Курс лекций Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы по индийской культуре и духовности "Летние ливни в Бриндаване", лекция № 3,
17 мая 2002 г., вечерняя лекция в мандире.

Гармония и красота в Рамаяне

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Дайвадхинам джагат сарвам
Сатьядхинам ту дайватам
Тат сатьям уттамадхинам
Уттамо парадэвата

"Всё творение находится во власти Бога.
А Бог управляется истиной.
Истина – во власти благородных личностей.
Благородные люди выше богов".

(стихотворение на санскрите)

Воплощения божественной любви!

Сегодняшнее общество крайне нуждается в Рамаяне. У нас нет детей, которые уважали бы своих родителей, равно как у нас нет родителей, у которых была бы большая привязанность к своим детям. Сегодня у нас нет учеников, которые уважали бы своих наставников; и при этом у нас нет наставников, у которых была бы сильная любовь к своим ученикам. У нас нет таких домов, в которых родители сияли бы как образцы для подражания для своих детей. У нас нет таких домов, где братья жили бы во взаимной любви и привязанности; равно как у нас нет домов, где жёны и мужья сияли бы как идеалы для других людей в силу своей взаимной любви и привязанности. Хорошие манеры и вежливость исчезли. Сегодня Рамаяна является идеалом в различных областях деятельности для современного общества, раздираемого многочисленными проблемами.

Дом – это первая школа

Сегодняшние родители не заботятся о том, чтобы разузнать способы и средства воспитания своих детей и удерживания их под контролем. Они полагают, что их ответственность заканчивается в момент поступления их детей в начальную или деревенскую школу. Дом – это первая школа для детей. Именно в этой школе дети должны учиться тому, как уважать своих родителей; как придерживаться Истины, Праведности, Мира и Ненасилия; как вести себя в школе; как уважать преподавателей; и как вести себя с одноклассниками. Они также должны знать, как соблюдать правила и предписания школы и как поддерживать дисциплину. Именно в результате изучения этих вещей студенты превращаются в идеальных студентов.

"Вставайте с кровати,
Когда петух прокукарекал утром;
Приведите себя в порядок и совершите омовение,
Покушайте правильно и умеренно.
Идите в школу и учитесь прилежно.
Заработайте доброе имя послушного студента.
Не ходите по улице в сырую погоду.
И никогда не ходите возле канав.
Бегайте и играйте, забавляйтесь и веселитесь.
Если вы будете соблюдать все вышеупомянутые принципы,
Вы будете наслаждаться и здоровьем, и богатством".

Но никто не наделяет детей таким учением.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Вишвамитра в Айодхье

Когда мудрец Вишвамитра пришёл к Дашаратхе, император оказал ему все знаки внимания, пригласил его занять почётное место на возвышении и жаждал узнать о причине прихода мудреца, и, не допуская и тени сомнения, предложил выполнить любое служение, необходимое мудрецу. Когда люди приходят в наш дом, необходимо обращаться с ними с уважением и доставлять им радость. Мудрец сказал императору: "О Дашаратха! Я решил провести яджну (большое ритуальное богослужение) ради блага всего мира. Но демоны создают массу препятствий для проведения яджны. Я обладаю достаточной силой и могуществом, чтобы дать им отпор, поскольку в моём распоряжении находится много могущественного оружия. Но строгие правила яджны запрещают мне использовать его, когда я лично провожу её. Применение насилия и осуществление кровопролития запрещено ритвикам (священникам), выполняющим яджну. Поэтому я ищу помощи твоих сыновей, чтобы они пошли со мной для защиты яджны, которую я собираюсь провести ради блага и процветания всего мира".

Эти слова вызвали шок у Дашаратхи. Ему не понравилась идея отправить юных мальчиков в лесную чащу. Он подумал, что с его стороны будет несправедливо послать их в лес. Он ответил мудрецу: "Учитель, прости меня. Я приму на себя ответственность за защиту яджны. Эти мальчики совсем молоды, им ещё нет и четырнадцати лет. Они едва знакомы с искусством применения оружия. Как они смогут защитить яджну?" Когда Вишвамитра услышал эти слова царя, он сделал вид, что он рассердился. Он заревел: "Потомки Икшваку никогда не нарушают своих обещаний. Ты обещал мне, что непременно выполнишь мою просьбу. Если ты откажешься от своих слов, то это будет нечестно с твоей стороны. Если ты полагаешь, что ты прав, то я возвращаюсь".

Дашаратха принял близко к сердцу слова Вишвамитры. Он знал, что он должен быть предельно осторожен в обращении с памулу (змеями) и свамулу святыми мудрецами. К тому же он боялся, что Вишвамитра может наложить на него проклятие. Он позвал Васиштху, который был их семейным гуру, и посовещался с ним. Это общение принесло Дашаратхе определённое удовлетворение. Мудрец Васиштха посмотрел на Дашаратху и сказал ему: "Эти юнцы не являются обычными мальчиками. Ты удручён из-за своей привязанности к своим детям. Они будут обрушиваться на врагов подобно ударам молнии. Ты не способен понять, что они – сама божественная мощь в человеческой форме". Затем Васиштха позвал Раму. Рама пришёл и подошёл к Васиштхе. Лакшмана также пришёл вместе с Ним, поскольку обычно он всегда находился рядом с Рамой. Дашаратха представил своих сыновей Вишвамитре. Они предложили свои приветствия своему отцу Дашаратхе, гуру Васиштхе и мудрецу Вишвамитре, и остались стоять на месте в ожидании. Вишвамитра, не шевелясь, пристально смотрел на сияние на их лицах. Он пожелал сделать намаскар (уважительное приветствие) этим детям. Но делать намаскар маленьким мальчикам на виду у других людей считалось некорректным. Поэтому он поприветствовал их в своём сердце.

Пары братьев Рама и Лакшмана, Бхарата и Шатругна всегда ходили вместе. Лакшмана следовал за Рамой как тень. Шатругна всегда следовал за Бхаратой. На это была своя причина.

Почему братья держались парами

Когда Дашаратха проводил яджну под названием путракамешти (для обретения сыновей), то появилась яджна-пуруша (личность, являющаяся объектом поклонения в яджне) и предложила сосуд со священным пайасамом (яством) Васиштхе. Васиштха передал священный сосуд Дашаратхе, который, в свою очередь, распределил его поровну между своими тремя жёнами. Каушалья была уверена в том, что сын, рождённый у неё, будет царём Айодхьи, поскольку она была старшей царицей. Кайкейи также была уверена в том, что её сын однажды займёт трон, потому что Дашаратха дал это обещание её отцу во время брака. Но у добродетельной Сумитры не было подобных надежд. Поскольку император ничего не пообещал ей, она подумала, что её сын будет всего лишь прислуживать царю. Она отнесла чашу со своей долей яства и оставила её на невысоких перилах террасы, в то время как она сама сушила там волосы. И вдруг, откуда ни возьмись, прилетел орёл и унёс чашу со священным яством. Напуганная этим, она немедленно спустилась вниз и сообщила Каушалье и Кайкейи о случившемся. Поскольку Каушалья и Кайкейи были добродетельными, они поделились с ней своим священным яством.

Царицы были настолько благородными, что в них не было даже йоты эгоизма или зависти. Они сияли как примеры гармонии, понимания и взаимной любви. Их поведение достойно подражанию в наше время. Три царицы предложили свои молитвы и вкусили священное яство. Первым родился Рама у Каушальи; затем Бхарата у Кайкейи, а последними родились Лакшмана и Шатругна у Сумитры. Сыновья Каушальи и Кайкейи счастливо игрались в колыбели, в то время как сыновья Сумитры плакали всё время и днём, и ночью, и даже не хотели принимать пищу. Сумитра пошла к мудрецу Васиштхе и рассказала ему о своих плачущих детях. Мудрец Васиштха закрыл свои глаза и взглянул на ситуацию своим йогическим видением. Ему открылась истина. Он сказал Сумитре: "Поскольку ты вкусила священное яство, данное Каушальей, у тебя родился Лакшмана, который является амшей (частью) Рамы. И поскольку ты вкусила яство, данное Кайкейи, у тебя родился Шатругна – часть Бхараты. Поместите Лакшману рядом с Рамой, а Шатругну – рядом с Бхаратой, и тогда они будут лежать спокойно". Сумитра поступила согласно предписаниям Васиштхи. Все дети спали спокойно, и никто не плакал. Это сделало Сумитру очень счастливой, и она сказала Каушалье и Кайкейи: "Лакшмана и Шатругна – это дар вам. Мои дети будут служить вашим детям. Лакшмана будет служить Раме, а Шатругна будет служить Бхарате. Мне выпала большая удача, что мои сыновья будут служить другим".

Рама и Лакшмана, Бхарата и Шатругна имели тесную внутреннюю связь между собой. Куда бы Рама ни шёл, Лакшмана следовал за Ним. Рама не притрагивался к пище, если Лакшмана не ел вместе с Ним. Подобным образом Бхарата также не притрагивался к пище, если рядом с ним не было Шатругны. Когда Бхарата отправился повидать своего дядю, царя Кашмира, Шатругна также последовал за ним, хотя никто не велел ему делать этого. Когда Рама уходил в лес в изгнание, Лакшмана также пошёл за Ним, хотя Рама не велел Лакшмане сопровождать Его. Рама даже сказал Лакшмане: "Брат! Ты должен остаться в Айодхье, чтобы служить нашим родителям, которые будут томиться в тоске в Моё отсутствие. Твой долг заключается в том, чтобы утешать их и делать их счастливыми". На это Лакшмана ответил: "Брат! Моя мать отправила меня служить Тебе. Ты уходишь в лес, повинуясь предписанию нашего отца, в то время как я следую за Тобой, повинуясь предписанию моей матери". Куда бы Рама ни шёл, Лакшмана следовал за Ним. Также и Шатругна всегда находился в компании Бхараты.

Идеальные супруги для идеальных сыновей

Когда четыре сына Дашаратхи вернулись в Айодхью из Митхилы (царства Джанаки) в сопровождении своих супруг, то радость Дашаратхи не знала границ. Он сказал им: "Эти ваши четыре супруги в высшей степени благородны и добродетельны. Я буду заботиться о них так, как если бы они были моими дочерьми. То, что у меня такие невестки – результат божественной милости. Где находится Митхила и где – Айодхья? Только в результате проявления божественной воли все они должны были соединиться подобным образом". Эти четыре супруги четырёх сыновей Дашаратхи обладали образцовым совершенством. Сита и Урмила были дочерьми Джанаки, и они вышли замуж за Раму и Лакшману соответственно. Мандави и Шрутакирти, которые были дочерьми Кушадваджи, брата Джанаки, вышли замуж за Бхарату и Шатругну соответственно. Поскольку четыре невестки были идеальными женщинами, дом Дашаратхи также был идеальным.

Когда Вишвамитра получил разрешение Дашаратхи взять Раму с собой для защиты яджны, Лакшмана сразу же последовал за Рамой. Когда они достигли берегов реки Сарайю, ведомые Вишвамитрой, святой мудрец преподал им две мантры под названием "бала" и "атибала", чтобы они не страдали от недостатка сна и голода. "Бала" побеждает сон; "атибала" побеждает голод. Хотя Вишвамитра знал, что Рама был всемогущим, всё же он впал в иллюзию (майю) и преподал ему священные мантры.

Дом Дашаратхи был идеальным, где все матери жили в большой гармонии. Царицы Дашаратхи также жили в большом единстве и понимании. В настоящее время трудно вести жизнь с одной единственной женой, а что уж говорить о трёх жёнах? Но дом Дашаратхи был исключением. Там господствовала большая гармония и понимание. Здесь может возникнуть мысль: "Почему Кайкейи вела себя эгоистичным образом, требуя изгнания Рамы на четырнадцать лет?" Она действовала, находясь под божественным диктатом, ибо Рама считал Своим долгом уйти в лес, чтобы убить демонов. Люди придерживаются мысли, что Мантара отравила ум Кайкейи своими злыми советами. Кайкейи была не из тех женщин, которые слушаются слов слуги. Она была женщиной с характером, наделённой большими добродетелями. В действительности она любила Раму больше, чем своего сына Бхарату.

Когда боги и мудрецы пришли к Брахме с прошением, умоляя спасти их от злодеяний Раваны, Брахма сказал им: "Я дал Раване дар, что он не будет убит ни богами, ни даже киннарами (кентаврами) и кимпурушами (получеловек-полуобезьяна, например Хануман), но Я не упомянул манаву (человека). Следовательно, Равана встретит свой конец в руках Рамы (в человеческой форме), который является воплощением Вишну". Всё происходило согласно божественной воле. Даже Ланкини выразила словами божественную волю. Когда Хануман ударил её, она сказала: "Плохие времена наступают для Ланки". Существовало пророчество, что, когда обезьяна ударит её, это будет означать начало крушения Ланки. Фактически, когда Хануман ударил её, Ланкини упала плашмя на землю. Ланкини была демоницей огромной силы, охранявшей город Ланку у главных ворот крепости.

Орёл, который унёс чашу с яством Сумитры, уронил её на колени Анджана-дэви, которая медитировала в это время. Хануман также был тесно связан с Рамой, Лакшманой, Бхаратой и Шатругной, поскольку он был рождён у Анджана-дэви в результате того, что она вкусила то же самое священное яство, которое вкусили и царицы Дашаратхи. По этой причине Хануман чувствовал свою тесную связь с Господом Рамой и сыграл важную роль в Его миссии.

Рамаяна – для всех и на все времена

Воплощения божественной любви!

Рамаяна выступает в качестве великого идеала для всего человечества. Она устанавливает идеалы для каждой сферы жизни. Она показывает то, как братья, сёстры и родители должны жить образцовой жизнью. Рамаяна – источник вдохновения не только для древних времён, но также и для нынешней эпохи. Каждый человек рождён в этом мире, чтобы сиять как идеал, а не вести эгоцентричную жизнь. Каждый человек должен выступать в качестве примера, прилагая для этого все свои усилия. Рамаяна показывает всем, какой должна быть идеальная семья и какими должны быть идеальные манеры.

Когда Сита, Мандави, Урмила и Шрутакирти уезжали в Айодхью вместе со своими мужьями, их родители не проливали горькие слёзы, как это делают родители в наше время. Родители этих четырёх женщин полагали, что долг их дочерей – отправиться в дом Дашаратхи. Они не считали, что дочери отправлялись в другой дом. Дочери также не проливали каких-либо горьких слёз. У них на глазах были слёзы радости, когда родители отослали своих дочерей в дома к их мужьям. Таковы были идеалы людей тех дней.

Когда Лакшмана решил сопровождать Раму в лесу, мать Сумитра сказала ему: "Мой сын, это воля Бога проявилась в том, что я – Твоя мать, а Ты – мой сын. Мы должны играть свои роли согласно божественному провидению. Не переживай из-за того, что Ты уходишь в лесную чащу. Айодхья без Тебя – лес для нас, а лес в Твоей компании – Айодхья". Таковы были те идеалы, которые поддерживались великими женщинами тех дней.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Существует много уроков, которые Рамаяна предлагает для всего мира. Однажды, когда Рама был ещё ребёнком, Дашаратха заметил, что Он массировал Свои собственные ноги. Он не попросил слуг помассировать Свои ноги. Дашаратха, учитывая высокое положение Рамы, немедленно послал за слугами, чтобы те помассировали ноги Рамы. Рама сказал Дашаратхе: "Я не хочу услуг этой прислуги. Я буду выполнять Мою работу Сам. Это – Мои ноги, а не чьи-то ещё. Поэтому Я должен массировать Свои собственные ноги без того, чтобы полагаться в этом на кого-то другого. Все являются слугами в этом мире". Все составляют одно целое, равно относитесь к каждому. Это было тем идеалом, который демонстрировал Рама.

Лаванья – признак аватара

Рама был полон лаваньи. Лаванья означает "контроль над чувствами". Его характер был причиной Его лаваньи. В действительности Рама и Кришна всё время оставались молодыми. Вы когда-либо видели изображение Рамы или Кришны с седыми волосами? Вы когда-либо видели изображение Кришны с признаками старого возраста? Вы когда-либо видели Его как дедушку? Все аватары всё время остаются молодыми. Этому Моему телу идёт семьдесят седьмой год. Мне не ведома какая-либо слабость, и Я могу быстро ходить. Я избегаю делать это, поскольку это может выглядеть забавно и люди будут смеяться, если Я буду быстро ходить в этом возрасте. Несомненно, люди будут смеяться, если малыш будет ходить с тростью в руке. Будет выглядеть смешно, если старик будет играть с игрушками. Подобным образом, если Я быстро хожу, преданные могут смеяться. Мы должны вести себя согласно времени, месту и обстоятельствам. Я веду Себя согласно им.

Мне не ведома какая-либо слабость. Обычно у стариков морщины на лицах, и они страдают от глухоты и катаракты. У Меня нет каких-либо признаков старого возраста. На Моём лице нет ни единой морщины. Мои глаза сияют подобно электрическим лампам, а мой голос подобен громкоговорителю. Когда наступает старость, люди делают операцию по удалению катаракты. Мои же глаза находятся в отличном состоянии. Я могу видеть всё на расстоянии. Никто не знает Моего могущества и Моей силы. Но Я использую их согласно потребности и ситуации. Я использую Свою силу благоразумно и сдержанно. Ограничители скорости на дорогах предназначены для управления скоростью. Они необходимы, и они гарантируют безопасность. Подобно этому, иногда Я сдерживаю Мою силу. Всё это – признаки Моей божественности. Вы узнаете Мою божественную славу медленно и постепенно с течением времени. Хотя у Меня есть человеческое тело, Я свободен от человеческой привязанности. Хотя это тело – человеческое, Я полностью божественен.

Курс лекций по индийской культуре и духовности

Поскольку Рама и Кришна были рождены с человеческими телами, люди придерживаются неправильного представления о том, что они умерли обычным способом. Рама и Кришна не оставили Свои тела человеческим способом. Рама ступил в реку Сарайю и исчез. Прежде Он отослал Ситу. Подобным образом Кришна ушёл в Двараку. Уддхава увидел Кришну сидящим под деревом, и затем Кришна внезапно исчез. Тела божественных воплощений не падут от рук смертных. Вы должны заслужить способность понять божественность.

Воплощения божественной любви!

Поскольку Я ем подобно вам, играю с вами и пою с вами, вы впадаете в заблуждение, полагая, что Я – такой же человек, как и вы. Думать обо Мне подобным образом – полнейшее невежество. Некоторые преданные полагают, что что-то не так с Моими ногами, когда Я хожу медленно. У Меня нет каких-либо затруднений с Моими ногами, Я счастлив и с Моим здоровьем всё в порядке. Я хожу медленно размеренными шагами из-за того одеяния (робы), которое Я ношу. Одеяние, которое Я ношу, сшито до самого низа, не позволяя Мне делать длинные шаги. Моя ходьба медленная, нежная и мягкая, без какой-либо резкости. Я – вся сладость и мягкость.



Другие лекции курса "Летние ливни в Бриндаване '2002"


Перевод с английского (версия текста из книги): В.Вернигора.