Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в Кодайканале
18 мая 2003

Познайте свою истинную сущность

То, что вы считаете существующим, на самом деле не существует. То, что вы считаете несуществующим, в действительности существует. Только Бог существует везде и во все времена. Мир это всего лишь иллюзия. Поймите эту истину. (стихотворение на телуту)

С незапамятных времен люди прилагали большие усилия для того, чтобы найти Бога. Древние мудрецы нашей страны занимались изнурительной аскезой в непроходимых лесах и темных пещерах, стремясь обрести видение Бога. Они посвящали всю жизнь достижению этой цели. Однако лишь некоторые из них добились успеха в своем начинании. Они провозгласили: “Я видел Высочайшее Существо, сияющее ярче миллиарда солнц, которое находится за пределами тамаса -тьмы невежества”. Они открыли эту истину всему миру.

Господь Кришна заявил в Бхагавадгите: “Я есть семя, из которого возникают все живые существа”. Именно это семя выросло в гигантское космическое дерево со множеством ветвей и листьев. Из этого дерева возникли миллионы живых существ. Подобно фруктам, каждое из них несет в себе семя божественности. Древние риши нашей священной страны поняли эту истину и распространили учение о божественности по всему миру. Всеми силами они стремились обезопасить и защитить это космическое дерево.

Господь Кришна сделал еще одно заявление: “Вечная душа во всех существах есть частица Моего бытия”. Каждое существо является неотъемлемой частью божественности. Не существует никого отделенного от нее. Божественность в форме семени присутствует в каждом индивидууме. Человек представляет собой не просто какой-то один аспект божественности, он является Самим Богом. Никогда не подвергайте сомнению вездесущность Бога. Он присутствует повсюду и во всех существах. Древние мудрецы нашей страны пропагандировали эту истину с глубокой верой и решимостью. Божественность ярко сияет во всех и в каждом. Кто есть Бог? Существует ли Он на самом деле? Многие люди охвачены подобными сомнениями. Глупо испытывать подобные сомнения. Бог присутствует во всем. Ученым потребовалось много лет, чтобы обнаружить, что атом является всепронизывающим. Однако ребенок по имени Прахлада провозгласил эту истину несколько тысяч лет назад. Он скачал: “Не думайте, что Бог есть тут, а там Его нет. Он – везде, где бы вы Его ни искали” (стихотворение на телугу).

В этом вопросе не может быть места для сомнений. Вы не можете отрицать существование человека. стоящего перед вами. Точно так же невозможно отрицать существование всепронизывающего Бога. Как вы можете говорить, что Он есть здесь, а там Его нет? Он есть везде, где бы вы Его ни искали. В этом мире нет ничего, что не было бы проявлением Бога. Он обитает во всех объектах и во всех живых существах. Как такое может быть? Вот простой пример. Когда вы сеете семя, оно вырастает в дерево, на котором созревает множество фруктов. В каждом фрукте вы обнаружите такое же семя, как вы посеяли. Подобным же образом, семя божественности есть во всем. Бог присутствует не только в людях, но и в птицах, животных и насекомых.

В наше время наука достигла большого прогресса, но чувства деградировали. В результате человека постоянно охватывают сомнения. Каково воздействие науки? То, что наука сегодня считает открытием, завтра может оказаться ложным. Паука занимается лишь исследованием материи. Вы должны не просто исследовать, но постараться выяснить истину, используя различение. Только тогда вы сможете понять божественность. Вы не можете сказать, что такого-то человека здесь нет, если вы не знаете его в лицо. Точно так же, у вас нет права отрицать существование Бога. Па самом деле. Он находится тут, там и повсюду. Он присутствует во всех формах. Имена и формы могут отличаться друг от друга, но Бог во всех них один. Каждый человек должен стремиться осознать и пережить эту истину. Бог не является чем-то отдельным. Он обитает во всех существах. Он есть воплощение блаженства. Бог есть воплощение вечного блаженства. Он есть абсолютная мудрость, один без второго, за пределами пар противоположностей, расширяющийся и распространяющийся повсюду, подобно небу. Он есть цель великого изречения “Тат Твам Аси” (Ты есть То). Он вечен, чист, неизменен и является свидетелем всех функции интеллекта (перевод с санскрита).

Божественный принцип невозможно понять, просто читая книги. Вы должны превратить книжное знание в практическое знание. Вы должны достичь святости в сердце. Не допускайте и следа нечистоты или сомнений в своем сердце. Благодаря воздействию Кали-юги, человек превратился в Фому неверующего. Чтобы осознать Бога, необходимо обладать сильной и нерушимой верой. Бог существует для тех, кто думает, что Он существует. Он не существует для тех, кто отрицает Его. Он отвечает вам в соответствии с вашими чувствами. Чтобы осознать божественность, необходимо изменить свое видение. Позитивные изменения в видении приведут вас ближе к Богу.

Воплощения любви!

Ваша вера в Бога должна быть непоколебима. Вы можете называть Его любым именем: Иисус, Аллах, Рама, Кришна, Зороастр или Будда. Различные религии приписывают Богу различные имена и формы. Все это всего лишь внешние формы. А фундаментальный принцип всех имен и форм находится внутри вас. Все, что вы видите во внешнем мире, есть лишь реакция, отзвук и отражение этого фундаментального принципа. Вы обмануты отражением и считаете его реальностью. Вы страдаете от иллюзии, созданной вами самими. Таким образом, вы сами себя обманываете. Вы предаете себя. В этом виноваты ваши чувства. Причиной этого являются ваши сомнения.

Воплощения любви!

В соответствии с учением Вед и Упанишад, человек должен быть полностью свободным от сомнений. Он должен быть тверд и непоколебим. Но в наше время человек переполнен сомнениями. Откуда приходят сомнения? Они возникают из его собственного воображения. На самом деле, человек является самим воплощением сат-чит-ананды (абсолютного бытия, знания и блаженства). Он является вместилищем истины и праведности. Он есть искра божественности. Но своими сомнениями он обрекает себя на погибель. Он видит Бога повсюду, однако считает, что еще не видел Его. Бог находится в вас, с вами, вокруг вас, над вами и под вами. Он присутствует повсюду. Нет места, где бы Его не существовало. Кто вы? Вы сами являетесь воплощением Бога.

В каждом человеке есть семя божественности. Считайте это семя фундаментальным принципом жизни. Когда вы сеете семя, оно вырастает в дерево со множеством фруктов. В каждом фрукте есть семя. Вы сажаете одно семя, а из него появляется множество семян. Точно так же, каждое живое существо подобно фрукту, содержащему в себе семя божественности, т.е. атму. Но вы не прикладываете усилий, для того, чтобы познать семя. Вы съедаете фрукт, выпиваете сок, а семя выбрасываете. Сегодня человек не способен различать между истиной и ложью. Он стремится к эфемерным вещам и пренебрегает истинным и вечным принципом. Ему кажется, что ему не нужен этот принцип. Он не может понять, что в этом вечном принципе, в этом божественном семени содержится все.

Каждый человек может достичь переживания Бога, который является воплощением любви. Вам не нужно искать Его тут или там. Он есть повсюду, где бы вы Его ни искали. Почему вы забываете о таком сострадательном Господе, который так легко доступен? Он присутствует в каждом человеке в форме сознания. Сознание пронизывает всю вселенную. Не существует ни единого места, где бы не присутствовало сознание. Вы игнорируете его присутствие, так как не понимаете, что сознание есть Бог. Вы должны пережить истину с помощью своих собственных усилий. Сознание сияет в каждом человеке. У него нет формы. Ваг маленький пример. Можете ли вы увидеть воздух, который вдыхаете и выдыхаете? Можете ли вы подержать его в руках? Нет. Но вы не можете отрицать его существование по той простой причине, что от него зависит ваша жизнь. Точно так же, божественность присутствует в вас самих. Глупо искать ее где-то еще.

В первую очередь необходимо развивать веру. Считайте вишвасу (веру) своей швасой (дыханием). Любовь возникает из веры. Вы любите свою мать, потому что вы верите в то, что она ваша мать. Поэтому вера очень важна для каждого человека.

Там, где есть вера, есть любовь.
Там, где есть любовь, есть истина.
Там, где есть истина, есть покой.
Там, где есть покой, есть блаженство.
Там, где есть блаженство, есть Бог.

Как вы можете познать Бога, если у вас нет уверенности? В первую очередь необходима уверенность в себе. Если у человека нет уверенности в себе, он не сможет развить веру в Бога.

Вы видите Бога каждый день. Где вы Его видите? Все формы, которые вы видите, принадлежат Ему. Бог обладает тысячами голов, глаз и ног (перевод с санскрита). Вы видите тысячи голов и в то же время считаете, что не видели Бога. Как это глупо! Вы считаете их всего лишь внешними формами. На самом Деле, все, что вы видите вовне, является отражением вашего внутреннего существа. Вы забываете реальность и обманываетесь отражением, отзвуком и реакцией.

Воплощения любви!

Повсюду вы видите одного лишь Бога. Никого другого не существует. (Показывая свой носовой платок) Что это? Вы скажете, что это кусок ткани. Но это не просто кусок ткани. Без нитей ткани быть не может. А нитей не может быть без хлопка. Хлопок является фундаментальной основой ткани. Точно гак же, божественность является фундаментальной основой всех имен и форм. Бог сияет в каждом человеке. В этом зале вы видите множество разных лампочек, но через все из них проходит один и тот же ток. Без тока лампочки гореть не будут. Каждый человек подобен лампочке. Божественность присутствует во всех в форме теджаса (сияния). Вы должны прилагать усилия для того, чтобы увидеть это сияние. Слепой человек или человек с закрытыми глазами не сможет увидеть свет. Человек с открытыми глазами увидит свет повсюду. Свет божественности присутствует везде. Своими руками, ногами, глазами, ртами и ушами Он пронизывает всю вселенную (перевод с санскрита).

Глаза обладают способностью видеть. Откуда возникает эта сила? Эта сила есть божественность. Сила, наделяющая глаза способностью видеть, есть божественность. Сила. наделяющая язык способностью различать вкус, есть божественность. Пища, которую вы едите, божественна. Все ваши мааталу (слова), ааталу (игры) и пааталу (песни) божественны. Из яйца вылупляется птенец. Из маленького семени возникает огромное дерево. Из цветка исходит аромат. Причиной всего этого является божественность. Бог присутствует во всем. Вы не можете отрицать Его существование. Некоторые считают, что Бога нет. Подобные споры не имеют никакого основания. Даже слова, которые вы произносите, приходят от Бога. Звук есть Бог. Вот почему в священных писаниях Бог описывается как воплощение звука, подвижности и неподвижности, света, речи, вечного блаженства, совершенства, иллюзии и богатства (перевод с санскрита). Бог присутствует в мире во всех этих восьми формах. Вы можете увидеть эти восемь сокровищ Бога повсюду.

Люди бывают мудрыми и глупыми. Они бывают учеными и святыми. Но во всех них присутствует Бог. Ученый говорит об экспериментах, а святой – о собственном опыте. Ученый говорит, что атом является всепронизывающим, а святой – что таковой является атма. Вишну пронизывает всю вселенную. Вся вселенная пронизана Рамой.. (перевод с санскрита). Ученые могут не согласится, если вы скажете, что Бог является всепронизывающим. Они считают, что это атом существует повсюду. Их аргументы основаны на экспериментах. Бога нельзя понять с помощью экспериментов; Его можно только пережить на собственном опыте. Физические эксперименты открывают лишь преходящие истины. Но внутреннее исследование атмы раскрывает вечный принцип.

Ребенок по имени Прахлада заявил, что Бог присутствует повсюду. Его отец Хираньякашипу указал на колонну и спросил: “Существует ли твой Бог здесь?” “Да, конечно”, – ответил Прахлада. Хираньякашипу туг же ударил по колонне булавой. И о чудо! Из нее появился аватар Нарасимха. Каково внутреннее значение этого эпизода? В писаниях говорится: “тело есть храм, в котором обитает Бог” (перевод с санскрита). Бог присутствует в теле. Когда вы разорвете цепи телесной привязанности. Он мгновенно проявится перед вами. До тех пор, пока вы не отбросите привязанность к телу, вы не сможете обрести видение Бога.

Бог существует везде. Но вы не в состоянии пережить эту истину, потому что ваше сердце наполнено сомнениями. Предположим у вас в кармане есть спичечный коробок. В каждой спичке есть огонь. Но прожигает ли он ваш карман? Нет. Огонь возникает только тогда, когда вы чиркаете спичкой о коробку. Подобным же образом, у каждого человека есть спичечный коробок божественности. Когда вы чиркните спичкой Божественного Имени о коробок божественности, возникнет пламя мудрости.

Воплощения любви!

Бог существует в каждом человеке в форме любви. Любовь это Бог. Нет ничего выше любви. Когда вы наполните сердце любовью, вы сможете увидеть Бога повсюду. Йад бхавам, тад бхавати (каково чувство, таков и результат). Бог отвечает вам в соответствии с вашими чувствами. Вы не можете увидеть Бога, потому что в вашем сердце не хватает любви. Вы любите своих родных и друзей. Но это нельзя назвать любовью в истинном смысле этого слова. Это называется привязанностью. Чтобы осознать Бога и развить истинную любовь, вы должны избавиться от привязанности к телу. Привязанность к телу порождает сомнения, которые в итоге разрушают вашу жизнь.

В наше время человек переполнен сомнениями. Среди последователей Иисуса был Фома неверующий. Он постоянно сомневался в божественности Иисуса. Даже у Вивекананды однажды возникли сомнения относительно божественности Рамакришны Парамахамсы. Он положил ему под простынь монету и стал ждать его реакции. Как только Рамакришна коснулся простыни, он немедленно отскочил, как будто его укусил муравей. Когда простынь убрали, под ней обнаружили монету. “Кто положил сюда монету?” – спросил Рамакришна. Вивекананда осознал свою ошибку и сказал: “Я положил ее, чтобы испытать тебя”. Рамакришна ответил: “Сын мой, мне не нужны испытания. Мне нужна любовь. Любовь это все, что мне нужно. Делись своей любовью со всеми”. Фомы неверующие существуют во времена каждого аватара. Пока человек наполнен сомнениями. он не может осознать божественность. Сомнения разрушают саму природу человека. Поэтому, в первую очередь, отбросьте сомнения. Имейте веру в себя. Только тогда вы сможете обрести веру в Бога.

Вы не можете отрицать существование Бога только потому, что Он невидим для вас. Вы сможете увидеть Его только когда разовьете любовь и веру. Вы должны обладать полной уверенностью, что Бог есть везде. Вы не сможете увидеть Его, если в вашем уме останется хоть след сомнения. Наши глаза в длину меньше дюйма, однако они способны видеть далекие звезды. Кто наделил их такой могучей силой? В наших глазах скрыта сила божественности. Сомнения подобны катаракте, затемняющей наше видение. Человек, чьи глаза поражены катарактой, не может увидеть собственных жену и детей, даже если они стоят рядом с ним. Точно так же, человек, охваченный сомнениями, не может увидеть Бога. Чтобы обрести сакшаткару (видение Бога), необходимо удалить “катаракту”;

Человек наделен огромной силой. Скрытая в человеке сила ни имеет себе подобных и не может быть найдена больше нигде. Нет ничего, чего человек не смог бы достичь. В области науки и технологии он достиг огромного прогресса. Он проник в космос на многие мили и добрался до луны. Но он не в состоянии проникнуть внутрь и заглянуть в свое собственное сердце. Какова польза от всего вашего мирского знания, если вы не в состоянии постичь самих себя?

Воплощения любви!

Каждый человек наделен священными качествами любви и истины. Размышляйте об этих божественных принципах. Истина одна и та же для всех. Не существует различных истин, таких как американская истина, пакистанская истина, русская истина и т.д. Истина есть истина; она присутствует повсюду. Истина это Бог. Твердо придерживайтесь истины. Ни при каких обстоятельствах не произносите лжи. Говорите истину с любовью. Любовь это Бог. Живите в любви. Все больше развивайте любовь. Любовь это ваша истинная природа. В каждом человеке есть любовь, но он направляет ее на жену, детей, друзей, родственников и мирскую собственность. Направьте свою любовь на Бога и размышляйте о Нем. Тогда вы непременно увидите Его везде. Вы можете спросить, возможно ли это. Поверьте Мне, это возможно. Вы ищете Бога то тут, то там, не осознавая своей собственной божественной природы. Вы сами есть Бог. Как вы можете искать самих себя где-то еще? Познайте свою истинную сущность. Все вы являетесь формами Бога. Вот почему вы собрались здесь. У вас возникла любовь к этой Божественной форме, потому что в каждом из нас присутствует божественность. Вы и я не отличны друг от друга. Существует только один божественный принцип. Не обращайте внимания на различия, основанные на касте, вероисповедании и национальной принадлежности. Делитесь своей любовью со всеми с твердой верой, что в каждом есть Бог. Вы есть Бог. Нет никого выше вас. Развивайте веру в себя. Когда у вас возникнет вера, вы сможете развить любовь.

Воплощения любви!

Вам не нужно искать Бога. Вам не нужно путешествовать за многие мили, чтобы увидеть Бога. Чтобы увидеть Бога, многие люди отправляются в Гималаи и посещают различные места паломничества. Но где находится Бог? Он находится внутри. Как же вы сможете найти Бога, если ищите Его вовне, забывая изначально присущую вам божественность? Познайте самих себя. Бог пронизывает все, начиная с атома. Аноранейан махато махейан (Брахман больше величайшего и меньше наименьшего).

Чтобы привлечь детей, люди делают сахарные фигурки в виде зверей и птиц и продают их на базаре. Вы можете отломить от фигурки любую часть – хвост, ухо или хобот – и каждая из них будет одинаково сладкой. Так же как сладость пронизывает всю фигурку. Бог пронизывает всю вселенную. Если вы начнете искать Бога, не понимая этой истины, вы только зря потратите время. Время это Бог. Бог есть воплощение времени. Он является воплощением кармы (действия). Поэтому, прежде чем начинать какое-либо действие, необходимо поклониться ему. От кармы убежать невозможно. Она следует за вами как тень, куда бы вы ни пошли. Как только вы осознаете Бога, эта тень исчезнет, и останется только реальность.

В первую очередь развивайте веру в то, что Бог присутствует повсюду. Тогда вы сможете действительно увидеть Его. Не думайте, что Бог существует только в каком-то определенном месте. Вам не нужно совершать длительные поездки, чтобы увидеть Саи Бабу. Он находится внутри вас. Вы не сможете обрести Его, если будете искать Его где-то еще. В земле под вашими ногами находится великое сокровище. Но вы не сможете завладеть им, пока не начнете копать в нужном месте. Подобным же образом, чтобы обрести Бога, вы должны развивать любовь, искренне исполнять свой долг и следовать по нуги истины с непоколебимой верой. В Упанишадах по отношению к человеку употребляется слово “манава”. Кто такой манава? Человека нельзя назвать манавой только потому что он обладает человеческой формой. Манава это человек, обладающий любовью, истиной и верой.

Предположим, вы идете по дороге и видите младенца на руках у матери. Если вы улыбнетесь ребенку, он улыбнется вам в ответ. Подобным же образом, все, что вы видите в мире является лишь реакцией, отзвуком и отражением вашего внутреннего существа.

Глупые люди ищут Бога то туг, то там. Вам не нужно никуда ехать. Просто закройте глаза и посмотрите вовнутрь. Вы непременно обнаружите Бога. Ни одна джива (человек) не может существовать без Дайвы (Бога). На самом деле, джива и есть Дайва. Человека называют вьяшти (индивудуум), а Бог имеет форму самашти (общество). Общество состоит из множества индивидуумов. Лес состоит из множества деревьев. Село состоит из множества домов. Имена могут меняться, но фундаментальная основа остается прежней.

Божественность не ограничивается каким-либо местом. Она существует повсюду. Существует только один божественный принцип. Он присутствует во всех нас в форме “я”. Вы и Я не отличаемся друг от друга. Мы есть одно и то же. Постарайтесь понять эту истину. Бог не является чем-то отдельным от вас. Он находится в вас, с вами, вокруг вас, над вами и под вами.

Воплощения любви!

Развивайте в себе любовь. Любите всех. Не испытывайте ни к кому ненависти. Ненависть, которую вы испытываете по отношению к другим, вернется к вам в виде отражения. Вы должны контролировать свои чувства. Предположим, вы натолкнулись на человека, который вас ненавидит. Поприветствуйте его словами: “Здравствуй, друг, как поживаешь?” Поговорите с ним с любовью. Тогда он тоже ответит с таким же чувством. Если же вы начнете ненавидеть и оскорблять его, он сделает то же самое. Вашими худшими врагами являются гнев и ненависть.

Гневный человек не достигнет успеха ни в одном предприятии. Он совершит много грехов и все будут смеяться над ним (стихотворение на телугу).

Собственная семья покинет его. Он потеряет всякое уважение. Его гнев окончательно погубит его (стихотворение на телугу).

Говоря по правде, такие плохие качества как гнев, ревность и ненависть, противоположны человеческой природе.

Воплощения любви!

Не испытывайте ненависти ни к кому. Относитесь ко всем дружелюбно. Но помните, что только Бог является вашим истинным другом. Дружба это один из девяти путей преданности. Чтобы дружить с Богом, необходимо развивать любовь в сердце. Оружием любви вы сможете победить даже самого злого человека.

Однажды, когда Будда шел по лесу, к нему приблизился демон с намерением причинить ему вред. Глаза демона горели от гнева. Громовым голосом он спросил Будду: “Ты кто такой?!” Будда улыбнулся демону и ответил: “Я твой друг”. Демон мгновенно переменился. Он сказал Будде: “Я тоже твой друг”. Он превратился в голубку, символ мира, и улетел. Откуда возникает мир и покой? Покой возникает от любви.

Поэтому любите всех. Не испытывайте ни к кому ненависти. Любите даже самого заклятого врага. Тогда вы непременно обретете мир и покой. Сегодня люди везде ищут покоя. Но во внешнем мире его не найти. Покой находится в вас самих. Вы являетесь воплощением покоя, любви и истины. Вы являетесь воплощением Бога. Все благородные личности учили о важности и необходимости развития любви. Если в ком-то нет любви, его нельзя назвать человеком. Любовь это наша жизнь. Как только мы наполним сердца любовью, мы испытаем непреходящее блаженство.

Когда Будда готовился достичь нирваны (освобождения), его двоюродный брат Ананда начал лить слезы. Будда сказал: “Ананда, неужели ты горюешь оттого, что я достигну нирваны? Почему ты плачешь? Ты тоже должен стремиться достичь этого блаженного состояния, развивая любовь”. С этими словами Будда оставил свою смертную оболочку. Ананда неукоснительно последовал учению Будды и достиг переживания ананды (блаженства).

Прежде всего развивайте любовь. Там где есть любовь, есть Бог. В банке лежит много денег. Но если вы просто попросите, вам их не дадут. Вы не сможете взять деньги из банка, если вы до этого не поместили их туда. Подобным же образом, вы должны поместить деньги веры и любви в божественный банк. Только тогда вы сможете обрести богатство божественной милости.

Бхагаван завершил свое выступление баджаном “Према мудита манасе кахо...”

Перевод Е.Сергацкой по журналу “Санатхана Саратхи”, июль 2003 г