Вы на странице: ГлавнаяАюрведаПринципы аюрведы ➤ Три гуны (описание)




Аюрведа


Принципы аюрведы

     Три гуны – введение

     Так же как доши являются компонентами, присущими телу, три гунысаттва, раджас и тамас – являются тремя компонентами или энергиями, присущими уму. В аюрведе приводится различное описание людей в зависимости от их манаса (умственной, психологической) пракрити (природы, конституции). Определяемые генетически, эти психологические характеристики зависят от долевого доминирования трёх гун.

     Хотя всем индивидуумам в той или иной мере присущи все три гуны, преобладающая гуна определяет манаса пракрити индивидуума. Когда три гуны сбалансированы, они поддерживают ум (и косвенно тело), удерживая его в здоровом состоянии. Любое нарушение этого равновесия приводит к различным типам умственных расстройств.

     Саттва характеризуется лёгкостью, сознательностью, радостью и ясностью, являясь чистой и свободной от болезней; ей не свойственна тревожность. Она активизирует чувства и ответственна за восприятие знания. Раджас, наиболее активная из гун, характеризуется движением и возбуждением. Всё вожделение, все желания, амбиции и суетная озабоченность – результат раджаса. Тамас характеризуется инертностью и торможением. Он вызывает нарушения в процессе восприятия и деятельности ума. Заблуждение, ложное знание, лень, апатия, сон и сонливость обусловливаются тамасом.

     Раджас и тамас, как и в случае с дошами, могут быть разбалансированы стрессом и негативными желаниями, такими как кама (вожделение), иршья (злоба), моха (заблуждение и обман чувств), лобха (жадность), чинта (беспокойство), бхая (страх) и кродха (гнев). Каждый из этих трёх типов гун также включает в себя подтипы, и тот конкретный подтип, к которому относится человек, определяет качества этого индивидуума.

     Саттвичные индивидуумы обычно обладают благородным и духовным характером, их природа определяется как типом тела, так и их созвездием, и они имеют дошу (элемент) капхи в своей конституции.

Подтипы саттвичных качеств

Брахма

Свободный от страсти, гнева, жадности, невежества и ревности, обладающий знанием и способностью к проницательности.

Ариша

Превосходная память, чистота, любовь и самоконтроль, превосходная интеллектуальная структура ума, свободный от гордости, эго, невежества, жадности и гнева. Обладание способностью к пониманию и прочному запоминанию.

Аиндра

Посвящает себя изучению священных книг, ритуалов, обрядов, благотворительности, является прозорливым и смелым. Властные поведение и речь. Способный совершать священные ритуалы.

Ямья

Свободный от низких и конфликтных желаний и действий. Обладает инициативой, превосходной памятью и лидерством. Свободный от эмоциональных пут, ненависти, невежество и зависти. Способность к своевременным действиям.

Варуна

Свободный от низких действий. Проявление эмоций в надлежащем месте. Соблюдение религиозных правил.

Каубера

Храбрость, терпимость и ненависть к нечистым мыслям. Расположенность к добродетельным действиям и чистота. Наслаждается отдыхом.

Гандхарва

Владение богатством, слугами и роскошью. Эксперт в поэзии, историях и эпосах. Пристрастие к танцу, пению и музыке. Наслаждается духами, гирляндами и цветами. Полон страсти.


     Питта доминирует у раджасичных людей, интеллектуально ориентированных, но уязвимых к искушениям; очень мирских по своему характеру и в подходе к жизни.

Подтипы раджасичных качеств

Асура

Потакание самовосхвалению, храбрость, жестокость, зависть и безжалостность. Устрашающая внешность.

Ракшаса

Чрезмерный сон и леность. Завистливый нрав. Постоянный гнев, нетерпимость и жестокое поведение. Чревоугодничество.

Пайшака

Привычка к неопрятности. Трусливый, с устрашающим нравом. Чревоугодничество. Пристрастие к противоположному полу. Неправильная диета и режим.

Сарпа (змея)

Раздражительность. Чрезмерная леность. Зачастую боязливый нрав. Храброе или трусливое отношение в зависимости от ситуаций.

Прайта

Чревоугодничество. Завистливый нрав. Чрезмерная жадность и необдуманные действия без проницательности.

Шакуна

Полный страсти. Нерешительность, жестокость и чревоугодничество.


     Доминирование ваты приводит к тому, что тамасичные индивидуумы являются наиболее приземлёнными и обеспокоенными основными вопросами практического существования, особенно склонными к материи, когда они оказываются перед выбором между ней и более духовными и менее физическими вопросами.

Подтипы тамасичных качеств

Пасава

Недостаток разумности, отталкивающие нравы, завистливая природа. Чрезмерное потакание сексу и сну.

Матсья (рыба)

Нерешительность, постоянная страсть и трусость. Чрезмерное желание пить воду.

Ванаспатья

Леность. Чревоугодничество. Недостаток интеллектуальных способностей.


Тайна ума человека

Введение | Панчамахабхуты | Три доши | Три гуны | Агни | Дхату | Малы