Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

Курс лекций Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы по индийской культуре и духовности "Летние ливни в Бриндаване", лекция № 8,
22 мая 2002 г., вечерняя лекция в мандире.

Рамаяна – божественный всеобъемлющий план

Курс лекций по индийской культуре и духовности

"То, что способствует всеобщему миру,
То, что всецело уничтожает низкие мысли,
То, что поощряет единство и сотрудничество,
Является подлинным Образованием,
Это именно то образование, которое студент должен обрести."

(стихотворение на телугу)

Воплощения божественной любви!

Принцип Рамы привлекает каждого. Этот принцип можно объяснять целыми днями, но, тем не менее, его невозможно подробно изложить во всей его полноте. Если вы непрерывно слушаете кукование кукушки, то через какое-то время оно может утомить вас. Если вы непрерывно пьёте что-то, то через какое-то время даже божественный нектар может показаться кислым на вкус. Но сколько бы раз вы ни слушали или читали историю Рамы, вы никогда не сможете почувствовать насыщения. Тот, кто воспевает, читает, слушает или зачитывает эту священную историю Рамы, найдёт её в высшей степени нектароподобной. Никому не известно происхождение Рамаяны или то, когда именно она стала воспеваться публично. Однако, основываясь на некоторых свидетельствах, учёные сделали несколько наблюдений. Когда Равана похищал Ситу, между ними произошёл разговор, в котором содержится подсказка, указывающая на возрасты персонажей в эпосе, соответствующие той эпохе. Равана сказал Сите: "Мне сейчас 2000 лет, твоему мужу Раме – всего 40 лет, а тебе самой – 39”.

Земля наделена несколькими формами энергии. Между акашей и землёй находится пронизывающая их обширная среда энергетического поля. Сила планеты Земли невообразима. По этой причине земля считается кладезем всех энергий. Доминирующей среди энергий является сила магнетизма. Многократные исследования не сумели пролить свет на природу этой энергии.

Сита – дочь богини земли, или Бхудеви. Поэтому её также зовут Бхуджата. В то время, когда Рама собрался поднять лук Господа Шивы, Бхудеви возрадовалась. Различные цари и царевичи, собравшиеся для этого, не соответствовали Сите по своему возрасту. Их внешность также была не сравнимой с внешностью Ситы. Один только Рама выглядел чрезвычайно юным. Его физические характеристики были за пределами всяких описаний. Он был чрезвычайно красивым. Бхудеви решила, что Рама был подходящей парой для Ситы. Она видела, что не имелось никакой преграды на пути к победе Рамы среди собравшихся претендентов. Когда Рама поднял лук Господа Шивы, Он использовал Свою левую руку, как будто указывая, что Ему потребовалась одна только левая рука, чтобы совершить то, что другие нашли невозможным. Фактически при этом была задействована великая сила матери земли. Она уменьшила вес лука и увеличила силу Рамы.

Дивные силы земли неописуемы. Однако все минералы, металлы и химические вещества, которые находятся в земле, присутствуют также и в человеке. Энергии, подобные электрической, химической, магнитной и т.д., – эти и намного большие силы присущи человеку. Никто не может сказать того, сколько именно видов энергии и веществ содержится в ядре земли, но все они присутствуют и в человеке. И, при этом, человек совершенно не осознаёт своего великого потенциала. Сила божественного в человеке чрезвычайно священна. Человек чрезвычайно могущественен из-за этой божественности, присутствующей в нём. Он может сделать что угодно, если только он пожелает этого. Сегодня, благодаря науке, человек достиг Луны. Он также доставил обратно пыль с Луны. Фактически всё это – проявления внутренней силы человека. Какая жалость, что человек не может осознать свою собственную силу. В настоящее время каждый спрашивает других: "Кто ты?" Очень немногие задаются вопросом: "Кто я?" Все ваши проблемы разрешатся, когда вы исследуете этот вопрос. В ответе на этот вопрос содержится ответ на все вопросы.

Мандодари, идеальная жена

При похищении Ситы Равана вёз её через океан на Ланку. Равана был в высшей степени материалистичным и, следовательно, хотел произвести впечатление на Ситу видами своего богатства, власти, роскоши и владений. С этим намерением он показывал Сите внутренние покои своего дворца. Но Сита отказывалась смотреть на всё это, выказывая чрезвычайное презрение. Мандодари была очень опечалена таким поворотом событий. Она давала Раване такие советы: "О, повелитель! Зачем ты приглашаешь свою собственную погибель? Справедливо говорят, что, когда приближается время крушения, проницательность уходит (Винасакале випарита буддхи). Зачем тебе было нужно привозить сюда такую целомудренную и благочестивую женщину, как Сита? Это – наш рок. Ты не делаешь попыток понять истинную природу матери Ситы. Для этого ты сначала должен познать себя и управлять собой. Она, несомненно, не может оставаться во внутреннем дворце. Вместо этого выбери тихое место и размести её там". Принимая во внимание совет Мандодари, он соорудил для Ситы маленький дом в ашока-ване, чтобы она жила в покое. Мандодари считается идеальной женой, потому что, подобно министру, который предупреждает своего царя об опасности, она давала Раване своевременные советы и делала искренние попытки отговорить его от движения по неправильному пути. Она сказала ему: "Повелитель! Вместо совершения Рамачинты (памятования о Господе Раме) ты совершаешь камачинту (вовлечение в похотливые мысли). С этого времени хорошие времена уже никогда не наступят для тебя снова. Твоя погибель приближается. Вот почему ты вовлекаешься в такие порочные, разрушительные мысли. Ты никогда не должен доводить женщину до слёз и заставлять её плакать. Если ты делаешь это, то за каждую слезу, которую она прольёт, ты должен будешь пролить тысячу. Никогда не обижай женщину". Так Мандодари изо всех сил пыталась заставить Равану осознать его безумие.

Однажды Мандодари сама пошла к Сите. Она взмолилась: "O дочь матери-земли! Прими мои приветствия. Ты – целомудренная и благородная женщина. Ты в высшей степени священна и чиста. Мой муж – плохой человек. Его плохие дела тянут его к его гибели. Говорится, что:

"С хорошими чувствами человек наслаждается счастьем;
Со злыми чувствами он становится самим злом."

(стихотворение на телугу)

Его плохие намерения делают его порочным. Пожалуйста, прости его и спаси меня от вдовства". Этот эпизод, когда Мандодари умоляла Ситу, не приведён ни в одной распространённой версии Рамаяны. Тем временем Сита была полностью погружена в созерцание Рамы. Просьбы Мандодари или угрозы Раваны даже не замечались её умом.

Сита на Ланке

Какой же в это время была ситуация на Ланке? Так же, как и сегодня, люди пребывали в чрезвычайном волнении. У граждан было странное ощущение беспокойства и волнения. Они подавляли свои страдания в своих сердцах и не выражали их свободно, опасаясь преследования со стороны Раваны. Тем временем жена Вибхишаны – Сарама – возложила на себя задачу служения Сите. Она несколько раз общалась с Ситой и пыталась придать ей сил. Она сказала: "Мать! Мне воистину повезло служить такой святой личности, как ты. Один только твой чистый характер может наделить Ланку определённым покоем. Равана – не обычный царь. Он исключительно порочный, и это – наша плохая судьба, что ты попалась в его лапы". Так Сарама изо всех сил старалась утешить Ситу и поднять ей настроение.

Однажды ночью Триджате, дочери Сарамы, приснился дурной сон. Во сне Ланка была ясно показана полностью иссушённой и бесплодной. Все деревья были показаны увядшими и поваленными. Царский дворец был превращён в руины, а Равана бродил пошатываясь, не имея даже воды, чтобы утолить жажду. Она поняла, что то, что она предвидела как печальный удел Раваны, было прямым следствием его собственных порочных дел. В то же самое время она была беспомощной и всё, что она могла делать, – это только грустить.

Тем временем Равана появлялся в саду из деревьев ашоки. Он посещал Ситу каждый день, чтобы объявлять ей обратный отсчёт дней, оставшихся ей на то, чтобы принять его. Сита не обращала внимания на все подобные угрозы. Однажды Сарама пришла к Сите, упала к её стопам и взмолилась: "Мать! То, что случилось со мной – моя уникальная счастливая судьба. Моя дочь также была благословлена этой возможностью. Мой муж – личность с неиспорченным характером. Он также является преданным Раме. Он предал себя Раме на берегу моря. Я глубоко тронута тем, что вся наша семья получила эту уникальную возможность быть задействованными в служении Раме". Сита испытала небольшое утешение, когда она услышала это от Сарамы; она поняла, что рядом с ней есть кто-то, кому она могла доверять.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Хануман в поисках Ситы

В этот момент на сцене появился Хануман. Он искал Ситу по всей Ланке. Он непрерывно осуждал себя за то затруднительное положение, в котором он находился. Чтобы найти Ситу, он был вынужден смотреть на женщин и разглядывать их. По этой причине он вступил во внутренние покои дворца. Он мог чувствовать порочные вибрации, исходившие от жестоких демониц, живших в этих комнатах. Их действия были крайне гротескными. Хануман ругал себя: "Увы! Какой грех я совершаю! Разве это те сцены, на которые я должен смотреть? Эти глаза должны лицезреть божественную форму Господа Рамы, а не такие уродливые сцены. И, всё же, я вынужден делать это, если я хочу суметь найти Ситу. Я не должен позволить этим ситуациям лишить меня самообладания". Укрепляя подобным образом свою решимость, Хануман карабкался по стенам внутренних покоев дворца и продолжал свой поиск.

В то время, когда Хануман был схвачен и приведён к Раване, между ними произошла интересная беседа. Равана устраивал приём в гигантском зале дворца. Он посмотрел на пленённого Ханумана и спросил: "Ты – обезьяна. Ты уничтожил все сады. Кто послал тебя сюда, о глупец?" Хануман не был обычным существом! Он ответил, используя тот же самый резкий язык: "Глупец! Тот же самый герой, который отрезал уши и нос твоей сестре, послал меня сюда!" Это рассердило Равану. Он стал угрожать Хануману: "Ты, наглец! Ни один царь не смел обращаться ко мне, используя такие пренебрежительные выражения! Следи за своим языком, или я заставлю его замолчать навсегда!". Хануман отпарировал: "Возможно, никто не смел унижать тебя подобным образом. Я – слуга Рамы, и я, несомненно, буду говорить с тобой таким тоном, ибо ты не заслуживаешь ничего лучшего!" Такой была эта беседа между Хануманом и Раваной. Равана уже получил новости о посещении Хануманом Ситы и об обмене сообщениями между ними. Когда Хануман поджёг Ланку и покинул её, Равана начал волноваться о том, что Рама несомненно прибудет, и что это может случиться в любое время, начиная с этого момента. Он подумывал о возможном поражении в схватке с Рамой. Таково было воздействие его собственной виновной совести! Оно вело его к мысленному представлению всяческих подобных сценариев и не давало ему покоя ни на мгновение!

А теперь вернёмся к поиску Хануманом Ситы. Хануман был на крыше внутренних покоев дворца, и издалека он заметил высокие деревья ашока-ваны. Он прыгнул и достиг сада. И там, под деревом, он наконец увидел несчастную форму матери Ситы. Её горе было очевидным. Хануман залез на дерево, под которым сидела Сита, и сразу же начал воспевать славу сына Дашаратхи. Сита была озадачена и удивлённо посмотрела наверх. Она задавалась вопросом: "Кто эта обезьяна?" Хануман был совершенно незнакомой ей личностью. В качестве ответа на её вопросительный взгляд Хануман уважительно сложил свои ладони и сказал: "Мать! Я – слуга Господа Рамы. Я здесь для того, чтобы служить твоим лотосным стопам". Ответ Ханумана не произвёл никакого впечатления на Ситу. Она не признавала его присутствия или его объяснения. У Ситы уже был горький опыт того, как демоны принимали разнообразные формы, будучи мастерами в создании иллюзий. Она подозревала, что Хануман также был частью подобной уловки.

Хануман спрыгнул с дерева. Непрерывно повторяя имя Рамы, он обратился к Сите: "Мать! Вот доказательство моей подлинности". Затем он передал Сите кольцо, данное ему Рамой. Сита с почтением прижала кольцо к своим глазам. Она сказала Хануману: "Хануман, как тебе повезло! Неужто Сам Рама дал тебе это кольцо? Оно было подарком моему повелителю от царя Джанаки во время моей свадьбы. Где сейчас Рама? Как Он?" Подобным образом она нетерпеливо расспрашивала о Господе. Хануман придал ей храбрости, говоря: "Мать! Будь смелой, Он скоро придёт. Он, бесспорно, придёт и заберёт тебя назад с Собой. Ты не должна волноваться. Если ты испытываешь опасения, пожалуйста, садись мне на спину. Одним единственным прыжком я немедленно доставлю тебя к Раме". Сита улыбнулась и сказала: "Хануман, если бы я села тебе на спину и вернулась к Раме, ты был бы обвинён в совершении того же самого греха похищения, как и Равана. Я не хочу, чтобы ты получил такую плохую репутацию. Должен прийти Сам Рама. Он должен убить Равану и освободить меня из этой тюрьмы. До тех самых пор я буду ждать и терпеть эту пытку. Пожалуйста, сообщи эти новости моему Господу Раме". С большой неохотой и печалью она позволила Хануману уйти. Хануман не мог смотреть на печаль Ситы. Он решил преподать демонам урок и стал сминать и вытаптывать прекрасные ашоковые сады, превращая их в кучи мусора. В конце концов он был схвачен и приведён к Раване. Хануман обвинил Равану в том, что тот грешник и нечестивый царь. Он сказал, что гражданам Ланки не повезло с царём. Если правитель был настолько нечестивым, удивлялся Хануман, то что уж говорить о подданных? Так Хануман безудержно выказывал Раване своё презрение.

Хануман возвращается с известием

Позже, когда он добрался до Рамы, он передал Ему хорошие новости. Рама, Лакшмана, а также Сугрива с остальными ванарами с нетерпением ждали на берегу моря. Хануман приземлился перед ними. Его встретили поздравлениями и благословениями на победу ликующие батальоны ванаров. Они восхвалили Ханумана и сказали: "Хануман! Подобным своевременным, полезным и священным духом служения Раме ты завоевал Его сердце. Ты действительно принёс хорошие новости. Пусть, начиная с этого момента, вся благость станет приходить к Раме".

Прежде чем Хануман покинул Ситу, она дала ему драгоценный камень со своей короны. Это был один из тех драгоценных камней, которые были подарены ей Анасуйей. Рама знал об этом драгоценном камне. В тот момент, когда Хануман вручил его Раме, Он одновременно и радовался, и испытывал мучения. Он услышал новости о том, что Сита была в безопасности. Это обрадовало Его сердце. Хануман изложил Раме всё, что произошло на Ланке.

"О! Шри Рама, выслушай мои молитвы!
Прими священный драгоценный камень, который Сита передала для Тебя
Я видел Ситу, дрожащую подобно попугаю в клетке
Она окружена множеством свирепых демониц
О! Как они пугают её своими угрозами и оружием
Бедная мать может только опустить свою голову в опасении и муке.
О! Шри Рама, выслушай мои молитвы!

Во-первых, там есть Индраджит
А также главнокомандующий Прахаста
Обширные внутренние дворы, роскошные бунгало
Большие рынки и великолепные орхидеи
Я видел всё это!
О! Рама, выслушай мои молитвы!"

(песня на телугу)

Так Хануман описал во всех подробностях всё то, что он увидел на Ланке. Слушая о тяжёлом положении Ситы, Лакшмана немедленно схватил свой лук и стрелы. Он убеждал своего брата встать и действовать немедленно. Он сказал: "Сейчас не время задерживаться даже на мгновение. Давай выступим немедленно и положим конец тяжёлому положению матери Ситы, давай вернём её целой и невредимой". Рама спокойно ответил: "Покой, покой, покой! Нельзя действовать в спешке. Без надлежащего вопрошания, исследования и планирования любое действие может привести только к отрицательным результатам. Поэтому давай приступим к этому осмотрительно". Сугрива разослал предписания своим друзьям и родственникам, чтобы мобилизовать огромную армию. Он повелел, что армия войдёт на Ланку, уничтожит Равану и только после этого вернётся обратно.

Армия ванаров вторгается на Ланку

С подобными энтузиазмом и решительностью армия ванаров, включающая опытных героев, таких как Сугрива, Хануман, Джамбавантха и других, вскоре достигла берегов Ланки. Весь город был охвачен паникой. Армия ванаров была на всём протяжении сельской местности вокруг столицы Ланки. Они были на холмах, на верхушках деревьев, на равнинах и повсюду! Жители Ланки ничего не знали об обезьянах, пока не увидели Ханумана. Воспоминания о разрушениях, вызванных Хануманом во время его предыдущего визита, всё ещё были слишком свежими в их умах. Они задавались вопросами.

"О! Откуда пришла эта ужасная обезьяна?
Кто отправил этого посланника разрушения на Ланку?
Наши дома в руинах, наши семьи стали бездомными
Все здания в огне, о, где мы найдём убежище?
Мы слышали, что он – посланник Рамы, прибывший увидеть Ситу
Он удовлетворён освежающим видением Ситы
Но его гнев разогрел нашу Ланку!
О, какое разрушение! Что за бедствие!
Наш город в руинах из-за обезьяны!
О! Откуда пришла эта ужасная обезьяна?
Равану, несомненно, ждёт гибель
Он похитил целомудренную и благочестивую Ситу,
Если посланник настолько силён
О, что же тогда говорить о повелителе!"

(песня на телугу)

Таким образом, граждане Ланки были объяты страхом. Обезьяна, которая вызвала огромные разрушения прежде, теперь появилась снова со своими многочисленными собратьями! Министры Раваны, придворные и союзники были в недоумении относительно того, что же делать.

Как армия ванаров пересекла океан? Могущественный Хануман мог сделать это, но как вся армия сделала это? Рама умилостивил бога океана стрелой. Божество ответило и содействовало пересечение океана.

Ванары выкрикивали боевой клич перед демонами. Равана не мог вынести этого шума. Жестокое сражение было неизбежным. Равана был уверен, что он встретит свой конец на этой войне. Это также было и распространённым мнением среди граждан Ланки. Все они задавались вопросом: "Почему эта нечестивая личность так жаждет своей гибели? Он стремится сжечь дотла не только самого себя, но и всё своё царство". Так каждый мысленно критиковал Равану. Ни у кого из них не было симпатизирующих Раване чувств.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Война началась. Это было жестокое решительное сражение. Индраджит, сын Раваны, который нанёс поражение самому Индре, вступил в битву. Он был старшим сыном Раваны. Шёл второй день сражения. Он был оснащён великолепным оружием и облачён в превосходные доспехи. Он был убит Лакшманой в жестоком сражении. Затем появился другой могущественный ракшаса, которого ванары ошибочно приняли за самого Равану. Он причинил много опустошения и разрушения в рядах ванаров. В армии ему не было равных ни в силе, ни в доблести. Вибхишана пришёл к Раме и объяснил: "Рама! Ты должен убить его так или иначе. Если Ты убьёшь его, это будет столь же хорошо, как и нанесение удара по самому Раване. Он – могущественная поддержка для армии Раваны. Если Ты поразишь его большой палец, то он должен будет погибнуть". Сказано – сделано. Могущественный воин пал на поле боя. Вибхишана наблюдал за этим, вытирая свои слёзы. Лакшмана был удивлён. Он спросил Вибхишану: "Столь многие погибли в бою. Но почему же ты плачешь только из-за одного этого воина?" Вибхишана ответил: "Повелитель! Он был моим единственным сыном. Я плачу из-за отеческой привязанности. Но, по правде говоря, было жизненно необходимо убрать его со сцены. Высокомерие Раваны было основано прежде всего на могуществе этого воина. Есть ещё несколько таких героев, от которых зависит Равана". Таким образом, Вибхишана дал Раме краткое описание нескольких воинов из армии Раваны. Постепенно Равана начал терять всех своих знаменитых военачальников.

Равана убит

Наконец сам Равана прибыл на поле битвы. Глубоко внутри себя он был взволнован; но он скрыл это и сражался. Каждый раз, когда сносилась одна из его голов, появлялась следующая, которая занимала место снесённой. Это доказывало невозможность победы над Раваной. И опять это был Вибхишана, который раскрыл Раме тайну непобедимости Раваны и указал то место, куда следует направить стрелу. Он сказал: "Рама! Нет никакого греха в том, чтобы выдать такую нечестивую личность. Его смерть в высшей степени благотворна для мира. Я не стремлюсь и не желаю править царством Ланки. Но этот порочный Равана должен быть убит". Рама последовал предписаниям Вибхишаны и выпустил Свою стрелу. Равана пал на поле битвы.

Мандодари примчалась и вопила в агонии: "Повелитель! Я предупреждала тебя несколько раз не трогать целомудренных и благочестивых замужних женщин. Я говорила тебе не бросать похотливых взглядов на духовно совершенных женщин. Теперь ты пожинаешь последствия своих грехов. Ты накопил множество пороков. Я пыталась отговорить тебя. Но ты никогда не обращал на меня какого-либо внимания". Правильно говорят:

"Хороший совет никогда не принимается,
Хотя он и даётся с хорошим сердцем.
Плохой совет чрезвычайно привлекателен для ушей.
Как такие люди когда-либо осознают Меня?"

(стихотворение на телугу)

Какой смысл в достижениях человека, если он не прислушивается к хорошему совету? Он обречён на крушение. Равана также не смог избежать этой печальной участи, и он заплатил за это своей жизнью.

Испытание огнём

Ванары ликовали, когда Равана пал на поле боя. Они также потеряли нескольких своих товарищей. Сита была приведена к Раме. Как это ни странно, но Рама не поднимал свою голову, чтобы взглянуть на Ситу. Сита изо всех сил стремилась и старалась уловить взгляд Рамы. Она была вдалеке от своего мужа в течение 10 месяцев и хотела увидеть Его прямо сейчас. Но Рама, казалось, не выказывал никакого интереса к ней. Вместо этого Он приказал, чтобы Лакшмана развёл костёр для Ситы, чтобы доказать её целомудрие. Намерение Рамы заключалось в том, чтобы Сита прошла через огонь и доказала миру, что она была непорочной, святой и чистой. Только после этого доказательства Рама желал принять её. Рама знал о чистоте Ситы – но Он учитывал то, что в мире могут распространяться слухи относительно её характера. Если Сита испытает себя и пройдёт проверку огнём, то никто не осмелится открыть свой рот. Сита почтительно поприветствовала Раму, обошла вокруг костра трижды и прыгнула в огонь. Появился бог огня. Он заявил: "Рама! Сита безупречна. Она – духовно просветлённая, священная и добродетельная женщина. Тебе не нужно проверять её дальше. Я отвожу и гашу себя". Так Сита была возвращена Раме. Все обезьяны сгорали от нетерпения, стараясь взглянуть на мать Ситу, и в полном беспорядке падали друг на друга, стремясь увидеть её. Рама принял Ситу как Свою собственную.

Назад в Айодхью

Тем временем Вибхишана доставил воздушное транспортное средство – Пушпака-виману – и передал её в распоряжение Рамы. Это транспортное средство принадлежало Кубере, сводному брату Раваны. Равана победил его в сражении и узурпировал транспортное средство. Рама, Лакшмана, Сита, Вибхишана, Сугрива и все остальные взошли на борт транспортного средства и отправились в воздушное путешествие в Айодхью.

В то же самое время Бхарата с нетерпением ожидал прибытия Рамы. Промежуток времени, который Рама обозначил как период Своего отсутствия в Айодхье, истекал в этот день. Он был в полном смятении от беспокойства по поводу того, вернётся ли Рама или нет. Он держал наготове колесницу, чтобы принять Раму и отвезти его в Айодхью. Вскоре, к его великой радости, он увидел Пушпака-виману, приближающуюся в небе. Граждане Айодхьи ликовали. Их сердца высохли, так как они не видели Раму в течение четырнадцати долгих лет. Состояние женщин не поддавалось описанию. Они провели четырнадцать лет в большом отчаянии. Они были неспособны наслаждаться своей пищей. На вид от них остались почти что только кожа да кости. Они проводили своё время в повторении имени Рамы и утешении друг друга.

Тем временем из Айодхьи прибыл Шатругна с гирляндами для своих братьев и невестки. Пушпака-вимана приземлилась, и все сошли на землю. И, вдруг, о чудо! Все пришли в изумление, когда увидели, что Бхарата и Рама выглядели одинаково! Это чудо было засвидетельствовано всеми и каждым. Поскольку Бхарата проводил каждый момент четырнадцати лет в постоянном созерцании Рамы, он обрёл черты и признаки Рамы. Шатругна хотел украсить Раму гирляндой, но он не мог понять, где Рама, а где Бхарата. Поскольку все пребывали в замешательстве, Лакшмана пришёл на помощь Шатругне. Рама был украшен одной гирляндой, а другой была украшена Сита. Вся группа двинулась в составе процессии в Айодхью.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Ликующая Айодхья

В Айодхье повсюду царили веселье и счастье. Празднования организовывались каждый день. Народные массы были чрезвычайно счастливы обрести Раму снова после четырнадцати лет Его отсутствия. Всё это было обусловлено благословениями Его матери. Каушалья благословила Раму: "Сын! Пусть эти четырнадцать долгих лет пройдут для Тебя как всего лишь четырнадцать минут. Никакое препятствие не встанет на Твоём пути, потому что Ты – воплощение Господа Нараяны. Никто не сможет причинить Тебе беспокойств. Ты, несомненно, достигнешь Айодхьи целым и невредимым". Она любяще обняла Раму, когда Он вернулся.

Теперь была очередь Сумитры. Она – хороший друг всем. Её достоинства не легко описать. Она также испытывала глубокий трепет при победном возвращении Рамы. Она была абсолютно уверена в том, что никто не мог причинить Раме вред или создать Ему даже самые малые неприятности по той простой причине, что такой человек не мог быть рождён. Она привела свою невестку Урмилу к Лакшмане. К этому моменту уже прошло четырнадцать лет с тех пор, как Лакшмана и Урмила видели друг друга в последний раз. Она припала к стопам своего мужа и сказала: "Повелитель! Именно твоя полная преданность Раме спасала и защищала нас до сих пор. Ты всегда думал о Раме. Именно это священное Имя охраняло и направляло тебя". Радость переполняла её, и она нанесла вермильон (ярко-красную краску) на стопы Лакшманы, что было традицией в те дни. Сумитра восхвалила её, сказав, что добрые пожелания и благословения Урмилы хранили её сына Лакшману целым и невредимым.

Кайкейи также появилась на сцене. Она не была злобной, как это обычно изображается. Она была полностью осведомлена о цели воплощения Рамы. Дом Дашаратхи был воистину удачлив иметь четыре жемчужины в образе сыновей и четверо равно добродетельных невесток. Сумитра собрала четыре пары вместе, с радостью благословила их и удалилась со сцены. Она сказала Раме: "Я провела четырнадцать лет своей жизни, думая только о Тебе. Я лелеяла желание, что я увижу Тебя через четырнадцать лет. Теперь я увидела Тебя и освятила себя. Цель моей жизни исполнена". У неё больше не оставалось ничего, что она хотела бы от жизни, и, вскоре, она спокойно умерла.

Кайкейи также была в высшей степени удовлетворённой и пребывала в мире с собой. Она была мишенью злобных нападок. Но она не обращала на них никакого внимания. Она была полностью осведомлена о миссии, которую должен был осуществить Рама. В то время, когда Рама был совсем молод, она учила Его стрельбе из лука. Уже тогда Рама предостерёг её: "Мать! Я воплотился, чтобы положить конец демонам. Ты должна наметить план, чтобы выполнить эту миссию". Именно по этой причине Кайкейи отправилась просить два кажущихся бессердечными дара у Дашаратхи. Она притворилась, что поддалась злым наущениям Мантары и попросила, чтобы Дашаратха выслал Раму. Всё это теперь было в прошлом. Рама вернулся с победой, и все пели Ему хвалу и прославляли Его. Кайкейи также скончалась, удовлетворённая своей ролью во всеобъемлющем плане. Айодхья была немыслимо украшена и безумно радовалась возвращению Господа Рамы.



Другие лекции курса "Летние ливни в Бриндаване '2002"


Перевод с английского (версия текста из книги): В.Вернигора.