ПОСЛАНИЕ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РАМЫ

Божественное Выступление Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы
30.03.2004

ПОЯВЛЕНИЕ ВЕД В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФОРМЕ

Имя Рамы слаще сахара, вкуснее творога, приятней меда. Постоянное повторение этого сладчайшего имени позволяет вкусить божественный нектар. Поэтому вы должны непрерывно размышлять об имени Рамы (стихотворение на телугу).

Веды представляют собой квинтэссенцию глубокой, неизмеримой и бесконечной мудрости. В Трета-югу четыре Веды воплотились в физической форме в виде Рамы, Лакшманы, Бхараты и Шатругны. Риг Веда приняла форму Рамы, а Яджур Веда, Сама Веда и Атхарвана Веда – форму Лакшманы, Бхараты и Шатругны соответственно.

Божественная сила мантр

Рама символизировал Риг Веду и являлся воплощением всех мантр. Лакшмана же размышлял о мантрах и осуществлял учение Рамы на практике. Он верно служил Раме и считал Его имя тарака мантрой (освобождающей мантрой). Рама был для него всем – отцом, матерью, гуру и Богом. Бхарата был воплощением Сама Веды – он постоянно распевал имя Рамы с глубоким чувством, используя ритм и мелодию. Бхарата поклонялся бесформенному аспекту Бога, а Лакшмана – Богу в определенной форме. Атхарвана Веда проявилась в виде Шатругны, который верно следовал за своими братьями и подчинил себе не только мирские интересы, но и свои чувства. Таким образом, в Трета-югу Веды воплотились для передачи бесценных учений человечеству. Великие мудрецы Васищтха и Вишвамитра на весь мир провозгласили, что четыре Веды воплотились среди людей в форме Рамы, Лакшманы, Бхараты и Шатругны. Они родились сыновьями Дашаратхи в результате огромной заслуги, накопленной этим царем. Когда мудрецу Вишвамитре задавали вопросы, касающиеся Вед, он отвечал: “Все четыре Веды воплотились в виде сыновей Дашаратхи для того, чтобы продемонстрировать миру идеал”. Поэтому Веды нельзя считать бесформенными, они имеют форму.

Мантры, содержащиеся в Ведах, имеют огромное значение. Когда мудрец Вишвамитра узнал, что демоны намереваются прервать повторение ведических мантр и уничтожить истину и праведность на земле, он обратился за помощью к Раме и Лакшмане, которые символизировали божественные силы, низошедшие для уничтожения демонических сил и установления мира. Рама и Лакшмана уничтожили демонов силой мантр, данных им Вишвамитрой. Этот эпизод учит тому, что с помощью силы ведических мантр человек может уничтожить в себе демонические качества. В Трета-югу люди так и поступали. Уничтожив демонические силы, Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругна установили главенство Вед в качестве проявленного аспекта Бога, обладающего формой. У каждой мантры есть форма, а также внутреннее значение. Когда повторение мантры сопровождается созерцанием формы, она ведет человека по пути самореализации. Ведические провидцы провозгласили: “Ведахаметам пурушам махантам адитья варнам тамасах парастат” (Я видел божественную Сущность, чье сияние ярче блеска миллиарда солнц, за пределами царства тьмы). Эти провидцы и мудрецы превзошли тьму невежества и увидели сияние Бога. Они повторяли мантры, созерцали божественную форму, совершали жертвоприношения и обретали покой и блаженство. В своих жертвоприношениях они пользовались такими мантрами, янтрами и тантрами, которые обеспечивали мир и процветание среди людей в Трета-югу. С помощью мантр, они обуздали демонов и установили владычество богов.

Повторение имени как средство освобождения человека
Но в Кали-югу люди забыли эти мантры, в результате чего век Кали превратился в эпоху Калаха (раздоров и конфликтов). Даже братья ссорятся между собой. Они живут и делят пищу в одной семье, тем не менее их терзает ненависть и конфликты. Для каждой из четырех эпох были предписаны различные средства освобождения. В Крита-югу основным средством освобождения была медитация, в Трета-югу средствами были повторение мантр и совершение жертвоприношений. В Двапара-югу основным средством был ритуал поклонения Богу. А в Кали-югу главным средством освобождения человека является непрерывное памятование имени Бога. Так как люди в Кали-югу не обладают достаточной силой и умением для занятий интенсивной духовной практикой, им предписано выполнять намасмарану (повторение имени Бога) в качестве наиболее эффективного средства освобождения.

Эпос “Рамаяна” не является обычным повествованием. Он содержит в себе прямое учение Вед. Рама символизирует мудрость Вед. Рама женился на Сите, которая символизирует Брахма джняну (знание Брахмана). Когда Ситу похищают демонические силы, Рама и Лакшмана отчаянно ищут ее. “Рамаяна” состоит из нескольких тысяч стихов. Так как было невозможно запомнить их все, мудрецы советовали просто повторять имя Рамы. Когда ученики Васиштхи спросили, какое из имен Бога им следует повторять, мудрец сказал: “Достаточно повторять имя Рамы. Имя Рамы освободит вас от раги (привязанности) и роги (болезни)”. Я часто говорю студентам, что имя Рамы состоит из двух слогов – “Ра” и “ма”. Эти два могущественных слога взяты из имен Вишну и Шивы. Слог “Ра” взят из восьмислоговой мантры “Ом Намо Нараяная”, он является жизненной силой этой мантры. Точно так же, слог “ма” – это сама душа пятислоговой мантры “Ом Намах Шивая”. Если из этих мантр удалить слоги “Ра” и “ма” соответственно, они станут бессмысленными. Имя Рамы является дыханием жизни как для почитателей Вишну, так и для почитателей Шивы.

Когда в Трета-югу мудрецы и провидцы занимались повторением божественного имени Рамы, Равана, Кумбхакарна и другие демоны пытались воздвигнуть препятствия на их пути. Они думали, что если похитят Ситу, символизирующую Брахма джняну, Рама потеряет всю Свою силу. Имя потеряло бы свою силу без джняны (мудрости), так же как сахарный тростник теряет свою сладость без расы (вкуса). Хануман решил вернуть этот вкус Раме, чтобы наслаждаться Рамарасой (нектаром имени Рамы). Люди в Трета- и Двапара-югу считали имя Рамы верхом сладости и наслаждались его нектарным вкусом. А в наше время люди, вместо того, чтобы наслаждаться духовной сладостью имени Рамы, пожирают обычные сладости, подвергая себя риску стать диабетиком. Обычные сладости вызывают болезни, в то время как сладкое имя Рамы избавляет человека от всех болезней. В древней Индии даже пастухи, выпасая скот, повторяли имя Бога. В древние времена болезней было не так уж много. Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругна распространяли славу и силу ведических мантр, чтобы избавить мир от страданий и болезней.

Не пренебрегайте учением Вед
Мандодари, жена Раваны, изо всех сил старалась спасти своего мужа. Она давала ему мудрые соверы, но Равана не обращал на них внимания. Когда муж ступает на неверный путь, добродетельная жена действует подобно мудрому министру, чтобы вернуть его на путь праведности. Такой женой и была Мандодари. Бхарья (жена) – не та, что дарит своему мужу мирские удовольствия, а та, что действует ему во благо, направляя его на путь мудрости и праведности. Мандодари была настоящей сати (женой), которая старалась исправить порочные наклонности своего пати (мужа). Сита также была Раме мудрой советчицей, убедив Его не уничтожать всех демонов. Она сказала, что наказать следует лишь тех, кто совершил дурные поступки. Справедливость не состоит в уничтожении всего клана. Величие женщин в том, что они указывают верный путь мужчинам. На самом деле, они являются светом мудрости в мире. Поэтому они заслуживают защиты и почитания. Сита символизирует принцип мудрости (джняна таттва). Сита сказала Раме, что добро распространяется на всех, независимо от касты, рода или общины. Благодаря таким женщинам как Сита, мужчинам удалось достичь прогресса в жизни.

В этом мире существует много видов живых существ. Каждому из них предназначено исполнить определенную цель в творении Бога. Некоторые из них кажутся более красивыми, чем другие. Трудно сказать, кто красивее, бык или корова. Но добродетели важнее физической красоты. Видя в мире добро и зло, студенты должны развить в себе решимость выбирать добро. Они должны стремиться культивировать добродетели. С самого раннего возраста они должны впитывать хорошие качества и развивать добрый характер. Куда бы вы ни пошли, характер обладает первостепенной важностью. Когда студенты обретут хороший характер, вся страна станет хорошей и великой. Именно добродетели придают человеку величие. Рама ярко сияет в “Рамаяне” благодаря своим безупречным добродетелям. Они важнее книжного знания.

Несмотря на свое образование и разум, человек не в состоянии отбрасить злонамеренность и дурные качества. Он не обладает знанием своего Я. Современное образование ведет к умению вести споры, а не к полной мудрости (стихотворение на телугу).

Студенты – юноши и девушки!
Вы должны стараться обрести полную мудрость. Вы должны правильно использовать глаза, уши и язык, которыми наделил вас Бог. Тот, кто сумеет контролировать эти три органа, обретет величие. Поэтому необходимо стремиться к правильному видению, правильному слышанию и правильной речи. Всегда говорите мягко и ласково. Тот, кто развивает эти три добродетели, обязательно достигнет божественности. В этом состоит основная цель и фундаментальная основа вашего образования. Те, у кого нет подобных добродетелей, фактически являются демонами. В этом состоит суть и учение “Рамаяны”. Четыре Веды и другие священные писания призывают человека следовать этим принципам. Дорогие студенты! Не пренебрегайте учением Вед ни в коем случае. Они служат совершенствованию и искуплению всего человечества. Применяйте это учение в своей жизни.

Бхагаван завершил выступление бхаджаном “Рама Рама Рама Сита…”


Перевод с английского Е. Сергацкой
по брошюре, выпускаемой редакцией журнала "Санатана Саратхи".