САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

ТОМ IV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1964 по 1965 г.


Содержание

Беседы Бабы
Разве Саи говорит?
САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
1. Гуру - это проводник
2. Шравана и Смарана
3. Уничтожайте эго
4. Грозовая туча
5. Сандаловое дерево
6. Пузырь гордыни
7. Раскаяние и ложь
8. "Я" позади глаза
9. Будьте служителем
10. Джапа и Бхаджа
11. Истинный родственник
12. Каков ваш истинный возраст?
13. Путь к присутствию
14. Вера - это фундамент
15. Величие Бога не изменяется и не умаляется
16. Узы, которые не связывают
17. Проколите пузырь гордыни
18. Пусть флаг реет
19. Карма и Каруна
20. Через веселье и стоны
21. Нама и Нами
22. Плавание от "да" до "нет"
23. Балансовый отчет о жизни
24. Актеры и действие
25. Являются ли слова просто звуками?
26. Ишвара дарует айшварью
27. Человеческий плот
28. Вы рождены ради вас самих
29. Диагноз вашей болезни
30. Нет шрамы в ашраме
31. Закройте окно, чтобы не погасла лампа
32. Солнце у вашего порога
33. Следуйте по Его стопам
34. Каре Канканам
35. Приятное и полезное
36. Бремя значка
37. Рекруты для Моей армии
38. Шива и шава
39. Бессмертие, несмотря на смерть
40. Корень или веревка?
41. Стремитесь к более благородной роли
42. Дхарма и Дхармасала
43. Голос грома
44. Пробудитесь! Поднимитесь!
45. Трехдневный праздник
46. Дороги к Богу
47. Эта радость и та
48. Манасара саровар
49. У пандитов есть ключи
50. Недостаток питания и лекарство
51. Редкостная возможность
52. Кодекс правильного поведения
53. Веревка на шее
54. Будьте над и вне
55. Множество святых людей
56. Матхам и Матхи
57. Подъем деревень
58. Птица на качающейся ветке
59. Бессмертный Проводник в Бессмертие
60. Главное лицемерие
61. Колеса: внешнее и внутреннее
62. Новый год Веры

30. Нет шрамы в ашраме

В течение пятнадцати лет Я бывал в этих краях, но впервые оказался в этом прелестном ашраме. Нет нужды говорить о том, что для вас это великолепная возможность, как говорится, сумухуртам, благоприятный случай. У штата будет конституция и будут установлены великие законы: санатана дхарма, - вот закон, а Веды - конституция штата Мэн. Они были заложены мудрецами, которые провидели все это в минуты интуитивного озарения. Поэтому они и считаются пророческими. Веды называют апурушейя, не принадлежащими какому-то одному автору. Их называют еще Шрути - то, что запоминается и хранится как сокровище в памяти людей. Веды - одновременно и творение, и свой собственный творец. О Ведах могут судить только Веды. Ощущения мудрецов должны испытываться мудрецами, которые стремились к этому опыту путем выполнения предписаний Вед.

Нужно следовать предписаниям Вед, вот цель нашей беседы. Если просто их выучить наизусть - в этом нет пользы. Часть Уттарамимамсы дает знание, необходимое для освобождения каждого от оков и слепоты. Она называется знание Брахмана, брахмаджняна, потому что когда человек достигает определенной стадии в духовной практике, он осознает, что все идентично с Брахманом, который есть и причина и следствие, то, что есть, и то, что будет одновременно.

Земля Индии (Бхаратабхуми), обитель знания о обретении связи с Богом и отречении (йогабхуми и тьягабхуми), неотвратимо бредет по следам других стран, предающихся мирским наслаждениям, и примеряет на себя атрибуты мирского счастья. Это путь невежества, ненависти, алчности, безнравственности. Те нравственные правила, которые установили мудрецы, риши, - это самое лучшее, что может быть, потому что они воспитывали в себе беспристрастность и отреченность. Учения Вед объяснены и отработаны в Рамаяне, Махабхарате и Бхагавате, а также в комментариях Шанкары, Рамануджи и Мадхвачарьи. Даже те, кто были защитниками ведического учения, теперь пренебрегают им и меньше изучают.

Вималананда, глава этого ашрама, ранее жил в Прашанти Нилаяме в течение года. Он испросил Моего Благословения и принял на себя такую ответственность и статус отреченного (саньяси) от своего гуру Малайялы Свами. Как океан притягивает реку, так и роль саньяси была предназначена для него; так неразрывно переплетены индивидуальная душа и Божественная сущность в человеке (джива и атма). Преданность и духовная практика обрели здесь большую значимость. Но не приписывайте это одному человеку, он, конечно, вдохновлен свыше, но сотни людей ищут этого вдохновения и посвятили себя этой задаче. Рама жил в лесу, вдалеке от городов, не потому, что Ему так нравился лес, Он пользовался возможностью служить великому мудрецу, махариши, который совершал здесь тапас (подвижничество) и стремился встретиться лицом к лицу с Богом. Он шел туда, где Бог мог дать ему блаженство. Малайяла Свами пришел сюда, чтобы помочь практикующим (садхакам) и также чтобы поступки преданных были чисты при создании этого ашрама.

Что бы вы ни делали - все посвящайте Господу. Кроме того, здесь, в ашраме должно проводиться строгое исследование, вичакшана, направленное на поиски истины, ибо когда известна истина, известно все. Тогда не будет больше борьбы, не будет напряжения, не будет беспокойства, то есть шрамы. Ашрам должен быть местом, где у человека нет шрамы.

Люди много читают, но многое ли из прочитанного они применяют в жизни? Они повторяют, что чувства - враги высокой жизни, но продолжают быть их рабами. Пусть ваш взгляд будет чистым, тогда вы не будете искать промахи и ошибки у других. Пусть ваш слух будет чистым, тогда вам будут не по вкусу сплетни о других людях, распространяемые глупыми людьми, которые не знают даже, кто они сами, но с удовольствием злословят. Больше заботьтесь о Сарвешваре чинтхе - мыслях о Господе всего сущего, а не о шарире чинтхе - мыслях о поддержании бренного тела.

Каждый фермер знает: чтобы получить хороший урожай, должно быть засеяно хорошее зерно. Если зерно плохое, то усилия сеятеля будут бесплодными. Сейте зерно, которое есть имя Бога, в хорошо подготовленную почву сердца, удобряйте ее искренней верой, пусть дисциплина будет той оградой, которая препятствует скоту поедать урожай. Без забора, охраняющего урожай, земледелие будет похоже на охоту без пуль: шум есть, а дела нет! Молитва должна идти от всей глубины сердца: Господь наблюдает за бхавой (чувством), а не за бахьей. Только так вы сможете заставить Божественное Сердце цвести от счастья. Кармаканда и Упасанаканда Вед настаивают на поклонении Господу и преданности Ему. Они воспевают Его величие и учат, как медитировать на Его великолепие. В них говорится, что Бога называют различными именами и у Него много образов. "Экам сат", - говорят они, - существует один Бог, но "випраах бахудхаа вадантхи",- тот же самый Единый известен и описан знающими по-разному. Знать, что вы являетесь проявлением этого Единого - ваше право и ваше прибежище. Вот почему Веды провозглашают человека как амритасья путраатха - "Дитя бессмертия".

Поступайте соответственно этому родству, этому положению. Большинство людей и не подозревают о величии и милости Бога, Малайяла Свами учил каждого распознавать реальное за нереальным. Он получил это знание благодаря учебе и духовной практике, садхане. Гуру учит Атмавидье, науке об Атме, он, как солнце, рассеивает тьму. Его воля, санкальпа, заключается в том, чтобы этот ашрам нес людям духовное просветление. Вималананда написал Мне, когда был избран его наследником в должности главы ашрама, и испрашивал Моего благословения. Я ответил ему: "С тех пор, как он выбрал вас, его опека будет защищать и направлять вас, и вы наверняка достигнете победы". Он был немного взволнован, но не потому, что не верил в действенность благословения гуру, а потому, что уже имел некоторый опыт несения такого рода бремени. Я рад, что все, кто привязан к Малайяле Свами и к этому ашраму, связаны вместе своей верностью и подготовили гирлянду для чествования Вималананды.

У вас есть Совет старейшин, который также следит за делами и всегда придет ему на помощь. Каждый должен почитать гуру и помогать ему. Это не означает поклонения его фотографии, а означает поступать в соответствии с его указаниями и приказами, с его аджной. Если вы следуете за ним по проложенному им пути, тогда вы можете смело идти вперед, не обращая внимания на почести или порицания. Не сомневайтесь в этом. Теперь Я должен немного рассказать о Себе, как живая визитная карточка. Моя задача - не только заботиться, утешать и избавлять от горя отдельных людей. Есть нечто гораздо более важное. Главная задача дерева манго - приносить плоды манго. Ветви, листья, ствол - все по-своему необходимы, но все-таки главная цель - плоды. Листья, ветви и ствол - все это лишь второстепенные вещи, способствующие достижению главной цели. Точно также и в Моей миссии устранение горя и печали - лишь способствуют достижению главной цели. Моя главная задача - восстановление Вед и Шастр на земле Индии (Бхаратхаварше) и возрождение в людях знания о них. Эта задача будет выполнена, ей не смогут воспрепятствовать никакие преграды. Выполнение ее не может быть ни ограничено, ни замедлено. Когда Господь что-то решает и повелевает, ничто не может Ему помешать. Вы наверно слышали, что Я владею магией - белой или черной. Но с таким же успехом эти люди могут сказать, что Кришна вознес Говардханагири при помощи черной магии или что Рама построил мост через океан используя черную магию!

Конечно, в мире существует магия - черная и белая, но проявления Божественной Силы нельзя интерпретировать как магию. Колдуны манипулируют своими трюками, чтобы заработать себе на безбедную жизнь. Они хотят славы и богатства. Их основа - ложь, они процветают благодаря обману и невежеству. Это Тело никогда не опустится до такого уровня. Нет, никогда. Это Тело появилось на свет благодаря Божественной воле, санкальпе, решению Господа прийти. Это решение вызвано стремлением поддержать истину, сатью. Бхагаватсанкальпа - это всегда сатьясанкальпа, то есть Божественная воля - это всегда Истинная воля. Все знают, какая строгая дисциплина в Прашанти Нилаяме: правило гласит, что ни одни цветок не должен быть сорван. Многие неверно понимают природу энергии Саи (Саи-Шакти) из-за невежества и порочности. Эта Шакти безгранична. Люди же не видят этого из-за несовершенства своего видения, и они не видят Её такой, какая Она есть на самом деле. Нет ничего, что не могла бы выполнить Божественная Сила.

Я могу превратить землю в небо, а небо в землю. Те, кто в этом сомневается, слишком слабы, чтобы охватить все величие Вселенной.

Я пришел, чтобы научить всех сущности Вед, познакомить всех с этим прекрасным даром, защитить и сохранить извечную религию, Санатана Дхарму. В каждой профессии есть своя дхарма, ряд этических и нравственных правил, и если они честно выполняются, тогда радость и удовлетворение человека будут все множиться и множиться. Люди отличаются друг от друга врожденными качествами: темпераментом, ростом, предрассудками, достоинствами и недостатками и т.д. Нельзя требовать, чтобы все манго, которые вы собираетесь купить, были одинаковы. Некоторые из них кислые, другие сладкие, одни меньшего, другие большего размера, некоторые более вкусные, другие вовсе невкусные, некоторые сочные, иные волокнистые и пр. Вы различаете их по вкусу, не правда ли? Вы выбираете те плоды, которые вам нравятся.

Перед Господом, конечно же, все равны, никто не может требовать к себе предпочтения, кроме особенно обделенных и несчастных. Но в человеческом обществе должно существовать различие, основанное на квалификации и заслугах человека, будь они интеллектуальными, нравственными или духовными. Но если все осознают, что у них одна и та же цель, то раздоров и борьбы не будет. Для общества важна работа каждого, работа не может быть низкой или высокой. Поэтому не нужно стараться обогнать друг друга; земные оценки престижности и непрестижности бессмысленны, это все мишура и булавочные уколы. Соревнуйтесь в быстроте, с которой вы продвигаетесь к Богу. Несколько лет назад это место было пустынным, сейчас оно полно надеждами и духовными поисками. Как это произошло? Как удалось Малайяла Свами воплотить в жизнь свои планы? Все это - результат его верности своим идеалам, он сумел заслужить признание своего духовного авторитета.

Вы можете убедиться, как точно карма изложена в Ведах. Мужчины должны познать свою дхарму, изложенную в Ведах, и придерживаться ее и статуса, им предназначенного; женщины должны придерживаться статуса, предназначенного для женщин. И те, и другие, несомненно, дети Бога, но ведическая наука требует, чтобы они придерживались своих сфер дхармической жизни. Настаивайте на строгой дисциплине во время обучения: чем строже она будет, тем лучше будет результат. Пусть девочки и мальчики вырастают дисциплинированными и владеющими своими чувствами гражданами. Для страны от них будет больше пользы, чем от хорошо начитанных, но не обладающих самодисциплиной людей, которые повергнут общество в смуту. Участники спектакля бывают настолько погружены в сумятицу игры, что не видят спектакля в целом. Зритель, бывает, делает замечания актерам. Поэтому прислушивайтесь к тем, кто пришел и наблюдает.

Здание гробницы (самадхи), которое вы выстроили для своего гуру, Малайяла Свами, провозглашает вашу преданность ему. Эта преданность видна во всех ваших поступках и мыслях, старайтесь, чтобы каждый ваш поступок был исполнен Любви, чтобы существовало истинное единство, адвайта. Малайяла Свами полностью поглощен Гитой. Он посвятил себя идеалам Гиты.

Теперь он передает ашрам в руки Вималананды и уходит. Теперь те, кто уважает Малайялу Свами, должны уважать и Вималананду Свами и следить, чтобы указания гуру выполнялись. Эти указания (аджну) нельзя игнорировать, ими нельзя пренебрегать. Мне еще о многом нужно поговорить с Вималанандой лично. Поэтому Я заканчиваю. Я счастлив, что нахожусь здесь и разделяю с вами всеми ананду. Я изменил все Свои планы на сегодняшний день, чтобы встретиться с вами и Вималанандой Свами.

Вьясаашрам, Верпеду
17-12-64