КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ

(Из речи Свами в Прашанти Нилайаме, июнь, 1989 год)

НАЧИНАЙТЕ С ЭТОЙ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Эта практика даст вам возможность отточить ваш разум и развить остроту интеллекта. До сих пор Я никому этого не открыл.

Итак, Дхиана - медитация (Dhyaana) - это очень простой процесс. Самадхи (Samaadhi) - ещё проще. Но из-за неправильного понимания практик духовный искатель испытывает трудности.

Многие думают, что Дхиана призывает к тому, чтобы сидеть в позе лотоса (padmaasana). Но неизвестно, где в это время бродит ум. Концентрация нарушается, если на нос садится комар... Чтобы сохранять спокойствие и сосредоточенность во время медитации, на которую бы не действовало то, что нарушает покой, надо практиковать концентрацию (Dhaarana). Через концентрацию (Dhааrаnа) достигается также контроль чувств и обеспечивается чистота разума. Через ментальную чистоту можно испытать Божественность.

Практикуйте концентрацию (Dhaarana) и милосердие (Dhaana), и вы получите результаты. Ваша радость, ваша чистота и ясность мысли неизмеримо усилятся... Именно чистота придает сияние вашему лицу... Вы теряете это сияние из-за нечистых мыслей. Чем больше вы будете развивать чистоту, тем моложе вы будете выглядеть. Никакая болезнь на вас не подействует. В этом должна быть ваша цель. И это надо достигнуть через любовь.

ПОГЛОЩЕНИЕ В МЫСЛИ О БОЖЕСТВЕ

В наши дни медитация часто ограничена комнатой для Пуджи (для поклонения Богу). Как только человек выходит из этого маленького храма, он наполняется волнениями. Поэтому сказано: "Sathatham yoginab" - находитесь в йоге всё время. Это не значит отказаться от мирских дел. Продолжайте своё обучение. Исполняйте свой долг. Но во всей этой деятельности используйте силу Dhaarana, силу концентрации.

Через медитацию (Dhyaana) вы должны достигнуть чувства единства с Божеством. Различные виды медитации, которые сегодня практикуются, заняты тривиальным. С помощью этих методов невозможно осознать Бога. Самое первое, что необходимо, - это контроль над причудами разума. Только тогда медитация будет эффективна.

БЛИЗОСТЬ К ГОСПОДУ

Студенты должны сначала практиковать концентрацию (Dhaarana). Можно выбрать любой предмет с целью концентрации на нём. Картину или любой физический предмет. Существует также внутренний метод практики концентрации. Когда вы закрываете глаза, то перед вашим внутренним взором появляется маленькое тёмное пятно. Можно сосредотачиваться на нём в течение 12 секунд, не позволяя ему двигаться. Этой практикой можно развить силу медитации.

Практика медитации приносит близость к Господу (Sameepyam). Это ведёт к следующей стадии - видение Господа (Saroopyam). Это можно сравнить с тем, как прибывает река, чтобы слиться с океаном. Сначала океан отталкивает продвижение реки. После неоднократных попыток реки слиться с океаном, последний позволяет реке пройти под его волны. С духовной точки зрения этот процесс слияния Дживатмы, индивидуальной души (Jivatma) с Параматмой, Вселенской душой, Богом (Paramatma) описывается как Сайуджям, слияние с Божеством (Saayujyam).

Первая стадия в этом процессе - это непрерывное размышление над Божеством. Думайте о Господе во всех ваших действиях. Тогда вы достигнете Самипйам (Sameepyam), близости к Господу. По мере приближения развивайте ещё более близкие отношения с Божеством. В свою очередь вы достигнете состояния Сарупйам (Saaroopyam), видение Господа. Вас осенит осознание, что "Ты и Я Едины". Затем вы испытаете Сайуджйам (Saayujyam), полное единство с Божеством.

Этот трёхступенчатый подход к Божеству можно найти в философии любой религии. Вероучение может отличаться, но духовный процесс один и тот же.

DHAARANA - DHYAANA - SAMAADHI

Как делать медитацию? Первый шаг - это Дхарана (Dhaarana). Двенадцать Дхаран составляют Дхиану. Двенадцать Дхиан равняются одной Самадхи. Дхарана - это когда вы спокойно, сосредоточенно смотрите на объект в течение 12 секунд. Вам надо смотреть на объект, пламя, картину или идол в течение лишь 12 секунд с полной сосредоточенностью, не моргая глазами. Это и есть Дхарана.

Практика Дхараны - это подготовка Дхианы (медитации). Продолжительность Дхианы - 12 Дхаран. Это значит, что Дхиана должна длиться 12 х 12 секунд = 144 секунды, то есть 2 минуты и 24 секунды. Дхиана не требует сидеть в медитации часами. Правильная Дхиана может длиться не более 2-х минут 24 секунд. Только после хорошей практики Дхараны (сосредоточения) можно хорошо практиковать Дхиану (медитацию).

Двенадцать Дхиан равны одной Самадхи. Это значит 144 х 12 секунд, то есть 28 минут и 48 секунд - гораздо меньше, чем один час. Если Самадхи продлить, то это может оказаться гибельным.

Таковы дисциплины, которые практикуют йогины. Эти дисциплины не объясняются ни в одной Шастре. Если вы хотите двигаться в правильном направлении, практикуя эти дисциплины, вам следует начать с Дхараны. Начните практиковать Дхарану 12 секунд в день, начиная с сегодняшнего дня. В прошлом йогины, подобные Ауробиндо и Рамана Махарши, практиковали эти дисциплины. Рамана Махарши обычно шёл наверх, на террасу и сосредотачивался на определённой звезде 12 секунд. В этом состоянии разум спокоен и устойчив.

Продолжая такую практику Дхараны, вы развиваете способность выполнять Дхиану за 2 минуты и 24 секунды. Продолжая практику Дхианы подобным образом, вы развиваете способность быть в состоянии Самадхи в течение 28 минут и 48 секунд.

ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

Каково внутреннее значение Самадхи? Это не состояние бессознательности или какого-то другого вида сознания. Ничего подобного. Правильное значение Самадхи - это Сама-Дхи - состояние, в котором интеллект достиг спокойствия, уравновешенности. Будь то удовольствие или боль, хвала или осуждение, жара или холод, уметь находиться в состоянии уравновешенности ума, душевного спокойствия - это Самадхи. В этом истинный результат медитации.

(Observer, June 1996, р.12)


Статья из журнала "Божественная Любовь"