Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в честь начала нового учебного года
2 июня 2003 г.

Характер – драгоценное украшение образования

Если вы отбросите эго, то станете дороги всем;
если вы преодолеете гнев, то освободитесь от беспокойства;
вы сможете добиться процветания лишь с помощью контроля желаний;
вы сможете достичь счастья, лишь победив жадность
(стихотворение на телугу)

Воплощения любви!

Сегодня мы видим, что не только в области образования, но и во всех других областях человеческой деятельности царит беспокойство, неправедность и несправедливость. Куда бы мы ни взглянули, мы видим лишь страдания, печаль и волнения. В действительности, волнения все больше охватывают различные области жизни, будь то политика, финансы и даже духовность.

Куда бы человек ни шел, его везде преследует страх. В нынешнем мире трудно найти человека, не пораженного страхом. В чем причина этого? Каждое мгновение жизнь Человека полна страха, который возникает изнутри. Страх преследует его дома, на улице, в офисе, в колледже и на базаре. Существует ли место, где страха нет? Единственное место, свободное от страха, это храм, в котором царит любовь к Богу. Основной причиной этого широко распространенного страха являются собственные недостатки и пороки человека. “Человек победил все, но он не смог победить самого себя”, – сказал британский премьер-министр Черчилль. То же самое Прахлада сказал своему отцу. Маленький мальчик по имени Прахлада был полон отваги; он смог провозгласить духовную истину без всякого страха в лицо своему отцу. Сегодня человеку необходимо понять, каким образом он может развить такую же смелость, какой обладал Прахлада. В наше время молодежь и даже взрослые полны страха, несмотря на то, что у них есть все возможности для развития отваги. Чтобы преодолеть страх, необходимо развивать храбрость и стойкость. Человек может получить смелость только от Бога. Для этого, он должен развивать веру в Бога и преданность Ему.

Студенты – юноши и девушки!

Вы должны смело смотреть в лицо миру. В теперешней ситуации, наша сила – в нашей отваге и стойкости. Когда вы обретете преданность к Богу, вы сможете уверенно и смело противостоять всем жизненным трудностям. Жизнь это вызов, прими его. Жизнь это игра, играй в нее. Вы становитесь жертвой страха из-за недостатка смелости. Поэтому развивайте смелость.

Образование не означает просто умения читать и писать. Что такое видья (образование)? Са видья Йа Вимуктайе (истинное образование ведет к освобождению). Истинное образование развивает в ученике храбрость и стойкость. В наше время, для того чтобы добиться успеха в любой области, смелость крайне необходима.

Многие люди изучают священные тексты, получают ученые степени и достигают успеха во многих областях, однако им не хватает истинного знания. Однажды при дворе императора Джанаки собралось множество пандитов (ученых). В это время в зал для собраний вошел великий святой и ученый Аштавакра, Увидев его, пандиты разразились хохотом. Увидев, что они смеются, Аштавакра начал смеяться еще громче. Тогда один из пандитов встал и сказал: “У нас есть причина для смеха. Мы смеемся над твоим скрюченным телом, искривленным в восьми местах. Но почему смеешься ты?” Аштавакра ответил: “О пандиты! Вы смеетесь над моим искривленным телом. Я же смеюсь над вашим искривленным умом. Вы должны в первую очередь овладеть своим умом”.

Аштавакра продолжил: “Ваш смех неразумен и бессмыслен. Я думал, что попал в собрание великих ученых. Но я не вижу здесь ни одного настоящего ученого. Здесь собрались одни сапожники”. Услышав это оскорбление, ученые рассердились. Они спросили Аштавакру: “Сапожники занимаются изготовлением сандалий и шлепанцев. Мы -ученые. Как же ты можешь сравнивать нас с сапожниками?” Аштавакра сказал: “Только сапожники смотрят на качество кожи. Пандита Самадаршина (пандит равно относится ко всем). В этом собрании никто не обладает выдержкой и спокойствием”.

Пока происходили эти события, Джанака спокойно наблюдал за ними. Его ум был абсолютно безмятежен. Его сердце было наполнено чистотой, так как он отбросил все привязанности. Он был очень счастлив, когда услышал речь Аштавакры. Он сказал: “О мудрец Аштавакра! Твои слова абсолютно справедливы. В этом собрании нет человека, обладающего выдержкой и одинаково относящегося ко всему. Признаком образования и учености является выдержка, чистота мыслей и приверженность истине. Нам очень повезло, что среди нас присутствует такой мудрец как ты”.

Современное образование дает лишь книжное знание. Книжное знание поверхностно. Оно не наполняет сердца учеников любовью. Каков смысл в таком образовании? Вы должны получить практическое знание, которое наполнит вашу жизнь смыслом. Только тогда вы сможете заработать звание настоящего ученого. Сегодняшние студенты получают высокие оценки на экзаменах и побеждают на конкурсах. Но каков в этом смысл, если их сердце не наполнено ароматом любви? Император Джанака обладал большой силой, ученостью и добродетелями. Поэтому ему понравился урок, преподанный Аштавакрой собранию ученых.

В древние времена в Бхарате существовало множество выдающихся ученых и мудрецов, подобных Джанаке и Аштавакре. В современные времена не встретишь таких ученых и правителей. Нынешним работникам образования не хватает сияния добродетели, которым обладали ученые древности. Поэтому их образование бессмысленно. Образование без характера – не образование. Вы можете обладать в жизни всем, ибо все это будет напрасно без характера и хороших качеств. Не хвастайтесь своим так называемым высшим образованием. Каково ваше образование? Это не образование в истинном смысле этого слова. В собрании истинных ученых было бы стыдно гордится таким пустым образованием. Образование – это не просто изучение книг. Образование предназначено для того, чтобы поддерживать в обществе человеческие ценности и стремится к его благосостоянию. Но сегодня образование превратилось в бизнес. Кроме того, люди вообще не понимают, что такое истинное образование. Мы должны получить такое образование, которое поможет нам достичь освобождения. Только тогда мы будем по настоящему образованными людьми. Здесь присутствует много хороших студентов. Все они должны стремится получить именно такое образование.

То, чему учат в сегодняшней школе, это совсем не то, что вам нужно знать. Вам нужно знать о Боге. С помощью образования вы должны обрести храбрость и хороший характер. Истинная сила приходит из сердца. Ваше образование должно развивать силу сердца.

Студенты!

Современная система образования извращена до предела. У Аштавакры было искривлено только тело, а у нынешних образованных людей искривлен ум. В первую очередь мы должны избавиться от этой искривленности ума. Только тогда наше образование будет истинным. То, чему мы учимся сегодня, абсолютно бессмысленно. Даже книжное знание, получаемое нами, неверно. Сегодня в мире есть много ученых. Все они, вместе взятые, не могут сравниться с Аштавакрой, который жил во времена императора Джанаки.

Воплощения любви!

Мы должны спросить себя, что же мы изучаем. Сегодня в мире существует много различных видов образования. Оно расширилось до безграничных масштабов. Какова суть всего этого образования? Однажды Хираньякашипу подозвал своего сына Прахладу и спросил, чему же его научили учителя Чанда и Амарка. Прахлада сказал:

Отец! Учителя научили меня многим предметам. Я понял все четыре цели жизни – дхарму (праведность), артху (богатство), каму (желание) и мокшу (освобождение). Я изучил множество вещей; фактически, я осознал саму суть образования. (стихотворение на телугу).

Отец спросил его, в чем же суть образования. Прахлада ответил: “Суть образования – Ом намо Нараянайя (я кланяюсь Нараяне – Богу)”. Услышав это, Хираньякашипу пришел в ярость. Он запретил Прахладе повторять имя Нараяны и прогнал его прочь. Даже сегодня можно встретить ненависть по отношению к духовному образованию. Естественно, в современном образовании нет и следа преданности, любви и сочувствия. Как же в таких условиях может возникнуть любовь?

Студенты!

Все, что вы изучаете, должно отпечатываться в ваших сердцах. В древние времена родители не имели формального образования, тем не менее, они учили своих детей глубоким истинам. Даже неграмотные матери передавали своим детям глубокую мудрость. Изучаете ли вы сегодня хоть что-то из этой священной мудрости? В первую очередь, вы должны научится молиться Богу и воспевать Его славу. Проводите свое время в размышлении о Боге и обретите Его милость. Вот в чем суть истинного образования. Именно этому мы должны учить студентов. Дети всегда должны слушаться родителей. Они должны придерживаться священного пути. В чем польза от всего вашего образования, если вы не в состоянии познать самих себя? Прежде чем узнавать что-либо еще, необходимо познать истину о самом себе. В старые времена говорили так:

Вставай с первым криком петуха, Умывайся и купайся,
Одевай приличную одежду.
Ешь вовремя и немного.
Ходи в школу и прилежно учись.
Заработай доброе имя.
Не выходи из дому во время дождя,
И не подходи близко к ямам.
Бегай и играй с друзьями.
Если ты будешь следовать этим правилам,
То будешь и здоровым, и богатым
(стихотворение на телугу).

В те времена родители учили детей многим хорошим вещам. Хорошим привычкам нужно учиться не из книг, а у родителей и старших. Сегодня дети ходят в школу. На языке телугу школа называется бади. То же слово используется и для обозначения ярма, в которое запрягают буйволов, чтобы они не вышли из-под контроля. Ярмо действует как регулятор. В школе тоже должны быть порядок и дисциплина. В чем польза от бади (школы), если она не регулирует поведение? Вы ходите в школу и возвращаетесь домой. Какой в этом смысл, если вы не учитесь порядку и дисциплине? Современное образование основано на множестве объемных книг, лишенных всякой мудрости. Они годятся лишь на то, чтобы класть их под голову вместо подушек. Вы же должны стремиться обрести истинную мудрость.

Студенты – юноши и девушки!

В первую очередь вы должны научиться Дайва чинтане (размышлению о Боге). Постарайтесь понять, что значит Бог. Если вы будете повторять имя Бога, то сможете получить истинное образование. Без этого вся ваша учеба будет бесполезной.

Вы не прикладываете усилий для того, чтобы получить истинное образование; вы учитесь лишь для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Сегодня даже высокообразованным людям не хватает истинной мудрости. Книжное знание не так уж и важно; ваше поведение имеет большее значение. Вы должны следовать священному пути в повседневной жизни. В образовании нет смысла, если у вас плохое поведение. Зачем нужны тогда все ваши знания?

Никто не может изменить то, что написано у вас на лбу. Если вы не пользуетесь различением и позволяете плохим мыслям проникнуть в свой ум, в чем же польза от всего вашего образования? (стихотворение на телугу)

обрались на празднование дня рожденья Свами. Они позвали мать Ишварамму, сказав ей: “Сегодня день рожденья твоего сына. Ты тоже должна пойти на праздник”. Она с радостью согласилась. Пешком она проделала расстояние от села до двери Моей комнаты. Затем она села на пороге и сказала: “Свами, я смогла дойти до Твоей комнаты, но больше не могу сделать ни шагу”. Услышав это, Венкамма (сестра Свами) предложила ей свою помощь. Ишварамма ответила: “Венкамма, мне не нужна ничья помощь. Только Свами может мне помВ первую очередь вам необходимо изменить свой ум и ход мыслей. Ваше поведение будет хорошим, только если у вас хороший ум. Если не исправить ум, в образовании не будет никакого толку. Ваш ум должен быть независимым; не следует заимствовать мысли у других. Только тогда вы сможете быть для других примером. Я желаю, чтобы, начиная с сегодняшнего дня, все наши студенты стремились развить хороший характер, хорошее поведение и хорошие качества. Вы можете обладать в жизни всем, но если у вас не будет хорошего характера, все остальное пойдет прахом. Целью образования является характер. Каждый студент должен обладать безупречным характером. Его речь должна отличаться мягкостью, мудростью и чистотой.

Ашватамма был сыном учителя, но он не обладал твердым характером. Он носил на голове драгоценный камень, который давал ему защиту. Когда с него сняли этот камень, он потерял всякую силу. Когда Хануман добрался до Ланки, Сита дала ему одно из своих украшений, которое увеличило его силу во много раз. Держа в руке этот драгоценный камень, он смог совершить множество подвигов. Он берег его как зеницу ока. Можем ли мы сегодня отыскать такой камень? (Бхагаван рассказал, что недавно Он материализовал эту драгоценность Ситы и показал ее студентам в Кодаиканале). В нынешней ситуации подобным украшением может служить драгоценный камень характера. Сегодня человеку крайне необходимо драгоценное украшение характера. К чему все остальные драгоценности, если у вас нет жемчужины хорошего характера?

Во время коронации Рама решил наградить всех, кто помогал Ему. Тогда Сита сказала:

“Вот идет Хануман, жемчужина обезьяньего рода, который исполнил Твое поручение. Это он отыскал меня в Ланке. Он – храбрец, уничтоживший город Ланку” (стихотворение на телугу)

Сита спросила Раму, какую же награду Он даст Хануману. Рама сказал: “Сита, Хануману не нужны обычные награды. Я знаю, чего он хочет, и Я дам это ему”. Однако Сита преподнесла Хануману жемчужное ожерелье, подаренное ей императором Джанакой. Хануман стал отрывать жемчужины по одной и бросать их на пол. Он решил, что жемчужины, в которых нет имени Рамы, абсолютно бесполезны. Тогда Рама встал, обнял Ханумана и сказал: “Это Я и хочу дать тебе в качестве награды. Я всегда буду с тобой, а ты – со Мной. Нас невозможно разлучить. Эта нить любви между тобой и Мной будет существовать вечно”. Хануман возликовал. Он сказал: “Мне не нужно ничего, кроме Тебя. Что мне еще просить? Меня не интересует богатство. Твое имя – мое единственное сокровище, а Твоя форма – мое богатство”.

Однажды во время празднования дня рождения Шри Рамы, Каушалья приготовила множество сладостей и раздала их всем присутствующим. Она пригласила множество гостей и раздала им всем подарки. По случаю праздника, она нанесла на лоб Ситы киноварь (порошок ярко-красного цвета). После этого Рама с Ситой удалились в свою комнату. Хануман тоже хотел пойти вслед за ними. Но Каушалья не разрешила ему войти в комнату Рамы. Она сказала, что так как у Ситы на лбу была красная точка, то она имела право входить в комнату Рамы. А у Ханумана такой точки не было, поэтому ему вход был закрыт. Услышав это, Хануман рассердился, пошел на базар, купил много красного порошка и обмазал им все свое тело. Потом он воскликнул: “Если мать Сита, с одной лишь маленькой точкой на лбу, может входить в комнату к Раме, почему вы не пускаете меня, покрытого киноварью с головы до ног?” Преданность Ханумана была свята и невинна. В старые времена чувства людей были очень святы. Сегодня в людях не найти таких чувств. Но прошлое в прошлом. Того времени не вернуть. Постарайтесь наилучшим образом использовать настоящее и не беспокоится о будущем. Берегите то, что у вас есть.

Однажды Анджана Дэви, мать Анджанейи (Ханумана) пришла в дом к Каушалье. Каушалья спросила, кто она такая. Анджана Дэви представилась: “Я мать Анджанейи, пересекшего океан одним прыжком”. Через некоторое время туда же пришла мать мудреца Агастьи. Она сказала: “Я мать того, кто смог одним глотком выпить целый океан”. Тогда Каушалья сказала им: “Ваши сыновья смогли совершить эти подвиги лишь благодаря могучей силе имени моего сына. Рамы”.

В это время к ним подошел Рама и спросил: “О чем вы говорите?” Каушалья ответила: “Сын мой, мы говорим о славе Твоего имени”. Рама сказал: “Они смогли совершить великие подвиги не столько благодаря Моему имени, сколько благодаря чистоте своих сердец. Многие люди повторяют Мое имя, но приносит ли оно им пользу? Важно обладать чистым сердцем”.

Однажды жители нашего села сочь. Свами охраняет меня днем и ночью”.

Это случилось во время одного из летних курсов в Бриндаване. Ишварамма как обычно позавтракала и выпила кофе. Вдруг она закричала: “Свами, Свами, Свами – три раза”. Я ответил: “Я иду, Я иду, Я иду”. Я быстро спустился из Своей комнаты, и она испустила свой последний вздох. Ее смерть была легкой, без всяких страданий. Многие ли могут так легко умереть? Все родственники этого тела имели легкую смерть. Педда Венкама Раджу (отец Свами) тоже умер легко. Однажды он пришел ко мне тогда, когда Я позвал много людей на интервью. Он сказал: “Свами, мне нужно поговорить с Тобой”. Я ответил: “Посмотри, как много людей ждет интервью”. Он сказал: “Это очень срочно”. Он достал из кармана деньги и вложил их в Мою руку, сказав: “Я бедный человек. На 12-й день после моей смерти, пожалуйста, устрой пир для бедных”.

Родители этого тела всегда были щедрыми. Тем, кто рождается у таких родителей, очень повезло. Ишварамма всегда помогала бедным женщинам, которые приходили к ней с разными нуждами. Некоторые жаловались, что у них нет браслетов. Тогда Ишварамма шла в дом и приносила зерно, чтобы они могли купить себе браслеты. В те дни у людей не было денег. Все покупалось в обмен на зерно.

Дедушка этого тела Кондама Раджу, тоже обладал щедрым и благородным характером. Он ко всем относился одинаково. Однажды он заявил: “Мне не нужно никакого богатства. Пусть Педда Венкама Раджу, Чинна Венкама Раджу, Субба Раджу и Венкатарама Раджу (его сыновья) разделят между собой все имущество. Мне же нужно только одно”. При этом присутствовало много людей. Они спросили: “Отец, чего же ты хочешь?” Он ответил: “Отдайте мне Сатью. Если Он будет со мной, мне больше ничего не нужно”. В то время Я был совсем маленьким. Когда Мне было девять лет, я бегал в школу в Буккапатнам и бегом возвращался обратно. Вечером дедушка, бывало, звал Меня: “Сатья, иди сюда!” Он никогда не называл Меня Сатьянараяной. Он всегда звал меня Сатьей. Все остальные называли Меня Раджу. Он подзывал Меня и говорил: “Сатья, у нашего соседа лихорадка. Приготовь для него расам (овощной суп)” Я готовил суп и относил больному. В деревне все считали расам, приготовленный Мной, лекарством, так как он излечивал любые болезни.

Я всегда и во всем помогал своему дедушке Кондаме Раджу. Однажды Я притворился спящим. Дедушка, который лежал недалеко от Меня, прислушался к Моему дыханию и услышал звук “Ом”. Проснувшись утром, он сказал: “Сатья, давай устроим сегодня праздник”. Я спросил: “В честь чего?” Он сказал: “Я услышал в Твоем дыхании звук “Ом”. Я ответил: “В этом нет ничего нового. Это всегда было так”. Таким образом, Кондама Раджу не раз ощущал божественность Свами и чувствовал при этом огромное счастье.

Эта семья славилась добрым именем, и все старались поддержать ее хорошую репутацию. Никто из них не разу не совершил ни одного нечестного или несправедливого поступка. Перед смертью, Кондама Раджу дал Мне горсть монет и сказал: “У меня осталось немного денег из доходов от моего маленького бизнеса. Может быть, я случайно обидел кого-то. После моей смерти, когда станут выносить тело, подбрось эти монетки над моим телом, чтобы бедные люди могли подобрать их. Это освободит меня от долгов, которые я мог совершить по ошибке”. Я сказал: “Зачем Ты даешь Мне деньги? У Меня их достаточно”. Тогда он ответил: “Нет, мне не нужны чьи-то деньги. Я хочу отдать только свои деньги”. Все члены этой семьи следовали священным идеалам и обладали духом самопожертвования. Джанакирамайя (младший брат Свами) тоже часто занимается благотворительностью. Все мужчины и женщины этой семьи служили примером самопожертвования и следования истине.

В своей жизни, мы должны всегда придерживаться принципа истины. Однажды, незадолго до своей смерти, Кондама Раджу подозвал Меня и сказал: “Я знаю, что ты Бог, хотя остальные этого не знают”. Каждое утро он приходил с палочкой из села. Видя его приближение, Я притворялся спящим. Он приподнимал одеяло, касался Моих стоп и уходил. Однажды он позвал Ишварамму и попросил ее приготовить оббатту (деликатес, который он очень любил), сказав при этом: “Скоро наступит мой конец”. Ишварамма сказала: “Ты ведь совсем здоров. Зачем ты так говоришь?” Он ответил: “Мне виднее; делай, что я говорю”. Она приготовила это блюдо. Кондама Раджу попросил Меня съесть его, но я отказался. Он сказал: “Мне 112 лет и я еще ни разу не кормил Тебя. Сегодня я хочу накормить Тебя своими руками. В прошлые юги (мировые периоды) Тебя кормили Яшода и Каушалья (матери Кришны и Рамы). Сегодня эта честь выпала мне”. Он положил Мне в рот маленький кусочек, который тут же исчез. Его не было ни у Меня во рту, ни у него в руке. Ишварамма, которая наблюдала за этим, очень удивилась. Кондама Раджу сказал: “Лилы (божественные игры) Свами разнообразны и многочисленны. Это лишь одна из них.

Смерть Кондамы Раджу была спокойной. Фактически, все члены этой семьи умерли мирно. В их жизни были трудности, но они всегда сохраняли присутствие духа. Не будучи зажиточными, они тем не менее всегда помогали другим. Это была идеальная и благородная семья во всех отношениях. Люди должны следовать таким идеалам и брать с них пример.

Студенты!

Старайтесь помогать другим изо всех сил и при любой возможности. Помогайте им получить хорошее образование. Я всегда готов помочь вам. Давайте пищу нуждающимся. Нет благотворительности выше, чем аннадана (кормление голодных). Раздавайте пищу бесплатно. Все раздавайте бесплатно бедным и обездоленным.

Нет божества выше, чем родители
Нет добродетели выше, чем характер
Нет дхармы выше, чем сострадание
Нет прибыли выше, чем общество добродетельных
Нет врага хуже, чем гнев
Нет горя сильнее, чем бесчестье
Нет удачи больше, чем хорошая репутация
Нет богатства больше, чем удовлетворенность
Нет украшения лучше, чем повторение имени Бога
(стихотворение на телугу)

Дайва Чинтана (размышление о Боге) – это лучшая садхана (духовная практика). Вы должны стремится к тому, чтобы родители всегда были довольны вами. Подать им воды в их последний час – ваш непременный долг. Вы должны каждый день кланяться им и почтительно касаться их стоп. Тогда ваша жизнь будет достойной. Даже если вы физически не видите своих родителей, вы должны чувствовать, что они всегда с вами. После того, как они покинут этот мир, вы должны провести ритуал тарпанам (церемония поминовения родителей). Что такое истинный тарпанам? Недостаточно просто формально соблюсти обычай кормления браминов. Вы должны пролить слезы благодарности. Памятование о родителях с благодарностью – ваша самая важная обязанность. В этом состоит величайшая пунья (заслуга).

Я благословляю вас всех на то, чтобы вы продолжали демонстрировать сердечную благодарность и почтительность по отношению к своим родителям. На этом Я заканчиваю Свое выступление.

Бхагаван завершил Свое выступление баджаном “Хари баджана бина...”

Перевод Е.Сергацкой по журналу "Санатхана Саратхи", июль 2003г