САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

ТОМ IV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1964 по 1965 г.


Содержание

Беседы Бабы
Разве Саи говорит?
САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
1. Гуру - это проводник
2. Шравана и Смарана
3. Уничтожайте эго
4. Грозовая туча
5. Сандаловое дерево
6. Пузырь гордыни
7. Раскаяние и ложь
8. "Я" позади глаза
9. Будьте служителем
10. Джапа и Бхаджа
11. Истинный родственник
12. Каков ваш истинный возраст?
13. Путь к присутствию
14. Вера - это фундамент
15. Величие Бога не изменяется и не умаляется
16. Узы, которые не связывают
17. Проколите пузырь гордыни
18. Пусть флаг реет
19. Карма и Каруна
20. Через веселье и стоны
21. Нама и Нами
22. Плавание от "да" до "нет"
23. Балансовый отчет о жизни
24. Актеры и действие
25. Являются ли слова просто звуками?
26. Ишвара дарует айшварью
27. Человеческий плот
28. Вы рождены ради вас самих
29. Диагноз вашей болезни
30. Нет шрамы в ашраме
31. Закройте окно, чтобы не погасла лампа
32. Солнце у вашего порога
33. Следуйте по Его стопам
34. Каре Канканам
35. Приятное и полезное
36. Бремя значка
37. Рекруты для Моей армии
38. Шива и шава
39. Бессмертие, несмотря на смерть
40. Корень или веревка?
41. Стремитесь к более благородной роли
42. Дхарма и Дхармасала
43. Голос грома
44. Пробудитесь! Поднимитесь!
45. Трехдневный праздник
46. Дороги к Богу
47. Эта радость и та
48. Манасара саровар
49. У пандитов есть ключи
50. Недостаток питания и лекарство
51. Редкостная возможность
52. Кодекс правильного поведения
53. Веревка на шее
54. Будьте над и вне
55. Множество святых людей
56. Матхам и Матхи
57. Подъем деревень
58. Птица на качающейся ветке
59. Бессмертный Проводник в Бессмертие
60. Главное лицемерие
61. Колеса: внешнее и внутреннее
62. Новый год Веры

22. Плавание от "да" до "нет"

Дхарма - это наследие Индии, уклад жизни всех людей; это костяк нравственности и праведной жизни. Это нектар, который может даровать бессмертие. Кто-то может смеяться над индийцами за то, что они обожествляют камень, но им следует понять, что даже камень - это Бог. Он превращается в Бога, этот поступок - великая победа. В этой стране высочайшие энергии человека используются для преодоления смерти, тогда как другие страны упорствуют в попытках создать всё новые виды оружия массового уничтожения. Здесь люди предлагают себя Богу (Мритьюджайе - Победителю Смерти), а там - падают к ногам мритью (смерти). Они довольствуются блёстками и безделушками, а в Индии люди учатся глубоко нырять и добывать жемчуг, а не валяться на песчаном берегу и собирать ракушки.

Но очень жаль, что здесь тоже распространяется зараза, и люди быстро теряют представление о ценностях и гоняются за пустотой и суетностью. Люди придают большое значение многому и забывают об Одном; они не ищут Одну Постоянную Истину; они преследуют ложные цели и поэтому, естественно, впадают в горе и обиды. Возьмите простой обряд намаскарам - сложенные ладони, которыми вы почтительно приветствуете старших и всех остальных. Что означает этот жест? Правая ладонь - это тат (то, невидимая основа, другое), а левая ладонь - это твам (я, отдельное, индивидуализированное, вещь, которая чувствует себя ограниченной, одной, отдельной). Когда обе ладони подносятся друг к другу и соприкасаются, то подчеркивается Единство этого и того, всего того, что вне вас, и того, что есть вы, фактически ахам-Брахма-асми (я есть Брахман). Что ещё более величественное и грандиозное может придумать человеческое воображение? Вы приветствуете другого человека с такой же радостью, как могли бы приветствовать себя; никого человек не любит больше, чем себя, всех других любят ради самого себя.

Обратим внимание на другую интерпретацию сложенных ладоней. Пять пальцев правой руки - это пять кармендрий (органов действий); пять пальцев левой - это пять джнянендрий (органов познания); вместе их десять, посвящённых служению мудрому, или старшему, или гуру. Это самоотречение, называемое шаранагати, именно то, что практиковал Хануман.

Возьмем Бхагавад Гиту, которая уже упоминалась. Когда и где давались её уроки? На поле битвы, в самом центре противостоящих сил, чтобы разрешить ментальный кризис. Именно когда у человека наступает такой кризис, Господь и приступает к Своей миссии обучения. Тем, кто осознал цель, нет необходимости в этом учении; для тех, кто не знает вообще ни о цели, ни о пути, ни о жажде Господа, ни о духовном томлении - в нём нет пользы. Это учение полезно лишь тем, кто терзается сомнениями, мечется от "да" к "нет". Духовный кризис разрешается словом Бога.

И снова о поклонении статуям (идолам). Его следует рассматривать, как поклонение Не Имеющему Образа и Формы. Сами по себе вода и молоко не имеют формы, они принимают форму сосуда, в котором содержатся, разве не так? Поместите молоко во флягу, или в чашку, или в чайник, или в кувшин, или в кружку - и оно примет их форму. Точно так же и образ Кришны - это образ и форма того сосуда, который вы наполняете сущностью без образа и формы: образы Рамы, Шивы, Линги, Чамундесвари, Ганеши - все это образы сосудов, в которые в соответствии со своей фантазией вы помещаете Не Имеющее Образа, Невообразимое! Нама (Имя) - это нектар, нами (носитель имени) - это чашка, идол.

Возьмем историю, которая как раз имеет отношение к Бхагаватхару (знатоку Бхагаваты): историю Каакашуры, демона-ворона, который ранил Ситу, когда Рама спал у нее на коленях и Сита была беспомощна и не могла прогнать ворона. Что с ним произошло? Рама сделал его и весь его род одноглазыми; одно глазное яблоко перекатывается слева направо и справа налево, чтобы посмотреть на ту или другую сторону. Смысл заключается в том, что если вы возжелали Ситу (Пракрити, удовольствие, объективный мир), то вы не сможете получить полную картину мира, с объёмным изображением, вы становитесь одноглазым, ущербным, дефективным.

Еще Бхагаватхар, проводя музыкальную беседу на Сантх Рамадасе, описал как вимана, летающий аппарат, спустился с небес, чтобы увезти святого, когда его земное существование подошло к концу. Слово "вимана" не означает лишь "воздушная колесница", как описывает ее Бхагаватхара, оно имеет более глубокое и истинное значение. Оно означает, что человек, который отказался от мааны (гордыни и эгоизма), поднимается на небеса, вот и всё. Или рассмотрим ещё вот что. Ви - означает "птица", маан значит "мера", "величина". Поэтому смысл вхождения в виману заключается в том, что душа движется сквозь бесконечность, как птица по небу, беспрепятственно. Она достигла свободы.

Вы слышали историю жизни Тьягараджи и Намадевы, описанную участниками этого Самаджа. Я надеюсь, что вы усвоили уроки премы, вишвапремы (Вселенской Любви), которые излагались здесь. Вообразите же себе прему гопи. Однажды вечером Кришна потихоньку зашел в дом пастуха и выпил из горшка все молоко. Гопи обнаружила это, и когда она делала Ему выговор, Кришна взял и удрал; когда же гопи увидела, как Он бежит босыми ногами по грубым булыжникам улицы, у нее полились слезы раскаяния. Эти лотосные стопы, должно быть, испытывали сильную боль, и она стала причитать: "О, какой грех я совершила". Кришна любое, даже самое злое сердце, смягчит раскаянием. Он - Премасварупа (Воплощение Любви) и Шантисварупа (Воплощение Мира), поэтому каждое сердце Он заставит прорасти любовью и умиротворением, премой и шанти.

Его лепет, Его шалости, Его невинные уловки покорили всех. Он принес гопи кучу беспокойства, но и безмерное счастья. Это было для них тапасом (подвижничеством), беспокойство было - ануграхой (возможностью оказывать особую милость), счастье было - прасадом (Милостью Господа). У человека не может быть что-то одно. Бхадрам читал по бумаге стихи в Мою честь, которые он написал только накануне. Другая сторона листка была исчерчена каракулями, это был черновик, но ведь нельзя было принести только одну сторону. Как бы ни хотелось, нельзя взять с собой только одну сторону листка бумаги, приходится брать и другую, даже если она вам не нравится.

Не надувайтесь от гордости, когда достигаете успеха, не опускайте руки, когда терпите неудачу. Будьте подобны черепахе, которая втягивает ноги под панцирь; втягивайте в себя стремящиеся наружу чувства и будьте счастливы в созерцании своей собственной реальности. Господь принимает воплощение в виде черепахи, потому что она представляет собой истинного садхака. Будьте подобны также лебедю, который, поднимаясь с озера, энергично встряхивает крыльями, чтобы стряхнуть капли воды, точно так же и садхак должен стряхнуть с себя все привязанности, которые неизбежно прилипают, когда человек сталкивается с миром. От простого заучивания нет толку, от этого просто пухнет голова. Действительно познанная Веданта сделает вас бесстрашными, подобно льву в лесу. Вы зарычите, и все в ужасе убегают. Брахмататтва (сущность, реальность Брахмана), изложенная в Веданте, сделает вас владыкой Вселенной.

Поэтому не привязывайтесь слишком к телу и к вещам, которые дают ему комфорт. Вы зарабатываете трех друзей в этой жизни: первый - это богатство, которое вы накопили, - оно отказывается идти с вами, когда вы уходите из этой жизни; второй - это родина и близкие вам люди, - они сопровождают вас до кладбища или до церемониального костра; третий - это те достоинства и недостатки, которые вы приобрели, они - всегда с вами.

Спите под москитной сеткой, тогда никакие насекомые не смогут принести вам вред; точно так же, не позволяйте насекомым камы, кродхи (вожделения, гнева) и т. д. жалить вас. Закройтесь занавеской садханы, пока живете в этом мире, но не пускайте его внутрь себя. Это точка зрения различения, вивеки.

Прашанти Нилаям
27-11-64