Вы на странице: ГлавнаяАюрведаКанонические тексты




Аюрведа


Канонические тексты аюрведы

     

Чарака самхита

Глава 30 Сутрастханы (фрагменты, стихи 15-29)

(сокращенный и авторизованный перевод – Ю. Сорокина)

   Нет для живых существ лучшего средства продлить свои дни, чем воздержание от причинения любого насилия. Нет для живых существ лучшего способа пробуждать и поддерживать свои жизненные силы, чем быть истинным мастером своего дела. Нет лучшего средства дать силы своему телу и уму, чем постоянное обучение и постижение мира. А лучше средство достигнуть счастья – это владение своими чувствами. Познание истины – лучшее среди всех тех вещей, что могут доставить наслаждение, воздержание же – самый лучший путь для живых существ. Так считают те, кто достиг мастерства в Аюрведе.
...Тот человек считается постигшим Аюрведу, кто знает все ее разделы и достиг совершенства в запоминании, понимании и объяснении другим людям ее текстов. И когда спрашивает постигающий эту науку, каким образом может он достичь этого совершенства, мудрец отвечает – только тогда, когда он полностью и в соответствии с традицией изучит подлинные каноны Аюрведы. Так произойдет лишь в том случае, если стремящийся достигнуть мастерства в Аюрведе обладает ясным умом и объясняет знание от сердца и с вдохновением. Так произойдет лишь в том случае, если он говорит кратко, доступно, приводя примеры, умея рассуждать, отличать истинное от неистинного, разбирать трудные пункты и делать заключения. Тот, кто может объяснить это знание любому ученику – как блестящему, так и не слишком преуспевающему, тот считается постигшим тексты Аюрведы и умеющим их истолковать.
Некоторые спрашивают – которая из четырех Вед является истоком знания Аюрведы? Что такое жизнь? И почему знание жизни называется Аюрведой? Для чего она нужна? Вечна она или не вечна? Кто должен изучать Аюрведу и с какой целью?
Если спросили об этом мастера Аюрведы, он должен объяснить, что Аюрведа исходит из всех четырех Вед, но более всего – из Атхарваведы, потому что она предписывает благоприятные обряды, правила жизни, питания и воздержания, и все те медицинские рекомендации, которые обеспечивают человеку долголетие. Потом он должен сказать о том, что такое жизнь (аюс). Слово «Жизнь» имеет несколько одинаково важных значений. О ней говорят, как о четананавритти – то есть той, что «обладает вечным сознанием». О ней говорят как о «дживита», то есть той, что «обладает вечной жизнью и оживляет». Ее называют анубандха – то есть той, что «течет вечным и единым потоком». И говорят о ней как о «дхари» – той, что «поддерживает тело».
«Аюрведа» – эта та наука, во власти которой всецелое знание о Жизни. Это значит знание о счастье – о том, что значит счастье и несчастье, благополучие и неблагополучие, и о том, что такое мера счастья и несчастья. В ее власти также всецелое знание обо всех существующих веществах (включая лекарства), обо всех их свойствах и действии, которые могут как способствовать, так и препятствовать жизни. Обо всех этих веществах говорят подлинные трактаты Аюрведы.
Счастливой называют ту жизнь, при которой человек не страдает никаким телесным или душевным недугом, когда он молод и силен, полон энергии, обладает мастерством и пользуется уважением окружающих. Человек счастлив, если владеет нужными познаниями и стремится к знанию, обладая при этом полноценными органами чувств и правильно различая объекты чувств. Он счастлив, если обладает хорошим материальным благополучием и умеет получать от этого удовольствие; если его действия приводят к желаемым результатам и приносят радость от достигнутого. Все противоположное этому называют жизнью несчастливой. Жизнь считается благодатной, если человек желает добра всем созданиям, не желает и не берет чужого, говорит только правду, осознает свое место в мире. Если его речь спокойна, если он совершает поступки не вследствие небрежности, а только после здравого рассуждения о последствиях своих действий (которые должны приводить к праведности, благополучию и радости от их совершения), жизнь его благодатна. Если он не ссорится ни с кем, всемерно уважая людей достойных и праведных, если стремится к знанию, сохраняя ясность понимания и разума, чтит мудрых и пожилых людей, воздерживается от зависти, владеет собой и не потворствует дурным привычкам, жизнь его благополучна. Жизнь человека считается счастливой, если он наделен хорошей памятью и разумом, если он совершает благоприятные обряды, а допустив недостойные поступки, в них раскаивается, если стремится к знанию и покою, владеет знанием о материальном и духовном мире и обращает свой взор и к тому, и к другому. Все противоположное считается жизнью несчастливой.
Цель Аюрведы – поддержать здоровье у тех, кто здоров, и облегчить страдания тех, кто болен.
...Аюрведа вечна, потому что вечна жизнь и не было времени, когда она зародилась. Жизнь, определяемая природой бытия и особенностями всего существующего, безначальна и вечна. Вечно существует поток жизни и вечно существует разум. Вечны благополучие (здоровье) и неблагополучие (болезнь) вместе со всеми их материальными факторами, причинами, признаками и взаимосвязями. Также вечно существовала Аюрведа, – та, что знает о природе веществ. Все вещества состоят из первоэлементов земли, воды, огня, воздуха, и эфира – эти их свойства также вечны. Зная о том, какие вещества горячие, а какие холодные, какие легкие, а какие тяжелые, Аюрведа в соответствии с законами подобия и несходства может увеличить или уменьшить те или иные; ведь их свойства и законы также вечны. Никогда Аюрведа не возникала из небытия; она была и есть вечно.
...Аюрведу должны изучать брахманы, кшатрии, вайшьи (первые для обеспечения благополучия всех существ, вторые для защиты всех существ, третьи – для всеобщего достижения материального процветания) и все, кто хочет праведной и достойной жизни, проносящей благо другим и доставляющей радость ему. Лучшие достоинства Аюрведы – в том, что она ведет духовных наставников по верному пути, наставляет стремящихся к праведности, что она рассматривает, учит и практикует все главные истины этого мира. Человек, стремящийся быть мастером Аюрведы, вступает на праведный путь, своим знанием защищает больных от болезни, получает признание и защиту достойных и обеспеченных людей, добивается уважения мудрых и любви окружающих. Так достигает он и благодетели, и материального благополучия, и осуществления своих целей, и радости жизни.
… Так говорит об Аюрведе 30 глава Сутрастханы из трактата Агнивеши, редактированным Чаракой.