Выступление Елены Юрьевны Энской на конференции в Сумах, 19 декабря 1998 г.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ ЛЮБВИ

Моя любовь подобна горе, возвышающейся над каждым из вас.
Не отворачивайтесь от этой горы любви, и сливайтесь с ней каждую минуту дня.

Сатья Саи

Целью каждого человека является возвращение к своему источнику, осознание и раскрытие своей Божественности; осознание того, что все есть только Бог, все - это Его любовь. Сатья Саи говорит: "Нет другого пути к Богу, кроме любви и служения (1,с.9). "Истинная любовь - вот что отсутствует во многих ваших жизнях. Это потому, что вы заблудились, увлеченные материальными стремлениями и интересами" (1,15). "Все зло замените любовью, моей любовью, и тогда все зло будет уничтожено, и мир станет более счастливым. Человек, фактически, разрушил мир злой мыслью, эгоизмом, жадностью и ревностью" (1,17).

Итак, чтобы прийти к заветной цели, человеку необходимо взойти на вершину горы Любви. Где есть Бог, там есть любовь, где есть любовь, там есть Бог. "Любовь - это единственный путь, на котором можно найти Бога" (1,9). Где эта гора, где её искать, куда нужно идти? Не нужно никуда ходить, и искать не нужно. Эта гора внутри человека. Ведь любовь - это Бог, а Бог - в человеке, следовательно любовь тоже в человеке. И восхождение мы должны совершить внутри себя от своего низшего "я" к своему высшему "Я - ЕСМЬ". "Расстояние от человека до Божества то же, что расстояние до самого себя" (2,98). Каждый человек может быть представлен в двух образах одновременно - образе горы и образе путника, который поднимается на эту гору. Остановимся на первом образе (горы) и внимательно его рассмотрим. Прежде всего вспомним, что у горы есть подножье (нижняя часть), средняя часть и вершина. Разумеется, четких границ здесь не существует. Никогда нельзя сказать: "Вот здесь закончилось подножье", но поднявшись довольно высоко, можно понять, что подножье осталось далеко внизу, однако и вершина ещё далековато. Подобно горе, которая растет от своего подножья к вершине, развивается человек от своих низших проявлений к высшим, от низшего уровня сознания к высшему. И все эти уровни находятся в нем, и,как у горы, не имеют определенных границ. "Один уровень погружается в другой" (2,59).

Низкие уровни сознания - это плотные, материальные уровни, они дают "ощущение, что вы заблудились в первобытном лесу, куда редко проникает дневной свет. Это сумерки мира" (2,59). Низкие уровни сознания - это ПОДНОЖЬЕ горы.

Что можно здесь увидеть?

- ЛЕСНЫЕ ЗАРОСЛИ, из-за которых не видно вершины (это бесконтрольная деятельность нашего ума, уводящая в противоположную ИСТИНЕ сторону).

- Различные ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (наши негативные черты характера, дурные наклонности и привычки, манеры - то, что вызывает ассоциации с какимлибо животным),

- ВОДОПАДЫ, РУЧЬИ, БУРНЫЕ РЕКИ с мутной во время ливней водой (это мирская суета, затягивающая человека. Это наши чувства и эмоции, которыми мы не научились управлять. В определенных случаях они бурлят и вызывают ассоциацию с потоком воды, вышедшим из берегов и сметающим все на своем пути).

- КАМНИ зависти, ненависти, злорадства, неприязни, лжи, обиды, притязаний... Эти камни различны по своим размерам (есть огромные валуны, булыжники, есть помельче); отличаются они и формой: камни с острыми краями, выхваченные и брошенные спонтанно, и более гладкие, отшлифованные - их долго носили за пазухой, прежде чем бросить. Общее свойство всех камней - они больно бьют.

У подножья, однако, можно встретить и ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ. Глупо пройти мимо них и не поднять, а потом не очистить от грязи. Эти драгоценности нашего характера необходимо собирать, шлифовать и умножать.

- Внизу горы встречаются различные виды грунта. Чаще всего на поверхности находятся МЯГКИЕ ПОРОДЫ, которые во время дождя превращаются в грязь, и путник падает [это те наши качества, которые подводят нас в ответственные моменты, отбрасывая в духовном развитии назад].

- Иногда на поверхность выходят ТВЕРДЫЕ ГРАНИТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ - те качества характера, на которые нужно опираться, восходя на вершину.

- Обычный МУСОР, оставленный незадачливыми туристами, - явление довольно частое. Мусора довольно много и в жизни человека: ненужные знакомства и встречи, разрастающаяся сеть всевозможных желаний, требующих удовлетворения, пустые занятия, лишняя информация, которую поглощают наши уши и глаза и т.д.

По мере продвижения по склону горы картина постепенно меняется: - исчезает обилие ручьев, внизу остаются реки. Человек спокойней воспринимает текущие события и чаще становится их свидетелем (но не участником);

- редеет, а потом исчезает лес. Постепенно обретается чистота мышления;

- поубавилось и животных, хотя и здесь существует опасность встретить сильного хищника, например, снежного барса, который поднимается на значительную высоту. У каждого человека свой хищник, и нападает он неожиданно. Так среди полного, казалось бы, благополучия в непредвиденных ситуациях мы вдруг обнаруживаем в себе то, о существовании чего не подозревали (появилась негативная мысль, чувство, кто-то выплеснул грязные эмоции, кто-то поступил вопреки своей совести);

- постепенно становится меньше "живых" ненадежных камней, брошенных из-за пазухи;

- чаще обнажаются прочные скалы - стержневая основа горы;

- становится видна вершина, но ее могут закрыть плотные тучи или облака (это - наши умственные процессы). Их можно разогнать путем пресечения бесконтрольной деятельности ума и направления ее в русло Божественности. "Только сам человек может расчистить небо над собой, разогнать черные тучи, которые так долго были над ним, создавая завесу, скрывающую истину и искажающую реальность внутренней Божественности человека" (2,13). Придет время, и человек поднимется на то уровень сознания, когда облака окажутся внизу и не смогут более закрывать вершину.

Верхняя часть горы образует ВЕРШИНУ. Это огромная скала, на которой нет места ни животным, ни мусору, ни деревьям. Все осталось далеко внизу. Вся внешняя неустойчивая и ненадежная оболочка (камни, мягкий грунт) снесена ураганными ветрами жизни. Осталась лишь белая сияющая одежда, и чем выше, тем ослепительнее становится ее сияние. Так человек, восходя и развиваясь от низшего к высшему, постепенно поднимаясь от "подножья" к "вершине", начинает сиять. Его сияние усиливается по мере продвижения вперед, и в момент достижения цели, человек излучает свет Божественной Любви.

С чего начинается восхождение? "Частично это вопрос самообразования, ибо пока человек не узнает истину, маловероятно, что он сможет приложить большие усилия, чтобы измениться" (1,93). Итак, прежде всего необходимо знание ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЕ достичь ее. Сила этого желания рождает УСТРЕМЛЕННОСТЬ, которая заставляет человека ДЕЙСТВОВАТЬ. Важнейшим условием при этом является ОСОЗНАНИЕ того, что за всем стоит Бог, и что все есть Бог, полное ДОВЕРИЕ себя Ему. Пробуждение человека наступает в определенный момент его развития. Ведь многие путники проходят мимо горы, не задерживаясь ни на минуту. Многие могут подолгу бродить у подножья, ни разу не подняв глаза. Но однажды что-то заставит путника посмотреть вверх, он увидит белоснежную далекую вершину и внутри себя услышит ее зов, почувствует ее притяжение. Это и есть начало пробуждения. "Оно приходит неожиданно, в любое время, и это - новое рождение, пробуждение к осознанию Божественности в себе" (1,98).

Следующим звеном является ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ взойти на вершину. И это уже зависит от человека. "Вы находитесь в лабиринте и вы сами должны найти выход. Вы должны РЕШИТЬСЯ выйти из лабиринта", - говорит Сатья Саи (1,43). "Вам дается свобода решить, КОГДА начать действовать позитивно, чтобы двигаться по духовной тропе. Вы можете отложить решение на эту жизнь, и на следующую, и на последующие жизни, и многие из вас так и сделают" (1,35). Причиной этого является погружение человека в мир иллюзий. Он занят поиском материальных благ, чувственных наслаждений, желания, словно плющ, обвили его. И при таком положении необходимо "решиться на ОГРОМНОЕ УСИЛИЕ, чтобы вырваться из круга материального мира и его уз" (1,70).

Когда ВЫБОР СДЕЛАН И РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО, впереди - длительный и упорный труд восхождения, сложные испытания, допущенные и исправленные ошибки... "Чтобы достигнуть чего-то стоящего в жизни, необходимо МУЖЕСТВО, Мужество - это результат веры в господа. Оно ведет к уверенности, что всего можно достичь, если на то воля Господа" (1,95).

Восхождению на самую высокую вершину предшествуют многочисленные тренировки и покорения менее высоких вершин. "Жизнь на Земле - это тренировочная площадка. Она предоставляет человеку возможность испытать и открыть свою целостность и осознать свою Божественность" (2,49). "Не теряйте возможности пройти это обучение с тем, чтобы вы были лучше подготовлены к следующей стадии в своей эволюции. Бог дает вам все возможности и показывает, как использовать их, но вы должны проявлять ИНИЦИАТИВУ и принимать свои СОБСТВЕННЫЕ решения" (1,4). Различного рода препятствия и испытания на пути человека - это и есть те тренировки, в процессе которых шлифуется характер, происходит отказ от старых ненужных привычек, желаний. ["Испытания в нашей жизни - это наши возможности обрести опыт, правильно решить проблемы, это шанс продвижения вперед по духовному пути" (1,37)]. Постепенно нагрузка увеличивается, задания усложняются - идет накопление сил и опыта.

Прежде, чем начать зачетное восхождение на главную вершину, путник совершает большое количество ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПОДЪЕМОВ. Каждый раз пресекая гнилые мысли, не давая разыграться низким чувствам, преодолевая свои желания, не поддаваясь искушению и поступая по совести, человек покоряет пусть сравнительно небольшую, но вершину, постепенно восходит к своему высшему "Я".

После преодоления какого-либо подъема важно НЕ СДАТЬ ЗАВОЕВАННЫХ ПОЗИЦИЙ. Победа может вызвать моменты самолюбования, тщеславия, что само по себе уже является падением, ослабление самоконтроля. В горах большинство несчастных случаев происходит на спуске после покорения вершины. Некоторые альпинисты слишком рано ставят точку и позволяют себе расслабиться. Именно в этот момент они попадают в ловушку. На духовном пути может произойти то же. Поэтому, чтобы очередные проверки и испытания не застали врасплох, к своей "покоренной вершине" нужно относиться нейтрально, воспринимать положительный результат не как победу, а как качественно выполненную небольшую часть работы. Кроме того, нужно помнить, что человек все обретает только по милости Бога. Поэтому все победы нашего восхождения - это Его победы, и все аплодисменты - только Ему.

Восхождение на любую вершину требует определенной жертвы. позади нужно оставить старые привычки, привязанности к удобствам и уюту, многочисленные желания... И все же время от времени человек возвращается к своему прошлому. Воспоминания об ушедшем времени вытягивают на поверхность старые чувства и вызывают желание вернуться к привычному и вроде бы надежному миру. В связи с этим возникает опасность подчиниться своему эгоистическому "я" и отложить подъем по духовной тропе на неопределенное время. "Невозможен духовный прогресс, пока человек позволяет своему эго господствовать. Эго, привязанности, желания, гнев, разочарование, жадность, - все это враги, и они должны быть преодолены... Человек часто придает значение многим ложным мирским ценностям, главными из которых являются собственность и богатство. Человеком также овладевает желание мирской власти и положения. Но что это в глазах Бога? Все это временно и ведет вас в никуда. Человек должен порвать с этим и искать спасение в другом" (1,28).

Последняя наивысшая Вершина Любви требует от идущего к ней полного отречения от мира и освобождения от привязанностей. Нужно научиться быть свидетелем или наблюдателем происходящего вокруг, анализировать ситуации, делать необходимые выводы, сохраняя всегда внутреннее равновесие. "Человеку следует жить в мире, но не становиться его частью и не привязываться к нему" (2.56).

Начиная свое восхождение, необходимо, прежде всего полностью довериться своему Высшему Руководителю подобно тому, как путник во время путешествия доверчиво следует за своим проводником. Только Он знает в точности наш маршрут от начала до конца, Он знает, что будет необходимым на каждом из участков пути и что является для нас лишним грузом. "Когда вы покоряетесь Мне, вы отказываетесь от привязанностей. Вы можете продолжать земную жизнь, но вам следует выработать иммунитет к событиям и не поддаваться их влиянию" (1,57).

Поднимаясь все выше, мы многое оставляем внизу, в нашем прошлом. Нет смысла бежать вниз, чтобы прихватить по старой привычке какую-либо безделушку, а потом вновь подниматься вверх. Точно так же нет смысла копаться в своем прошлом. Уроки давно получены, выводы сделаны.

Уже само решение духовного восхождения требует от человека определенной ЖЕРТВЫ. Для того, чтобы только лишь приблизиться к горе нужно оставить шумный мир с его многочисленными развлечениями и.проблемами, взрослыми играми в важные дела. Мы должны оставить всех тех, кто не идет с нами - знакомых, друзей, родственников. Мы отправляемся в путь с небольшим количеством людей, (а иногда, до определенной станции, самостоятельно), объединенных ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ. Невозможно втащить даже на середину горы, не говоря уже о вершине, человека, который этого не желает. Он будет сопротивляться, находить массу оправданий для своих "не могу", "не умею", "не понимаю", он не дает взойти остальным, если его не оставить в мире его привычек и желаний. Его время еще не пришло. Итак, ВЫБОР КОМПАНИИ - одно из важных условий ВОСХОЖДЕНИЯ. Сатья Саи говорит, что отправной точкой на пути духовного поиска является "общение со святыми и чистыми людьми, теми, кто разделяет ваш путь самопознания и поиска истины. Мысли - заразительны. Поэтому необходимо решительно сторониться плохой компании и избегать всякого общения с ней" (3,91). "Очень важно всегда помнить о том, что что хорошие мысли рождаются только от общения с хорошими людьми" (там же).

Для того, чтобы направиться к горе мы должны пожертвовать привычным домашним уютом и мнимым покоем, увлечениями и развлечениями, всем тем, что можно определить фразой "удобно жить". Понятно, что когда удобно, менять ничего не хочется. Предположим, человек удобно сядет в мягкое кресло и будет наслаждаться комфортом. Затем его начнет одолевать дрема, и разрастающееся нежелание двигаться (его можно квалифицировать как лень) сделает свое дело - человек уснет. На духовном плане это недопустимо. Чтобы мы не покрылись мхом бездействия, Бог помогает нам, ломая наши привычки, не давая привязываться. Как только мы приспособились к новым условиям и привыкли к своему положению, так все рушится, переворачивается вверх дном - и вновь начинай сначала.

Что дает нам такое нарушение желаемого постоянства?

1. Возможность двигаться вперед и не засыпать. "Что такое духовный подъем? Это когда душа поднимается на более высокий уровень сознания. Немногие делают серьезные попытки выбраться из материальности и привычек, которые у них развились за годы. Тут необходим резкий толчок, что-то вроде шока. чтобы пробудить человека к действию" (1,76). Новые "неудобные" обстоятельства заставляют человека трудиться, задумываться над происходящим, и в конце концов искать причину не во внешнем, а внутри самого себя, в своем поведении.

2. Возможность понять, что материальный мир конечен и непостоянен. Поэтому не следует искать опору во вне - она ненадежна.

3. Возможность выработать в себе такие качества, как терпение и смирение.

4. Возможность научиться ценить все то, что мы имеем и быть благодарным Богу за Его милость. Ценить не только полученные нами материальные блага, физическое здоровье, но более всего те испытания, которые выпадают на нашу долю.

5. Нарушения постоянства учат нас также не привязываться к иллюзорному миру, помогают разорвать ненужные связи.

Итак, подойдя к ПОДНОЖЬЮ ГОРЫ, вы довольно многое оставили в прошлом и многое обрели в своих тренировочных восхождениях (практика жизни). И все же в нашем БАЗОВОМ ЛАГЕРЕ находится достаточное количество ненужных вещей (привычки, привязанности). Здесь мы обнаружим: стремление к созданию видимости комфорта (время от времени мы вспоминаем об удобном положении, прогнозируем будущее и хотим поудобнее устроиться в мире); здесь же есть фотографии-воспоминания о прошлом, как о некой сказке. (Некоторые любят купаться в своих воспоминаниях, забывая о том, что мысли об ушедшем оттягивают назад); у кого-то найдется увлекательный детектив, чтобы удовлетворить запросы ума, направленного во внешний мир; другие прихватят с собой небольшой приемник, косметику, лакомства - по запросам физического тела. Одним словом, хлама предостаточно.

Но вот приходит день, когда нужно НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ к вершине. Осознавший невозможность подъема с лишним грузом смиренно отказывается от него, и тогда ему, возможно, не понадобится "толчок вроде шока". Другой все же прихватил родную вещицу (это старые привычки, желания, привязанности). Однако Руководитель восхождения следит внимательно. Он не допустит перегрузки и начнет забирать лишнее. То, что еще допускалось внизу, теперь не подходит. Не стоит сопротивляться и оттягивать неминуемый момент "потери" на потом. Лучше сразу отказаться и забыть об этом раз и навсегда. Милостью Бога обстоятельства будут складываться так, что постепенно мы будем освобождаться от наших дурных привычек, склонностей ума, желаний, привязанностей - от груза, который мы сами притащили к подножью горы и с ним попытались начать подъем, от груза о существовании которого мы знаем.

У человека есть и другой груз, невидимый - кармические долги. Это тоже гири, и с ними не подняться. Бог и в этом случае помогает от них избавиться. Поэтому, когда на нашу голову обрушиваются несчастья, да еще одно за другим (это могут быть неприятности на работе, неприятные ситуации с людьми, разного плана семейные трудности, болезни, неожиданные потери, материальные трудности и т.д.), не стоит огорчаться и опускать голову, впадать в отчаяние, предаваться страданиям, жалеть себя, пытаясь вызвать к себе жалость других.

В подобных случаях нужно действовать наоборот:

1) радоваться возможности сбросить с себя еще одну гирю;

2) понимая необходимость того, что посылает Бог, смиренно, без ВНУТРЕННЕГО протеста, всем сердцем принять новое испытание;

3) не киснуть, а мобилизовать все свои духовные силы, вскрыть свои внутренние резервы (этому способствует понимание необходимости);

4) с достоинством человека мужественно пройти испытания, не теряя самообладания и уверенности в том, что доверившись Богу, выйдешь победителем.

ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП восхождения, как правило, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ. До вершины осталось немного, она почти рядом, сияющая и манящая. Как труден и прекрасен этот отрезок пути. Чтобы пройти его, путник выходит налегке. Остатки своих мирских желаний, привязанностей, сомнений он оставляет в палатке. С ним остается лишь одно заветное желание - в чистоте своего сердца взойти к Богу. Теперь от идущего требуется предельная внимательность - неверный шаг, малейшая оплошность могут стоить жизни.

Чтобы восхождение на вершину осуществилось, необходимо четко следовать ПРАВИЛАМ ВОСХОЖДЕНИЯ.

1. Подобно тому, как путник смотрит на вершину, сверяя направление своего движения, идущий по духовной стезе должен постоянно ориентироваться на Бога, держать перед глазами Его образ, повторять Его имя. Сатья Саи подчеркивает, что только памятование Имени Господа может спасти человека. В тот период, когда человек забывает о Боге, что все есть Бог, что все от Бога, он может допустить грубые ошибки и скатиться в пропасть. Потеряв ОРИЕНТИР, можно также незаметно сойти с верного пути.

2. Идя вверх по духовной тропе, нужно быть предельно внимательным и следить за тем, как ты продвигаешься. Нужно СМОТРЕТЬ В СЕБЯ. Ведь путник, поднимающийся к вершине не смотрит во время движения по сторонам, на другие вершины. Он внимателен только к своей горе: замечает опасные места и обходит их, выбирает тропу, следит за ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ своих действий, он идет осторожно, ступая уверенно и мягко, чтобы не сбросить камень на ниже идущих, он не полезет под камнепад, не прыгнет в снежную лавину. В этом отношении духовное восхождение аналогично. Идущий к Богу должен анализировать не других, окружающих его людей, а себя - свои мысли, чувства, эмоции, действия, желания, поступки и их мотивы. Сатья Саи говорит: "Проанализируйте каждую мысль, которая выходит, и каждое конкретное желание" (1,60). "Смотреть в себя - это единственное решение всех ваших проблем. Большинство из вас теряют время, глядя вокруг и обвиняя других или даже самого Бога за все свои несчастья" (1,61). Восходящий должен следить за тем, чтобы небрежно брошенным словом, будто камнем, не ударить ближнего, вовремя заметить те качества, которые, развиваясь, могут стянуть в пропасть (эти качества могут быть более менее заметными или скрытыми, подобно ледовой трещине, спрятанной под слоем снега); необходимо сразу же пресечь зарождающееся негативное чувство или эмоцию, чтобы они, набрав силу, не захлестнули и, как снежная лавина, не утянули вниз. Нужно научиться не вкручиваться эмоционально в водоворот событий, быть только наблюдателем, но не участником (т.е.на ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ плане оставаться спокойным). Только безумец может броситься в лавину разыгравшихся страстей. Итак, ОРИЕНТАЦИЯ НА БОГА и САМОАНАЛИЗ помогут избавиться от груза недостатков характера.

3. Замечая в себе недостатки, нужно видеть и достоинства. Следует найти в себе положительные качества и развивать их. Поднимаясь вверх, путник опирается на прочный выступ, он ищет надежную опору. Так и человек, совершающий духовное восхождение, должен опираться на божественное, которое присутствует в нем самом.

4. Всегда нужно помнить, что не бывает вершины горы без ее подножья, нельзя прийти к высшему, не познав низшего. И все это находится в плане Бога. "Я твой солнечный свет и твоя тень",- говорит Саи. "Все уровни сознания - это есть различные аспекты Бога. Даже все проблемы - это Бог, это лишь Его различные проявления" (1,37).

Из этого следует, что к любому человеку, каким бы ни было его проявление, нужно относиться спокойно, принимать его таким, каков он есть. Необходимо всегда помнить, что каждый поднимается на собственную вершину, у каждого свой маршрут и свои сроки.

Восхождения не совершаются в одиночку. На покорение вершины идет группа, идет связками. Кто-то находится чуть повыше, кто-то пониже, но все связки составляют единую группу, одно целое.

Каждый член группы строго выполняет свои обязанности, смиренно несет свою ношу, не стараясь переложить ее на кого-то другого. Он, мужественно преодолевая трудности и тяжесть пути, выполняет свою работу и заботится о качестве этого выполнения. Проходя жизненную практику, не следует перекладывать свои проблемы на ближнего, высказывать недовольство своим положением. Нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы - у каждого свой участок работы, свои задачи.

Участники восхождения несут не только личный груз (индивидуальная карма), но и общественный (общая карма).

Ноша распределяется между всеми членами группы, но с учетом их возможностей. Однако это не значит, что кто-то останется без груза. работать будут все. Все пройдут через определенный ряд испытаний.

Каждый восходящий, самостоятельно неся свой рюкзак испытаний, иногда на пределе своих сил, в то же время всегда готов протянуть руку помощи товарищу по связке, взять часть его ноши на себя. Группа - это единый организм. Ее можно сравнить с биологической системой человека, в которой заложен принцип взаимопомощи: каждый из органов выполняет свою функцию, но когда один из них выходит из строя, остальные в той или иной степени восполняют утраченное. В качестве примера можно привести слепого, у которого особенно развиты осязание и слух; если у человека повреждена нога, то тяжесть тела ложится на вторую, то же самое происходит с руками; если в организме инфекция, то в работу активно включаются лимфосистема, печень, сердце. В группе, достигшей единства организма, развиты чуткость и внимательность, взаимопонимание и взаимоподдержка, без которых восхождение на вершину не состоится. Сатья Саи говорит: "Если нет взаимопонимания, это означает, что не удалось открыть сердце, и что животные инстинкты превалируют" (1,119). Животные, как мы помним, бродят у подножья горы.

Не следует забывать о том, что к вершине мы движемся в СВЯЗКАХ, поэтому очень важно не допустить срыва. Если один участник восхождения срывается и летит вниз, вся группа останавливается и ждет пока он вновь подымется. Ему помогает напарник по связке, который сумел удержать своего товарища и не допустил его полного падения. Иногда срывается вся связка и катится далеко вниз. В этом случае группе приходится ждать гораздо дольше. Угроза падения в работе духовных связок присутствует почти всегда. Темы разговоров, реакция на сказанное, действия и их мотивы - это то, что в общении друг с другом нужно держать под контролем. Неверная направленность мышления, вызывающая соответственные высказывания, является началом сползания. Если один из собеседников допустил небрежность в выражениях, а другой чувствами отреагировал, то вся связка (в данном случае из двух человек) начинает опускаться. Поэтому, попадая в подобную ситуацию, нужно вовремя сориентироваться, опираясь на божественные принципы, удержаться на своей высоте и не дать упасть другому (не поддерживать пустую болтовню, во время эмоциональных разговоров "не подливать масла в огонь" и сохранять внутреннее равновесие).

Как может произойти падение?

1. В одних случаях ситуация может быть неожиданной и поэтому застать врасплох. Ее можно сравнить со срывом одного из альпинистов, проходящих скальный участок маршрута. Подобное происходит всегда внезапно. Причиной этого чаще всего является выбор ложной опоры ("живой" камень). Если страховочные крючья по собственной небрежности забиты плохо, и вылетают при рывке, если положение напарника недостаточно устойчиво и у него не хватает мощи, чтобы создать равную противодействующую падению силу, то вся связка летит вниз. Итак, идя вверх по духовной тропе, нельзя допускать небрежность в работе над своим характером, нужно постоянно расширять и укреплять положительные накопления - это наши страховочные крючья на случай срыва. Если мы выступаем в роли страхующего, то нам тоже необходимо как следует укрепиться на своих духовных позициях, чтобы никакая сила не могла стянуть нас в пропасть.

2. Иногда в беседе с кем-либо мы ПОЗВОЛЯЕМ себе (именно позволяем) развиваться своим негативным мыслям и чувствам, зная, что этого быть не должно. Если вовремя себя не остановить усилием воли, то разыгравшиеся чувства и эмоции станут причиной падения. Подобную ситуацию можно сравнить со скольжением по крутому снежному склону, на котором порой труднее удержаться, чем на скале (из-за отсутствия твердой опоры); чем дальше, тем выше скорость. В самом начале срыва еще можно затормозить, но дальше это становится невозможным. Таким образом, чтобы не допустить своего падения, необходимо обуздать свои чувства.

3. Случается и так, что мы вольно или невольно оказываемся в окружении людей, с которыми нам не по пути. Это, к примеру, может быть трудовой коллектив, или какой-либо другой. Мы становимся свидетелями, а то и участниками обсуждения важного производственного вопроса. Как правило, такие обсуждения принимают довольно бурный характер: накаляются страсти, выплескиваются наружу эмоции... НЕЗАМЕТНО для себя мы можем втянуться в эту воронку на чувственно-эмоциональном плане и таким образом начать падать. В альпинизме есть аналог такой ситуации: альпинист, двигаясь по снежному склону вверх, вдруг замечает, что либо стоит на месте, либо вопреки своему движению опускается. Это - начало снежной лавины. Каковы действия человека в этом случае? Он как можно быстрее старается уйти в сторону, выбраться из лавины, чтобы огромная снежная масса не стянула его далеко вниз. Каковы наши действия, когда вокруг нас начинают "заваривать кашу" и мы невольно оказываемся в гуще событий? Не принимать участия в грязных делах и по возможности скорее выйти из этого круга. Нельзя допустить, чтобы лавина человеческих страстей захлестнула. Для этого необходимо помнить о выборе компании и держать постоянный контроль над своими чувствами.

Восхождение к вершине духа не допускает остановок. Работа над собой не должна прекращаться ни на минуту. Нельзя терять свою целеустремленность и потакать своей лени. Не следует искать и удобств - они могут оказаться ловушкой, как это часто встречается в практике горных восходителей: удобная тропа может привести к обрыву или завести в тупик. В практике жизни удобное может стать подменой ценностей духа, и отказом от возможности трудиться над собой и служить. Вершина, как в альпинизме, должна быть достигнута в установленный срок. В любой момент обстоятельства могут измениться и возможность сделать еще один шаг вверх будет потеряна навсегда. Сколько таких шагов потеряно каждым? Сказал резкое слово, кого-то обидел, не уступил, заставил повиноваться, солгал, осудил, впустую провел время, выполнил недобросовестно, не захотел помочь, плохо подумал, допустил раздражение, уныние или обиду и т.д. - все это упущенные нами возможности изменить себя и приблизиться к цели. Всегда нужно помнить, что темп восхождения группы зависит от темпа каждого ее участника. Чем быстрее каждый избавиться от накоплений своего эгоизма, чем быстрее придет осознание единства, тем быстрее будет достигнута вершина Любви. "Единство и любовь - говорит Сатья Саи - взаимозаменяемы. Там, где есть любовь, будет единство, где есть единство, проявится любовь" (1,19).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рэлли Л. Послание Саи к тебе и ко мне.-Т1.-СПб.,1992.
2. Рэлли Л. Послание Саи к тебе и ко мне.-Т4.-СПб.,1994
3. Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване. Май, 1990. -Милан :Майнграф, 1995.


Статья была переслана в редакцию журнала "Божественная Любовь" для опубликования.