Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Всегда помните имя Рамы

Дата: 27 марта 2007 г.
Событие: Рама-навами
Место: зал Саи Кульвант

   Со времён Трета-юги прошло несколько тысяч лет, но даже сегодня и дети, и взрослые помнят имя Рамы. Слава имени Рамы так велика, что она нисколько не уменьшилась с течением времени. Эту истину должны признать все. Рама – это имя, данное определенной форме, но имя Рамы не ограничено этой формой. Рама – это Атма, дух, его истинное имя – Атмарама. Поэтому, где бы и когда бы вы ни вспомнили имя Рамы, Он окажется с вами, в вас и вокруг вас.

    Воплощения любви!

   Рама только один, независимо от того, считаете ли вы Его Атмой или формой, которую утвердили в своем сердце. Каждый год мы празднуем Шри Рама Навами. Но мы до сих пор не понимаем истинного значения этого праздника. Вы отождествляете Раму с определенной формой. Но Раму нельзя ограничить какой-либо формой. Его имя заключено в вашем сердце. В мире происходит много изменений, но имя Рамы остаётся неизменным, чистым и вечным. Рама был не обычным человеком. Он поистине был Богом, который воплотился на Земле для блага человечества. Люди называют Бога различными именами, такими как Рама, Кришна, Ишвара и Махадева. Всё это имена одного и того же Бога. Вы должны осознать величие этого имени. Мудрец Васиштха сказал: «Рамо виграхаван дхарма» (Рама – это воплощение дхармы – нравственного закона). Дхарма воплотилась в форме Рамы. Вы должны следовать дхарме. Какой дхарме вы должны следовать? Не следуйте дхарме, которую диктует вам ум. Следуйте дхарме, которая исходит из сердца.

   Сита стала женой Рамы, который был воплощением дхармы. Где родилась Сита? Она родилась из чрева земли. Когда во время проведения яджны король Джанака вспахивал землю, он нашел на земле коробку. Когда он открыл ее, то там был маленький ребенок. Джанака решил, что это дар Бога, принес ребенка домой и воспитал его с большой любовью. Ребенка назвали Ситой. Так как она была дочерью короля Видехи, её также называют Вайдехи. В этом имени заложен великий смысл, так как оно означает человека, который превзошел иллюзию привязанности к физическому телу.

   Однажды Сита играла с друзьями в мяч. В доме Джанаки была большая коробка, в которой хранился огромный лук. Во время игры мяч улетел за коробку. Ранее никто не мог сдвинуть эту коробку с места. Сита подошла и легко отодвинула коробку левой рукой. Увидев это, король Джанака решил, что о силе Ситы должен узнать весь мир. Он организовал яджну и заявил: «Я отдам Ситу в жены тому, кто сможет натянуть этот лук Господа Шивы».

   Из многих стран съехались короли. Все они думали, что жениться на Сите и стать зятем короля Джанаки – это большая удача. Они подходили к луку друг за другом и пытались поднять его, но никто из них не смог этого сделать. На собрании также присутствовали Рама и Лакшмана, которых сопровождал мудрец Вишвамитра. По указанию мудреца Рама вышел вперед. Он шёл очень смиренно, радуя глаз всех присутствующих. Его речь, движения и манеры были исполнены сладости. Он подошел к луку, поднял его левой рукой и согнул. Лук сломался, издав оглушительный звук. Все присутствующие выразили свой восторг громкими аплодисментами. Люди думали, что поднять лук очень трудно, но что может быть трудным для Рамы? Его воля может выполнить любую задачу. Вишвамитра подошел к Раме и сказал: «Рама! Сегодня Ты продемонстрировал Свою божественную силу. Это нечеловеческая сила. Она поистине божественна».

   Все поздравляли Раму и украшали Его гирляндами. Король Джанака привёл свою дочь Ситу. Когда она подошла, Рама даже не посмотрел в её сторону. Почему? Он не хотел смотреть на нее без разрешения Своих родителей.

   Король Джанака послал приглашение королю Дашаратхе в Айодхью. Определив мухуртхам (благоприятное время для свадьбы), Он попросил всех прибыть к нему. Он сказал: «Твой сын победил в организованном мной состязании. Поэтому я прошу всех вас приехать для того, чтобы отпраздновать свадьбу Рамы и Ситы».

   Добро пожаловать на свадьбу Рамы!
Давайте вместе поглядим эту радостную сцену.
О, как много народу в праздничных одеждах!
А женщины блистают ожерельями чистейших самоцветов.
Сегодня Рама свяжет себя узами с прекрасной Ситой.
Какую совершенную они являют пару!
(Стихотворение на телугу)

   Женщины королевства присутствовали на свадьбе и радостно пели:

   Пойдемте посмотрим на свадьбу Рамы и Ситы.
Это зрелище дарует великие заслуги.
Благословенны те, кто увидят эту сцену.
Пойдемте радостно посмотрим эту священную свадьбу.
(Стихотворение на телугу)

   Женщины шли с одной стороны, а мужчины с другой, и пели так: «Пойдемте посмотрим на эту свадьбу». Дашаратха вместе с королевой, своими сыновьями Бхаратой и Шатругной и министрами с радостью прибыли в Митхилу. Казалось, что вся Айодхья приехала в Митхилу. Король Джанака с большим почтением по-королевски приветствовал их.

   Вторую дочь короля Джанаки звали Урмила. У его младшего брата было две дочери – Мандави и Шрутакирти. Было решено выдать Урмилу за Лакшману, Мандави за Бхарату, а Шрутакирти за Шатругну. Все очень радовались тому, что четыре пары женятся одновременно.

   Когда все расселись, началась церемония бракосочетания. Сита, Урмила, Мандави и Шрутакирти встали напротив Рамы, Лакшманы, Бхараты и Шатругны. Сначала Сита украсила гирляндой Раму. После этого все остальные невесты украсили своих женихов. Все люди радостно приветствовали происходящее.

   Невозможно описать лилы и славу Рамы. После свадьбы все поехали в Айодхью. По пути они услышали оглушительный звук. Когда они обернулись, то увидели Парашураму в его ужасающей форме. Все заволновались и подумали: «Что это за преграда после такого праздника?» Хорошее и плохое всегда следуют друг за другом. После великой радости в Митхиле, они столкнулись с большим препятствием на пути в Айодхью. Дашаратха и все остальные очень испугались. Парашурама подошел ближе и сказал: «Кто сломал лук?» «Я», - ответил Рама.

   «Если это так, давай посмотрим, сможешь ли ты сломать мой лук». Сказав это, Парашурама передал свой лук Раме. Даже этот лук Рама сломал одной левой рукой. Увидев это, Парашурама поклонился Господу Раме и удалился. Пережив радость победы, все вернулись в Айодхью и с энтузиазмом приняли участие в празднике, которое проводился в Айодхье. Люди с великой радостью отмечали торжества для того, чтобы продемонстрировать миру силу Рамы и преданность Ситы.

   Когда Мантара увидела эти торжества, её обуяла зависть. Людей, подобных Мантаре, вы можете встретить повсюду. Она разгневалась, когда король Дашаратха решил короновать Раму вместо сына Кайкейи. Мантара начала отравлять ум Кайкейи, выдумывая множество ложных историй о Раме. Слушая злые речи Мантары, Кайкейя изменила своё мнение. Она была королевой, но поддалась на уговоры своей служанки. В результате этого Рама был отправлен в изгнание. Позже она раскаялась, осознав тайный умысел Мантары. На самом деле Кайкейя очень любила Раму. Именно Кайкея обучила Раму многим вещам. Рама тоже любил Кайкейю больше чем Свою мать Каушалью.

   Мантара стала умолять Кайкейю: «Мать! Я – твоя служанка. С самого твоего рождения я присматривала за тобой и воспитывала тебя. Пожалуйста, выполни мое желание. Король Дашаратха решил короновать Раму. Но до этого он обещал тебе короновать Бхарату. Раму нужно отправить в изгнание на четырнадцать лет».

   Сита и Рама, одетые в жёлтые шелковые одежды, были готовы к коронации. Во дворце собрались придворные, чтобы выразить своё почтение. Тем временем Рама пошел к Своей матери Каушалье и сказал: «О, мать! Я собираюсь в изгнание. Пожалуйста, дай Мне своё разрешение». Тогда Каушалья спросила: «Почему, дорогой мой, ты собираешься это сделать! Почему ты хочешь отправиться в лес сейчас, когда вот-вот должна быть проведена коронация». Рама ответил: «Мать! Мой отец приказал Мне отправиться в изгнание на 14 лет. Я должен исполнить обещанию, которое дал Мой отец». С этими словами Он поклонился матери и отправился к Сумитре.

   Сумитра была второй женой Дашаратхи. Перед тем, как Дашаратха женился на Сумитре, у него была жена Каушалья. Каушалья сказала: «Наше королевство нуждается в наследнике, не так ли? Поэтому ты должен жениться на женщине, которую сам выберешь. Я тоже буду присутствовать на свадьбе». Дашаратха очень обрадовался и был приятно удивлен. В мире существуют женщины, которые следуют желаниям своих мужей!

   Сумитра была наделена великими добродетелями. Она оправдывала данное ей имя (Су-митра – хороший друг), дружески относясь ко всем. Она пришла к Каушалье и стала подбадривать ее: «Дорогая старшая сестра! Зачем беспокоиться? Как ты думаешь, кто такой Рама? Он – Сам Господь Нараяна. Разве Ему не все равно, где находиться - в Айодхье или в лесу? Где бы Он ни был, Он всегда будет с нами. Для Рамы Айодхья и аранья (лес) – это одно и то же».

    Каушалью немного успокоили слова Сумитры. В её уме наступил покой. Сумитра добавила: «Дорогая старшая сестра, у меня родилось двое сыновей, а у тебя и Кайкейи родилось по одному сыну. Знаешь почему? Причина в том, что оба мои сына получили возможность служить своим старшим братьям – Лакшмана служит Раме, а Шатругна – Бхарате. Поэтому послушай внимательно, что я скажу. Лакшмана отправится в лес вместе с Рамой и будет защищать Его, как веки защищают глаза. Поэтому тебе не следует ничего бояться».

   Перед тем, как отправиться в лес, Лакшмана пришел к своей жене Урмиле. Она еще не знала, что Рама, Лакшмана и Сита должны были отправиться в лес. Она сидела в своей комнате и рисовала сцену коронации Рамы и Ситы. В это время пришел Лакшмана и позвал ее. «Да, Свами», - ответила она и резко встала. Когда она вставала, то случайно пролила краски на рисунок. Увидев это, она расстроилась и воскликнула: «О! Испорчен такой красивый рисунок». Тогда Лакшмана сказал: «Урмила! Ты расстраиваешься из-за того, что испорчен рисунок. А Кайкейя тем временем расстроила коронацию Шри Рамы, который мог даровать людям великие блага». Затем Лакшмана рассказал ей о том, что он собирается отправиться в лес вместе с Рамой. Испугавшись, что Рама собирается отправиться в лес, Урмила спросила Лакшману: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что Рама собирается отправиться в лес? Совсем недавно Его собирались короновать. Не так ли?» Тогда Лакшмана рассказал ей обо всем, что случилось. Урмила была способна на самопожертвование, и её не смутила мысль о разлуке с мужем. Она обрадовалась, что у её мужа появилась возможность послужить Раме и Сите, и сказала Лакшмане: «Освяти свою жизнь служением Раме и Сите. Такая возможность выпадает не всем. Иди с радостью». С этими словами она попрощалась с Лакшманой.

   Рассказывая дочери об опасностях жизни в лесу, Джанака спросил Ситу: «Сита! Ты собираешься отправиться в лес вместе с Рамой. В лесу живет много ужасных животных и там раздаются такие же ужасающие звуки. Сможешь ли ты пережить все это и не испугаться?» Сита ответила: «Почему я должна бояться животных, если со мной будет Рама, лучший из людей? Рама – это Сам Господь Нараяна. Поэтому я ничего не боюсь». Подобным образом Сита, Рама и Лакшмана успокоили страх и отправились в лес. В лесу Лакшмана отважно защищал Раму и Ситу и служил им.

   Рама убил Равану и возвратился в Айодхью со Своей женой Ситой. Жители Айодхьи радостно приветствовали их: «Рама вернулся! Мать Сита вернулась! Айодхья засияла величием их славы. Это великий день для Айодхьи». Люди долго праздновали их возвращение в Айодхью и очень радовались, когда видели Раму и Ситу, которых почитали как Господа Нараяну и Лакшми.

   Сита советовала Раме: «Сделай так, чтобы это королевство превратилось в королевство радости, в котором каждый человек мог бы жить счастливо». Даже сегодня люди в каждой деревне, каждом доме и в каждой хижине Бхараты поклоняются Раме. Жители Бхараты часто дают своим детям имена Рамы и Ситы. Имена Рамы и Ситы не изменились даже через несколько тысяч лет. Слава этих имен вечна и неизменна. Во многих странах было множество войн, но не в Бхарате. Люди воюют друг с другом из-за различий во мнениях, но в этой стране не было войн. Более того, в Бхарате никогда не будет войны. Это царство Рамы. Это страна мира. Это страна любви.

   Страна Бхарат дала жизнь множеству благородных женщин, таких как Савитри, которая воскресила своего мужа; Чандрамати, погасившая бушующий огонь силой своей приверженности истине; Сита, доказавшая свою чистоту тем, что вышла невредимой из полыхающего огня,и Дамаянти, которая сожгла дотла порочного охотника Силой своего целомудрия. Благодаря таким праведным женщинам эта страна благочестия и благородства достигла изобилия и процветания и стала учителем всех наций мира. (Стихотворение на телугу)

   В Бхарате рождались такие великие женщины. Поэтому в Бхарате каждый день – это праздник. Когда у человека умирает жена, он стремится жениться вновь. Но женщины Бхарата не такие. Бхарат не зря называют учителем всего мира. На этой священной земле воплотился Господь Нараяна, продемонстрировав людям божественную игру и славу.

   Каждый человек является воплощением Атмы. Эту же истину провозглашал и Кришна: «Мамайвамшо дживалоке дживабхута санатана» (вечная Атма во всех существах является частью Меня). Все вы являетесь воплощением Атмы. У вас могут быть различные имена, но принцип Атмы в вас один и тот же. Поэтому не думайте, что Рама находится вдали от вас. Ваше сердце – это храм Рамы. Постоянно размышляйте Раме, который обитает в вашем сердце. Рама всегда с вами, в вас, вокруг вас и не только когда вы бодрствуете, но и когда вы глубоко спите. Он всегда с вами. Раму нельзя ограничить определенной формой. Он принимает бесчисленное количество форм. Хотя форм много, но божественность, заключенная в них, одна и та же. Поэтому кого бы вы не увидели, считайте, что этот человек - форма Рамы и приветствуйте его. Сегодня Свами называют Саи Рамой и Саи Кришной, так как Он является воплощением тех же принципов дхармы (праведности), премы (любви) и шанти (мира), которые олицетворяли Господь Рама и Господь Кришна.

   Рама имманентно присутствует в каждом человеке. Ишвара присутствует во всех людях. Рама находится внутри вас. На самом деле, вы сами являетесь Рамой. Утвердите эту истину в своем сердце и проводите время с пользой. Тогда ваша жизнь наполнится вечным блаженством. Постоянно повторяйте имя Рамы.

   Прошли эпохи, но имя Рамы не забыто. Рама не отличен от вас. Вы не отличны от Рамы. Вы можете называть человека любым именем, но в нём присутствует Рама. Вы можете называть Бога Саи Рамой, Сита Рамой или Айодхья Рамой, вы можете давать Ему любое другое имя, но всегда помните о принципе Рамы.