САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

ТОМ IV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1964 по 1965 г.


Содержание

Беседы Бабы
Разве Саи говорит?
САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
1. Гуру - это проводник
2. Шравана и Смарана
3. Уничтожайте эго
4. Грозовая туча
5. Сандаловое дерево
6. Пузырь гордыни
7. Раскаяние и ложь
8. "Я" позади глаза
9. Будьте служителем
10. Джапа и Бхаджа
11. Истинный родственник
12. Каков ваш истинный возраст?
13. Путь к присутствию
14. Вера - это фундамент
15. Величие Бога не изменяется и не умаляется
16. Узы, которые не связывают
17. Проколите пузырь гордыни
18. Пусть флаг реет
19. Карма и Каруна
20. Через веселье и стоны
21. Нама и Нами
22. Плавание от "да" до "нет"
23. Балансовый отчет о жизни
24. Актеры и действие
25. Являются ли слова просто звуками?
26. Ишвара дарует айшварью
27. Человеческий плот
28. Вы рождены ради вас самих
29. Диагноз вашей болезни
30. Нет шрамы в ашраме
31. Закройте окно, чтобы не погасла лампа
32. Солнце у вашего порога
33. Следуйте по Его стопам
34. Каре Канканам
35. Приятное и полезное
36. Бремя значка
37. Рекруты для Моей армии
38. Шива и шава
39. Бессмертие, несмотря на смерть
40. Корень или веревка?
41. Стремитесь к более благородной роли
42. Дхарма и Дхармасала
43. Голос грома
44. Пробудитесь! Поднимитесь!
45. Трехдневный праздник
46. Дороги к Богу
47. Эта радость и та
48. Манасара саровар
49. У пандитов есть ключи
50. Недостаток питания и лекарство
51. Редкостная возможность
52. Кодекс правильного поведения
53. Веревка на шее
54. Будьте над и вне
55. Множество святых людей
56. Матхам и Матхи
57. Подъем деревень
58. Птица на качающейся ветке
59. Бессмертный Проводник в Бессмертие
60. Главное лицемерие
61. Колеса: внешнее и внутреннее
62. Новый год Веры

57. Подъем деревень

Главной целью празднования нового года, Вишвавасу, является вот такой огромный сбор на Сатьявада - настоящее море народу, образованное реками и ручьями, проделавшими путь длиной во многие мили со всех округов; это океан радости, который даже еще больше людского моря! Человек рожден, чтобы получать такую радость, а не только для еды и питья. Истинное и бесконечное счастье может быть завоевано только тогда, когда человек идет по жизни дорогой дхармы. Праведность заставляет присущую человеку Божественность сиять сильнее: этот свет - цель жизни, повторяющейся последовательности рождений и смертей. В человеке есть искра Божественности, которая вездесуща, всезнающа, всемогуща и постоянна во всей Вселенной; чтобы всегда осознавать присущую ему внутреннюю Реальность, человек должен изучать методику, установленную священными писаниями, открытую той же самой Божественностью.

Наипервейший урок в букваре такой духовной практики - это "контроль речи". Речь - это оружие только человека, у животных есть другое оружие - быстрота ног, острота когтей, клюв, рога, клыки, бивни. Но у человека есть на вооружении мягкость, нежность речи, которая обезоруживает всех противников, побеждает все проявления ненависти. Нежность делает вас "пашупати" (владыками животных) - Божественными, грубость превращает в "пашу", животных. Но лишь наружная вежливость и сладостность речи - это лицемерие! Искренняя речь должна проистекать от истинной нежности сердца полного любви. Устраните все зло из манаса саровары, прозрачного озера вашего ума, и сделайте его пригодным для обитания Божества.

Не стремитесь быть слугой Бога и получать за это плату, не унижайтесь до такого уровня, когда человек в обмен на то, что он предлагает и жертвует Господу, просит у Него то одно, то другое в качестве вознаграждения. Даже если вы ничего не просите, может быть, в вашем уме все-таки есть такая торгашеская позиция или вы чувствуете себя разочарованным, что Бог не дал вам желаемого в обмен на хлопоты, которые вы предприняли, чтобы сделать Ему приятное. Не подсчитывайте выгоды, не рассчитывайте на воздаяние, не планируйте получения вознаграждения, стало быть, делайте то, что вы должны делать, потому что это ваш долг. Вот истинная пуджа (богослужение). Посвящайте Ему свои дела, также как и результаты своих трудов. Тогда вы станете для Него родным и близким, а не кули (слугой) требующим вознаграждения. Этого высочайшего уровня можно достичь через садхану. Именно по этой причине Нишкамакарма (контроль желаний) так высоко оценивается в Гите Кришной.

В сердце заключены драгоценные сокровища ананды, но человек должен знать, какой ключ открывает замок к ним, этот ключ - намасмарана, повторение Имени Господа с чистым сердцем. Есть четыре способа очистить сердце: сатья, дхарма, шанти и према. Всегда старайтесь делать добро другим, думать хорошо о других и говорить хорошо с другими людьми. Это устранит ваш эгоизм и привязанность к вещам, которые доставляют вам удовольствие. Не уподобляйтесь птицам и диким животным, всегда занятым лишь заботой о пропитании. Добивайтесь более высоких целей, используйте более высокие способности, которыми вы наделены.

Я рад, что в этой деревне помыслы многих людей обращены, помимо житейских проблем, и к более высоким предметам! Все деревни должны пробудиться к такому осмыслению Высокого. Не унывайте, это скоро случится. Конечно, в городах уважительность и смирение быстро исчезают, там становится модой неуважение и высокомерие. Боязнь греха исчезла, в городах не осталось веры ни в Бога, ни в самих себя. Но эти добродетели: смирение, уважительность, страх перед грехом, вера в победу истины и действенность добродетели, - еще существуют и процветают в деревнях. Люди, которые сами пали, теперь пытаются "поднять" деревни; люди, которые страдают от мании имитировать чужеродные культуры, говорят о сохранении и распространении истинной культуры Индии, которую в деревнях все еще бережно сохраняют.

Некоторые считают себя выдающимися людьми, потому что владеют огромными поместьями, некоторые - потому что у них есть деньги, некоторые - потому что у них есть оружие, некоторые - потому что обладают популярностью. Но поистине здоровым и поистине великим достоинством является то, которое заслуживает Милость Бога. У Кауравов было все, что только ценилось в мире: оружие, власть, друзья, союзники, сила, богатство. Но Бог был не на их стороне, потому что они были безнравственными, и их постигло бедствие и немилость. Все, чем люди гордятся, дает ананду только тогда, когда человек это получает, но это же доставляет горе, когда исчезает, что рано или поздно непременно происходит. Но Милость Господа - это Истина, сатья, пребывающая постоянно без изменений во все времена и всюду; она нирмала, незамутненная, полная, совершенная и всемогущая; она нисчала, не подверженная никаким изменениям. Вместо того чтобы заслужить эту Милость и ананду, проистекающую из нее, человек накручивает вокруг себя кокон из липкого потока мирских привязанностей и становится заключенным в тюрьме своих собственных желаний. "Я" и "Мое" - это два ядовитых зуба кобры мирской жизни. Выдерните их из себя - и больше не будет опасности ни для окружающих, ни для вас самих.

Я знаю, что в деревнях приходится вести суровый образ жизни, просыпаться с первыми петухами, а ложиться спать с последними. Конечно, вам необходимо заработать на еду, одежду и кров для себя и своей семьи, чтобы сохранить то, от чего зависит ваше счастье и благосостояние. Но Я хочу задать вам вопрос: разве это все? Разве только в этом смысл? А как насчет главной цели человеческой жизни, которую вы заработали веками борьбы? Что пользы от этих долгих лет, проведенных в этом теле, если вы не открыли себе ответ на существенный вопрос "Кто я есть?" Осознайте это! Станьте хозяевами в своем собственном царстве: царстве чувств, ума, ощущений, импульсов, инстинктов, амбиций и предубеждений. Тогда только вы сможете претендовать на право называться господином своих чувств и ума, свараджьей. Когда в вашем собственном доме сын восстает против родителей, брат таит ненависть на брата, как вы можете называть себя хозяином? Точно так же, когда ваши чувства тянут вас в одну сторону, ум - в другую, разве вы можете претендовать на свараджью?

Я должен предостеречь вас от двух опасных болезней, которые свирепствуют сейчас в нашей стране: эгоизма и привычки оскорблять других людей. Сначала разузнайте все хорошенько, проверьте, тогда только у вас будет право выносить суждение. А когда все разузнаете и проверите, тогда поймете, что служить самому себе лучше всего, служа другим; вы поймете, что можно с гораздо большей пользой проводить время, тот короткий срок, отпущенный вам в этой жизни, чем оскорбляя или восхваляя других людей. Чем интересоваться ошибками и успехами других людей, нужно гораздо более ревностно следить за своими ошибками, заботиться о своих собственных успехах. Вот Мой совет вам сегодня.

Сатьявада
4-4-65