми,
Сбрось эго и избавься от всех тревог,
Обуздание желаний – это путь к богатству,
Не поддаваться жадности – это самый лёгкий путь к радости.

(стих на санскрите)

Воплощения Любви!

В этом мире каждый объект имеет пять аспектов, а именно, Сат, Чит, Ананда, Рупа и Нама (бытиё, осознание, блаженство, форма и имя). Бытиё, осознание, блаженство – это три перманентных атрибута каждой Дживы (индивидуума). Имя и форма временны. Человек забывает своё истинное "Я" и ведёт жизнь так, как будто бы имя и форма реальны, а эфемерный мир вечен. Бог за пределами всех атрибутов и чувств. Даже странно, что человек приписывает ему качества и чувства. Каждый индивидуум должен постичь бесконечную любовь, истину и сострадание Бога. Хотя человек по сути своей божественен, он ведёт себя как демон из-за того, что он забыл свою врождённую божественность. Каждый человек наделён такими качествами, как Дикша (решимость) и Дакшата (сообразительность). Настоящим человеком является только тот, кто использует эти добродетели на доброе дело.

Космическая энергия лежит в пупке у Бога. Поэтому Он называется Хираньягарбха. Его считают персонификацией красоты и величественности (Соундарьявантуду и Теджомаюду) из-за того, что Он полон божественного сияния и великолепия. Жизнь человека – самая благородная, потому что он наделён принципом Хираньягарбхи. Бога называют Праджапати, потому что Он – творец всей вселенной. Для того чтобы понять принцип божественности, вы должны понять внутренний смысл и значение, связанное с каждым именем Бога. Бог имеет различные имена, и каждое из них несёт глубокий внутренний смысл. Вот почему наши предки давали своим детям имена Богов.

Человек сегодня ищет Бога и исследует природу божественности. Если Бог внутри, зачем же Его искать? Бог – это воплощение любви. Истина – это сама Его форма и врождённая природа (сварупа и свабхава). Сатьяннасти Паро Дхарма (нет дхармы превыше приверженности истине). Но сегодня человек не в состоянии понять смысла истины. Для того чтобы удовлетворить свои желания, он принимает неистину за истину. В первую очередь человек должен стараться понять свою собственную истинную природу, которая есть Сатьям, Джнанам и Анантам (истина, знание и бесконечность). Бог одарил человека Ведами, Шастрами, Пуранами и Итихасами, для того чтобы открыть ему глаза на ту истину, что он по сути своей божественен.

В этом мире каждый человек наделён истиной, праведностью и любовью. Он – воплощение Сат, Чит и Ананды. Эти атрибуты воистину божественны. Сат – это то, что неизменно и вечно. Чит – это Чайтанья (осознание). Атма – это другой термин, выражающий Бога. Брахма – её синоним. Он присутствует в каждом человеке в форме Чайтаньи. Настоящим человеком является только тот, кто понимает этот принцип Чайтаньи. Сат Чит Ананда и Сатьям Джнанам Анантам – это различные слова, но они имеют то же самое значение.

В этом мире есть различные философские течения, такие как атеизм, дуализм, квалифицированный дуализм и т.д. Божественное имя Кешава – самое важное. В нём содержится суть всех философских систем. Оно содержит три слога, а именно, Ка + еша + ва, которые представляют собой Божественную троицу Брахмы, Ишвары и Вишну соответственно. Следовательно, Кешава символизирует принципы творения, поддержания и растворения. Человек может понять своё истинное "Я", если он будет размышлять о божественном имени Кешава и поймёт его значение.

Наши древние мудрецы предпринимали глубокие исследования, для того чтобы понять Божественность. В конечном итоге они заявили миру: Ведахаметхам Пурушам Махантам Адитьяварнам Тамасах Парастат (Я визуализировал Всевышнего; Он сияет ярче миллионов солнц, и Он за пределами Тамаса – тьмы невежества)". Они призывали человека стараться визуализировать Божественность. Человек начал верить в Бога. Но с течением времени его вера начала уменьшаться. Он подвержен горю из-за того, что не верит в Бога.

Мусульмане называют Его Аллахом,
Христиане Иеговой,
Поклонники Вишну – Лотосооким Господом,
Шамбу – те, кто почитает Шиву,
Как бы Ему не поклонялись, Он охотно отзывается,
Дарует милость славы и удачи
И изливает счастье и радость.
Он – Единственный,
Высшее "Я".
Познай Его как Параматму.

(поэма на телугу)

Бог один, но имеет множество имён. Возникают различные религии, но все они ведут к одной и той же божественности.

Религий много, но цель одна.
Одежды много, но пряжа одна.
Украшений много, но золото одно.
Коров много, но молоко одно.
Людей много, но дыхание одно.
Каст много, но человечество одно.

(поэма на телугу)

Поэтому каждый сможет ощутить истину, если исследует свою собственную истинную природу.

Иисус был великой душой. Он заявлял, что он сын Бога, но он никогда не говорил, что он Бог. Когда Иисус родился, к хлеву в Бетлехеме, где Иисус лежал в яслях, пришли три королевских мудреца с востока, ведомые звездой. Он излучал божественное сияние. Первый из них сказал: "Это дитя будет любить Бога". Второй сказал: "Его будет любить Бог". Третий сказал: "Он будет любить всех до одного. Он никто иной, как Бог". Тот, кто любит Бога, – это посланник Божий; тот, кого любит Бог, – это сын Божий; тот, кто понимает принцип единства, становится единым с Богом. Это внутренний смысл утверждения, данного в Библии. Тот, кто вы думаете, вы есть; тот, что другие вы думаете, вы есть; тот, что вы есть на самом деле. Вы должны понять важность этих утверждений.

Ребенка воспитывала его мать, Мария, а отец работал плотником. В то время проходил праздник в Иерусалиме, и родители взяли маленького Иисуса с собой. В толпе они потеряли ребёнка и не могли нигде его найти. Мария естественно сильно беспокоилась. В конце концов, они пошли в храм, чтобы помолиться. К своему удивлению они обнаружили Иисуса, выходящим из храма. Всё это время ребёнок находился в храме, слушая духовные наставления раввина из храма. Взволнованная мать схватила ребёнка и насыпала его вопросами, где он был всё это время. Ребёнок ответил: "Мама, зачем ты боялась? Всё это время я был в руках Бога. Я слушал слова Бога, которые толковал раввин в храме". Тем самым мышление ребенка с самых юных лет было богоориентированным.

Через какое-то время отец, Иосиф, скончался. Мария сказала сыну: "Твой отец умер. Теперь тебе нужно продолжать профессию отца, чтобы мы могли иметь средства на пропитание". Но мальчик не проявлял никакого желания продолжать профессию отца. Мать тоже не хотела противостоять естественным склонностям юного Иисуса.

Как-то однажды Иисус отправился на уединённый холм. Мать переживала, более того, была удручена исчезновением сына. Всё это время Иисус сидел и медитировал на Бога. Через какое-то время он вернулся. Когда он возвращался, то наткнулся на группу обеспокоенных мужчин на берегу Галилейского моря. Когда Иисус спросил их, в чём была причина их беспокойства, они сказали, что они рыбаки, и что прошло уже много времени, а они не могут наловить в свои сети рыбу. Иисус сказал: "Следуйте за мной. Разве есть воды, в которых бы не было бы рыбы?" Он повёз их с собой на их лодках к середине моря и велел им в определённом месте бросить их сети. К своему совершенному изумлению и великой радости они обнаружили, что их сети были полны рыбы. Это событие сотворило в сердцах рыбаков огромную веру. Человечество не может обойтись без веры.

Где вера, там любовь;
Где любовь, там истина;
Где истина, там покой;
Где покой, там блаженство;
Где блаженство, там Бог.

Иисус умел внушить людям такую великую веру. Одного из рыбаков Иисус назвал Петром. Он сильно любил Иисуса и глубоко в него веровал. С того момента рыбаки регулярно брали Иисуса с собой на ловлю рыбы, и по возвращении по вечерам Иисус растолковывал им духовные вопросы. Когда отец Петра умер, его мать оплакивала его, но Иисус утешил её словами: "Смерть – это всего лишь одежда жизни. Зачем тогда ты льёшь слёзы? Смерть – это всё равно, что поменять платье. Поэтому перестань горевать. Это тело возникает и исчезает. Поэтому не истощай себя этими мыслями об этих эфемерных вещах. Настоящая божественность это обитатель (Дехи) внутри этого тела".

"Тело состоит из пяти элементов, и рано или поздно ему суждено погибнуть, но обитатель его не имеет ни рождения, ни смерти. У Него нет совершенно никакой привязанности. На самом деле обитатель – это Сам Бог в форме Атмы."

Иисус проповедовал подобным образом и внушал веру в людей вокруг него. Община рыбаков счастливо проводило своё время в обществе Иисуса. В то время их по служебным делам навещал Матвей, сборщик налогов для римлян, и во время своих визитов он тоже слушал Иисуса и всё записывал. В конечном итоге он стал апостолом Иисуса.

Через какое-то время Иисус столкнулся с препятствиями и оппозицией своему учению. Любой, облачённый в физическое тело, не может избежать подобных превратностей судьбы. Человек не может жить без трудностей. Смерть следует за рождением, и с той же самой неизбежностью несчастье преследует счастье.

Сукхадукхе Самекрутва Лабхалабхау Джаяджаяю (тот, кто остаётся невозмутимым в счастье и горе, обретении и потере, победе и поражении). Наслаждение – это передышка между двумя страданиями. Человеческая жизнь предназначена для исследования высшей реальности, а не просто для того, чтобы есть, пить и размножаться. Каждый человек должен стараться понять свою собственную природу и свою истинную идентичность. Иисус проповедовал эту священную истину и поэтому стал очень популярным среди своих современников. Популярность автоматически порождает в этом мире зависть и ревность. Ревность, помпезность и эгоизм – это дурные черты, которые в конечном итоге ведут человека к гибели. Ничто не спасёт людей с подобными порочными чертами.

Вы не должны осуждать или высмеивать других людей. Человечность расцветёт в человеке, только когда он приобретёт невозмутимость. Из-за отсутствия в человеке человеческих ценностей он подвержен сегодня несказанным страданиям. Огнём называется то, что способно гореть. Точно так же, человеком является только тот, кто имеет человеческие ценности. Лишённый человеческих ценностей не человек вообще. Вы можете иметь высшее образование или занимать высокий пост, но если в вас нет человеческих ценностей, то вы не человек вообще. Поэтому в первую очередь избавьтесь от дурных качеств.

Сегодня "Посланники Сатья Саи" (ассоциация выпускников Анантапурского женского колледжа) отмечают свою годовщину. Они не должны давать полный простор порочным тенденциям, таким как асуя (ревность), кродха (гнев) и двеша (ненависть). Их члены, работающие за границей, ведут образцовые жизни. Сегодня вы заслушали выступления наших бывших студенток из Японии и Америки. Их мысли и чувства столь благородны. Они говорят так сладкоречиво! Девушка из Японии, выступавшая ранее, имеет учёную академическую степень. Они высококвалифицированы, но, тем не менее, ведут себя скромно и послушно. Их преданность и самоотдача достойны подражания.

Какой прок иметь высокую академическую квалификацию и дипломы, если не избавиться от порочных черт, таких как ревность и сплетни о других людях? Я просто питаю отвращение к подобному поведению. Вы должны установить организацию, носящую имя Сатья Саи, с любовью, энтузиазмом и священными чувствами, для того чтобы служить человечеству. Нет сомнений, сделано много хорошей работы; но будьте осторожны, следите за тем, чтобы благородные чувства не дегенерировали до уровня вражды. Я не придаю так уж много важности работе. Для Меня важны ваши качества. Где бы вы ни были: в лесу, в небе, в деревне или городе – вы должны развивать благородные качества. Ревность – это очень плохое качество. Жизнь не будет гладкой для ревнивых людей. Ревность – это фактически смерть при жизни. Вдобавок к этому, если вы ещё имеете обыкновение разносить сплетни, то вам просто суждено страдать. Для чего вы критикуете других людей? Вместо этого критикуйте свои плохие качества. Устраните свои собственные пороки и плохие мысли. Вы не должны приписывать пороки другим и распускать подобную клевету. Несмотря на Мои неоднократные советы во многих людях нет трансформации. Я испытываю отвращение от их поведения за последние пять-шесть лет. Какой смысл устанавливать организацию? У вас есть Сатья Саи Сева Самити и кружки для пения Бхаджанов. Вы должны проводить социальное служение, организуя учебные кружки. Но нет никакого смысла в этих организациях, если служение не подкрепляется любовью в сердце. Любовь – это Бог. Живите в Любви. Вместо этого люди копят ненависть друг к другу. Такие люди заслуживают образцового наказания, поскольку другие люди тоже будут испорчены подобными злобными людьми.

Я готов отдать вам всё, даже Мою жизнь, если вы избавитесь от ваших пороков. Когда вы присваиваете организации имя Сатья Саи, какая она должна быть благородная! Каким уважением вы должны пользоваться в обществе! Тот, кто организовывает организацию имени Сатья Саи, должен быть привержен принципу Сатьи, истины. Какой цели служит организация, функционирующая под знаменем Сатья Саи, если вы отклоняетесь от пути истины? Организация сможет развиваться и преуспевать, только если вы будете культивировать любовь и следовать по пути истины и нравственности. Поэтому хотя бы с сегодняшнего дня развивайте качества истины, любви и нравственности. Это ваш первейший долг. Не следует заниматься демонической деятельностью во имя божественной организации.

Бог поклоняются под различными именами, такими как Сатья Дхарма Параяная Намах, Сатья Сварупая Намах, Према Сварупая Намах и т.д. В этих именах есть множество значения. Он – воплощение любви. Фактически люди – сами воплощения любви. Любовь – их главное качество. Без любви жизнь не имеет смысла. Сплетничать о других и разговаривать за спинами – эти качества нужно сурово осуждать. В прошлом у женщин не было подобных качеств. Но сегодня даже женщины страдают от этих болезней. Какой позор! С Моей точки зрения это искажение, вызванное современным образованием.

"Несмотря на свою образованность и интеллектуальность глупец не знает своего истинного "Я", а посредственность не избавится от своих пороков. Современное образование ведёт только к спорам, а не к тотальной мудрости. Какой смысл приобретать мирское образование, если оно не ведёт вас к бессмертию? Приобретите то знание, которое сделает вас бессмертными". (поэма на телугу)

Нет никакой целесообразности в образовании, помноженном на порочные качества. Не образование важно, а хорошие качества, характер и поведение.

Если вы связываетесь с людьми, имеющими дурные наклонности, вы сами станете дурными. Тьяджа Дурджана Самсаргам; Бхаджа Садху Самагамам; Куру Пуньям Ахоратрам (откажитесь от дурной компании; присоединитесь к хорошей компании; постоянно совершайте добрые дела). Эти три принципа – самые важные для человека.

Карна в Махабхарате был великим воином. Фактически он даже превосходил Арджуну. Несмотря на всё это, почему он заслужил плохое имя? Из-за своей ассоциации со злобными людьми, такими как Дурьёдхана и Дуссасана. Фактически он встретил на поле битвы жалкую смерть. Великие Астры, которыми он владел, не могли ему помочь. Поэтому вам не поможет всё ваше образование, если ваш ум не направлен в нужное русло. Поэтому, студенты и студентки! Вырабатывайте в себе благородные качества. Нет смысла приобретать богатство, если в человеке нет добродетелей.

"Излишек богатства вызывает в человеке эго, которое, в свою очередь, прокладывает путь многим порочным качествам. Когда вас оставит богатство, эго тоже исчезнет и результате порочные качества испарятся". (поэма на телугу)

Великим не становятся, приобретая богатство. Первостепенно важно культивировать благородные качества. Меньше болтайте. Чем больше вы болтаете, тем больше вы склонны к дурным качествам. Не смысла присоединятся к организации, несущей служение людям, если в вас нет добродетелей, и вы не трансформируете своё поведение. Некоторые люди говорят сладко, а на сердце у них притаился порок. Подобное раздвоение никуда вас не приведёт. В первую очередь вы должны развивать мягкость и сладость своего сердца. Сказано: Хрид + Дая = Хридая. Ваше Хридая (сердце) должно быть наполнено состраданием (Дая). Вы можете называться человеком, только если ваше сердце наполнено любовью и состраданием.

Иисус Христос развивал подобные благородные качества. С любящим сердцем он давал защиту бедным и нуждающимся людям. Фактически люди искали в нём прибежища. В процессе того он столкнулся с гневом своих врагов. Но вы должны помогать людям, даже если сталкиваетесь с трудностями. Никогда не оскорбляйте других, ибо та же самая Атма пронизывает каждого человека. Если вы оскорбляете других, это всё равно, что оскорблять себя. Если вы не любите кого-то, держитесь от них подальше, но никогда не оскорбляйте. Любое количество хорошей работы уйдёт впустую, если вы не избавитесь от плохих качеств. Если вы не можете сделать людям добро, то хотя бы говорите им хорошие слова. Вы не всегда можете быть признательны, но всегда можете говорить признательно. Если вы увидите, что кто-то страдает, помогите им. Сегодня их черёд, завтра может быть ваш. Всегда держите это в своей голове. Никто не может избежать боли и страдания. Всегда молитесь за благо других. Именно в этом контексте во вселенской молитве говорится: Блока Самастха Сукхино Бхаванту (Пусть будут счастливы все люди мира).

Ваше сердце должно трансформироваться в Хираньягарбху. Вы станете хорошим человеком, только если вырабатываете в себе хорошие качества. Не стремитесь стать великим, нет необходимости, но вы должны стремиться стать хорошим человеком. Вы должны заслужить любовь всех и каждого. Одна из молитв, обращённых к Богу, звучит так: Хираньягархая Намах. Бога любят все. Он всегда счастлив и полон блаженства. В Нём ни к кому нет ненависти. Он делает всё ради вашего же блага. Все должны любить других точно так же. Всегда следуйте по пути истины и нравственности. Нация без нравственности обязательно дегенерирует и дезинтегрирует. Недостаточно иметь патриотизм. Вместе с тем вы должны иметь нравственность. Не достаточно только давать лекции о нравственности; она должна пронизать всякую вашу деятельность.

Воплощения Любви!

Бога не тронут сладкие речи. Вы должны перевести эти сладкие речи в действия. Вы можете быть героем, выступающим на митингах, но если вы не воплощаете ваши же слова на практике, то в них нет никакого смысла. Вы должны стать героями в практической жизни. Именно это приносит Мне счастье. Иисус Христос и Мохамед были великими душами (Махатмами). Как они смогли приобрести такое величие и благо? Только при помощи своих добрых дел. Поэтому наряду с величием вы должны приобрести добродетельность. На самом деле важнее быть добродетельным, чем великим.

Много великих душ родились на этой земле Бхарат. Святой Тьягараджа в одной из своих Киртан пел: Ендаро Маханубхавулу, Андарики Ванданамулу…" (есть много великих душ, я приветствую их всех). Великий святой Тьягараджа сам демонстрировал подобное смирение. Он был также великим композитором. В одной из своих киртан он следующим образом воспевал величие Бога: "Тебя не описать словами и не постичь умом. Разве можно оценить Твою славу и величие? О Господь! Послушай мои молитвы и спаси меня. Ты вернул к жизни мертвого сына Твоего наставника. Ты подавил змея Калию, освободил Васудеву и Деваки и спас Драупади от унижения. Ты исполнил желание Кучелы, ты сделал прекрасной уродливую Кубжу. Ты защитил Пандавов и спас 16000 гопик. Ты за пределами всяческих описаний и постижимости. Кришна, даже Брахма не сможет описать Твою славу. Я молюсь о Твоей милости". (поэма на телугу) Когда возвышенные чувства произрастают из глубины сердца человека, они выражают себя как великие поэмы преданности.

Воплощения Любви!

Сегодня в мире вы не найдёте мира. Повсюду только раздробленность. Фактически люди раздробляют на кусочки свои сердца. Как тогда можно добиться мира? Есть только одно решение данной проблеме. Имейте веру в Бога. Предайте себя Богу. Посвятите Богу всю свою жизнь и выполняйте свои дела как подношение Ему. Пусть все ваши дела будут полезны другим людям. Помогай всегда, не вреди никогда. Вы не можете сказать, что в вашей жизни нет проблем. Кто знает, что для вас приготовлено в следующий момент! Если вы хотите всегда быть счастливыми, молитесь за благо других. Это и есть настоящая Садхана. Духовность не означает только лишь пение Бхаджанов и исполнение ритуалов. Вырабатывайте благородные качества. Всегда помогайте другим и заслужите хорошее имя. Иисус заслужил это доброе имя, пожертвовав своё тело на кресте. Вы тоже должны быть готовы к такому жертвованию. Если вы откажетесь от Тьяги (жертвования) и займётесь Бхогой (чувственными наслаждениями), то закончите Рогой (болезнью). Фактически Тьяга – это истинная Йога, а Бхога – это Рога. Поэтому не становитесь жертвами Роги. Развивайте Тьягу и достигните Йоги.

Дорогие студенты!

Люди никогда не будут ненавидеть того, кто обрёл любовь. Если в вас есть любовь, даже дикие звери не тронут вас. Великие мудрецы древности проводили мирную жизнь в глухих лесах среди диких зверей. Дикие звери сражались между собой, но не причиняли никакого вреда этим мудрецам. В чём причина? Риши обладали одним единственным оружием, оружием любви, которое защищало их от диких зверей. Фактически эти дикие звери сами любили ришей. Человек должен обрести это великое орудие любви. Только любовь может нас защитить, а не атомная или водородная бомба. Посмотрите на Мой пример. У Меня есть только одно-единственное орудие – любовь. Из-за этого миллионы людей со всех уголков мира собираются здесь вокруг Меня. Разве Я хоть кому-нибудь высылал приглашение? Нет. Вас притянула сюда Моя чистая и безупречная любовь. Фактически, Моё сердце – это очень могущественный магнит. Из-за силы любви в этом магните все эти "железные опилки" притянулись сюда. Для того чтобы притянуться к магниту, железо должно не иметь ржавчины. Некоторые люди думают: "Свами зовёт Себя могущественным магнитом, но Он не способен притянуть нас". Ошибка лежит только в них. Их сердца заржавели. Они смогут притянуться магнитом любви Свами, только если очистят свои сердца. Как убрать ржавчину, накопившуюся в вашем сердце? Только натирая и полируя его любовью. Каждый: будь то индус или иностранец – должен очищать своё сердце любовью, и эта любовь должна быть полностью бескорыстной. Когда в вас будет подобная бескорыстная любовь, к вам притянется весь мир. Корысть – это отсутствие любви, любовь – это отсутствие корысти. Поэтому ведите жизнь, полную любви.

Бхагаван завершил Свое Выступление Бхаджаном "Према Мудита Манасе Кахо …"

Перевод по брошюре, выпускаемой редакцией журнала "Санатана Саратхи"


Перевод с английского выполнен Эльвирой Зиннуровой.