САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

ТОМ IV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1964 по 1965 г.


Содержание

Беседы Бабы
Разве Саи говорит?
САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
1. Гуру - это проводник
2. Шравана и Смарана
3. Уничтожайте эго
4. Грозовая туча
5. Сандаловое дерево
6. Пузырь гордыни
7. Раскаяние и ложь
8. "Я" позади глаза
9. Будьте служителем
10. Джапа и Бхаджа
11. Истинный родственник
12. Каков ваш истинный возраст?
13. Путь к присутствию
14. Вера - это фундамент
15. Величие Бога не изменяется и не умаляется
16. Узы, которые не связывают
17. Проколите пузырь гордыни
18. Пусть флаг реет
19. Карма и Каруна
20. Через веселье и стоны
21. Нама и Нами
22. Плавание от "да" до "нет"
23. Балансовый отчет о жизни
24. Актеры и действие
25. Являются ли слова просто звуками?
26. Ишвара дарует айшварью
27. Человеческий плот
28. Вы рождены ради вас самих
29. Диагноз вашей болезни
30. Нет шрамы в ашраме
31. Закройте окно, чтобы не погасла лампа
32. Солнце у вашего порога
33. Следуйте по Его стопам
34. Каре Канканам
35. Приятное и полезное
36. Бремя значка
37. Рекруты для Моей армии
38. Шива и шава
39. Бессмертие, несмотря на смерть
40. Корень или веревка?
41. Стремитесь к более благородной роли
42. Дхарма и Дхармасала
43. Голос грома
44. Пробудитесь! Поднимитесь!
45. Трехдневный праздник
46. Дороги к Богу
47. Эта радость и та
48. Манасара саровар
49. У пандитов есть ключи
50. Недостаток питания и лекарство
51. Редкостная возможность
52. Кодекс правильного поведения
53. Веревка на шее
54. Будьте над и вне
55. Множество святых людей
56. Матхам и Матхи
57. Подъем деревень
58. Птица на качающейся ветке
59. Бессмертный Проводник в Бессмертие
60. Главное лицемерие
61. Колеса: внешнее и внутреннее
62. Новый год Веры

21. Нама и Нами

Похоже на этом Бхагавата Бхакти Самадже ограничения есть для всех, кроме Меня! Всех докладчиков предупреждали, что их время истекает, а Меня просят располагать временем настолько долго, насколько Я захочу! Конечно, сюда приехали почти 60 членов Самаджа, и каждый из них хочет принять участие в трехдневной программе, поэтому продолжительность выступлений должна быть строго ограничена. Они - специалисты в своей области, они наделены преданностью и верой, шраддхой, поэтому Мне кажется, что в будущем, когда они приедут вновь, им нужно предоставить больше времени.

Человек страдает от двух типов боли: в первом случае ее можно успокоить с помощью других людей, во втором - боль может быть успокоена лишь усилиями самого человека. Голод и жажда могут быть утолены, только если человек станет есть и пить; сколько бы другой ни ел, ваш голод ни уменьшится ни на йоту. Если вместо вас сделают укол вашей жене или сыну, отцу или матери - разве от этого излечится ваша болезнь? То же самое касается духовного голода, душевной боли. Вы должны помочь себе сами. Болезни возникают из-за каких-то излишеств и невоздержанности, из-за инфекций, нарушений правил. Инфекция образуется вирусами камы, кродхи, лобхи, мохи, мады и маасарьи (вожделения, гнева, жадности, привязанности, страха и злобы). Они не дают вашей Божественности сиять в полную силу, они причиняют беспокойство, огорчения и боль, вызывают раздражительность. Их можно осилить, лишь проявляя свою внутреннюю силу. Не поддавайтесь им; побеждайте их с помощью веры, которая непобедима.

Как же такое пагубное невежество стало вашим свойством? В одном деревенском доме в комнате было огромное зеркало. Хозяева решили вытащить его, но дверь оказалась слишком мала. Одни предлагали разрушить стену, другие - разрезать зеркало пополам. А один сметливый крестьянин спросил: "Как же вы втащили его в эту комнату?" Действительно, как это получилось? Если бы это знать, то можно ухитриться вытащить зеркало. Оказывается, зеркало принесли в комнату, когда еще стены не были до конца возведены. Точно так же, пока тело еще не сформировано, там поселяется невежество; это результат лени в предыдущих жизнях. Не беспокойтесь о доме, тогда и зеркало перестанет быть проблемой. Отбросьте идею о том, что вы - это ваше тело, и невежество исчезнет. Вы сможете увидеть себя в истинном свете.

Члены Самаджа дали вам возможность послушать замечательные рассуждения и вдохновения харикатх (игр Господа), которые открыли перед вами многие грани Рамаяны, Бхагаваты, Пуран, Вед и Шастр. Вы услышали от них, что Рама был "Виграхааван-дхармах", что Кришна был "Лилаамаанушавиграха", но какое влияние это на вас оказало? Почувствовали ли вы, что являетесь родными и близкими Раме и Кришне, что каждый манава (человек) может стать Мадхавой (Богом), что каждый Нара может стать Нарайяной? Без приверженности, хотя бы в малой степени Рамадхарме, как вы можете назвать себя бхактами Рамы? Без выказывания хотя бы небольшой любви к Кришне, как вы можете с гордостью назвать себя Кришна-бхактой? Старайтесь как можно больше соответствовать своим идеалам. Вы должны быть сделаны из того же золота, что и ваши идеалы, пусть даже вы будете крошечной драгоценностью, а Он - необозримой величины сокровищем. Господь - Кави, и Вальмики - кави, оба создают, один - локу (мир), другой - шлоку (стих). Бхакта должен формировать себя по образу и подобию Бхагавана, иначе он не может претендовать называться са-рупьей (подобием).

Кришна-аватар - это Сам пурна (полный) аватар, Господь проявился во всех 16 калах (аспектах); тогда как Рама разделил калы с другими братьями. Рама явился таким, как будто Он связан с гунами, или качествами. Его поведение было предопределено ими, тогда как Кришна был выше и вне качеств. Кришна никогда не молился, даже во время ужасных кризисов! А Рама молился, например, Адитье. Предназначения этих Аватаров были разными. Кришна был неподвластен гунам, Его отношения с гопи были чистыми. Такие личности, как например, Дхармараджа, почитали Его выше всех мудрецов и святых того времени и совершали Ему специальное поклонение во время жертвоприношения раджасуйи (страстей).

Самая лучшая броня против грубых толкований игр Кришны - это вера, вера в Кришну как Господа. Можно так же вспомнить, что Кришна был семилетним мальчиком, когда произошла расалила. Парикшит задал Шуке, святому с незапятнанной репутацией, почитавшему Кришну как Бога, тот же самый вопрос: "Как могут гопи достигнуть мокши (освобождения)?" Шука ответил: "Они знали, что Кришна - Бог, и они относились к Нему как к Господу, и ничего больше". Он также напомнил Паракшиту, что он сам обязан своей жизнью Божественному прикосновению Кришны, который превратил его из мертворожденного ребенка в здорового крепыша. Миазмы, которые заставляют вас пропускать эти моменты и затягивают ваше воображение в грязь, называются майей. Осознайте ложность её притягательности - и в тот же миг она исчезнет, а вы станете свободны.

Один брахман шел как-то в деревню по лесу с тяжёлым грузом на голове. Он больше не мог нести его, и никого не было поблизости, чтобы помочь, кроме юноши чандалы (отверженного), который предложил ему донести груз до края джунглей, потому что как отверженный он боялся входить в деревню высшей касты. Брамин уговорил его пойти с ним в деревню; он посоветовал юноше притвориться немым и не отвечать ни на какие вопросы. В деревне всё шло хорошо, пока хозяин дома, куда пришел брамин, не попросил чандалу подержать пару сандалий. Когда же чандала заколебался, хозяин стал ругаться, как это было ему свойственно: "Э, ты чандала!" Как только юноша понял, что он раскрыт, он тут же убежал. Майя поступает таким же образом.

Майю можно опознать и выявить, только если ум очищен перемой и неприятием зависти и ненависти - порождениями эгоизма. Не заслуживает похвалы ни один поступок, совершенный без любви; здесь присутствуют тысячи людей, которые приезжают сюда год за годом, принимают участие в бхаджанах, слушают беседы и лекции и остаются в своем духовном развитии на том же самом месте, где и были, когда приехали в первый раз. Нама (имя) без бхавы (чувства) редко достигает цели. Имя Господа должно проговариваться с благоговением и восхищением, смирением и почтением. Прежде чем выпустить стрелу, нужно хорошенько натянуть лук, иначе стрела не попадет в мишень. Чувства - это та сила, которая туго натягивает тетиву и делает достижимым Нами - носителя имени.

К Господу могут приблизиться все; только не испытывайте зависти к другим, а также соперничества, подчиненности и превосходства - каждому хватит места в Его владениях. Сатьябхама страдает от зависти и поэтому никогда не бывает счастливой. У Драупади было пять мужей, но она одинаково беспристрастно служила всем, поэтому Кришна всегда бросался спасти ее. Отдайте свое сердце Господу, и живите в мире как посвященное существо, тогда вам никто не сможет нанести вреда. Как джива (индивидуальная душа), вы можете обладать личностью, но как атма - вы Васудева, Самастхи, Вселенная.

Сперва спасите самих себя, а затем спасайте других или хотя бы постарайтесь. Если вы сами попались в коварную трясину, как вы можете вытащить оттуда других? Встаньте сперва сами на твердую и безопасную почву, а потом уж протягивайте руку помощи тем, кто барахтается в болоте. Можно носить одежду цвета охры - отречения, но под ней может прятаться чудовище! Можно рекомендовать другим йогу, а самому быть полностью роги (больным). Будьте искренни, говорите только о том, что действительно испытали: не искажайте, не преувеличивайте и не лгите.

Обретите духовный (атмический) опыт, только тогда вы сможете понять Бхагавату и объяснить ее другим. Возьмем, например, случай, когда Кришна уносит одежду гопи. Гопи были мудрецами (риши) в предшествующем Аватару периоде; обезьяны (ванары) Рамы снова явились с особыми привилегиями, поэтому их сердца были чисты, а побуждения святы. Когда они молили: "Кришна, разве это согласуется с дхармой, так обращаться с нами?" - Кришна отвечал: "Мой поступок - не а-дхарма, а ваш - а-дхарма, ибо осознание себя как тела противоречит высочайшей духовной дхарме". Вьяса однажды попросил несколько человек, которые пришли к нему за советом, как переплыть Ямуну возле его ашрама, принести ему молока и фруктов. Когда он все съел, то сказал: "Ну, раз я выполняю обет соблюдать пост, то идите, Ямуна даст вам дорогу". Те сказали: "Тогда всё потеряно, мы же видели, что ты съел все, что мы принесли". Но Вьяса сказал: "Я не ел их. Я предложил всё это Кришне; у меня нет заблуждений тела. Я - атма, обитающая в этом теле". Его атмическое сознание было настолько прочным, что он мог утверждать, что не нарушил обета!

Что такое реализация? Это тот момент, когда вы видите свою высокую красоту и настолько переполнены ею, что забываете обо всем остальном, вы свободны от всех уз. Знайте, что вы суть вся красота, все величие, вся сила, все великолепие Вселенной. Ваша сущность - лишь бесконечно малая частица Его величия; кроме того, вы полны радостью, которую оно дает, знанием и восторгом. Отражение Шивы в зеркале Пракрити - это джива.

Взгляните в это зеркало - и увидите свое собственное отражение; вы утверждаете: "Это отражение мое, но оно не похоже на меня". Точно так же джива есть Шива, но Шива - это не джива. Отражение солнца в воде колеблется, хотя само оно неподвижно для нашего глаза в вышине; это природа воды, а не солнца; точно так же изменяется природа, Пракрити, но Шива постоянен, неизменен; Он всегда тот же самый. Вы не верите, что сны реальны, потому что сон отрицается пробуждением. Когда вы станете джняни, вы отвергнете ощущение бодрствования. До тех пор вы будете принимать всё это за реальность; после - вы обнаружите, что все вокруг вас имеет лишь относительную ценность.

Когда болезнь набирает обороты, нужно пересмотреть лекарства. Перед тем, как закончить, Я скажу вам еще об одном. Мы слышим о многом и многое видим. Человек заполняет все это своими иллюзиями, приукрашивая или затушевывая каждую вещь при помощи этих иллюзий. Ребенок родился и умер, прожив два часа или два месяца. Если он выживает и умирает, когда ему 16 или 18 лет, то боль гораздо сильнее, потому что чувство "мое" пустило корни, благодаря отношениям с друзьями и родственниками и их исполненной надежд привязанности. Никто не беспокоится, если умирает сын соседа. Это из-за эгоизма и преувеличенной привязанности. Уделяйте каждой проблеме то внимание, которого она заслуживает, но не позволяйте ей овладевать вами. Беспокойство не разрешит никакие трудности, хладнокровие не рождается из непривязанности. Кроме того, поверьте в Бога и в действенность молитвы. Господь сказал, что тот, кто делает добро, думает о добре и говорит о добре, не пострадает. Вот путь к равновесию, Шанти.

Некоторые думают, что вот он, источник счастья, ибо Господь принял человеческий образ. Если вы так полагаете, то в будущем вы так думать не будете. Я всегда знаю и прошлое и будущее, так же, как и настоящее каждого из вас. Поэтому Мной не в такой уж большой степени движет жалость. Дело не в том, что Я жестокосердный или у Меня нет жалости, дайи. Если вы крепко запираете двери на засов, то как смогут лучи Моей милости пробиться к вам? "Свами! - восклицаете вы, - у меня нет глаз; я жажду увидеть тебя. Неужели Твое сердце не смягчится от моих страданий?" Конечно, такое бедственное положение растрогает вас, но растрогает ли оно Меня? Из-за того, что Я знаю прошлое, Моя реакция будет другой. Если бы вы тоже знали прошлое, вы бы тоже реагировали по-другому. Это все - следствие зла, преднамеренно совершенного в прошлом рождении, поэтому Мне приходится позволять продолжаться страданиям, часто видоизменяя их до некой возможно малой компенсации за прошлые грехи. Я не причиняю ни счастья, ни горя, вы сами создатели этих цепей, которые опутывают вас.

Уберите тяжесть с ваших плеч, отдайте всю ношу Господу, отдайте всё Его воле, Его закону. Питайте свой разум вкусной и полноценной пищей - сатсангом, сатпавартаной, сарвешвара-чинтхой - тогда вы будете преисполнены Счастья. Я - Анандасварупа (Воплощение блаженства), приходите и берите у Меня это блаженство и возвращайтесь к своим занятиям, пребывайте в блаженстве и будьте полны шанти (умиротворения).

Прашанти Нилаям
26-11-64